УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА Школа России 1 класс
ТЕМА: Ударные и безударные гласные звуки. Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук.
Научиться писать слова с проверяемыми безударными гласными
НАША ЦЕЛЬ
Здравствуйте ребята: ТЕМА сегодняшнего урока : Ударные и безударные гласные звуки. Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук.
Цель урока:
- Научиться писать слова с проверяемыми безударными гласными.
- Научиться подбирать к проверяемому слову проверочное слово.
Научиться подбирать к проверяемому слову проверочное слово
ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ МОГУТ БЫТЬ УДАРНЫМИ И БЕЗУДАРНЫМИ .
В слове может быть только один ударный гласный звук.
Если ударение падает на гласный звук, то мы его называем ударным гласным звуком.
В О ДН Ы Й
[О] – ударный
[Ы] - безударный
Если ударение не падает на гласный звук, то мы его называем безударным гласным звуком.
Давайте вспомним какие гласные звуки могут быть ударные, а какие безударные!
В слове может быть только один ударный гласный звук.
Если ударение падает на гласный звук, то мы его называем ударным гласным звуком.
Если ударение не падает на гласный звук, то мы его называем безударным гласным звуком.
Например, в слове во́дный ударение падает на первый слог.
Гласный звук [о] является ударным.
Гласный [ы] во втором слоге – безударный.
Ребята если вы поняли, какие ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ МОГУТ БЫТЬ УДАРНЫМИ И БЕЗУДАРНЫМИ то поставьте 1, если вам не поняли то поставьте 0.
БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ: е а о и я ВСЕГДА ТРЕБУЮТ ПРОВЕРКИ
Запомните ребята! Безударные гласные произносятся не так отчетливо, как ударные и поэтому написание букв, соответствующих безударным звукам, обычно вызывает затруднения. Написание таких безударных гласных, как е, а, о, и, я требует проверки. Чтобы не ошибиться в написании безударной гласной в слове, следует знать порядок проверки слова.
Порядок проверки слова:
- Прочитай слово и поставить ударение, определив тем самым безударные и ударные гласные звуки (Памятка 2 на стр.134 учебника)
- Измени само слово или подбери родственное (однокоренное) слово так, чтобы безударный звук стал ударным.
- Услышав четко гласный звук под ударением, запиши само слово.
Безударных гласных много,
Значит, нам нужна подмога.
Что же делать? Где решенье?
Букву ставь под ударенье.
Ты за нами поспевай,
Смело слово изменяй.
Чтобы проверить безударную гласную в корне, нужно изменить слово или подобрать родственное (однокоренное) слово так, чтобы проверяемая гласная стала под ударение.
Зная порядок проверки, рассуждайте так:
Во-первых, следует прочитать слово в поставить ударение, определив тем самым безударные и ударные гласные звуки (Воспользуйся Памяткой № 2 на странице 134 в учебник )
Во-вторых, изменить само слово или подобрать родственное (однокоренное) слово так, чтобы безударный звук стал ударным.
И наконец, услышав четко гласный звук под ударением, можно записывать само слово.
Способы подбора слов для проверки безударного гласного звука:
1. Один – много. Много – один (безударная Е может проверяться ударной Ё)
Пятно – пятна
Итак давайте рассмотрим несколько способов подбора слов для проверки
1. Один - много, много – один. В слове …..
Ежи – ёж
Способы подбора проверочных слов:
2. Изменить слово по команде вопроса ЧТО/КТО?
Лесной – лес
2.Изменить слово по команде вопроса ЧТО/КТО? Запомните, безударная Е может проверяться ударной Ё как в слове ежи
Способы подбора проверочных слов:
3. Маленький – большой и наоборот
Пенёк – пень
Итак давайте рассмотрим несколько способов по
Способы подбора проверочных слов:
4. Назови ласково
Ковёр – коврик
Ребята давайте повторим правило: Чтобы …
Как же нам разобраться, как называется слово в котором мы проверяем написание безударного гласного звука и как называется слово, котором проверяемый звук будет под ударением? Давайте внимательно прочитаем следующее правило: …….
Какое слово будет проверочным, а какое проверяемым?
ПРОВЕРЯЕМОЕ ПРОВЕРОЧНОЕ
гн _ здо
гн _ зда
сл _ н
сл _ ны
Давайте вместе Определим какое слово будет проверочным, а какое проверяемым в приведенных парах слов. Голосование
л _ сты
л _ ст
ИТОГ УРОКА:
1. Мы научились писать слова с проверяемыми безударными гласными.
3. Мы научились определять какое слово проверяемое, а какое проверочное.
2. Мы научились подбирать к проверяемому слову проверочное слово.
Давайте подведем итог нашего урока:
1. 1. Мы научились писать слова с проверяемыми безударными гласными.
2. Мы научились подбирать к проверяемому слову проверочное слово.
Теперь Мы умеем определять какое слово проверяемое, а какое проверочное.
МОЛОДЦЫ!