Тема: «Бессоюзные сложные предложения. Знаки препинания в БСП»
Цели урока:
формировать навыки и умения устанавливать смысловые отношения между простыми предложениями в составе бессоюзных сложных;
развивать навык использования различных синонимических конструкций для передачи одного и того же смысла предложения.
Учить правильно расставлять знаки препинания в сложных предложениях с бессоюзной связью.
воспитание эстетического вкуса; интереса к теме урока;
воспитание сознательной дисциплины, формирование навыков контроля и самоконтроля.
Ход урока
Организация начала урока.
Работа с эпиграфом к уроку (эпиграф записан на доске).
- Сегодня мне хотелось бы к нашему уроку предложить следующий эпиграф.
Чтобы дойти до цели, надо прежде всего идти. О. Бальзак (2)
Кто не идет вперед, тот идет назад: стоячего положения нет. В. Г. Белинский(3)
Никакое дело нельзя хорошо сделать, если неизвестно, чего хотят достигнуть. (1)
А. С. Макаренко
Правильный путь таков: усвой то, что сделали твои предшественники, и иди дальше. (4)
Л. Н. Толстой
- Как вы думаете, о чем эти высказывания?
-Можно ли эти высказывания объединить по тематике?
- Может их распределить в какой-то последовательности? Поработайте в группе и попробуйте создать какую-то последовательность. Как на ваш взгляд, почему именно эти высказывания выбрала в качестве эпиграфа?
- Расставьте знаки препинания и определите, какие это предложения по своему составу? объясните (устно) постановку знаков препинания.
( в слабой группе знаки препинания расставлены)
- почему не смогли объяснить знаки препинания в 3 и 4 предложениях?
Значит можем ли определить
II.Запись темы урока. Её актуализация.
Постарайтесь определить тему урока и цель? (БСП. Какие знаки препинания употребляются в БСП). (Учащиеся записывают тему урока)
- что вы предположить по теме урока? (предложения связаны между собой бессоюзной связью)
III.Изучение нового материала.
1.Слово учителя. Изучите теоретический текст в группе, преобразуйте текстовую информацию в графическую. (в слабой группе есть заготовка)
2.Работа с текстом.
ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В БСП
Знак препинания | Значение | Какими союзами или союзными словами можно проверить |
. ; | перечисления | |
|
: | | |
| |
| |
_ | | |
| |
| |
| |
| |
| |
Выступление групп
Возвращаемся к цитатам. Объяснение двоеточия:
Кто не идет вперед, тот идет назад: стоячего положения нет (причина, проверяем потому что
Кто не идет вперед, тот идет назад, потому что стоячего положения нет)
Правильный путь таков: усвой то, что сделали твои предшественники, и иди дальше. (поясняет а именно Правильный путь таков, а именно усвой то, что сделали твои предшественники, и иди дальше.)
Вывод: выбор знаков препинания зависит от смысловых отношений частей в СП)
IV. Практическая работа
V. Работа в разноуровневых группах.
Используя свою памятку, вы должны выполнить задание под номером два.
(Самостоятельная письменная работа в разноуровневых группах с последующей проверкой.)
Задание для первого уровня: определите бессоюзные сложные предложения, подчеркните грамматические основы. Какое предложение лишнее, почему? Начертите схемы предложений.
Мы знаем: главное предназначение человека – оставить свой добрый след на земле.
Поговоришь с добрым человеком – солнечный луч озарит твою душу.
Добрый человек оставляет добрую память - злой человек будет быстро забыт.
Доброта – качество - излишек доброты нам не вредит.
У каждого времени своя жестокость, а доброта одна на все времена.
Задание для второго уровня: выберите бессоюзные сложные предложения, в которых необходимо поставить двоеточие и тире; выпишите эти предложения, расставьте знаки препинания и объясните их постановку.
Мы знаем ( ) главное предназначение человека – оставить свой добрый след на земле.
Поговоришь с добрым человеком ( ) солнечный луч озарит твою душу.
У каждого времени своя жестокость ( ) а доброта одна на все времена.
Добрые деяния никогда не следует откладывать ( ) всякая проволочка неблагоразумна и часто опасна.
