Название предмета: русский язык
Класс: 9
УМК (название учебника, автор, год издания) «Русский язык: Учебник для 9 класса» под редакцией М.М.Разумовской, П.А.Леканта 2012г
Уровень обучения: базовый
Тема урока: Сложноподчинённые предложения с придаточными причины и следствия
Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 2часа
Место урока в системе уроков по теме:-35
Цель урока:
Создать условия для формирования языковой компетенции через овладение знаниями об особенностях сложноподчиненных предложений с придаточными причины и следствия
ЗАДАЧИ урока
1.Развитие умения отличать сложноподчиненные предложения с придаточными следствия от других видов сложноподчиненных предложений, находить их в тексте.
2.Формирование умения конструировать сложноподчиненные предложения с придаточными причины и следствия, совершенствование умения составлять схемы сложноподчиненных предложений и расставлять знаки препинания
3.Воспитание бережного, внимательного отношения к родному языку.
Планируемые результаты:
предметные:
знать: особенности структуры сложноподчинённых предложений с придаточными причины и следствия
уметь: безошибочно определять вид придаточного, производить пунктуационный разбор
личностные: уважительное отношение к родному языку, самооценка учебной деятельности, умение связывать цель деятельности с мотивом( для чего?)
метапредметные:
умение ставить и формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий, осуществлять контроль, самокоррекцию, оформлять свои мысли в устной форме, слушать речь других, учиться работать в паре, формулировать собственное мнение и позицию, строить логическую цепь рассуждения, извлекать необходимую информацию из различных источников, использовать полученные на уроке знания в жизни.
Техническое обеспечение урока:
- мультимедиа
Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока: - учебник «Русский язык: Учебник для 9 класса» под редакцией М.М.Разумовской, П.А.Леканта
- карточки с заданиями для групп
- карточки (для каждого ученика)
Содержание урока:
Организационный момент. Формирование психологического настроя на урок.
- Доброе утро! В начале урока я предлагаю вам посмотреть небольшой мульфильм « Всё в твоих руках». Посмотрите его и подумайте, как мораль данного мультфильма связана с предстоящим экзаменом по русскому языку. (Отвечают на вопрос учителя: в наших руках хорошо подготовиться к сдаче ОГЭ
2 Определение темы урока. Целеполагание.
-Какую большую тему мы изучаем в этом году? ( Сложное предложение)
-Дайте определение сложному предложению. (Предложение, состоящее из двух и более простых)
Проверить наши знания о сложном предложении нам поможет игра « Я знаю русский язык»
Игра
-Верно ли утверждение, что сложное предложение не может состоять более чем из трех простых предложений? ( Нет)
- С помощью чего соединяются и разделяются части сложного предложения? (Соединятся при помощи союзов, интонации и по смыслу, разделяются запятой)
- Верно ли утверждение, что в сложном предложении обязательно должны присутствовать все виды второстепенных членов? (Нет)
-Назовите группы сочинительных союзов.( Соединительные, разделительные и противительные)
-Чем сложносочиненное предложение отличается от сложноподчиненного?( В ССП части равноправные, а в СПП одна часть главная, а другая зависимая, еще отличаются союзами)
-В каком случае между частями сложносочиненного предложения не ставится запятая? (Между частями ССП не ставится запятая, если у них есть общий второстепенный член)
-Как определить вид придаточного предложения?( По вопросу, только на союз ориентироваться нельзя)
- Назовите группы придаточных предложений и вопросы к ним.( Определительные (какой?) Изъяснительные (вопросы косвенных падежей)Обстоятельственный ( где? Как? Когда зачем? С какой целью и др)
-Как отличить союзы от союзных слов?( Союз не является членом предложения и к нему нельзя задать вопрос, можно заменить другим союзом. Союзное слово является членом предложения и к нему можно поставить вопрос.)
-Проанализируем предложение
Река ярко блестит на солнце, так что глазам больно.
-Какое предложение перед нами, простое или сложное? (Сложное, 2 основы)
- Назовите основы. (Река блестит, больно)
-Давайте уточним характеристику этого сложного предложения.Союзное или бессоюзное, ССП или СПП?( СПП, подчинительный союз так что)
-На какой вопрос отвечает придаточное предложение?
- Как вы думаете, какое значение имеют придаточные предложения, которые отвечают на вопрос «Что из этого следует?» и как они могут называться?
-Чему будет посвящен наш сегодняшний урок? Тема ?
(Придаточные предложения следствия)
-Какую цель поставим перед собой? Что мы должны сегодня узнать, чему научиться?
(Познакомиться с особенностями СПП с придаточными следствия, научиться отличать их от других видов придаточных, самостоятельно строить СПП с придаточными следствия)
- Запишите число, тему урока.
3.Изучение нового материала
- Вернемся к предложению и на его основе охарактеризуем придаточные предложения следствия и продолжим заполнение таблицы придаточных .
-На какой вопрос отвечают? (Что из этого следует? Что является следствием этого?)
