СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме "Бессоюзные сложные предложения. Знаки препинания в БСП"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок изучения новой темы

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме "Бессоюзные сложные предложения. Знаки препинания в БСП"»

Тема: «Бессоюзные сложные предложения. Знаки препинания в БСП»

Цели урока:

  • формировать навыки и умения устанавливать смысловые отношения между простыми предложениями в составе бессоюзных сложных;

  • развивать навык использования различных синонимических конструкций для передачи одного и того же смысла предложения.

  • Учить правильно расставлять знаки препинания в сложных предложениях с бессоюзной связью.

  • воспитание эстетического вкуса; интереса к теме урока;

  • воспитание сознательной дисциплины, формирование навыков контроля и самоконтроля.



Ход урока

  1. Организация начала урока.

Работа с эпиграфом к уроку (эпиграф записан на доске).

- Сегодня мне хотелось бы к нашему уроку предложить следующий эпиграф.


  • Чтобы дойти до цели, надо прежде всего идти. О. Бальзак (2)

  • Кто не идет вперед, тот идет назад: стоячего положения нет. В. Г. Белинский(3)

  • Никакое дело нельзя хорошо сделать, если неизвестно, чего хотят достигнуть. (1)

А. С. Макаренко

  • Правильный путь таков: усвой то, что сделали твои предшественники, и иди дальше. (4)

Л. Н. Толстой

- Как вы думаете, о чем эти высказывания?

-Можно ли эти высказывания объединить по тематике?

- Может их распределить в какой-то последовательности? Поработайте в группе и попробуйте создать какую-то последовательность. Как на ваш взгляд, почему именно эти высказывания выбрала в качестве эпиграфа?

- Расставьте знаки препинания и определите, какие это предложения по своему составу? объясните (устно) постановку знаков препинания.

( в слабой группе знаки препинания расставлены)

- почему не смогли объяснить знаки препинания в 3 и 4 предложениях?

Значит можем ли определить

II.Запись темы урока. Её актуализация.

Постарайтесь определить тему урока и цель? (БСП. Какие знаки препинания употребляются в БСП). (Учащиеся записывают тему урока)

- что вы предположить по теме урока? (предложения связаны между собой бессоюзной связью)

III.Изучение нового материала.

1.Слово учителя. Изучите теоретический текст в группе, преобразуйте текстовую информацию в графическую. (в слабой группе есть заготовка)

2.Работа с текстом.

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В БСП

Знак препинания

Значение

Какими союзами или союзными словами можно проверить

. ;




перечисления



:











_
















Выступление групп

Возвращаемся к цитатам. Объяснение двоеточия:

Кто не идет вперед, тот идет назад: стоячего положения нет (причина, проверяем потому что

Кто не идет вперед, тот идет назад, потому что стоячего положения нет)

Правильный путь таков: усвой то, что сделали твои предшественники, и иди дальше. (поясняет а именно Правильный путь таков, а именно усвой то, что сделали твои предшественники, и иди дальше.)

Вывод: выбор знаков препинания зависит от смысловых отношений частей в СП)

IV. Практическая работа

V. Работа в разноуровневых группах.

Используя свою памятку, вы должны выполнить задание под номером два.

(Самостоятельная письменная работа в разноуровневых группах с последующей проверкой.)

Задание для первого уровня: определите бессоюзные сложные предложения, подчеркните грамматические основы. Какое предложение лишнее, почему? Начертите схемы предложений.

  1. Мы знаем: главное предназначение человека – оставить свой добрый след на земле.

  2. Поговоришь с добрым человеком – солнечный луч озарит твою душу.

  3. Добрый человек оставляет добрую память - злой человек будет быстро забыт.

  4. Доброта – качество - излишек доброты нам не вредит.

  5. У каждого времени своя жестокость, а доброта одна на все времена.

Задание для второго уровня: выберите бессоюзные сложные предложения, в которых необходимо поставить двоеточие и тире; выпишите эти предложения, расставьте знаки препинания и объясните их постановку.

  1. Мы знаем ( ) главное предназначение человека – оставить свой добрый след на земле.

  2. Поговоришь с добрым человеком ( ) солнечный луч озарит твою душу.

  3. У каждого времени своя жестокость ( ) а доброта одна на все времена.