Доброта – качество ( ) излишек доброты нам не вредит.
Добрый человек оставляет добрую память ( ) злой человек будет быстро забыт.
VI. Проверка самостоятельной работы.
Первый уровень.
(У каждого времени своя жестокость, а доброта одна, на все времена).
(это сложносочиненное предложение)
Второй уровень
1.Мы знаем: главное предназначение человека – оставить свой добрый след на земле. [ ]: [дополнение, что]. (вторая часть дополняет содержание первой части, распространяя сказуемое – знаем)
3. Добрые деяния никогда не следует откладывать: всякая проволочка неблагоразумна и часто опасна. [ ]: [причина].(второе предложение указывает причину того, о чем говорится в первом предложении, перед второй частью можно поставить союзы потому что, так как)
Третий уровень (тире)
1.Поговоришь с добрым человеком – солнечный луч озарит твою душу.
[ ] - [сравнение].
(вторая часть предложения содержит сравнение; можно проверить союзом словно или как)
(первая часть содержит условие)
(в первой части указывается условие, о чем говорится во второй части; проверочный союз – если)
4. Добрый человек оставляет добрую память – злой человек будет быстро забыт. . [ ]: [противопоставление].
(вторая часть предложения противопоставляется первой части; можно между частями вставить союз а)
-Выставление оценок-
VII.Подведение итогов. Рефлексия.
VIII.Задание на дом. Написать эссе –выплеск по притче «Наберись смелости – сделай попытку»
Приложение
Знаки препинания БСП (теоретический материал)
В зависимости от значения, смысловых отношений между простыми предложениями в бессоюзных сложных предложениях используются следующие знаки препинания: запятая, точка с запятой, двоеточие, тире. Для проверки значения бессоюзного сложного предложения можно использовать синонимичные конструкции сложносочинённых или сложноподчинённых предложений.
Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении ставится в следующих случаях:
Запятая в бессоюзном сложном предложении ставится в том случае, если простые предложения связаны отношениями перечисления (одновременности и последовательности). Между простыми предложениями можно вставить союз и
Ср.: Метель не утихала, небо не прояснялось (Пушкин). – Метель не утихала, и небо не прояснялось. Поезд пошёл быстро, его огни скоро исчезли, через минуту уже не было слышно шума (Чехов). – Поезд пошёл быстро, и его огни скоро исчезли, и через минуту уже не было слышно шума.
Точка с запятой в бессоюзном сложном предложении ставится в том случае, если простые предложения связаны отношениями перечисления, но отдалены друг от друга по смыслу или значительно распространены
Налево чернело глубокое ущелье; /1 за ним и впереди нас тёмно-синие вершины гор, изрытые слоями снега, рисовались на бледном небосклоне, ещё сохраняющем последний отблеск зари /2 (Лермонтов).
Двоеточие в бессоюзном сложном предложении ставится в следующих случаях:
Второе простое предложение поясняет смысл первого (отношения пояснения). Перед вторым предложением можно поставить слова а именно, то есть
Ср.: Страшная мысль мелькнула в уме моём: я вообразил её в руках разбойников (Пушкин). – Страшная мысль мелькнула в уме моём, а именно: я вообразил её в руках разбойников
Обратите внимание!
Двоеточие ставится обязательно, если в первом предложении бессоюзного сложного предложения есть слова так, таков, такой, одно и т.п., конкретное содержание которых раскрывается во втором предложении.
Обычай мой такой: подписано, так с плеч долой (Грибоедов); Я вам скажу только одно: нельзя сидеть сложа руки (Чехов).
Второе простое предложение дополняет содержание первого (дополнительные отношения). Перед вторым предложением можно вставить союз что.
Ср.: Я знал: удар судьбы меня не обойдёт (Лермонтов). – Я знал, что удар судьбы меня не обойдёт
Второе простое предложение указывает на причину того, о чём говорится в первом предложении (причинные отношения). Перед вторым предложением можно вставить причинный союз потому что
Птиц не было слышно: они не поют в часы зноя (Тургенев). – Птиц не было слышно, потому что они не поют в часы зноя.
