СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по сказке в.катаева «цветик-семицветик»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эта добрая сказка Валентина Катаева учит нас, будь внимательным, вдруг кому-то нужна твоя помощь! Не ждите, когда вас попросят, а помогите нуждающимся!

 

Просмотр содержимого документа
«Урок по сказке в.катаева «цветик-семицветик»»

УРОК ПО СКАЗКЕ В.КАТАЕВА «ЦВЕТИК-СЕМИЦВЕТИК»

Прежде чем мы начнем говорить непосредственно о сказке, я хотела бы вам рассказать немного о писателе В.П. Катаеве.  Возможно, многие из вас видели мультипликационный фильм по этой сказке, но мало кто знает что-нибудь о самом авторе. 


Валентин Петрович Катаев - известный российский писатель Родился он  в городе Одесса, в семье учителя математики. Валентин очень любил море, дружил с рыбаками, портовыми работниками и их детьми. В школьные годы он начал писать стихи.

В годы Великой Отечественной войны работал военным корреспондентом, рассказывал о мужестве солдат, о смелых партизанах и о детях, которые помогали на занятой врагом территории нашим разведчикам. Об этом рассказывает его правдивая повесть “Сын полка”. Вы прочтете ее, когда подрастете.

А вот для вас есть сказка: “Цветик-семицветик”. Эта сказка написана в 1940 году. Ей уже больше 70 лет. По нашим человеческим меркам, она уже старушка. В детстве я с удовольствием прочитала эту сказку и полюбила. Уверена, что нравилась она и вашим мамам и папам.

Работа над названием сказки и жанром.


1. А понравилась ли она вам, юные читатели?


2.  Почему у сказки такое необычное название?

( Семицветик – у цветка 7 лепестков и все они разного цвета.)


3.  А теперь  подумаем, почему писатель назвал “Цветик-семицветик” сказкой? Что в ней сказочного, невероятного, чего не бывает в жизни?

( В сказке действует волшебница. Есть Волшебный цветок, исполняющий все желания, есть невероятные приключения девочки Жени, внезапное появление вещей и их исчезновение, исцеление больного мальчика.)


Пересказ содержания сказки 
1. Значит, сказка о том, как девочка Женя встретила «необычную» старушку, которая подарила ей «Цветик-семицветик» и о том, как Женя загадывала желания. 

2. В сказке говорится, что цветок похож на ромашку, а кому из вас он представляется как-то иначе?

3. Женя получила цветок. Лепестки у цветка были в определенном порядке. Проверим вашу память. На столе имеются лепестки. Задание:  трасположить лепестки так, чтобы получился цветик-семицветик.


4. Цветик готов, а как пользоваться этим волшебным предметом?

(Отрывать лепесток и произносить волшебные слова).


Анализ поступков героини.

1. А теперь вместе с Женей будем тратить лепестки цветка, и рассуждать разумным ли было решение. Будем заносить наши ответы в следующую

таблицу


лепесток

желание

чувство

разумное или нет


2 На что был потрачен первый лепесток?

(Чтобы проверить действие волшебного цветка, на желание

вернуться домой)


3. Какая неприятность случилась с Женей?

(Девочка разбила мамину любимую вазу.)


4. На что потратила девочка второй лепесток и почему?

(Чтобы склеилась разбитая вазочка, которую мама очень

любила. Ведь так грустно, когда теряешь любимую вещь.)


5.  Следующий эпизод сказки хочется пояснить. Мальчики, которых увидела Женя во дворе, играли в папанинцев. Ученый Папанин и его товарищи – ученые-полярники, первые в мире прожили в палатке на Северном полюсе целый год, изучая движение льдов, магнитные бури, жизнь полярных животных. Когда они вернулись, весь мир восхищался их смелостью. Мальчишки, разложив доски, представляли, что плывут на льдине. В экспедиции Папанина были только мужчины, поэтому мальчишки не приняли Женю в игру.


6. Что почувствовала девочка, когда ее в игру не приняли, и какое желание попросила выполнить у третьего волшебного лепестка?

(Женя обиделась и пожелала немедленно оказаться не на

игрушечном, а на настоящем Северном полюсе.)


7. Знала ли она что-либо о полюсе и с чем столкнулась там, что ей грозило?

(Женя ничего не знала о Северном полюсе и оказалась на

льдине в летней одежде при сильном морозе,

да еще и рядом с огромными белыми медведями. Девочка

могла замерзнуть или ее бы съели белые медведи.)


8. Разумным ли было желание девочки оказаться на Северном полюсе?

