СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по социально-бытовой ориентировке "Домашняя аптечка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок по социально-бытовой ориентировке "Домашняя аптечка"»

Тема урока: Лекарственные растения домашней аптечки.

Цели и задачи урока:

Образовательные: расширить знания учащихся о лекарственных растения, их применении. Научить учащихся распознавать лекарственные растения

Коррекционно-развивающие: -  развивать мышление, память, внимание, речь; формировать положительную учебно-трудовую мотивацию; развивать эмоционально-волевую сферу;

Воспитательные: воспитывать любовь к родному краю, к природе и заботливое отношение к сохранению редких растений; воспитывать аккуратность, бережливость, трудолюбие; формировать отношения дружбы, взаимопонимания и  взаимопомощи  в группах.

Оборудование: инструкционно - технологическая карта «Лекарственные растения», тетрадь для выполнения заданийраспечатки картинок с изображением лекарственных растений

Методы и методические приемы: словесные (беседа, объяснение); практические; наглядные; логические (формулировка темы и постановка цели урока, постановка познавательных задач, сравнение, анализ, выводы и обобщения, вопросы для беседы;

Тип урока: урок изучения нового материала


Ход урока:

  1. Организационный момент. (организация внимания и внутренней готовности).

Приветствие учащихся; проверка готовности учащихся к уроку,

2. Подготовка учащихся к восприятию нового материала, выявление имеющихся знаний.

- Что самое ценное в жизни человека? (Здоровье)

Здоровье – это красота, это сила и ум, это самое большое богатство.

Оно нужно всем – и детям, и взрослым и даже животным. Здоровье – это долгая счастливая жизнь, это, когда ты весел и у тебя всё получается.

Здоровье было и остаётся самой важной частью человеческой жизни.

- А как вы думаете, ребята, что помогает людям быть здоровыми? (здоровый образ жизни).

- А если вдруг человек заболел, что прописывает врач? (таблетки, уколы, микстуры)

- А что еще можно использовать для лечения, особенно для маленьких детей? (лекарственные травы).

3. Сообщение темы и цели урока

Именно об этом поговорим сегодня. Мы с вами продолжаем изучать раздел « Медицинская помощь». А тема сегодняшнего урока: «Лекарственные растения»

- Ребята, кто мне скажет, какое сегодня число?

- Какой день недели?

- Запишите дату, тему урока в тетради, а я на доске.

4. Изложение нового материала.

Ребята, подскажите, какие растения относятся к лекарственным? (К лекарственным растениям относят те растения, которые обладают целебными свойствами. это те растения, которые идут на изготовление лекарственных средств).

Правильно. Запишем определение. Лекарственные растения – растения, которые обладают лечебными свойствами .

Беседа учителя. Человек ещё издавна заметил, что больные животные уходят, чтобы найти какую-то травку, съев которую, они выздоравливали. Так и человек стал искать помощи у разных растений. Стал запоминать, что от чего помогает. Внимательный взгляд да хорошая память многое могут сделать. Заметить, запомнить, другим пересказать. Так из поколения в поколение передавались сведения о целебных свойствах растений. Сведения о лекарственных свойствах растений были известны ещё в древнем Египте. На Руси с давних времён для лечения многих заболеваний использовали листья, кору, цветы растений. При царе Иване Грозном на Руси были открыты аптекарские избы, а лекарственные растения привозили из разных стран на вес золота, он приказал снабжать лекарственными растениями не только царский двор, но и армию. Русский царь Пётр I издал указ о создании аптекарских огородов, это были небольшие участки земли, на которых выращивали лекарственные растения. По приказу Петра I такие «аптекарские огороды» появились во всех крупных городах при военных госпиталях. Человек начал изучать эти растения и их свойства. На Руси таких людей называли «травниками «: изучив лекарственные свойства растений, они заносили их в особую книгу. Так появились знания о лечебных свойствах растений, которыми мы сейчас пользуемся. Сегодня известно около 12 тысяч видов лекарственных растений. Таких растений у нас в Рязанском крае несколько сотен, 88 видов относят к проверенным растениям научной медицины. Кроме того, более 350 видов являются народно-лекарственными растениями.