Тире в бессоюзном сложном предложении ставится в следующих случая:
Во втором предложении сложного бессоюзного предложения выражено противопоставление. Между простыми предложениями можно вставить союзы а, но.
Ср.: Служить бы рад – прислуживаться тошно (Грибоедов). – Служить бы рад, а прислуживаться тошно; Он гость – я хозяин (Багрицкий). – Он гость, а я хозяин.
Второе предложение содержит следствие, результат, вывод. Между частями можно вставить слова поэтому, тогда, в результате.
Ср.: Я умираю – мне не к чему лгать (Тургенев). – Я умираю, поэтому мне не к чему лгать; Я бы в летчики пошёл – пусть меня научат (Маяковский). – Я бы в летчики пошёл, поэтому пусть меня научат.
В первом предложении есть значение времени или условия. Перед первой частью можно поставить союзы когда, если.
Ср.: Кошки грызутся – мышам приволье (пословица). – Когда кошки грызутся, мышам приволье; Будет дождик – будут и грибки (Пушкин). – Если будет дождик, будут и грибки.
Во втором предложении содержится сравнение. Между простыми предложениями можно поставить союзы будто, словно.
Ср.: Молвит слово – соловей поёт (Лермонтов). – Молвит слово, будто соловей поёт.
Второе предложение в сложном бессоюзном предложении имеет присоединительное значение и начинается словами так, такой, таков:
Приказ есть приказ – так его воспитали (Воробьёв).
Второе предложение имеет присоединительное значение и перед ним можно поставить слово это (иногда слово это имеется в самом предложении):
Идёт большая вода – это всего интереснее (М. Горький); На стене ни одного образа – дурной знак (Лермонтов). – На стене ни одного образа – это дурной знак.
Таблицы-заготовки
(для слабой группы)
Знак препинания | Значение | Какими союзами или союзными словами можно проверить |
. ; | перечисления | |
: | причины | |
пояснения | |
дополнения | |
| |
_ | противопоставления | |
Времени | |
условия | |
следствия | |
Сравнение | |
Присоединительное | |
Знак препинания | Значение | Пример предложения |
. ; | перечисления | Теплоход шёл, бесшумно разрезая волны; развлекая пассажиров, над палубой летали чайки. |
Здесь тучи смиренно идут подо мной, сквозь них, низвергаясь, шумят водопады. |
: | причины ( потому что ) | Печален я: со мною друга нет. |
пояснения ( а именно ) | Собака была славная: уши торчком, хвост колечком, глаза умные-умные. |
дополнения ( что ) | Я понимал: выручить нас может только случайность. |
_ | противопоставления ( а, но ) | Скажешь слово – добавят десять. |
времени ( когда ) | Лес рубят – щепки летят. |
условия ( если ) | Раз солгал – на век лгуном стал. |
следствия ( значит, так как) | Куст заденешь плечом – на лицо тебе вдруг с листьев брызнет роса серебристая. |
Притча «Наберись смелости - сделай попытку»
Однажды царь решил подвергнуть испытанию всех своих придворных, чтобы узнать, кто из них способен занять в его царстве важный государственный пост. Множество властных и мудрых мужей окружило его.
"О, мудрецы, - обратился к ним царь, - у меня есть для вас трудная задача, и я хотел бы знать, кто сможет решить ее".
Он подвел присутствующих к такой огромной двери, какой еще никто никогда не видывал. "Это самая большая и самая тяжелая дверь, которая когда-либо была в моем царстве.
Кто из вас сможет открыть ее?" - спросил царь.
Одни придворные только отрицательно качали головой. Другие, которые считались мудрыми, посмотрели на дверь поближе, но признались, что не смогут ее открыть. Раз уж мудрые признались в этом, то и остальные согласились, что эта задача слишком трудна.
Лишь один визирь подошел к двери. Он внимательно ее рассмотрел и ощупал, затем так и эдак попробовал ее сдвинуть и наконец резко толкнул ее.
О чудо, дверь открылась! Она была просто прикрыта, но не заперта. Нужна была лишь воля, чтобы это проверить, и отвага, чтобы действовать решительно.
Тогда царь объявил: "Ты получишь этот пост при дворе, потому что полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, но надеешься на собственные силы и не боишься сделать попытку".