СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по русскому языку в 5 классе на тему: «Правописание безударных гласных в корне слова».

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: "Правописание безударных гласных в корне слова". Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, нужно изменить слово так чтобы этот гласный стал ударным. Этому обучающиеся учаться на уроке. Получают много практического опыта. 

Просмотр содержимого документа
«Урок по русскому языку в 5 классе на тему: «Правописание безударных гласных в корне слова».»

Тема: «Правописание безударных гласных в корне слова»

Цели:

1.Правописания безударных гласных в корне слова;

2.Коррекция и развитие мышления через упражнения в анализе и синтезе; развивать умение распознавать ударный и безударный слоги в слове, развивать навыки мелкой и общей моторики.

3.Формирование интереса к предмету.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- закрепить знания о способах проверки безударных гласных в корне слова, проверяемых ударением ;

- находить в тексте слова с заданной орфограммой; учить аргументировать свою точку зрения;

- развивать орфографическую зоркость обучающихся, устную и письменную речь;

- расширять, уточнять и активизировать словарь по теме «Зима».

Коррекционно-развивающие:

- развивать познавательные процессы обучающихся (связную речь, память, мышление, внимание, коммуникативную функцию, восприятие);

- формировать целостное впечатление о изображенном на картине.

Коррекционно-воспитательные:

- развивать у воспитанников чувства любви и интереса к русскому языку, воспитание заботливого, доброго, толерантного отношения к окружающим;

- создать благожелательную творческую атмосферу.

- обеспечить необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся, снятию умственного и физического напряжения.


Оборудование: карточки, рисунок, презентация.

Ход урока:

Организационный момент:

- Здравствуйте ребята, уважаемые гости! Сегодня у нас необычный урок. Мы со Светланой Изиляевной проведем урок совместно.

( Слова С.И.)

Ребята, сели все ровно, приготовили принадлежности.

Актуализация знаний:

- Ребята, о чем мы говорим на уроке русского языка?

(На уроках русского языка, мы говорим о слове.)

- А слова из каких частей состоят?

(Слова состоят из приставки, корня, суффикса, окончания.)

- А какая часть самая главная в слове? Без чего не бывает слово.

(Самая главная часть корень)

- Правильно. Сегодня тоже будем говорить о корне слова. Повторим и узнаем что-то новое.

- Домашнее задание, я проверю сама. Открыли тетради.

-Пишем число. Четвертое декабря.

Даны слова: Мосты, грибы, трава. Прочитаем хором. Напишем слово мосты. (Сказать определение мосты). Индивидуальное задание для Тагировой Юлии. - Юлия, подними картинку где нарисованы мосты. Вот посмотрите ребята как выглядят мосты. (Подними картинку мосты)



/

- Поставим ударение. Мосты. Выделяем корень: мост.

Назовем гласную в корне – о, в слове мост. Найдем гласные буквы в этом слове.

Буква ы ударная гласная, а ещё здесь есть гласная.

Таким образом, буква о - безударная гласная в корне. Подчеркните безударную гласную в корне.

Произнесем слово – мосты, в корне слышится звук а, пишем гласную букву 0.

Почему? Подумаем вместе.

Мосты- это много (несколько), а один как будет? (Мост)


Мост

Найдите ударную гласную в этом слове. (Слышим и пишем гласную – 0).

Молодцы!

Правило: Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, нужно изменить слово так, чтобы этот гласный стал ударным.



А как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока.

(«Правописание безударные гласные в корне слова»)


- Прочитаем второе слово – грибы. Индивидуальное задание для Тагировой Юлии

- Юлия, подними картинку где нарисованы грибы. Вот посмотрите ребята как выглядят грибы.


Поставим ударение в слове грибы.

/

Грибы.

Выделяем корень в слове: это будет гриб. Проверочное слово – гриб. Безударная стала ударной. Назовем гласную в корне – и. Таким образом, буква ы – безударная гласная в корне.



- А сейчас прочитаем третье слово – трава. Индивидуальное задание для Тагировой Юлии

- Юлия, подними картинку где нарисовано трава. Вот посмотрите ребята как выглядит трава.


Поставим ударение в слове трава.

/

Трава.

Выделяем корень: трав. Проверочное слово – трав. Назовем гласную в корне – а. Таким образом, буква а – безударная гласная в корне.



- А какие слышаться: Мосты- слышится звук а, пишется гласная буква о.

Грибы - слышится звук е, пишется гласная буква и.


Трава- слышится звук о, пишется гласная буква а.

- Ребята, мосты – это много. А один как будет?

(Мост).

- Мы нашли проверочное слово. А сейчас поставим ударение в слове мост.

\

(Мост).

