I. Организационный момент Здравствуйте, ребята. Начинаем наш урок. Зарубите себе на носу, вам сегодня придётся работать засучив рукава. В случае временной неудачи не падайте духом, а возьмите себя в руки и заново принимайтесь за дело. Ручаюсь, в конечном счёте вы не сядете в калошу, вас ждёт успех! II. Подведение к теме урока Вам не показалось, что сегодня моя речь звучит необычно? Что сделало мою речь такой? Совершенно верно! Итак, какая тема нашего сегодняшнего урока? III. Целеполагание Верно, сегодня мы с вами снова поговорим о фразеологизмах. Какие цели мы с вами должны будем достичь по окончании урока? IV. Обобщение и систематизация изученного по теме урока Ребята, в своем вступительном слове я употребила фразеологизм сесть в калошу. Вы знаете, что обозначает этот фразеологизм? Совершенно верно. А вы знаете, как появился этот фразеологизм? История происхождения этого фразеологизма простая: в Древней Руси устраивались ради развлечения шуточные бои, которые часто проходили в осенне-зимний период, когда вокруг была грязь и лужи. Проигравший нередко в конце такого боя оказывался в луже. Но в то время лужи назывались «калужами». Т.е. первоначально фраза была «сел в калужу», а со временем она трансформировалась в «сел в калошу». 1. Словарно-орфографическая работа Давайте проведем словарно-орфографическую работу со словом калоша. Ребята, найдите слово калоша в орфографическом словаре. Внимательно прочитайте его, всмотритесь, постарайтесь запомнить. Обратите внимание на вторую букву в слове. Как вы думаете, что такое калоша? Каково лексическое значение этого слова? Давайте обратимся к толковому словарю русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой. Какое значение этого слова дано в словаре? Проговорим слово четко, по слогам. Запишем слово в тетради, мысленно проговаривая его по слогам. Поставим ударение, подчеркнём ошибкоопасные места. Учитель оформляет запись на доске. Ребята, для того, чтобы запомнить правильное написание слова калоша, я предлагаю вам выучить такой стишок: Чтоб в калоше не сидеть, В корне А пишите впредь! Запишите его в себе тетрадь. Подумайте, какие однокоренные слова можно подобрать к слову калоша. Запишите их, поставьте ударение, подчеркните ошибкоопасные места. Учитель записывает слова на доске. Проведем морфемный разбор слова калоша и его однокоренных слов. Запишите разборы в тетрадь. Учитель предлагает ученику 1 зачитать получившийся морфемный разбор слова калоша, ученику 2 – калошный, ученику 3 – калошница. Учитель оформляет запись на доске. Составьте и запишите словосочетание с одним из слов. Составьте и запишите предложение с одним из слов. 2. Составление кластера Ребята, на прошлом занятии мы изучили основные признаки фразеологизмов. Сейчас вы будете работать в парах. Составьте в своих тетрадях кластер на тему «Фразеологизмы и их признаки». Сколько вам нужно времени на выполнение этого задания? Хорошо. Приступайте к работе. Итак, ребята, какие признаки фразеологизмов вы включили в ваши кластеры? Кто хочет фиксировать ответы на доске? У кого-то есть дополнения? Всё верно, вы назвали верные признаки. (на слайде появляется готовый кластер) 3. Работа с текстом Подготовка к восприятию текста – слово об авторе. - Дети, что вы знаете о жизни и творчестве Я. Ларри? Если ученики предоставили исчерпывающую информацию, то учитель переходит к следующему этапу. Если ученики мало знакомы с автором или не знакомы с ним, то учитель сообщает следующие сведения об авторе, показывает его портрет и написанные им книги. Ян Леопо́льдович Ла́рри (1900, Рига — 1977) — советский детский писатель - фантаст. Ларри известен детской книгой «Необыкновенные приключения Карика и Вали» (1937), написанной по заказу Самуила Маршака и имеющей десятки переизданий. Также Ларри была написана детская книга «Загадка простой воды» (1939).