Ход урока
I. Организационный момент
Слышишь звонкий голосок?
Нам пора начать урок!
Мы - умные! Мы – дружные!
Мы – внимательные! Мы – старательные!
Мы отлично учимся!
Всё у нас получится!
- Я надеюсь, что у вас хорошее настроение и хочу пожелать удачи в нашем путешествии за новыми знаниями. Прежде давайте вспомним то, что изучали на предыдущих уроках.
II. Актуализация опорных знаний
Игра «Живые буквы» (флипчарт)
Внимательно посмотри на данные буквы
Заполни домики
Загадки: Послушайте внимательно загадки и подумайте, о чем в них говорится.
Без ног и без крыльев оно,
Быстро летит, не догонишь его.
Вчера было,
Сегодня есть
И завтра будет.
Что возвратить нельзя? (Это время.)
По схеме рассказать о слове время.
Сколько в слове гласных, согласных, твердых, мягких?
Сколько всего звуков в слове?
Что за братцы?
Их пересчитал – год пропал.
Годы идут, а они не растут (месяцы)
Прошло семь дней- конец и ей. (неделя)
Какая тема объединяет эти отгадки? ВРЕМЯ
Как вы понимаете слово время?
Девизом нашего урока будут слова «Делу время, а потехе- час». Что это означает?
Мы часто говорили, что нужно хорошо учиться, хорошо работать, чтобы не только чего-то добиться в жизни, но и быть полезным людям, Родине. К своему и чужому времени нужно относиться бережно, потому что время бежит только вперед и никогда не возвращается назад.
В нашем классе есть волшебные часы. Стрелка укажет нам путь следования.
Какой предмет помогает людям определить время? Что это такое?
(Часы – это устройство, которое помогает определять время.)
Кто из вас уже умеет определять время по часам?
Первый этап работа в паре (составить схему слова ЧАСЫ), один на доске
Проверка
Деление на слоги, составление схемы.
Какой новый звук услышали в слове?
Расскажите о звуке [ч]: согласный, мягкий, глухой.
Можно ли его спеть?
Упражнение на артикуляцию. ИГРА «ДЕНЬ_НОЧЬ»
Речевая разминка
ЧА –ЧА - ЧА – горит в комнате свеча
ЧУ-ЧУ-ЧУ – молоточком я стучу
Какой звук мы услышали и произнесли в чистоговорке? ( Ч)
Подбор слов противоположных по значению, выделение звука Ч
Белый- черный
Грязный- чистый
Редко- часто
III. Формулирование темы и цели урока
Сформулируйте тему урока. (Тема урока «Звук [ч'] и буква, которая его обозначает.)
– Давайте вместе сформулируем цель нашего урока. Я буду начинать предложения, а вы продолжите.
Познакомиться со … (звуком [ч'] и буквой, которая его обозначает.)
Учиться отличать … (звук [ч'] и букву, от других букв.)
Учиться читать … (слоги, слова с новой буквой.)
III. Речевая зарядка
-А кто такой часовщик?
Упражнение на артикуляцию. Тренировка в произношении. Тетрадь с 5 № 2
Часовщик , прищурив глаз,
Чинит часики для нас.
-Как вы понимаете слово «прищурил?
IV. Физкультминутка ( Выполнение подвижной физкультминутки)
V. Изучение нового материала.
1. Работа по картинке.
– Рассмотрите картинку на с.4-5. Что изображено? (Ответы детей.).
– На ней изображены старинные приборы вычисления времени.
1. Солнечные часы были самым первым прибором для отсчитывания времени. Время отмерялось по тени, которую отбрасывала стрелка, когда светило солнце. Удобно ли было пользоваться такими часами? Они показывают время недостаточно точно и только в солнечные дни.
2. Вслед за солнечными часами были изобретены водяные, песочные часы. У таких часов должен постоянно дежурить человек.
3. Механические часы вначале были большим, башенными, и помещались на башнях замков и церквей. В домах у богатых горожан были напольные часы или настольные часы, а в карманах- карманные.
4. Не так давно появились настенные и наручные часы. Они тоже вначале были механическими. Сейчас делают электронные часы. Они работают на батарейках.
ВИДЕОРОЛИК
2.Знакомство с новым звуком.
Чтобы звуком управлять, О нём всё точно надо знать!
– Произнесите звук [ч'] и понаблюдаем за положением языка, губ и зубов.
Можно ли его спеть? Как называется звук, при произнесении которого, воздух встречает преграду?
– Дайте характеристику звука [ч'] ( Звук [ч'] согласный, глухой и всегда мягкий.)
Произнесите звук [ч
– Определите, как проходит воздух через горлышко? (При произнесении звука [ч'] воздух встречает препятствие. Значит, он согласный.)
– Что слышится: голос или шум? (При произнесении звука [ч'] слышится только шум, значит он глухой.)
– Как звук произносится: твердо или мягко? (Звук [ч'] произносится мягко. Значит, он мягкий.)
А можно ли произнести его твёрдо. Давайте попробуем. Звук звучит для нас не совсем привычно. В русском языке слов с твёрдым звуком ч нет.
– Дайте короткую характеристику звука [ч) согласный, глухой и всегда мягкий.)
2) Знакомство с новой буквой.
– Найдите среди букв новую. Эта буква Чч, которой на письме обозначается звук ч.
– Хором произнесем название буквы и запомним.
– На что похожа буква Ч? (Ответы детей.)
Да, вы правильно решили:
Ч похожа на четыре.
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя.
– Передвигаем стрелку волшебных часов дальше.
3. Чтение слогов с новой буквой.
– Прочитаем сначала слоги – слияния с новой буквой. (ЧА, ЧО, ЧУ, ЧИ, ЧЕ)
– Хотя звук [ч'] всегда мягкий, но в слоге «ча» принято писать букву «а». В этом случае нельзя писать букву «я», так как звук [ч'] и так всегда мягкий. А слог чу нужно писать с буквой у.
-Повторим хором правила.
4. Чтение слов и предложений с новой буквой. (стр.5)
VI. Физкультминутка
– Ваши глазки устали. Сделаем гимнастику для глаз.
VII. Закрепление изученного
Работа над значением слов по заданиям учебника (с.6)
Видеоролик
VIII. Итог урока. Рефлексия
- Время урока подходит к концу.
– С каким новым звуком и новой буквой мы познакомились сегодня на уроке?
– Мы, как часы, должны быть точными. Наши часы показывают, что нужно подвести итог.
– С каким новым звуком и новой буквой мы познакомились сегодня на уроке?
– Охарактеризуйте новый звук.
Что было самым интересным?
Что вызвало затруднение?
– Спасибо за урок.