- Ребята, а сейчас повторим и закрепим правило. Правило на экране.

Правило: Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, нужно изменить слово так, чтобы этот гласный стал ударным.


- Ребята, я сейчас посмотрите на карточки которые лежат у вас на партах:

Кругом снега. Они занесли поля, леса. Белый ковер укрыл землю.

- Мы должны вставить пропущенные буквы. Устно выполняем.

- Читаем первое предложение: Кругом сн(…)га. Какая буква пропущена в слове снега? Правильно буква е. А почему е ? Найдем проверочное слово.

(Снег).

- Ребята, прочитаем второе предложение. Они занесли п(…)ля, л(…)са. Какая буква пропущена в слове п(…)ля? Правильно буква о. А почему о ? Найдем проверочное слово. (Поле)

- Ребята, а какая буква пропущена в слове л(…)са? Правильно буква е. А почему е ? Какое проверочное слово. (Леса)

- А сейчас выпишем слова с пропущенными буквами : снега, поля, леса. Поставим ударение в этих словах.

/ / /

Снега, поля, леса.

- Пожалуйста, выделите корень в этих словах. Выделяем простым карандашом. (Снег, пол, лес)

- Ребята, а где находится пропущенная гласная буква.

- (В корне). Проверочное слова (снег, поле, лес).

- Молодцы!

- Ребята, эти предложения отдельные или связанные между собой одной темой.

(Связаны одной темой)

- А сейчас прочитаем хором.

( Читаем хором).

- О чем этот рассказ?

- (О зиме)


Физкультминутка



- дыхательные упражнения

- пальчиковая гимнастика


Работа по картине





Какое время года изображено на этой картине?

Что вы видите на этой картине?

Кого вы видите на этой картине?

Чем заняты дети?

Индивидуальное задание для Тагировой Юлии и Шуктуевой Ангелине собрать картину о «Зиме».

Ребята, вам нравится эта картина? Составим рассказ, используя эти слова.

з..ма, сн..гами, сн..говик


Используя, знания, которые вы получили, вставьте, пропущенные буквы.


Читаем первое слово - «зима». Какую гласную букву вставляем? - «и». Правильно. Какое проверочное слово? «зимы»

Как мы подбирали проверочное слово? (изменили слово так, чтобы безударная гласная стала ударной)

Выделим корень. Какой корень? «зим» - правильно.


Читаем следующее слово «снегами». Какая гласная пропущена? – «е». Правильно. Какое проверочное слово? «снег».

Выделим корень. Какой корень? «снег» - правильно.


Точно также найдем проверочное слово к слову «снеговик».

Читаем слово «снеговик». Какая гласная пропущена? «е». Какое проверочное слово? «снег». А корень в этом слове какой? «снег». Правильно.

Ребята, а что вы заметили? В словах «снегами» и «снеговик» один и тот же корень «снег». Какие это слова? Однокоренные. Молодцы.


Теперь, когда мы вставили пропущенные буквы в словах, можно будет составить рассказ, используя эти слова.

Наступает холодная ….. (зима). Земля покрылась …(снегами). Зимой дети катаются на санках, лыжах, коньках и лепят …(снеговика). Ребятам весело зимой.

Вам понравился рассказ? Мне тоже. Молодцы! Как, можно его назвать? («Зима», «Зимние забавы»). МОЛОДЦЫ!

Игра «Самый внимательный»

Ребята, сейчас внимательно посмотрите на картину, постарайтесь запомнить ее. Я уберу картину, а вы по памяти будите отвечать на мои вопросы.

- Что делаю дети?

- Во что одеты дети?

- Сколько детей изображено на картине? (6)

- Сколько детей играют в снежки? (2)

- Сколько ребят катаются на санках? (2)

- Какого цвета варежки у снеговика? (красные)

- Что надето на голове у снеговика?

О чем мы говорили сегодня на уроке? Мы учились правильно писать безударные гласные в корне. Правило на экране.

Правило: Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, нужно изменить слово так, чтобы этот гласный стал ударным.

Что понравилось на уроке?

Итоги урока.

Оценки.

Д/з : Упражнение 115 , страница 81.





















Дополнительные задания:

Задание «Дополни предложение»:

На снегу я увидел заячьи… (сл..ды).

Осенью идут проливные… (д…жди).

На небе зажглась яркая ….(зв…зда).

На лугу росла зеленая …( тр…ва).





Коррекционные упражнения.

Гимнастика для пальцев»: «Молоточки били-били, в стенку гвоздики забили».

Скороговорка: «На горе горка, под горой норка».

Упражнение на развитие кратковременной памяти (запомнить буквы на доске (а,о,у,и,е,я), назвать их, определить, какой буквы не хватает.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!