СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме "Дыхание растений"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме "Дыхание растений"»

План-конспект урока

Тема: Дыхание растений

Цели:

а) Обучающие:

  • Изучить процесс дыхания растений;

  • Показать различие и взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза

б) Воспитывающие

  • Формирование научного мировоззрения;

  • Экологическое воспитание

в) Развивающие:

  • Продолжить формировать умение работать с натуральными объектами, вести наблюдения и ставить простейшие опыты с растениями.

  • Работать с таблицами, учебником;

  • Наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;

Оборудование: набухшие семена фасоли, корнеплоды моркови, стебель герани с листьями, таблица «Взаимосвязь фотосинтеза и дыхание», учебник по биологии 6 класс В. В. Пасечник (п. 35, страницы 153-156), 3 банки из бесцветного прозрачного стекла, свеча, известковая вода.

Методы обучения:

а) словесные: объяснение с элементами беседы;

б) наглядные: демонстрация результатов опыта, таблицы («Взаимосвязь фотосинтеза и дыхания»).

в) практические: эксперимент

Форма обучения и тип урока: урок с физиологическим содержанием

План урока:

1. Организационный момент (1-2 минуты)

2. Повторение пройденного материала (5-7 минут)

3. Изучение нового материала (25-30 минут)

4. Закрепление изученного материала (7-10 минут)

5. Домашнее задание (2-3 минуты)

Ход урока

Учитель: Здравствуйте, ребята! Я очень рада всех вас видеть! Присаживайтесь, пожалуйста. Как Ваше настроение? Готовы ли вы к уроку?

Ученик: Готовы

Учитель: Очень хорошо, тогда мы начинаем наше занятие. Ребята, какой процесс жизни растений мы с вами изучали на прошлом уроке?

Ученик: Мы изучали процесс фотосинтеза

Учитель: Правильно. Ребята, прежде чем мы приступим к изучению новой темы, давайте проверим, как вы усвоили тему «Фотосинтез». Для этого я предлагаю вам ответить на несколько вопросов.

Учитель: Что такое фотосинтез?

Ученик: Фотосинтез – это процесс образования зелёными растениями органических веществ из неорганических под действием энергии солнечного света.

Учитель: Какой газ растения поглощают, и какой выделяют в процессе фотосинтеза?

Ученик: В процессе фотосинтеза растения поглощают углекислый газ и выделяют кислород.

Учитель: Какой пигмент придаёт листьям зелёную окраску?

Ученик: Зелёную окраску листьям придаёт пигмент – хлорофилл.

Учитель: Из каких веществ образуется сахар в зелёных листьях растений?

Ученик: Сахар в зелёных листьях растений образуется из неорганических веществ – углекислого газа (поступающего через устьица) и воды, которую поглощают корни из почвы.

Учитель: Ребята, посмотрите на таблицу и объясните, что на ней изображено?

Ученик: На таблице изображён опыт, показывающий необходимость углекислого газа для образования органических веществ.

Учитель: Что произойдёт с листом при обработке слабым раствором йода? Что это означает?

Ученик: На обесцвеченном листе появятся синие буквы. Буквы появятся в той части листа, на которую падал свет. Это означает, что в освещённой части листа образовался крахмал, который синеет от йода.

Учитель: Почему йод не окрашивает в синий цвет белую каёмку листа окаймлённой герани?

Ученик: Раствор йода не окрашивает белую каемку листа окаймленной герани по той причине, что в белой каемке листа отсутствует хлорофилл. А именно при участии хлорофилла в процессе фотосинтеза в зеленой части листа образуется крахмал. А так как в белой каемке листа окаймлённой герани нет хлорофилла, то нет и крахмала, который окрашивается в синий цвет при действии слабым раствором йода.

Учитель: Какие типы питаний выделяют у растений?

Ученик: У растений можно выделить два типа питания: минеральное, обеспечивающее растение водой и минеральными веществами, и фотосинтез, в процессе которого образуются необходимые органические вещества.

Учитель: Что необходимо растениям для процесса фотосинтеза?

Ученик: Для процесса фотосинтеза растениям необходима световая энергия.

