СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по технологии. Вышивка крестом. 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок по технологии. Вышивка крестом. 4 класс»

Урок по технологии

Тема урока: Вышивка крестом

Класс: 4

Цели урока:

1. Образовательные:

- Познакомить с новым видом рукоделия – вышивка крестом;

- Научить выполнять узор простым швом крестиком;

- Расширить представление о рукоделии;

2. Развивающие:

- Развитие воображения, пространственного восприятия;

- Содействовать развитию умений применять полученные знания на практике;

- Развитие речи учащихся путём обогащения словарного запаса;

3. Воспитательные:

- Обеспечить условия для формирования сознательной дисциплины и норм поведения у учащихся на уроке;

- Способствовать формированию и развитию трудовых качеств личности;

- Развитие бережливости и экономии ресурсов у учащихся;

4. Профориентационные:

- Научить осуществлять самоанализ уровня развития своих умений наблюдения, сравнения объектов;

- Развитие представления о потребности в трудовой деятельности;

- Развивать уважение к работающим людям.



Ход урока

1. Организационная часть

Доброе утро, ребята! Проверьте своё рабочее место, нет ли на нём ничего лишнего!

Проверим, все ли у вас готово к уроку: ткань х/б, канва, тетрадь, фартук, пяльце, игла, нитки-мулине, ножницы

Молодцы! Все готовы к выполнению задания.

Ребята, все ли вы читали или читаете сказки?

Ученики: Отвечают.

А я помню такие сказки, где говориться о рукоделии. Знаете ли вы такие сказки? «Царевна лягушка», «Серебряный колокольчик», «Баба Яга», «Крошечка- Хаврошечка».

Ребята, а героинь этих сказок можете назвать?
Ученики: Отвечают.

  • (Царевна-лягушка- Василиса Премудрая;

  • девочка Машенька;

  • стоит избушка, а в ней сидит Баба-Яга и пряжу прядет;

  • Крошечка-Хаврошечка)

Учитель: Здорово! Вы большие молодцы! Героини перечисленных вами сказок занимаются различными видами рукоделия. Как вы думаете, о каком виде рукоделия пойдет речь на нашем уроке? Мы более подробно остановимся на таком прекрасном виде рукоделия как вышивка. Как мы можем озаглавить тему нашего урока? Хорошо, ребята, давайте запишем в тетрадь сегодняшнее число и тему: «Выполнение образца вышивки в технике крест».


2. Актуализация знаний

- Вышивка - один из древнейших видов народного художественного творчества. Издавна человек передавал красоту природы, свои ощущения и переживания условными знаками и узорными мотивами. Знаками изображали землю, солнце, воду, птиц, растения, животных, человека. Таких знаков-символов у славян было много, они приобретали смысл «оберегов». Вышивки-«обереги» размещали на одежде, веря то, что они предохранят человека от разных неприятностей и принесут в дом счастье.

Часто в орнаментах изображали птиц и зверей. Лебедь олицетворял собой юную прекрасную девушку, невесту - это символ верности; курочка - символ трудолюбия хозяйки дома, символ плодородия; голубь - символ супружеской верности и счастливой семьи; конь с всадником - символ мужества, знак Солнца. Женская фигура была символом плодородия земли и всего живого, птицы на ее руках символизировали подвластные ей стихии. Мужская фигура олицетворяла мужское божество - символ рода.

Материалом для вышивки крестом служили жилы животных, нити льна, конопли, хлопка и шерсти, также применяли натуральный волос. Домашней вышивкой в основном занимались женщины. Вышивать в семье учили с 5-6-летнего возраста.

Первоначально вышивка на Руси была занятием для избранных, в их число входили монахи и представители знати. Материалом для работы служили дорогие ткани – шелк или бархат, жемчуг, драгоценные камни, серебряные или золотые нити.

По народным поверьям, вышивка крестом должна была не только украшать одежду, предметы быта, но и оберегать от любого зла. Особенно ценными в этом плане считались обыденные полотенца. Над созданием такого полотенца работали одновременно несколько мастериц. Если же они начинали делать работу на рассвете и заканчивали ее до того, как сядет солнце, то изделие считалось способным оберегать от различных болезней, от злых сил или стихийных бедствий.

- Все внимательно слушали? Значит вам не сложно будет разгадать небольшой кроссворд.