Одной из последних прижизненных публикаций писателя оказалась помещенная в «Мурзилке» сказка «Храбрый Тилли: Записки щенка, написанные хвостом». Подготовка к восприятию текста - установка на слушание/ - Ребята, сейчас я прочитаю вам текст, а затем вы ответите на вопрос: Учитель читает текст. На другой день Иван Гермогенович как ни в чём не бывало сидел за столом у себя в кабинете. Десять корреспондентов фотографировали профессора, записывая в блокноты его удивительные похождения. А вскоре в одном журнале была напечатана обо всём этом замечательная статья с большим портретом Ивана Гермогеновича Енотова. Кто-то пустил слух, будто профессор Енотов научился превращать слона в муху, а потом все перепутали и стали говорить: «Он делает из мухи слона»... Работа с речеведческими заданиями по тексту - Как бы вы озаглавили текст? Учитель выслушивает придуманные учениками заглавия. Почему вы озаглавили текст именно так? Какой тип речи использовал автор? Почему? - Как вы думаете, какой стиль этого текста? Работа с правописными заданиями Учитель раздает карточки. Перепишете текст в тетрадь, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Вставьте пропущенные орфограммы и объясните их значение. На другой день Иван Гермогенович как ни в чём не бывало сидел за ст_лом у себя в к_бинете. Десять корреспондентов фот_гр_фировали профе(с/сс)ора, записывая в блокноты его уд_вительные п_х_ждения. А вскоре в одном журнале была нап_чатана обо всём этом замечательная статья с б_льшим портретом Ивана Гермогеновича Енотова. Кто-то пустил слух, будто профе(с/сс)ор Енотов научился превращать сл_на в муху, а потом все перепутали и стали говорить: «Он делает из мухи сл_на». Ребята, все успели выполнить задание? Давайте проверим. По цепочке, начиная с первой парты, объясняем, почему вставили ту или иную букву. Всё верно. Еще раз проверьте, правильно ли вы выполнили задание.(на слайде появляется текст со вставленными орфограммами) Работа с грамматическим заданием - Давайте найдем в данном тексте фразеологизм и определим, что он означает. Для этого предлагаю вам выписать его в тетрадь. Итак, кто готов ответить? Совершенно верно! Все согласны? Есть дополнения? Завершение работы с текстом. Фразеологическая физминутка Я вам буду давать команды только с помощью фразеологизмов, а вы их будете выполнять. — Встанем, как аршин проглотили. — Проголосуем обеими руками. — Согнемся в три погибели. — Повернитесь влево и вправо так, чтобы ни один волос не упал с головы. — Покажите, как правильно передвигаться на своих двоих, чтобы не заблудиться в трёх соснах. — При этом идите только семимильными шагами. — Присядьте ни два ни полтора раза — Представьте, что после физминутки вы на седьмом небе Но в ногах правды нет, занимайте свои места. 4. Работа в группах (сочинение текста) Итак, ребята, давайте разделимся на 4 группы (учитель составляет группы, регулируя равновесие психологических качеств детей (экстра-и интровертность, тип мышления, эмоциональность, лидерство и др.)).Каждая группа получает лист бумаги. Совместно придумайте небольшой рассказ, правильно употребляя в нем фразеологизмы: - бить баклуши; - ни свет ни заря; - как угорелый; - проглотить язык; - брать себя в руки; - за тридевять земель; - кот наплакал; - на скорую руку; - считать ворон; - сломя голову; - водить за нос; - медвежья услуга; - рукой подать. Вы можете выбрать несколько фразеологизмов из списка. Если вы не знаете точного значения фразеологизма, что вы должны сделать? Совершенно верно. Приступайте к работе. Ребята, все закончили писать свои рассказы? Итак, от группы должен выйти один представитель и зачитать полученную работу. Остальные должны внимательно послушать и найти фразеологизм, который выбрала группа. Поделитесь своими впечатлениями о рассказе. Какие выводы вы можете сделать? Как фразеологизмы влияют на нашу речь? 5. Работа в группах (творческое задание) Ребята, мы с вами знаем много различных фразеологизмов. Попробуйте создать групповой рисунок, который передает толкование одного фразеологизма на выбор. VII. Рефлексия - Ребята, наш урок подошел к концу. Теперь я вам предлагаю изложить свои впечатления, полученные в ходе урока следующим образом. Дополните предложения в полученных вами листах (учитель раздает листы для рефлексии). Сегодня я узнал … Мне было трудно … Теперь я могу … Я приобрёл … Я научился … Домашнее задание Напишите сочинение, используя фразеологический оборот: «только пятки сверкали». Мы сегодня не переливали из пустого в порожнее, а работали не покладая рук. На уроке не было учеников, которые били баклуши или тянули кота за хвост! Надеюсь, что все чувствовали себя на уроке удобно, не были не в своей тарелке и кое-что зарубили себе на носу. И поэтому я на седьмом небе от общения с вами! Спасибо всем за работу! | Вы употребили фразеологизмы. Фразеологизмы. Ученики формулируют цели урока: - вспомнить характерные черты фразеологизмов; - узнать больше