Урок по технологии
Тема урока: Вышивка крестом
Класс: 4
Цели урока:
1. Образовательные:
- Познакомить с новым видом рукоделия – вышивка крестом;
- Научить выполнять узор простым швом крестиком;
- Расширить представление о рукоделии;
2. Развивающие:
- Развитие воображения, пространственного восприятия;
- Содействовать развитию умений применять полученные знания на практике;
- Развитие речи учащихся путём обогащения словарного запаса;
3. Воспитательные:
- Обеспечить условия для формирования сознательной дисциплины и норм поведения у учащихся на уроке;
- Способствовать формированию и развитию трудовых качеств личности;
- Развитие бережливости и экономии ресурсов у учащихся;
4. Профориентационные:
- Научить осуществлять самоанализ уровня развития своих умений наблюдения, сравнения объектов;
- Развитие представления о потребности в трудовой деятельности;
- Развивать уважение к работающим людям.
Ход урока
1. Организационная часть
Доброе утро, ребята! Проверьте своё рабочее место, нет ли на нём ничего лишнего!
Проверим, все ли у вас готово к уроку: ткань х/б, канва, тетрадь, фартук, пяльце, игла, нитки-мулине, ножницы
Молодцы! Все готовы к выполнению задания.
Ребята, все ли вы читали или читаете сказки?
Ученики: Отвечают.
А я помню такие сказки, где говориться о рукоделии. Знаете ли вы такие сказки? «Царевна лягушка», «Серебряный колокольчик», «Баба Яга», «Крошечка- Хаврошечка».
Ребята, а героинь этих сказок можете назвать?
Ученики: Отвечают.
(Царевна-лягушка- Василиса Премудрая;
девочка Машенька;
стоит избушка, а в ней сидит Баба-Яга и пряжу прядет;
Крошечка-Хаврошечка)
Учитель: Здорово! Вы большие молодцы! Героини перечисленных вами сказок занимаются различными видами рукоделия. Как вы думаете, о каком виде рукоделия пойдет речь на нашем уроке? Мы более подробно остановимся на таком прекрасном виде рукоделия как вышивка. Как мы можем озаглавить тему нашего урока? Хорошо, ребята, давайте запишем в тетрадь сегодняшнее число и тему: «Выполнение образца вышивки в технике крест».
2. Актуализация знаний
- Вышивка - один из древнейших видов народного художественного творчества. Издавна человек передавал красоту природы, свои ощущения и переживания условными знаками и узорными мотивами. Знаками изображали землю, солнце, воду, птиц, растения, животных, человека. Таких знаков-символов у славян было много, они приобретали смысл «оберегов». Вышивки-«обереги» размещали на одежде, веря то, что они предохранят человека от разных неприятностей и принесут в дом счастье.
Часто в орнаментах изображали птиц и зверей. Лебедь олицетворял собой юную прекрасную девушку, невесту - это символ верности; курочка - символ трудолюбия хозяйки дома, символ плодородия; голубь - символ супружеской верности и счастливой семьи; конь с всадником - символ мужества, знак Солнца. Женская фигура была символом плодородия земли и всего живого, птицы на ее руках символизировали подвластные ей стихии. Мужская фигура олицетворяла мужское божество - символ рода.
Материалом для вышивки крестом служили жилы животных, нити льна, конопли, хлопка и шерсти, также применяли натуральный волос. Домашней вышивкой в основном занимались женщины. Вышивать в семье учили с 5-6-летнего возраста.
Первоначально вышивка на Руси была занятием для избранных, в их число входили монахи и представители знати. Материалом для работы служили дорогие ткани – шелк или бархат, жемчуг, драгоценные камни, серебряные или золотые нити.
По народным поверьям, вышивка крестом должна была не только украшать одежду, предметы быта, но и оберегать от любого зла. Особенно ценными в этом плане считались обыденные полотенца. Над созданием такого полотенца работали одновременно несколько мастериц. Если же они начинали делать работу на рассвете и заканчивали ее до того, как сядет солнце, то изделие считалось способным оберегать от различных болезней, от злых сил или стихийных бедствий.
- Все внимательно слушали? Значит вам не сложно будет разгадать небольшой кроссворд.