  4. Добрые деяния никогда не следует откладывать ( ) всякая проволочка неблагоразумна и часто опасна.

  5. Доброта – качество ( ) излишек доброты нам не вредит.

  6. Добрый человек оставляет добрую память ( ) злой человек будет быстро забыт.

VI. Проверка самостоятельной работы.

Первый уровень.

(У каждого времени своя жестокость, а доброта одна, на все времена).

(это сложносочиненное предложение)

Второй уровень

1.Мы знаем: главное предназначение человека – оставить свой добрый след на земле. [ ]: [дополнение, что]. (вторая часть дополняет содержание первой части, распространяя сказуемое – знаем)

3. Добрые деяния никогда не следует откладывать: всякая проволочка неблагоразумна и часто опасна. [ ]: [причина].(второе предложение указывает причину того, о чем говорится в первом предложении, перед второй частью можно поставить союзы потому что, так как)

Третий уровень (тире)

1.Поговоришь с добрым человеком – солнечный луч озарит твою душу.

[ ] - [сравнение].

(вторая часть предложения содержит сравнение; можно проверить союзом словно или как)

(первая часть содержит условие)

(в первой части указывается условие, о чем говорится во второй части; проверочный союз – если)

4. Добрый человек оставляет добрую память – злой человек будет быстро забыт. . [ ]: [противопоставление].

(вторая часть предложения противопоставляется первой части; можно между частями вставить союз а)

-Выставление оценок-

VII.Подведение итогов. Рефлексия.

VIII.Задание на дом. Написать эссе –выплеск по притче «Наберись смелости – сделай попытку»























Приложение


Знаки препинания БСП (теоретический материал)

В зависимости от значения, смысловых отношений между простыми предложениями в бессоюзных сложных предложениях используются следующие знаки препинания: запятая, точка с запятой, двоеточие, тире. Для проверки значения бессоюзного сложного предложения можно использовать синонимичные конструкции сложносочинённых или сложноподчинённых предложений.

Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении ставится в следующих случаях:

  1. Запятая в бессоюзном сложном предложении ставится в том случае, если простые предложения связаны отношениями перечисления (одновременности и последовательности). Между простыми предложениями можно вставить союз и

Ср.: Метель не утихала, небо не прояснялось (Пушкин). – Метель не утихала, и небо не прояснялось. Поезд пошёл быстро, его огни скоро исчезли, через минуту уже не было слышно шума (Чехов). – Поезд пошёл быстро, и его огни скоро исчезли, и через минуту уже не было слышно шума.



  1. Точка с запятой в бессоюзном сложном предложении ставится в том случае, если простые предложения связаны отношениями перечисления, но отдалены друг от друга по смыслу или значительно распространены

Налево чернело глубокое ущелье; /1 за ним и впереди нас тёмно-синие вершины гор, изрытые слоями снега, рисовались на бледном небосклоне, ещё сохраняющем последний отблеск зари /2 (Лермонтов).



Двоеточие в бессоюзном сложном предложении ставится в следующих случаях:

  1. Второе простое предложение поясняет смысл первого (отношения пояснения). Перед вторым предложением можно поставить слова а именно, то есть

Ср.: Страшная мысль мелькнула в уме моём: я вообразил её в руках разбойников (Пушкин). – Страшная мысль мелькнула в уме моём, а именно: я вообразил её в руках разбойников

Обратите внимание!

Двоеточие ставится обязательно, если в первом предложении бессоюзного сложного предложения есть слова так, таков, такой, одно и т.п., конкретное содержание которых раскрывается во втором предложении.

Обычай мой такой: подписано, так с плеч долой (Грибоедов); Я вам скажу только одно: нельзя сидеть сложа руки (Чехов).

  1. Второе простое предложение дополняет содержание первого (дополнительные отношения). Перед вторым предложением можно вставить союз что.

Ср.: Я знал: удар судьбы меня не обойдёт (Лермонтов). – Я знал, что удар судьбы меня не обойдёт

  1. Второе простое предложение указывает на причину того, о чём говорится в первом предложении (причинные отношения). Перед вторым предложением можно вставить причинный союз потому что

Птиц не было слышно: они не поют в часы зноя (Тургенев). – Птиц не было слышно, потому что они не поют в часы зноя.



