Тема урока: Потребности семьи. Правила покупок.
Цели урока:
Систематизировать знания о потребностях человека
Дать знания о трехступенчатом анализе и правилах покупки.
Формировать умение определять подлинность гарантийного талона.
Развивать общеучебные умения и навыки: анализировать, выделять главные и существенные признаки.
Способствовать развитию творческих способностей.
Формировать экономическое мышление.
Знания, умения, навыки и качества , которыми овладевают учащиеся во время урока
овладевают экономическими понятиями: потребность, гарантийный талон,
актуализируют знания об анализе предстоящей покупки, определив положительные и отрицательные свойства товара;
узнают права потребителя, содержание гарантийного талона
закрепят знания о потребностях семьи (материальных и духовных, разумных и неразумных) потребностях человека, правила покупки
ХОД УРОКА
1. Оргмомент
2. Повторение пройденного материала.
На прошлом уроке мы начали изучать раздел « Домашняя экономика» Давайте вспомним основные моменты, на которые мы обращали внимание.
Что такое семья?
Какие функции у семьи?
Что такое потребность? Какие потребности вы знаете?
Сегодня мы с вами продолжим разговаривать о потребностях и изучим правила совершения покупок.
3. Актуализация знаний.
Представьте, что вы сегодня глава семьи и вы ведете домашнее хозяйство. У вас есть определенная сумма денег и вы пойдете их тратить, т.е. делать покупки. Давайте представим сколько покупок совершается в день только в магазинах, а еще на рынках, торговых центрах, палатках, у бабушек, торгующих у метро. Всегда ли оправдана трата денег на те предметы, которые мы покупаем?
Вам знакомо чувство, когда вы видите вещь, и сразу возникает желание ее купить? (да) Было ли у вас такое, что вы купили вещь, а потом пожалели об этом? (да) У вас возникает потребность в вещи, которую хотите купить? (да)
Есть ли неразумные потребности, которые приносят вред для здоровья и человека? Какие? (алкоголь, курение, азартные игры)
4. Объяснение нового материала
Удовлетворение ложных не приносит пользы, а чаще дает вред. Это потребность в алкоголе, курении и в азартных играх, посещении ночных клубов.
Сегодня мы с вами поговорим о разумных потребностях человека в наше время. Они бывают материальные и духовные. К материальным потребностям относятся те, которые можно приобрести за деньги: потребность в еде, жилье, одежде, машине. К духовным относятся: потребность в культуре (посещение музеев, театра), знаниях, искусстве, любви и дружбе. Ведь все потребности нельзя сводить только к материальным потребностям. Для любого человека необходима потребность в уважении, понимании со стороны других людей, а также самоуважении.
Давайте разберемся какие потребности материальные, а какие духовные и расставим их по колонкам (по цепочке)
Для каждой семьи набор необходимых предметов изменяется в зависимости от финансового состояния семьи и развития общества. Например, вашей прабабушке в молодости вряд ли пришло бы в голову, что на кухне нужно иметь миксер для взбивания, а прадедушке электробритву.
Существуют определенные негласные правила покупки, это необходимая оценка с отрицательной или положительной стороны вещи, которую вы хотите приобрести. Для того чтобы человек не купил не нужные вещи существуют правила покупок.
1) Необходимо оценить все + и - покупки
Давайте рассмотрим на примере покупки нового дневника в конце августа, мама предлагает обычный, а вы хотели бы приобрести с картинкой любимой группы.
- Дневник мне нужен? (да +)
- На обложке картинка с любимой группой (+)
- Но картинка будет отвлекать на уроке (-)
- у дневника с любим группой жесткая обложка (+)
- дневник дороже стоит, чем с мягкой обложкой (-)
Как вы считаете разумная ли покупка дневника?
А теперь вы будете решать о разумности покупки самостоятельно.
Давайте поможем поехать на отдых в жаркие страны.
Какие вы знаете жаркие страны? (Турция, Египет, Тунис).
Давайте выберем из предложенного списка те покупки, которые необходимо совершить для отдыха в жарких странах:
Давайте посмотрим, что у нас получилось из списка вещей: солнцезащитные очки, шорты, сандалии, дезодорант, шляпа, средство от солнечных ожогов, средство для загара, футболка (майка).
Как вы выбираете товар, когда его покупаете?
- Вы смотрите что сейчас модно?
- Обращаете ли внимание на комфорт, удобство вещи?
- Проверяете ли качество покупки?
- Думаете ли, а что "вам идет", т.е. вкус?
- Задумываетесь ли о стоимости?
- А как вы думаете, влияют ли национальные традиции на выбор товара?
5. Самостоятельная работа по карточкам: "Определить положительные и отрицательные свойства товаров". Теперь я вам раздаю задание: Целью которого является проанализировать описанную покупку. Вам необходимо в парах внимательно прочитать задание, подобрать преимущества и недостатки покупки описанной в нем. Учащиеся выполняют работу.
Давайте посмотрим, какой анализ покупки у вас получился
При анализе вам необходимо сказать свой вариант покупки, потом положительные и отрицательные качества этой покупки и сделать вывод.
6. Повторение, пройденного на уроке
В конце урока мы с вами повторим, что узнали нового на этом уроке.
1) Это осознанная необходимость иметь что-либо материальное или духовное(потребность)
2) Эта потребность приносит человеку знание, необходимость в общении, образовании - посещение музея, театра, чтение книг (духовная)
3) Эта потребность связана с затратами денег , например - дом, автомобиль, продукты, одежда (материальная)
4) Удовлетворение этой потребности не приносит человеку пользу, а только вред здоровью - алкоголь, табак, ночные клубы (неразумная)
5)При заполнении этой бумаги при покупки человек имеет право обменять ее или отремонтировать бесплатно , обычно бывает гарантийным (талон)
6) Это выдают на кассе при покупке товара, при помощи которой вы сможете вернуть товар (чек)
7) Это основной источник знаний (книга)
Игра: Веришь ли ты, что:
Потребность "сходить в театр" во всех случаях является духовной.
Ненадежным считается продавец, торгующий с рук в переходе метро.
Не все потребности человека разумны.
Прежде, чем покупать товар, стоит проанализировать предстоящую покупку
В конце урока мне хотелось бы задать вам вопрос.
1) кто из литературных героев вначале сказки совершил необдуманный поступок, купив билет в театр, чтобы удовлетворить свою духовную потребность? (Буратино)
2) в какой сказке одна из литературных героев, получив один предмет - удовлетворяла свои неразумные потребности в желании иметь много предметов, а потом в конце помогла другому герою и удовлетворила духовную потребность в понимании? (цветик-семицветик)
Урок цели достиг?
Мы с вами научились производить анализ предлагаемых товаров и осуществлять выбор необходимых покупок ?
Давайте еще раз вспомним - Что такое потребность?
Какой мы сможем сделать вывод урока?
Прежде чем купить товар - проанализируй его.
7. Подведение итогов урока, д/з.
Мы с вами сегодня изучили тему урока "Потребности семьи. Анализ покупки". Научились отделять потребности человека, анализировать предстоящую покупку и определять подлинность гарантийного талона.
Д/з: "Разработать пути экономии расходов в семье"