(Это было глупое желание. Женя могла погибнуть.)


9. На что был потрачен четвертый лепесток? Разумным ли является желание?

(На то, чтобы оказаться в родном дворе. Вот это

желание очень разумное, так как оно спасает Женю.)


10. Чем занимались девочки во дворе и почему не приняли Женю в игру?

( Девочки играли с разными игрушками, а у Жени в тот

момент не было совсем.)


11. Что почувствовала Женя, когда ее не взяли в игру?

(Женя обиделась, даже рассердилась.)


12. Какое желание она загадала на пятом лепестке, чтобы их позлить?

(Она велела лепестку, чтобы все игрушки, какие есть на

свете, стали ее.)


13. Что почувствовала девочка, когда ее желание иметь все игрушки мира осуществилось?

(Как только на нее свалились все игрушки мира, она

растерялась, испугалась, поняла, что играть в них

просто не сможет: ведь для игры нужно только 2-3

игрушки.)


14. Разумное ли это желание?

(Желание было глупое, потому что оно было

необдуманное.)


15.  На что был потрачен шестой лепесток? Разумно ли это желание?

(Женя поняла, что множества игрушек не приносит

радости. Со всеми игрушками нельзя играть, поэтому

она пожелала им вернуться на место, в свои магазины.

Это разумное желание.)


16. Расскажите, почему Женя задумалась при виде последнего лепестка.


17. Что пожелала девочка, оторвав последний, седьмой лепесток?

(Мальчик хромой, он не может бегать, и Женя пожелала,

чтобы мальчик немедленно выздоровел и стал бы играть

и бегать, как все здоровые дети. Это хорошее, доброе

желание.)


18. Если бы Жене было с кем играть, как бы она поступила?


Обратимся к заполненной таблице.



лепестки

желание

чувство

разумное или нет

желтый

вернуться домой

радость

разумное

красный

склеить вазу

облегчения

разумное

синий

попасть на полюс

страха

глупое

зеленый

вернуться с полюса

радости

разумное

оранжевый

иметь все игрушки

испуг

глупое

фиолетовый

отправить игрушки

облегчения

разумное

голубой

вернуть здоровье

радость

разумное

19. Сделаем вывод о желаниях девочки.

(У Жени было пять разумных желания и два глупых.)



Вывод:


1. Девочка очень обидчивая, вспыльчивая. Она бывает даже злая, желая вызвать зависть. Но вместе с тем она и добрая, любящая. Не хотела огорчить маму из-за разбитой вазы, пожалела мальчика и для его выздоровления потратила свой последний лепесток.


2. Сказка обязательно учит чему-то людей, и выдуманный сказочный мир всегда несет собой мудрую мысль. Какую же мысль хочет донести до читателя Валентин Петрович Катаев?


Дети высказывают свои суждения.

(Нам всем надо быть внимательными к людям. Надо

научиться видеть, как живут другие, иметь чувства

сострадания и, если это возможно, постараться

помочь им, как это сделала Женя.

Надо уметь общаться и договариваться с людьми.)


Учитель подводит итог.

Эта добрая сказка Валентина Катаева учит нас:


1. Когда появляются желания, сначала думай, нужно ли то, что ты сейчас пожелал, не принесет ли выполнение твоего желания неприятность, неудобство окружающим.


2. Надо стараться самому осуществлять свои желания. И совсем необязательно иметь лепестки цветика – семицветика, чтобы совершать разумные поступки. Достаточно иметь доброе сердце, чтобы приходить на помощь другим в трудную минуту и не ждать, когда тебя об этом попросят.


Валентин Петрович Катаев, великий русский писатель, разработал тему ценности человеческих поступков. Из всех чудес, которые свершились в сказке о цветике-семицветике, самую большую радость его обладательнице принесло исцеление хромого мальчика.


Будьте внимательными, вдруг кому-то нужна ваша помощь! Не ждите, когда вас попросят, а помогите нуждающимся!









лепестки

желание

чувство

разумное или нет

желтый

вернуться домой

радость

разумное

красный

склеить вазу

облегчения

разумное

синий

попасть на полюс

страха

глупое

зеленый

вернуться с полюса

радости

разумное

оранжевый

иметь все игрушки

испуг

глупое

фиолетовый

отправить игрушки

облегчения

разумное

голубой

вернуть здоровье

радость

разумное













Желтый



Красный



Синий



Зеленый

Оранжевый



Фиолетовый

Голубой



Разумное

Разумное

Разумное

Разумное

Разумное

Глупое

Глупое