Тире в бессоюзном сложном предложении ставится в следующих случая:

  1. Во втором предложении сложного бессоюзного предложения выражено противопоставление. Между простыми предложениями можно вставить союзы а, но.

Ср.: Служить бы рад – прислуживаться тошно (Грибоедов). – Служить бы рад, а прислуживаться тошно; Он гость – я хозяин (Багрицкий). – Он гость, а я хозяин.

  1. Второе предложение содержит следствие, результат, вывод. Между частями можно вставить слова поэтому, тогда, в результате.

Ср.: Я умираю – мне не к чему лгать (Тургенев). – Я умираю, поэтому мне не к чему лгать; Я бы в летчики пошёл – пусть меня научат (Маяковский). – Я бы в летчики пошёл, поэтому пусть меня научат.

  1. В первом предложении есть значение времени или условия. Перед первой частью можно поставить союзы когда, если.

Ср.: Кошки грызутся – мышам приволье (пословица). – Когда кошки грызутся, мышам приволье; Будет дождик – будут и грибки (Пушкин). – Если будет дождик, будут и грибки.

  1. Во втором предложении содержится сравнение. Между простыми предложениями можно поставить союзы будто, словно.

Ср.: Молвит слово – соловей поёт (Лермонтов). – Молвит слово, будто соловей поёт.

  1. Второе предложение в сложном бессоюзном предложении имеет присоединительное значение и начинается словами так, такой, таков:

Приказ есть приказ – так его воспитали (Воробьёв).

Второе предложение имеет присоединительное значение и перед ним можно поставить слово это (иногда слово это имеется в самом предложении):

Идёт большая вода – это всего интереснее (М. Горький); На стене ни одного образа – дурной знак (Лермонтов). – На стене ни одного образа – это дурной знак.






Таблицы-заготовки

(для слабой группы)

Знак препинания

Значение

Какими союзами или союзными словами можно проверить

. ;





перечисления



:





причины



пояснения



дополнения







_



противопоставления



Времени



условия



следствия



Сравнение


Присоединительное





Знак препинания

Значение

Пример предложения

. ;





перечисления

Теплоход шёл, бесшумно разрезая волны; развлекая пассажиров, над палубой летали чайки.

Здесь тучи смиренно идут подо мной, сквозь них, низвергаясь, шумят водопады.


:





причины

( потому что )

Печален я: со мною друга нет.

пояснения

( а именно )

Собака была славная: уши торчком, хвост колечком, глаза умные-умные.

дополнения

( что )

Я понимал: выручить нас может только случайность.



_



противопоставления

( а, но )

Скажешь слово – добавят десять.

времени ( когда )

Лес рубят – щепки летят.

условия

( если )

Раз солгал – на век лгуном стал.

следствия

( значит, так как)

Куст заденешь плечом – на лицо тебе вдруг с листьев брызнет роса серебристая.



Притча «Наберись смелости - сделай попытку»

Однажды царь решил подвергнуть испытанию всех своих придворных, чтобы узнать, кто из них способен занять в его царстве важный государственный пост. Множество властных и мудрых мужей окружило его.
"О, мудрецы, - обратился к ним царь, - у меня есть для вас трудная задача, и я хотел бы знать, кто сможет решить ее".
Он подвел присутствующих к такой огромной двери, какой еще никто никогда не видывал. "Это самая большая и самая тяжелая дверь, которая когда-либо была в моем царстве.
Кто из вас сможет открыть ее?" - спросил царь.
Одни придворные только отрицательно качали головой. Другие, которые считались мудрыми, посмотрели на дверь поближе, но признались, что не смогут ее открыть. Раз уж мудрые признались в этом, то и остальные согласились, что эта задача слишком трудна.
Лишь один визирь подошел к двери. Он внимательно ее рассмотрел и ощупал, затем так и эдак попробовал ее сдвинуть и наконец резко толкнул ее.
О чудо, дверь открылась! Она была просто прикрыта, но не заперта. Нужна была лишь воля, чтобы это проверить, и отвага, чтобы действовать решительно.
Тогда царь объявил: "Ты получишь этот пост при дворе, потому что полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, но надеешься на собственные силы и не боишься сделать попытку".