СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по русскому языку во 2 классе "Приставка - часть слова"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока по теме "Приставка- часть слова" для 2 класса.

Просмотр содержимого документа
«Урок по русскому языку во 2 классе "Приставка - часть слова"»

Урок русского языка по теме «Приставка - часть слова»

2 класс

Учитель: Кузнецова Светлана Борисовна

Цель урока: создать условия для формирования представления о приставке как о значимой части слова

Задачи:

Образовательная:

  • обобщить знания детей о частях слова;

  • уточнить место приставки в слове, ее роль и значение

Развивающая:

  • создать условия для развития познавательной самостоятельности, совершенствования способов мыслительной деятельности;

  • для развития личностных качеств, регулятивных, познавательных и коммуникативных.

Воспитательная:

  • воспитывать культуру учебного труда

Оздоровительная:

  • создавать психологический комфорт на уроке, предупреждать учебные перегрузки

Основные характеристики урока

Урок составлен в технологии критического мышления. Состоит из трех основных частей: вызов, осмысление, рефлексия. Использованы следующие приемы: «Верные и неверные утверждения», «Таблица тонких и толстых вопросов», «Кластер».

Тип урока – открытие новых знаний

Форма работы – фронтальная, групповая

Методы обучения:

  • проблемный

  • частично-поисковый

Ключевые компетенции младших школьников

  • коммуникативные (включение в групповую работу, формулирование своего мнения)

  • познавательные (актуализация, анализ, сравнение, открытие знаний)

  • регулятивные (принимать и сохранять учебную задачу, оценивать свои действия)


Этап урока


Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые УУД

1.Орг.

момент

- Прозвенел и смолк звонок,

Начинаем наш урок!

Я желаю, чтобы этот урок подарил вам новые знания. Будьте старательными и внимательными.

Полная готовность класса и быстрое включение учащихся в деловой ритм сопровождается психологическим настроем на занятие.



2. Стадия

вызова


а) Минутка чистописания (слайд 1)

Словарная работа (слайд 2)

- В какой части слова находится орфограмма?

б) Прием «Верные и неверные утверждения»

- У вас на столах лежат листы, на которых есть таблицы. Цифрами указаны номера вопросов. Я задаю вопрос, а вы обсуждаете его в парах. Если согласны – ставите «+», если не согласны – «-», если у вас возникли сомнения, то обведите номер этого вопроса в кружок.

1

2

3

4

5

6

7








- Верите ли вы, что слово можно разбить на части?

- Верите ли вы, что у слова может не быть корня?

- Верите ли вы, что за корнем стоит суффикс?

- Верите ли вы, что суффикс образует новые слова?

- Верите ли вы, что в словах бывают приставки?

- Верите ли вы, что не только суффиксы могут образовывать новые слова?

- Верите ли вы, что не все слова с одинаковым корнем могут являться однокоренными?

- Есть ли такие высказывания, которые вызвали спор?

- Это значит, что мы еще не все знаем о составе слова.

- Значение какого слова из предложенных в вопросах вам не совсем понятно? (Приставка.)

- Что же оно обозначает? (Предположения детей.)

- Сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока. (Приставка – часть слова.) (слайд 3)

б) Постановка проблемы

- Ребята, прочитайте слова на доске: сад, садовый, садик.

- Что вы можете о них сказать? (Это слова однокоренные, корень –сад-.)

- Разберите эти слова по составу. (Самостоятельная работа.)

- Проверим, что у вас получилось?

- Слово сад: окончание – нулевое, корень –сад-.

- Слово садовый: окончание –ый, корень –сад-, суффикс – ов.

- Слово садик: окончание – нулевое, корень –сад-, суффикс – ик.

- Сделайте вывод, какие части слова вам встретились? (Эти слова состоят из корня, суффикса и окончания.)

- Тогда какой вопрос напрашивается? (-А где же приставка?)

- Верно. Какова цель нашего сегодняшнего урока? (Познакомиться с приставкой и ее местом в слове.)


Проверяют и корректируют ранее изученные знания, которые будут востребованы на данном уроке

































































Формулируют тему урока, ставят цель

ЛУУД– широкая мотивационная основа учебной деятельности;

РУУД – принимать и сохранять учебную задачу;

– выполнять учебные действия в громкоречевой и умственной форме;

ПУУД – анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

– строить рассуждения;

КУУД – учитывать разные мнения,

– формулировать собственное мнение


3. Стадия осмысления

а) Прием «Таблица тонких и толстых вопросов» (работа в группах)


- Ребята, попробуйте сформулировать по нашей новой теме вопросы: «тонкие» и «толстые».

- Начнем с «тонких» вопросов. Каждая группа формулирует по 3 вопроса.

- Проверим, что у вас получилось?

- Что такое приставка?

- Где стоит приставка?

- Для чего служит приставка?

- Много ли приставок в русском языке?

- Как обозначают приставки?