Вопросы:
Назовите один из древнейших видов народного художественного творчества. (вышивка)
Назовите вышивки, которые размещали на одежде, веря то, что они предохранят человека от разных неприятностей и принесут в дом счастье. Вышивки-… (обереги)
Изображение каково животного являлось символом трудолюбия хозяйки дома. (курочка)
Какими камнями украшали вышивки для монахов и представителей знати? (драгоценными)
| 3 | | 2 | | |
К | О | 1 | |
У | Б | В |
4 | Д | Р | А | Г | О | Ц | Е | Н | Н | Ы | М | И |
| О | | Р | | Ш | |
Ч | Е | И |
К | Г | В |
А | И | К |
| А |
Физ.минутка
«Утро»
Ежедневно по утрам
Заниматься надо нам.
Мы с доски не сводим глаз
И учитель учит нас.
Руки в сторону поставим,
Правой левую достанем
А потом наоборот,
Будет вправо поворот.
Раз-хлопок, два-хлопок,
Повернись еще разок!
Раз, два, три, четыре,
Плечи выше, руки шире!
Опускаем руки вниз
И за парту вновь садись!
Основной этап
Прежде чем начать работу, мы должны ознакомиться с техникой безопасности
1.Требования безопасности перед началом занятий.
1.1 Хранить рукоделие в специальном пенале или шкатулке.
1.2 Хранить иголки и булавки в игольнице.
1.3 Не приносить на урок большое количество иголок и булавок.
2. Требования безопасности во время занятий
2.1. Бережно относиться к своей работе и инструментам для работы.
2.2. Не брать иголки, булавки, спицы и крючки в рот, не вкалывать их в одежду.
2.3. Для шитья и вышивки вдевать в иглу нить не длиннее локтя.
2.4. Во время перерыва в работе вкалывать иголки и булавки в игольницу, ножницы класть на стол с сомкнутыми лезвиями.
2.5. Передавать ножницы друг другу только сомкнутыми лезвиями кольцами вперед.
2.6. Следите за тем, чтобы ножницы не падали на пол.
2.7. Не перекусывать нитку зубами и не отрывать ее руками.
- Давайте вспомним, какие материалы, инструменты и приспособления, необходимы для вышивания (их демонстрация учащимся). А поможет сделать нам это наша “волшебная” шкатулка с загадками, которые вы сейчас отгадаете.
- Слушайте внимательно:
1. Два конца, два кольца, посередине гвоздик.
- Правильно. Это ножницы.
2. Всё пришьёт умело, ловко, ниткой острая (Иголка)
3. Материал, изготовленный путём плотного соединения переплетённых нитей (ткань, канва)
4.На пальце одном ведёрко вверх дном (напёрсток)
- Почему во время шитья, вышивания одевают на палец напёрсток?
5. Ткань держать устали пальцы, мне пришли на помощь (пяльцы)
6. Ядлинная и тонкая
И смотана в клубок,
Сбежала от котенка я
В укромный уголок.(нитка)
-Ребята, а как называются нитки для вышивания? (Мулине)
СПОСОБЫ ЗАКРЕПЛЕНИЯ НИТКИ
СПОСОБ № 1
Вышивка в чётное число нитей – нитку складываем вдвое, сложенные вместе концы продевают в ушко иголки и делают первый стежок. Не вытягивая нитки из ткани до конца, пропускают в образовавшуюся петлю рабочую нитку и затягивают её.
СПОСОБ № 2
Вышивание в нечётное число нитей – нитку проводят под стежками, чтобы спрятать кончик. Для этого делают первый прокол и оставляют на изнаночной стороне работы конец нитки около 6 см и закрепляют его после того, как нитка закончится: продёрнуть нитку в иглу и протянуть её под вышивкой.
Учебник с 45
Учебник стр.46
Последовательность выполнения шва
Первый шаг: Проложите первоначальный косой стежок, направляя иглу вертикально сверху вниз.
Второй шаг: Завершите шов обратным косым стежком, направляя иглу вертикально сверху вниз.
Так выглядит простой шов крестиком
Задание: Вышей рисунок.
Рефлексия.
-Чему вы научились на уроке?
-С каким материалом работали?
-Чем вы вышивали?
-Что вам нужно было сделать на уроке? Удалось ли?
-Какое у вас настроение после урока?