2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. | Словесный (беседа) Наглядный (демонстрация) | Организует актуализацию и фиксирование индивидуального затруднения. - Наш герой Муравьишка-Вопросик на прошлых уроках задавал Мудрой Черепахе вопрос КОГДА? - На какие вопросы мы вместе с героями учебника получили ответы. - Мудрая Черепаха приготовила задания на рабочем листе для вас. Приложение 1. - В первом задании вам необходимо подчеркнуть только весенние месяцы, во втором задании вам необходимо расставить числа в пустые квадратики от 1 до 7, чтобы получилась правильная последовательность дней недели, в третьем задании вам нужно зачеркнуть лишнее слово. - Сейчас обменяйтесь листами и проверьте друг друга по слайду. Мне хочется прочитать вам одну очень занимательную сказку-загадку. "Вышел Старик-годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик первый раз - и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз. - Кто догадался, какие птицы полетели? Махнул Старик-годовик второй раз - и полетела вторая тройка. Снег стал таять и на полях показались цветы. - Что за птицы полетели? Махнул Старик-годовик третий раз - полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно. - Что за птицы третьей тройки? Махнул Старик-годовик четвёртый раз - и полетели ещё три птицы. Подул холодный ветер, посыпался частый дождь, заалели туманы. - Какие это птицы? А птицы были не простые. У каждой птицы по 4 крыла. В каждом крыле по 7 перьев. Каждое перо тоже со своим именем. - Почему у птицы 4 крыла - Почему в крыле 7 перьев и как они называются? - Молодцы, ребята. Я думаю, что Муравьишка вместе с нами повторил пройденный материал. | Когда наступит суббота? и Когда придёт лето? Выполняют задание на рабочих листах. Выполняют взаимопроверку. Это три зимних месяца - декабрь, январь, февраль Весенние месяцы - март, апрель, май Летние месяцы - июнь, июль, август Осенние месяцы - сентябрь, октябрь, ноябрь В месяце 4 недели. 7 перьев - это дни недели: понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье | | К: соблюдать правила ведения диалога. К: корректно и аргументированно высказывать своё мнение. П: согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию. К: воспринимать суждения. | |
3. Выявление места и причины затруднения. | Словесный (беседа) Наглядный (демонстрация) | Проводит подводящую к теме и цели беседу. – Чтобы узнать тему нашего урока отгадайте загадку от Мудрой Черепахи. Среди снега и льда не голодает, За рыбой в холодную воду ныряет. Густая белая шерсть спасает И от морозов его согревает. - Ребята, а Муравьишке-Вопросику стало интересно узнать, а где же живет белый медведь? - Исходя из этого вопроса, как вы думаете какая тема нашего урока? Организует работу с учебником. – Откройте учебники на странице 10 и проверьте, правильно ли мы определили тему урока? – А для того, чтобы определить цель нашего урока прочитайте текст, подчёркнутый красной линией. – Прочитайте нашу цель со слайда, вставляя пропущенные слова. | Белый медведь. «Где живут Белые медведи?». Да. Узнаем, что на Земле есть очень холодные районы. Научимся находить их на глобусе и приводить примеры животных этих районов. Цель: узнать, что на Земле есть очень холодные районы; учиться находить их на глобусе и приводить примеры животных этих районов. | | К: формулировать краткосрочные и долгосрочные цели на основе предложенного формата планирования. П: с помощью педагогического работника формулировать цель. | |
5. Реализация построенного проекта. | Словесный (беседа) Наглядный (демонстрация) | Организует деятельность по реализации построенного проекта. – Приступим к выполнению первого пункта плана. - Ребята, а что у меня в руках? А, кто знает, что такое глобус? На слайде приведено понятие глобуса. - Мы с вами выяснили, что глобус это уменьшенная модель Земли. Так вот на глобусе, есть такая вымышленная линия – ось, и она пересекается в двух полюсах. Кто-нибудь знает, какие это полюса? (показ на глобусе указкой). Эти полюса отличаются тем, что один находится в Северном полушарии, а другой в Южном. Расположены эти полюса по разные стороны экватора. Сегодня мы с вами узнаем, чем еще эти полюса отличаются друг от друга. - Ответить на вопрос где живут белые медведи, нам поможет девочка Женя из сказки «Цветик-семицветик». Повторяйте за мной. Физкультминутка. Лети, лети, лепесток, Через запад на восток, Через север, через юг, Возвращайся, сделав круг. Лишь коснёшься ты земли, Будь по-моему вели. - Вели оказаться там, где живут белые медведи. (Ученики садятся за парты) - "Не успела она это сказать, как вдруг откуда ни возьмись налетел вихрь, солнце пропало, сделалась ночь. Женя, как была, в летнем платьице, с голыми ногами, одна- одинёшенька оказалась здесь, а мороз-то 100 градусов. "Ай, мамочка, замерзаю, - закричала Женя и стала плакать, но слёзы тут же превратились в сосульки и повисли на носу. А тем временем из-за льдины вышли семь белых медведей и прямёхонько к девочке, один другого страшнее". - Где