Учитель: Ребята, какие вы молодцы, на все вопросы ответили правильно. Итак, мы с вами повторили тему «Фотосинтез», а теперь перейдём к изучению новой темы. Откройте, пожалуйста, свои тетради, запишите число, тему, цели, и план урока.

Тема нашего сегодняшнего урока - «Дыхание растений»

Целями нашего урока являются:

- Ознакомление с процессом дыхания растений

- Изучение протекания процесса дыхания

- Изучение различий и взаимосвязи процессов дыхания и фотосинтеза

План «Дыхание растений».

1. Что такое дыхание растений?

2. Как протекает процесс дыхания

3. Все ли растения дышат?

4. Взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза

Учитель: Итак, ребята, чтобы выяснить дышат ли растения, и как протекает данный процесс, я провела следующий опыт.

Вчера я взяла три большие стеклянные банки. В первую банку я поместила 30-40 набухших прорастающих семян фасоли. Сухие семена брать не следует, т.к. они находятся в состоя­нии покоя, и поэтому все процессы жизнедеятельности у них протекают очень слабо. Во вторую банку я поместила - корнеплоды моркови, чтобы активизировать их клетки перед опытом корнеплоды я три дня продержала в воде. В третью банку я поместила – свежесрезанные стебли герани с листьями. Далее банки я закрыла пробками и поставила в тёмное теплое место.

Сегодня на уроке я продемонстрирую вам полученные результаты. Ребята, опыт смотрим внимательно, после демонстрации опыта все результаты вам нужно будет занести в таблицу.

Учитель: Как вы думаете, изменился ли состав воздуха в бутылках?

Ученик: Да, изменился

Учитель: А теперь проверим, так ли это. Сейчас в каждую из бутылок я опущу зажжённую свечу, прикреплённую к проволоке.

Итак, ребята, что вы видите?

Ученик: Мы видим, что в каждой из банок свечи погасли.

Учитель: А почему же свечи погасли?

Ученик: Свечи погасли, потому что в процессе дыхания органы растения поглотили кисло­род из воздуха, находящегося в банках и выделили большое количество углекислого газа, который не поддерживает горение.

Учитель: Всё верно, молодцы. А теперь я опущу в банки небольшие пробирки с известковой водой. Что вы видите?

Ученик: Известковая вода мутнеет, т.к. взаимодействует с углекислым газом.

Учитель: Правильно, ребята. Какой же вывод мы можем сделать из результатов данного опыта?

Ученик: Этот опыт показывает нам, что все органы растения дышат. При протекании процесса дыхания они поглощают кислород из воздуха и выделяют большое количество углекислого газа, который не поддерживает горения.

Учитель: Ребята, вы молодцы, всё верно. А сейчас, все результаты опыта оформите в виде таблицы. Время на выполнение работы 10 минут. После выполнения, вы сдаёте мне свои тетради. Можете приступать.

Учитель: Итак, ребята, заканчиваем выполнение работы, сдаём тетради.

Учитель: А теперь мы с вами рассмотрим взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза. Прочитайте самостоятельно первый абзац на странице 155. Ребята, как вы думаете, растения дышат только в темноте?

Ученик: Растения – живые организмы и они дышат круглосуточно – и на свету, и в темноте. Но на свету в растении протекают два взаимосвязанных процесса – фотосинтез и дыхание.

Учитель: Правильно, ребята. При фотосинтезе выделяется кислород, а поглощается углекислый газ. В процессе дыхания поглощается кислород, а выделяется углекислый газ.

Получается, в организме растения на свету протекают два процесса – фотосинтез и дыхание, но кислорода выделяется гораздо больше, чем его поглощается, а в темноте в организме растения протекает только процесс дыхания.                      

Во время фотосинтеза поглощается энергия солнечного света и из неорганических веществ создаются органические вещества. Во время дыхания растение расходует органические вещества, а энергия необходимая для жизнедеятельности освобождается.

Чтобы хорошо усвоить взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза рассмотрим таблицу на странице 155 «Взаимосвязь фотосинтеза и дыхания»

Дыхание во всех живых клетках органов растения происходит непрерывно. Как и все живые существа растения погибают с прекращением дыхания.

Учитель: Итак, ребята, мы с вами изучили новую тему. А теперь давайте закрепим полученные знания.