Вопросы:

  1. Назовите один из древнейших видов народного художественного творчества. (вышивка)

  2. Назовите вышивки, которые размещали на одежде, веря то, что они предохранят человека от разных неприятностей и принесут в дом счастье. Вышивки-… (обереги)

  3. Изображение каково животного являлось символом трудолюбия хозяйки дома. (курочка)

  4. Какими камнями украшали вышивки для монахов и представителей знати? (драгоценными)








3


2



К

О

1


У

Б

В

4

Д

Р

А

Г

О

Ц

Е

Н

Н

Ы

М

И


О


Р


Ш


Ч

Е

И

К

Г

В

А

И

К


А



Физ.минутка

«Утро»

Ежедневно по утрам

Заниматься надо нам.

Мы с доски не сводим глаз

И учитель учит нас.

Руки в сторону поставим,

Правой левую достанем

А потом наоборот,

Будет вправо поворот.

Раз-хлопок, два-хлопок,

Повернись еще разок!

Раз, два, три, четыре,

Плечи выше, руки шире!

Опускаем руки вниз

И за парту вновь садись!



Основной этап

Прежде чем начать работу, мы должны ознакомиться с техникой безопасности

1.Требования безопасности перед началом занятий.

1.1 Хранить рукоделие в специальном пенале или шкатулке.
1.2 Хранить иголки и булавки в игольнице.
1.3 Не приносить на урок большое количество иголок и булавок.

2. Требования безопасности во время занятий

2.1. Бережно относиться к своей работе и инструментам для работы.
2.2. Не брать иголки, булавки, спицы и крючки в рот, не вкалывать их в одежду.
2.3. Для шитья и вышивки вдевать в иглу нить не длиннее локтя.
2.4. Во время перерыва в работе вкалывать иголки и булавки в игольницу, ножницы класть на стол с сомкнутыми лезвиями.
2.5. Передавать ножницы друг другу только сомкнутыми лезвиями кольцами вперед.
2.6. Следите за тем, чтобы ножницы не падали на пол.
2.7. Не перекусывать нитку зубами и не отрывать ее руками.

- Давайте вспомним, какие материалы, инструменты и приспособления, необходимы для вышивания (их демонстрация учащимся). А поможет сделать нам это наша “волшебная” шкатулка с загадками, которые вы сейчас отгадаете.

- Слушайте внимательно:

 1. Два конца, два кольца, посередине гвоздик.

 - Правильно. Это ножницы.

2. Всё пришьёт умело, ловко, ниткой острая (Иголка)

3. Материал, изготовленный путём плотного соединения переплетённых нитей (ткань, канва)

4.На пальце одном ведёрко вверх дном (напёрсток)

- Почему во время шитья, вышивания одевают на палец напёрсток?

5. Ткань держать устали пальцы, мне пришли на помощь (пяльцы)

6. Ядлинная и тонкая
И смотана в клубок,
Сбежала от котенка я
В укромный уголок.(нитка)

-Ребята, а как называются нитки для вышивания? (Мулине)



СПОСОБЫ ЗАКРЕПЛЕНИЯ НИТКИ
СПОСОБ № 1
Вышивка в чётное число нитей – нитку складываем вдвое, сложенные вместе концы продевают в ушко иголки и делают первый стежок. Не вытягивая нитки из ткани до конца, пропускают в образовавшуюся петлю рабочую нитку и затягивают её.

СПОСОБ № 2
Вышивание в нечётное число нитей – нитку проводят под стежками, чтобы спрятать кончик. Для этого делают первый прокол и оставляют на изнаночной стороне работы конец нитки около 6 см и закрепляют его после того, как нитка закончится: продёрнуть нитку в иглу и протянуть её под вышивкой.

Учебник с 45



Учебник стр.46

Последовательность выполнения шва

Первый шаг: Проложите первоначальный косой стежок, направляя иглу вертикально сверху вниз.

Второй шаг: Завершите шов обратным косым стежком, направляя иглу вертикально сверху вниз.

Так выглядит простой шов крестиком

Задание: Вышей рисунок.



Рефлексия.

-Чему вы научились на уроке?

-С каким материалом работали?

-Чем вы вышивали?

-Что вам нужно было сделать на уроке? Удалось ли?

-Какое у вас настроение после урока?