- Молодцы. Попробуйте составить по одному толстому вопросу:

- Почему приставка называется «приставкой»?

- Чем приставка отличается от суффикса?

- Могут ли приставки образовывать новые слова?

- В чем разница между приставкой и корнем?

- Сколько приставок может быть в слове?

- Молодцы. У вас получились интересные вопросы. Пришло время на них ответить.


Музыкальная физкультминутка


б) Получение новых знаний

- Прочитайте на доске новые слова: посадка, высадка, пересадка.

- Разберите по составу.

- Что объединяет слова? (однокоренные)

- Чем отличаются?

- Почему изменилось значение слов?

- Каковы ваши предположения? ( по-, вы-, пере- - это приставки, помогают образовать новые слова, стоят в начале слова, перед корнем) (слайд 4)


- Сделайте вывод. Сформулируйте правило.

(слайды 5, 6)


в) Знакомство с правилом (учебник, стр. 144-145)

- Посмотрим, что о приставке говорится в учебнике.

- Прочитайте правило самостоятельно.

- Сравните наш вывод с правилом. Что заметили?


г) Первичное закрепление (учебник, стр. 145, упр. 4 )

Какой вывод можете сделать.


Наблюдение над словообразующей ролью приставок.


Самостоятельное применение знаний

Спиши слова, выдели в них приставку. (слайд 7)

- Обсудите свою работу в парах.





физкультминутка

Работая в группах, выдвигают гипотезы, обсуждают, делают вывод.






















































Сравнивают собственную формулировку правила с учебником.























Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой ситуации.

Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона


ЛУУД – учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

РУУД – учитывать выделенные учителем ориентиры действия;

– преобразовывать практическую задачу в познавательную;



РУУД – учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

– принимать и сохранять учебную задачу;

– оценивать правильность выполнения действия;



ПУУД – анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

– обобщать;

– строить рассуждения;

КУУД – формулировать собственное мнение;

– строить монологическое высказывание



























РУУД – планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

– выполнять учебные действия в громкоречевой и умственной форме;

– учитывать правило в планировании

КУУД – контролировать действия партнёра;

4. Рефлексия

а) Прием «Таблица тонких и толстых вопросов» (работа в группах)

- Давайте вернемся к таблице «тонких» и «толстых» вопросов.

- Отметьте вопросы, на которые мы сумели ответить на уроке.


- Что такое приставка?

- Где стоит приставка?

- Для чего служит приставка?

- Много ли приставок в русском языке?

- Как обозначают приставки?


- Почему приставка называется «приставкой»?

- Чем приставка отличается от суффикса?

- Могут ли приставки образовывать новые слова?

- В чем разница между приставкой и корнем?

- Сколько приставок может быть в слове?

- Остались ли вопросы, на которые мы не смогли пока дать ответ? (Да, остались.)

- Мы будем искать на них ответы на следующих уроках.


б) Итог урока: Прием «Кластер»

- Обобщим все, что мы узнали о приставках.

- Назовите тему нашего урока. (Приставка – часть слова.)

- Расскажите все, что вы запомнили о приставке.(По ходу ответов, заполняем кластер.)


п риставка


Часть слова

Стоит перед корнем

Служит

для образо-

вания

новых

слов

Обоз-нача-

ется



Тест:

1. Подчеркни части слова, которые ты знаешь.

Союз, корень, знак, окончание, предлог, речь, приставка, слово, текст, суффикс, предмет.

2. Какая часть слова может изменяться?

3. Какая часть слова служит для образования новых слов?

4. Разбери однокоренные слова по составу:

соль, подсолнечник, соленый, солнце, засолка.

5. Выдели приставку в словах:

наступила, подул, закружилась, нарисовал


- Все ли у вас получилось на уроке?

- С какими трудностями столкнулись?

- Оцените итоги работы на уроке, дополняя предложения:


Мне удалось ….

Мне понравилось …

Я могу похвалить себя за …

Анализ проделанной работы.

Выделение и осознание учащимся того что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения


































Адекватность самооценки учащегося оценке учителя.

Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке. Стимулирование дальнейшей деятельности, интереса к учению. Похвала.


ПУУД – осуществлять синтез как составление целого из частей;

– устанавливать причинно-следственные связи;

ПУУД – строить рассуждение в форме связи простых суждений об объекте.


КУУД – использовать речь для регуляции своего действия




ЛУУД – ориентация на понимание причин успеха (неуспеха) в учебной деятельности;

КУУД – формулировать собственное мнение;

– строить монологическое высказывание

– допускать возможность различных мнений;

– приходить к общему решению;

ПУУД – анализ объектов, сравнение, обобщение;

РУУД – принимать и сохранять учебную задачу;

– планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;



– осуществлять контроль итоговый и пошаговый






5. Задание на дом

1. Придумать сказку про приставку

2. Составить и записать как можно больше однокоренных слов к слову бежать, используя приставки.


Развитие творческих способностей