-К чему относится придаточная часть?( Ко всему главному предложению)
- Какое место может занимать придаточное по отношению к главному? Можно ли поменять их местами?( Может стоять только после главного)
-Чем присоединяется ?Что мы можем сказать о средствах связи в СПП с придаточными следствия? Докажите, что перед нами союз. (Союз ТАК ЧТО, его можно опустить или заменить другим союзом)
- Данный союз используется только в придаточных предложениях следствия. А) Рассмотрим два предложения
Он слушал внимательно, так что все запомнил.
Он слушал так, что все запомнил.
– Определите разницу в смысловых отношениях между главными и придаточными этих предложений. (В придаточном первого предложения заключается следствие (всё запомнил), вытекающее из содержания главного (слушал внимательно), которое является для него причиной.)
– Определите разницу в смысловых отношениях между главными и придаточными этих предложений. (Второе придаточное содержит два значения: образа действия так как наречие
(слушал) в главном предложении указывает на способ действия и отвечает
на вопрос «как?» и следствия)
Можно ли союз ТАК ЧТО разделить на две части, как многие другие составные союзы? Почему?( Нет, тогда изменится не только структура, но и значение придаточного)
Б)Сравните следующие два предложения
Он слушал внимательно, так что все запомнил.
Он все запомнил, потому что слушал внимательно.
-Чем похожи эти предложения? Чем отличаются?
Определите виды придаточных в этих предложениях (1) придаточное следствия 2) придаточное причины.)
В какой части первого предложения содержится значение причины, а в какой следствия?
Во втором предложении? ( В первой части причина, во второй –следствие)
Какой вывод можно сделать? (Сложноподчиненные предложения с придаточным причины и придаточным следствия тесно связаны друг с другом, так как в одной части их выражается причина, а в другой – следствие)
4 Закрепление материала.
А)Определите виды придаточных. Чем мы руководствуемся при этом?
Расставьте знаки препинании, выделите основы, составьте схемы
Я узнал что в Сибири не любят горячку и спешку.
Брат так исхудал что я его сразу не узнала.
Ветки были сухие так что пламя взметнулось высоко к небу.
Известие что мне доставили вчера очень меня расстроило.
Самопроверка по ключу
Б) Работа с учебником . Выполнение упражнения 208 стр.144
Мы убедились, что придаточные со значением образа действия можно трансформировать в придаточные со значением следствия и наоборот.
(Первое предложение на доске в качестве примера)
Проверка вслух
Физкультминутка
В) Творческое задание (работа в группах)
Задание: составить одно сложноподчиненное предложение с придаточным следствия
1 группа: на тему « Осень»
2 группа: на тему « Школа»
3 группа на тему « Моя будущая профессия»
В) Самостоятельная работа « Подготовка к ОГЭ» (карточки с заданием для каждого ученика) Задание: прочтите текст и выполните задания 1 - 5, в случае затруднения воспользуйтесь словарем
(1)Между двумя деревеньками раскинулся могучий косогор.
(2)Однажды поселилась в чащобе косогора, пожалуй, одна из самых скрытных зверушек – белогрудая куница. (З) Вскоре у неё появились детки. (4)Мать грела их своим телом, облизывала каждого до блеска и, когда малыши чуть подросли, стала добывать для них еду. (5)Она была заботливой матерью и вдосталь снабжала едой кунят.
(6)Но как-то Белогрудку выследили местные мальчишки, спустились за нею по косогору, притаились. (7)Белогрудка долго петляла по лесу, перемахивая с дерева на дерево, потом решила, что люди ушли, и вернулась к гнезду.
(8)Но за ней следило несколько человеческих глаз глаз. (9)Белогрудка не почувствовала присутствия людей, потому что кормила малышей и ни на что не обращала внимания.
(10)Корм добывать становилось трудней. (11)Вблизи гнезда его уже не было, так что куница пошла к большому болоту за озером. (12)Там она поймала сойку и, радостная, помчалась к своему гнезду.
По В.П.Астафьеву
1) Определите стиль текста
2) Замените просторечное слово «вдосталь» в предложении 5 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
3) Выпишите грамматическую основу предложения 10
4) Среди предложений 7 – 12 найдите сложноподчиненное предложение с придаточным следствия. Напишите номер этого предложения.
5) В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
Но как-то Белогрудку выследили местные мальчишки, 1спустились за нею по косогору ,2 притаились. Белогрудка долго петляла по лесу, 3 перемахивая с дерева на дерево ,4 потом решила, 5 что люди ушли, 6и вернулась к гнезду.
КЛЮЧ
1) художественный стиль
2) вдоволь, вволю, досыта
3) добывать становилось трудней
4) 11
5) 5
6 Итог урока. Рефлексия С каким видом придаточных предложений мы сегодня познакомились? В чем его особенность? Можно разделить союз ТАК ЧТО, как другие составные союзы? Почему? Что удалось на уроке?
Над чем еще нужно поработать?
Оцените свою работу на уроке:
Своей работой на уроке я доволен/ не доволен
2.Урок мне показался интересным /скучным
3.После урока мое настроение улучшилось /ухудшилось
4.Материал урока будет мне полезен/бесполезен
7 Выставление оценок
8 Домашнее задание:
§25, упр . 209 стр.144 (по вариантам), сильные учащиеся: упр.210 стр.146