фразеологизмов и запомнить их значения; - научиться правильно употреблять фразеологизмы в речи. Выслушиваются ответы учащихся. Сесть в калошу значит оказаться в глупом положении, потерпеть неудачу, провалиться. Нет. (Если кто-то знает этимологию фразеологизма, то выслушивается его ответ). Открывают словарь, находят слово, «вчитываются» в него, запоминают написание. Выслушиваются ответы учащихся. Ученик, сидящий за первой партой, открывает словарь, находит слово калоша и зачитывает его значение. Калоша - прочная резиновая обувь с низким верхом, надеваемая поверх туфель или ботинок для защиты от грязи и влаги. Ученики четко, по слогам проговаривают слово: ка-ло-ша. Ученики записывают слово в тетрадях. Кало́ша Ученики записывают стихотворение себе в тетрадь. Ученики думают и называют слова калошница, калошный. Ребята записывают их в тетради. Кало́шница Кало́шный Ученик 1 диктует: Калоша – имя существительное, изменяемая часть речи, значит, у слова есть окончание –а, основа слова калош-, корень калош. Ученик 2 диктует: Калошница – имя существительное, изменяемая часть речи, значит, у слова есть окончание –а, основа слова калошниц-, суффикс –ниц-, корень калош. Ученик 3 диктует: Калошный – имя прилагательное, изменяемая часть речи, значит, у слова есть окончание –ый, основа слова калошн-, суффикс –н-, корень калош. В тетрадях учеников должна получиться такая запись: калоша – сущ., изм. ч.р. калошница - сущ., изм. ч.р. калошный – прил., изм. ч.р. Удобная калоша, старая калоша, калошный ряд, длинная калошница. Мы поставили в прихожей новую калошницу. 5 минут. Ученики в парах составляют кластер. Один ученик выходит к доске и записывает ответы одноклассников. Ученики называют признаки, которые они включили в кластер. устойчивые сочетания слов, равные по значению либо одному слову, либо целому предложению; употребляются в переносном значении; воспроизводятся, а не составляются каждый раз заново; являются одним членом предложения; значение разъясняется во фразеологических словарях русского языка; важны в нашей речи, т.к. делают ее более яркой и образной. Ученики вспоминают информацию об авторе по внеклассному чтению, урокам литературы и сообщают об этом учителю. Если ученики не знакомы с автором или не могут вспомнить информацию о нём, то они внимательно слушают учителя, смотрят на портрет писателя. Ученики внимательно слушают учителя. Похождения Ивана Гермогеновича. Удивительный Иван Гермогенович Удивительная история из жизни Ивана Гермогеновича Ребята объясняют это тем, что в отрывке идет речь об Иване Гермогеновиче. Повествование. Это повествование, потому что в тексте описываются события в определенной последовательности. Художественный стиль. Да. столо́м – сто́л кабинет – словарное слово. Пишется буква а в корне фотографи́ровали – фото́граф фотографи́ровали – фотогра́фия профессор – словарное слово. В корне пишется удвоенная с. удиви́тельные - ди́во похожде́ния–приставка по всегда пишется с буквой о напеча́тана – словарное слово. Пишется буква е в корне похожде́ния – хо́дит с больши́м – бо́льший слона́ - сло́н Ребята снова читают текст на карточках, находят фразеологизм, затем выполняют письменную работу в тетради: выписывают найденный фразеологизм и объясняют его лексическое значение. 1 ученик по желанию читает предложение, в котором есть фразеологизм, и объясняет его лексическое значение. «Делать из мухи слона» - сильно и необоснованно преувеличивать что-либо, придавать незначительному слишком большое значение. Согласны. Ребята выполняют физминутку. Обратиться к фразеологическому словарю. Выходит один представитель от группы. В то время, когда отвечающий представляет продукт творчества, все ученики слушают и готовятся к комментариям. После рассказов делятся своими впечатлениями. Пример: Однажды Вася проснулся ни свет ни заря, оделся на скорую руку и сломя голову побежал в школу. Но на уроки еще никто не пришел. Вася бездельничал, носился как угорелый по коридорам, ещё до занятий очень устал. На уроке он считал ворон, ничего не слышал и не видел. У доски он молчал. Учитель говорит: «Ты что, язык проглотил?» Все засмеялись. В дневнике у Васи появилась двойка. Нечего теперь лить слёзы, надо исправлять положение. Фразеологизмы украшают ее, делают более яркой, интересной. Ученики рисуют. Работы учеников будут использованы для выставки. Ученики заполняют лист с рефлексией. |