– Ребята, а какие вы лекарственные растения знаете? ( Ромашка, подорожник, фиалка, одуванчик).

Итак, давайте познакомимся с ними поподробнее. Узнать, о каком растении пойдёт речь, поможет загадка.

  1. Каждый лист мой любит тропки

У обочины дорог.

Он однажды людям добрым

Раны вылечить помог ( подорожник)

Сообщение ученик 1. (подорожник) Приложение №1

  1. Растет в лесу кудряшка, белая рубашка,

Сердечко золотое, что это такое? (Ромашка).

Сообщение ученик 2. (ромашка) Приложение №2

  1. В летний солнечный денек
    золотой расцвел цветок.
    На высокой тонкой ножке
    все дремал он у дорожки,
    А проснулся - улыбнулся: 
    - вот пушистый я какой!
    Ах, боюсь, что разлечусь,
    тише, ветер луговой! (одуванчик).

Сообщение ученик 3. (одуванчик). Приложение №3

  1. Ой не трогайте меня, обожгу и без огня ( крапива)

Сообщение ученик 4. ( крапива). Приложение №4

ФизминуткаСтоя, руки на талии, выполняются повороты туловища с разведением рук в стороны. На поворотах – вдох, возвращение в исходное положение – выдох. Повторить 5-6 раз в течении 1 мин. Это упражнение тонизирует косые мышцы спины, усиливает в них кровообращение.

В исходном положении стоя выполняются энергичные махи руками из-за спины через стороны за голову и обратно. Руки расслаблены. Продолжительность 1-1,5 мин. Это упражнение усиливает кровоток и снимает напряжение с верхних конечностей.

  1. Продолжение изложения нового материала.

Правила сбора лекарственных растений

  1. Собирать растения лучше в сухую погоду, утром, после того как высохнет роса.

  2. Нельзя собирать растения в городе и вблизи дороги. Почему, как вы думаете?( Растения там отравлены ядами из выхлопных труб транспорта).

  3. Сорванные растения складывать в широкую корзину, чтобы не помять их, а то выделится сок.

  4. Сушат под навесом, чтобы не падали прямые солнечные лучи. Почему? (ответы детей).

  5. Нельзя при сборе топтать соседние растения, нельзя рвать растения с корнем и рвать все до последнего. Почему? (Ответы детей).

  6. Запрещён сбор редких лекарственных растений занесённых в Красную книгу.

  7. Хорошо знать лекарственное растение и отличать его от ядовитых растений.

Ребята, многие лекарственные растения ядовиты, их необходимо знать и использовать по назначению врача. Например, известные вам ядовитые растения.(ягоды ландыша, чистотел). Некоторые из таких растений растут в окрестностях школы, будьте внимательны!

  1. Закрепление изученного материала.

Ребята, а сейчас мы проверим, что вы узнали о лекарственных растениях:

1.Как вы думаете, где и когда собирают лекарственные растения? Как правильно их сушить? (Ответ: Цветки собирают, когда растение цветет. Корневище- поздней осенью, когда плоды уже осыпались. Собирают в сухую погоду, сушат под навесом. Нельзя собирать вблизи дорог).

Затем, ребята заполняют небольшую табличку о лекарственных травах.

Практическая работа: Заваривание ромашки по инструкции, обозначенной на упаковке.

2.Игра «Угадай-ка»: На доске висят картинки: подорожник, ромашка, одуванчик, крапива, шиповник, дуб, берёза. Под каждой картинкой номер. Необходимо вытянуть номерок, оказать картинку с растением, которое соответствует номеру, назвать его, рассказать, как используют.

Затем, ребята заполняют небольшую табличку о лекарственных травах.

Практическая работа:

Заваривание ромашки по инструкции, обозначенной на упаковке.

3. Выполнение детьми рисунка понравившихся растений

7. Итог урока. Выставка работ.

8. Рефлексия

- Ваши впечатления о занятии;

- Что наиболее интересно было на уроке?