же оказалась Женя? -Где же оказались мы, ребята? - Давайте найдем Северный полюс на глобусе. (Показ учителя, а потом одного ученика) Что вы знаете о Северном полюсе? - Нам нужно срочно вооружиться всем необходимым. - Рассмотрите задание №4 на рабочем листе. Обведите в кружок то, что понадобится на Северном полюсе. - Проверяем по слайду. Что нам понадобится на севере? - На Земле есть очень холодный район - это Северный Ледовитый океан. (Учитель показывает на глобусе). Большая его часть постоянно покрыта льдом и снегом. В этом районе Земли расположен Северный полюс. - Как вы думаете, могут ли в таких холодных погодных условиях жить животные? - Внимательно рассмотрите иллюстрация в учебнике на стр. 10. Прочитайте, кто нас встречает на Северном полюсе? Но всё-таки хозяин на Северном полюсе - это, конечно, белый медведь. Вот какие сведения о белом медведе приготовила для вас Мудрая Черепаха. Белые медведи обитают на Северном полюсе, среди вечных льдов и снегов. Это самое большое, самое сильное животное из семейства медвежьих. Мех медведя отлично сохраняет тепло его тела, поэтому им не страшны даже самые лютые морозы. Белые медведи - отличные пловцы, могут часами находиться в воде. - Сейчас я прочитаю вам рассказ о жизни белого медведя, а потом задам вопрос. Слушайте внимательно. Куда ни погляди - везде лёд, лёд, лёд. И всюду белым-бело. Здесь и живёт белый медведь. Вот высоко на вершину ледяной глыбы взобрался. Как с капитанского мостика, поглядывает вокруг. Ага, тюленя заметил. Насторожился. Теперь одна задача: незаметно подкрасться к нему. Шуба, конечно, не выдаст. Белая она, на фоне снега и льда неприметная. Только нос чёрный - ох уж этот уголёк! Но медведь догадлив. Нос лапой прикрыл. И получился не медведь, а сугроб. Искусно замаскировался… "Сугроб" осторожно пополз к добыче. Но вдруг край льдины хрустнул под ним. И неудивительно: полтонны весит медведь. Услыхал тюлень тот хруст и был таков: в воду соскользнул… Не повезло медведю! - На кого охотился белый медведь? - Как замаскировался медведь? -Удалось ли медведю поймать добычу? Почему? Итак, ребята, где же живут белые медведи? Найдите у себя на рабочем листе карту и отметьте место обитания белого медведя соответствующей цифрой. - Давайте познакомимся с остальными обитателями Северного полюса. Поморник Поморники – птицы крупные, плавать эта птица не умеет вообще. Поморников недаром окрестили птицами-пиратами. Поморники нередко нагло грабят соседей, отнимая у них пищу, - Умеет ли эта птица плавать? - Почему поморника прозвали пиратом? - Отметьте на своих картах, место обитания поморника. Тюлень Шкура у тюленя жесткая и толстая, с плотным волосяным покровом, а под ней толстый слой жира. Большую часть времени они проводят в воде, а суша – место отдыха и размножения. Питаются тюлени рыбой, а детенышей вскармливают молоком. - Где большую часть времени проводят тюлени? - Чем тюлени вскармливают детенышей? - Отметьте на своих картах, место обитания тюленя. Морж Моржей х легко узнать по двум торчащим бивням. Моржи используют свои бивни во время драк, они помогают защищаться от хищников. Усы моржей – это не волосы, а очень чувствительные органы, чем-то напоминающие кошачьи усы. Животные используют их для поиска пищи под водой. -Зачем моржам бивни? - Для чего моржи используют усы? - Отметьте на своих картах, место обитания моржа. Треска Треска стайная рыба. Весит до 40 кг. Питается мелкой рыбой. Длина тела около 2 м. - Какой вес имеет треска? -Чем питается треска? - Отметьте на своих картах, место обитания трески. | Глобус. Отвечают на вопрос. Северный и Южный полюс. На Севере, на Северном полюсе. Там холодно, там нет городов, там никто не живёт. Выполняют задание. Выполняют проверку по слайду-эталону. Да. Поморник, белый медведь, треска, морж, тюлень. На тюленя. Прикрыл нос лапой Нет, хрустнул лёд. На Северном полюсе. Нет. Потому что грабит соседей. В воде. Молоком. Для защиты. Для поиска пищи. До 40 кг. Мелкой рыбой. | Узнают, о Северном и Южном полюсах и их различиях. Узнают, о Северном и Южном полюсах и их различиях. Различать животных Северного и Южного полюса. Различать животных Северного и Южного полюса. Различать животных Северного и Южного полюса. Различать животных Северного и Южного полюса. Различать животных Северного и Южного полюса. | К: воспринимать суждения. К: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей. К: воспринимать суждения. Р: устанавливать причины успеха/неудач в учебной деятельности. П: согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию. П: согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию. К: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей. К: соблюдать правила ведения диалога. П: согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию. П: согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию. К: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей. К: соблюдать правила ведения диалога. П: согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию. К: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей. К: