СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по русскому языку во 2 классе. Тема: "Одушевленные и неодушевленные имена существительные"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учащиеся на уроке не только научатся классифицировать одушевленные и неодушевленные имена существительные, но и научатся бережно относиться к природе и ее богатствам

Просмотр содержимого документа
«Урок по русскому языку во 2 классе. Тема: "Одушевленные и неодушевленные имена существительные"»

Класс : 2 « А»


Учитель: Вопросова Л.Н.


Дата проведения: 23.02.2018 г.


Тема урока: одушевленные и неодушевленные имена существительные.


Тип урока: введение нового материала.


Цель: знакомство с одушевленными и неодушевленными именами существительными.


Задачи: 1) развитие осознанного распознавания слов, отвечающих на вопрос кто? Что? Уч – ся научатся находить имена существительные в тексте и подбирать их самостоятельно; классифицировать одушевленные и неодушевленные имена существительные; вырабатывать навыки грамотного письма.

2)Научатся бережному отношению к природе, к ее богатствам.


Планируемые результаты:


Личностные: установление уч-ся связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.


Познавательные: использовать специальную терминологию.


Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации.


Регулятивные: анализировать и делать выводы.


Оборудование: компьютер, интерактивная доска, проектор.


I. Мотивация к учебной деятельности.

Учитель. В некотором государстве, которое называется Русский язык, есть город Морфология. В этом городе в большом районе живет один очень важный житель. А кто этот господин…мы узнаем, если отправимся в путешествие.


Чистописание.

1.-Назовите парную согласную буквы ф. Я запишу ее? (Вв)

-Какая буква в алфавите стоит перед буквой П? (О) Я ее напишу на доске.

(Оо)

-Назовите букву, которая обозначает звуки [Л], [Л’]. Я ее тоже запишу. (Лл)

Послушайте скороговорку.

Семь суток сорока старалась, спешила, себе сапоги сыромятные сшила.

(Сыромятные - это из плотной кожи , пропитанной жиром.)

-Какой звук в ней повторяется? (С). Какой буквой мы его обозначим? (С)

2. Вв Оо Оо Лл Сс ( учитель записал на доске)

Еще я запишу слова, которые встречаются в пословице.

сорока сапоги

-А теперь попробуйте собрать эти буквы вместе. Что получилось? ( Слово )

- Подумайте чему мы посвятим наш урок? (Слову)

-Что вы знаете о слове? (Наша речь состоит из слов. У каждого слова своя работа. Одни слова называют предметы, другие их признаки, третьи – действия. Есть такие, которые ничего не называют. Это предлоги. Но и они не бездельничают. Они помогают словам- названиям связываться друг с другом в пр-ии.)


II. Повторение пройденного материала.

Ученик читает стихотворение.

Есть много интересных слов,

Их знаем мы давно.

Вот, например, собака, стол,

Часы, жираф, кино.

И долго можно говорить

Про разные предметы.

Возьмем слова утюг, пенал,

Котенок и конфеты.

И будем с ними мы дружить,

Писать, читать, произносить.


1.Запишем из ст-ия слова, в которых встречаются изученные орфограммы, подчеркнем их (собака, часы, жираф, утюг, пенал, котенок)

2.Проверка

-Назовите сначала слова, в которых мы можем проверить орфограммы(часы, жираф, утюг, котенок)

-А какое правило встретилось почти во всех словах? (Написание парных согласных)

-Как проверяем парные согласные?

-Назовите слова, в которых орфограммы проверить нельзя.(Собака, пенал)

-Какие это слова?(словарные)

-Что обозначают эти слова? (Предметы, отвечают на вопросы кто? что?)


III. Постановка темы и цели урока.

  1. Учитель.

И вы, друзья, мои, спешите

Свои примеры приведите.

И если все мы понимаем,

То тайну жителя узнаем.

- Приведите свои примеры слов, обозначающих предметы.

2.А вот теперь внимание! Сложное задание. Найдите, среди написанных слов,

слова, которые отвечают на вопрос кто?

-Найдите слова, отвечающие на вопрос что?

-Что обозначают слова, отвечающие на вопрос кто? (животных, людей)

-Что обозначают слова, отвечающие на вопрос что? (неживые предметы, явления природы)

3.Ученик.

Подождите, подождите,

Еще раз вы посмотрите.

На какие вопросы эти слова отвечают?

Все об этом давно знают (кто? что?).

Учитель. Ребята, смотрите, свершилось чудо. К нам в гости пришел неизвестный господин. Интересно, откуда он пришел. И зачем явился на урок? (Старичок что-то шепчет учителю на ухо)

А вот в чем дело. Оказывается, мы произнесли заклинание. Из вас кто-нибудь знает какое? (вопросы: кто? что?)

Так, значит, это и есть тот таинственный житель! А как его зовут?

4. -Давайте прочтем, что он сам о себе говорит.

«Я существую несколько веков. В моем районе живут тысячи слов. И на вопросы кто? что? отвечают они очень давно. И все эти слова обозначают предметы. Других жителей в моем районе нет! Я—Имя Существительное!!!

-Ребята, чтобы господин - Имя Существительное был нами доволен, давайте, ему покажем,

что мы уже кое – что знаем о нем.

