Тема: Правописание возвратных и невозвратных глаголов в настоящем и будущем времени.
Цели: отрабатывать умения распознавать глаголы в форме 3-го лица и в неопределённой форме, обосновывать выбор написания -тся и -ться в возвратных глаголах; развивать умения составлять текст из деформированных частей, определять его тему и основную мысль.
Формируемые УУД: п. - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; построение логической цепи рассуждений; доказательство; к. — инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра; р. — постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; л. — нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
— Прочитайте глаголы с буквосочетанием -тся. Докажите, что вы написали правильно.
- Прочитайте глаголы с буквосочетанием -ться. Докажите, что вы написали правильно.
III. Актуализация знаний
- Вставьте непроизносимые согласные там, где это необходимо. Как вы будете действовать?
Капуе..ный, вкусный, счас.ливый, радос.ный, ужасный, звёз..ный, чу..ство, прекрасный, извесный.
(Проверка.)
— В каких словах вы написали непроизносимые согласные? Назовите проверочные слова.
— В каких словах непроизносимых согласных нет? Почему?
IV. Самоопределение к деятельности
— Послушайте стихотворение.
Где тут -тся?
Где тут -ться?
Надо разобраться.
Что делать?
Учиться.
Что делает?
Учится.
Превосходный ученик
Из него получится.
По Э. Успенскому
— Сформулируйте задачи урока. (Поупражняться в правописании -тся и -ться в возвратных глаголах.)
V. Работа по теме урока
Работа по учебнику
Упр. 221 (с. 106).
— Прочитайте задание.
— Составьте первое предложение. Какую букву вы поставите на месте пропуска? Почему?
(По аналогии разбираются остальные предложения. Необходимо обратить внимание на однородные члены и сложные предложения.)
— Как можно озаглавить текст?
— Выполните письменное задание к упражнению.
Упр. 222 (с. 106).
— Послушайте стихотворение.
Товарищ цирк, твои огни горят у входа,
Зовут, зовут они к себе толпу народа,
Сюда приходят малыши и деды тоже,
Здесь веселятся от души и бьют в ладоши.
С утра я рад. Чего-то жду.
Ура, ура! Я в цирк иду!
Встречая важного слона, смеются дети,
Медведь учёный катит на мотоциклете,
Танцует лошадь краковяк, плюмаж искрится,
Под самым куполом смельчак в ракете мчится.
С утра я рад, чего-то жду.
Пари-ри-ра, я в цирк иду!
С утра я рад. Чего-то жду.
Ура, ура! Я в цирк иду! "
Р. Рождественский
— Какие воспоминания вызвало у вас это стихотворение?
— Вспомните, как вы ходили в цирк. Что вам больше всего понравилось?
— Составьте об этом небольшой рассказ.
— Сколько частей будет в вашем рассказе?
— Что вы скажете во вступлении?
— О чём расскажете в основной части?
— Чем закончите свой рассказ?
(Работа в парах. Учащиеся составляют текст и рассказывают друг другу. Далее два-три ученика рассказывают перед классом. Взаимооценка.)
VI. Физкультминутка
VII. Закрепление изученного материала Работа по учебнику
Упр. 223 (с. 106).
(Работа в парах, самостоятельное выполнение письменного задания. Взаимопроверка, взаимооценка.)
Упр. 225 (с. 107).
(Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка, взаимооценка.)
VIII. Рефлексия Выборочный диктант
— Выпишите глаголы в два столбика: с буквосочетанием -ться и с буквосочетанием -тся.
1) Бойся того, кто тебя боится. 2) Конь о четырёх ногах, да и тот спотыкается. 3) Научиться хорошему мало и тысячи дней, научиться дурному достаточно и часа. 4) Где глупый кичится — умный отмолчится. 5) Кто за всё берётся, тому ничего не удаётся. 6) Не боялся браться, так не страшись делать. 7) Не трудиться, так хлеба не добиться. 8) Хочется есть, да не хочется с печи слезть.
(Проверка по образцу.)
— Оцените свою работу на уроке.
(На данном этапе урока можно использовать сборник диктантов и проверочных работ: выборочные диктанты (с. 243-244).)
IX. Подведение итогов урока
— Чему вы научились сегодня на уроке?
— Кто доволен своей работой?
— За что вы можете похвалить себя?
Домашнее задание
Упр. 224 (с. 107).