соблюдать правила ведения диалога. | Формировать развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании вопроса, где живут белые медведи. Формировать развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании вопроса, где живут белые медведи. Формировать понимание связи между природными условиями и животным миром. Формировать развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании вопроса, где живут белые медведи. Формировать понимание связи между природными условиями и животным миром. Формировать понимание связи между природными условиями и животным миром. Формировать понимание связи между природными условиями и животным миром. |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. | Словесный (беседа) Наглядный (демонстрация) | - Район Земли, где расположен Южный полюс, называется Антарктидой. Отправимся туда в путешествие? Физкультминутка. Лети, лети, лепесток, Через запад на восток, Через север, через юг, Возвращайся, сделав круг. Лишь коснёшься ты земли, Будь по-моему вели. Вели, чтобы оказались мы с ребятами на Южном полюсе. - Итак, мы с вами на Южном полюсе, в Антарктиде. Как вы думаете, надо ли снимать тёплую одежду? - Посмотрите, каким цветом обозначена Антарктида на глобусе? Это участок суши, покрытый толстым слоем льда. В этом районе Земли расположен Южный полюс. - Посмотрите в учебнике на следующую страницу, страницу 11. Прочитайте, какие животные живут в Антарктиде? - Самый яркий представитель животного мира Антарктиды - это, конечно, пингвины. В отличие от других водоплавающих птиц, они используют крылья как ласты, загребая ими воду. Пингвины не умеют строить гнезда, так как для этого в Антарктике нет подходящих материалов, а высиживают яйца, положив их себе на лапы. -Для чего пингвины используют крылья? - Как пингвины высиживают яйца? - Отметьте у себя на карте место обитания пингвина. Морской леопард Некоторые совсем непохожие друг на друга животные могут иметь общие черты. К примеру – морской леопард. Это животное живет на берегу моря или океана и похоже скорее на тюленя, чем на леопарда. Лапы морских леопардов плоские как ласты. Это помогает им быстро передвигаться под водой. - Почему имеет такое название? - Что помогает передвигаться под водой? - Отметьте у себя на карте место обитания морского леопарда. Альбатрос Странствующий альбатрос - самая крупная из морских птиц, размах его крыльев почти четыре метра, это как если два человека возьмутся за руки и вытянут их в сторону. Спят они на волнах, качаясь как поплавки. Жители прибрежных районов называют альбатросов предвестниками бури. Но не сама буря радует птиц, а выброшенные непогодой на поверхность воды мелкие рыбешки, кальмары, рачки, семена и орехи, смытые в море. - Почему альбатросам нравятся бури? - Как спят альбатросы? - Отметьте у себя на карте место обитания альбатроса. Ледяная рыба Ледяная рыба – настоящее чудо природы. Эта рыба живет и прекрасно себя чувствует в невероятно холодной воде. Секрет такой выносливости прост – в крови ледяной рыбы содержатся специальные химические вещества, предотвращающие ее замерзание. Кровь этих рыб бесцветна. Встретить ее можно плавающей на постоянной глубине, как правило, около 350 метров от поверхности воды. - Из-за чего кровь ледяных рыб бесцветна? - Где обитают? - Отметьте у себя на карте место обитания ледяной рыбы. - Давайте посмотрим на слайд, и вы проверите заполнение ваших карт. | Да. Нет, потому что здесь тоже холодно. Белым. Альбатрос, пингвины, морской леопард, ледяная рыба. Для плаванья. Положив себе на лапы. Из-за пятен. Ласты. Из-за выброшенной еды. На волнах. Из-за химических веществ. На глубине. | Узнают, о Северном и Южном полюсах и их различиях. Различать животных Северного и Южного полюса. Различать животных Северного и Южного полюса. Различать животных Северного и Южного полюса. Различать животных Северного и Южного полюса. Различать животных Северного и Южного полюса. | П: согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию. К: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей. К: соблюдать правила ведения диалога. П: согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию. К: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей. К: соблюдать правила ведения диалога. П: согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию. К: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей. К: соблюдать правила ведения диалога. П: согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию. К: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей. К: соблюдать правила ведения диалога. | Формировать понимание связи между природными условиями и животным миром. Формировать понимание связи между природными условиями и животным миром. Формировать понимание связи между природными условиями и животным миром. Формировать понимание связи между природными условиями и животным миром. Формировать понимание связи между природными условиями и животным миром. |