5. Физминутка.(Дети читают стихотворение и маршируют)

Имя существительное

Очень удивительное

На вопросы кто? что?

Отвечать оно должно!


-Если слово будет отвечать на вопрос кто?- поднимите руки вверх, если на вопрос что? – руки вперед, если встретятся слова, которые отвечают на другие вопросы – нужно присесть.

(Учитель называет слова: люстра, мальчик, бегать, гроза, карась, окно, зеленый)

6.А сейчас внимательно мы правило прочтем (стр. 48)

7.Учитель.

И все что мы узнали,

Теперь мы назовем (правило).

А какие предметы, кто может уточнить? (Людей, животных , вещи, явления природы, события, растения)

Предметы, отвечающие на вопрос кто? – одушевленные, а на вопрос что? – неодушевленные. Kаждое слово – часть речи. Мы потренируемся в нахождении имен существительных.


IV. Закрепление нового материала

1.Имя существительное предлагает нам поиграть. Оно спряталось и так спряталось, что мы его, наверное, не найдем. Из текста найдите имена сущ. и ставьте к ним вопросы кто? что?

( Задание написано на доске. Выполняется устно) .

Чудак – математик

В Германии жил.

Он хлеб с колбасою

Случайно сложил.

Затем результат

Положил себе в рот.

Вот так человек

Изобрел бутерброд.

2.(Ученик читает наизусть ст – ие )


- Найдите в ст –ии сущ. которые произносятся и пишутся одинаково. Задание выполним

устно.

Шел я с сумкой за плечом,

Вижу, бьет в овраге ключ.

Наклонившись над ключом,

Уронил я в воду ключ.

Шарю я в ключе по дну,

Над водою спину гну.

Если ключ я не найду,

Как домой я попаду?( Ключ )

-Что мы можем сказать об этом слове? ( Оно многозначное. В данном стихотворении имеет два значения).


Показ слайдов. Ключ – металлический стержень особой формы для отпирания и запирания замка.

Ключ – бьющий из земли источник, родник. Родник – выход подземных вод по водоупорному слою на поверхность. Вода в роднике проходит через песок, известняк – хорошо очищается и растворяет в себе нужные организму вещества – поэтому в родниках чистая и приятная на вкус, несравнимая с водопроводной, имеющей привкус металла от труб и запах хлорки.

В некоторых районах земного шара на поверхность выходит вода, в которой довольно в большом кол – ве растворены соли и газы. Такие источники называются минеральными. Воду минеральных источников используют для лечения разных болезней. Около этих источников возникают лечебницы, курорты. Всемирно известные курорты на Кавказе (Боржоми, Кисловодск и другие). На земле нет ни одного не загрязненного водоема. И вот такие природные богатства, как родники, следует очищать и оберегать от загрязнения. Земля, вода, лес – наше богатство, наше благополучие, наше здоровье. Вспомним слова известного русского писателя Михаила Михайловича Пришвина: « Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе вода ,птице воздух, зверю лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину».


4. Списывание с доски предложения и разбор его по членам.

В овраге бьет ключ.

- Чем выражено подлежащее? (существительным)

- Чем выражены второстепенные члены? (существительным)

- Какими же членами предложения может быть существительное? (подлежащим и второстепенными членами)..

5. Творческая работа.

- . Господин Имя Существительное предлагает нам из трех несвязанных по смыслу слов, составить предложения. Форму слов можно менять, слова добавлять. Работаем в парах.

мальчик, карандаш, озеро

-Прежде, чем приступить к заданию, ответьте на вопрос: что объединяет эти слова? (Это имена существительные)

Ученики. (Задумчивый мальчик сидел на берегу лесного озера. В руках молодого художника был чудесный карандаш.)

Художник – это человек, который занимается рисованием, очень увлечен своей работой, живописец.

6. Первое предложение записать с комментированием и выполнить задания.

1). - Над каждым словом обозначьте часть речи. (сам.)

прил . сущ. гл. пр. сущ. прил. сущ.

Задумчивый мальчик сидел на берегу лесного озера.


2). - Второе предложение списать с доски, предварительно разобрать пропущенные орфограммы.


В руках м . л .дого художника был чудесный карандаш.

( Чудесный – это волшебный, сказочный, необыкновенный, колдовской, очаровательный, пленительный, прекрасный.)

V.Рефлексия.

- Выпишите имена сущ. ИЗ ТВОРЧЕСКОЙ РАБОТЫ: вариант I – ОДУШЕВЛЕННЫЕ СУЩ., ВАРИАНТ II – НЕОДУШЕВЛЕННЫЕ.


( Учитель открывает образец на доске. Проводится самопроверка, самооценка с помощью «Светофора»).

.

VI.Подведение итогов урока.

-Что узнали об имени сущ.?( Это часть речи, обозначающая предметы, отвечающая на вопросы: кто? что?.Имена сущ.,отвечающие на вопрос кто? – одушевленные На вопрос что? – неодушевленные.)

- Какое задание показалось трудным?

- Кто хорошо усвоил новую тему? Просигнальте .

- Кому тему нужно объяснить еще раз? Просигнальте.


Сегодня подходит к концу наше путешествие , но мы говорим Имени сущ. до свидания!

Потому что он долго будет учить нас. А чему, мы узнаем на следующем уроке.


VII. Домашнее задание.

упр.82 (с.49)