Посмотрите на доску. Вам нужно будет из приведенных там признаков, выбрать признаки характеризующие фотосинтез и дыхание.

Разделимся на 2 варианта. 1 вариант выбирает признаки для фотосинтеза, 2 вариант для дыхания, времени на выполнения задания 3 минуты.

А) Происходит во всех клетках.

Б) Протекает только на свету.

В) Поглощается углекислый газ и выделяется кислород.

Г) Происходит в клетках с хлоропластами.

Д) Протекает на свету и в темноту.

Е) Образуются органические вещества

Ж) Органические вещества окисляются (распадаются) до СО2 и Н2О.

З) Поглощается кислород и выделяется углекислый газ.

Учитель: Итак, что же у вас получилось?

Ученик: для процесса фотосинтеза характерны следующие признаки:

Б) Протекает только на свету.

В) Поглощается углекислый газ и выделяется кислород.

Г) Происходит в клетках с хлоропластами.

Е) Образуются органические вещества

Ученик: для процесса дыхания характерны следующие признаки:

А) Происходит во всех клетках.

Д) Протекает на свету и в темноту.

Ж) Органические вещества окисляются (распадаются) до СО2 и Н2О.

З) Поглощается кислород и выделяется углекислый газ.


Учитель: Ребята, вы молодцы, всё правильно. Идём дальше.

Вставьте пропущенные слова, в высказывания, записанные на доске. На выполнение данного задания я вам даю 3 минуты.

1. Растения при дыхании поглощают……….

2. Растения при дыхании выделяют……….

3. Органические вещества при дыхании…………

4. Растения дышат в …… время суток

5. Дышат …… органы растения. При фотосинтезе растения кислорода ……… больше, чем …… при дыхании.


Учитель: Итак, кто готов ответить?


Ученик:

1. Растения при дыхании поглощают кислород

2. Растения при дыхании выделяют углекислый газ

3. Органические вещества при дыхании расходуются

4. Растения дышат в любое время суток

5. Дышат все органы растения. При фотосинтезе растения кислорода выделяют в 10-20 раз больше, чем поглощают его при дыхании.


Учитель: Молодцы, ребята, всё сделали правильно. Итак, на сегодняшнем занятии мы повторили тему «Фотосинтез», изучили тему «Дыхание растений» и ознакомились с результатами опыта по этой теме. Вы все сегодня хорошо поработали, молодцы!

Учитель: Теперь откройте, пожалуйста, свои дневники и запишите домашнее задание на следующий урок.

1. Прочитать параграф 35 на страницах 153-156 и ответить на вопросы после параграфа (устно).

2. В домашних тетрадях заполнить таблицу: «Сопоставление процессов дыхания и фотосинтеза»

Признаки процесса

Фотосинтез

Дыхание

3. Составить кроссворд по темам: Фотосинтез и Дыхание растений.

Учитель: На этом наш урок закончен. Всем спасибо за сегодняшнюю работу. Хорошего вам дня. До свидания.











Листок ученической тетради.

Тема опыта

Содержание

Результаты

Вывод

Дыхание растений

Взяли 3 большие стеклянные банки. В первую банку поместили 30-40 набухших прорастающих семян фасоли. Сухие семена брать не следует, т.к. они находятся в состоя­нии покоя, и поэтому все процессы жизнедеятельности у них протекают очень слабо. Во вторую банку поместили - корнеплоды моркови, чтобы активизировать их клетки перед опытом корнеплоды нужно три дня продержать в воде. В третью банку поместили – свежесрезанные стебли герани с листьями. Далее бутылки закрыли пробками и поставили в тёмное теплое место. Опустили в каждую банку зажжённую свечу, прикреплённую к проволоке. Также в каждую банку опустили пробирку с известковой водой.


Наблюдали, что в каждой из банок свечи погасли, потому что в процессе дыхания органы растения поглотили кисло­род из воздуха, находящегося в бутылках и выделили большое количество углекислого газа, который не поддерживает горение. Также наблюдали помутнение известковой воды т.к. она взаимодействовала с углекислым газом.


Этот опыт показал нам, что все органы растения дышат. При протекании процесса дыхания они поглощают кислород из воздуха и выделяют большое количество углекислого газа, который не поддерживает горения.