1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Здравствуйте. Меня зовут Макарова Оксана Фёдоровна, работаю в Кузнецовской школе учителем истории и обществознания. Я провожу урок в вашем классе в рамках конкурса «Учитель года» Слайд №1 Сегодня завершающий урок курса «История России с древнейших времен до середины 16 века». Определите хронологические рамки периода (882-1530) Это были времена войн и разрушений, жестоких обычаев и кровавых расправ. Но и отметим у другое. Было время трудолюбивых крестьян и искусных ремесленников, отважных воинов и мудрых государей, стремящихся ввысь зодчих и вдумчивых иконописцев. Было время, когда совершались далекие путешествия, строились величественные соборы, происходили великие открытия. Светлого и радостного, прекрасного и мудрого было не чуть не меньше, чем в другой стране, в другом государстве. Сегодня я предлагаю вспомнить о событиях и людях – творцах истории. | Дети сидят за столами, разделившись на команды. Заходя в класс, они выбирали рисунок корабля. Для каждой команды соединены по 2 парты, лежит рисунок корабля, группы садятся за парты с изображением своего корабля. Слайд № 2. Учащиеся отвечают на вопрос | Осознанное восприятие речевого высказывания | Прогнозирование и умение настроить себя на работу | Умение слушать и вступать |
3.Включение в систему знаний и повторение | Знакомство со страной начинается со знакомства с языком. Слайд № 3 Задание 1. «Словарная работа» Возьмите конверт № 1. В нём лежат наборы букв одинаковые у всех команд. Вы должны составить слово, которое будет относиться к нашему периоду. Если не хватило буквы, используйте восклицательный знак. Поднятая рука — знак готовности. Если слово составлено правильно и дано определение, получаете 2 балла. Если выполнено 1 любое задание — 1 балл. Период, который мы изучали охватывает почти 650 лет. Столицы менялись. Давайте вспомним о них. Слайд № 4 Задание № «Гардарика – страна городов». За каждый правильный ответ 1 балл Какой город, основанный в 859 году на берегах реки Волхов и озера Ильмень, считали портом 3 морей и величали «Господин Великий ….» Град, что строил Долгорукий Посреди глухих лесов, Вознесли любовно внуки Выше прочих городов. Отсюда путнику светили, Славян столица здесь была, Впервые русских здесь крестили. Слайд №5 Задание № 2. «Жили-были князья»… Наши гости захотели бы как можно больше узнать о правителях. Я буду задавать вопросы. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Кто упорядочил сбор дани, введя уроки и погосты? Креститель Руси? Был убит при сборе полюдья? Перед началом сражения посылал послов с предупреждением «Хочу идти на вас или иду на вы!» Этот князь в 882 году объединил земли РУСИ? Какой князь принял первый закон? Последний князь Киевской Руси Имя предводителя викингов, который с 862 года стал править Русью. Во времена его правления было открыто много школ, собрана крупная библиотека в Софийском соборе. Прозвище князя Александра Ярославовича, победившего шведских и немецких рыцарей. Какого князя благословил Сергий Радонежский Потомок византийских императоров на Киевском престоле Молодцы! Гости довольны. Давайте расскажем им о событиях, которые происходили в нашей стране Слайд №6 Задание №3 «Вспоминаем дни те былые…» Я зачитываю фрагменты стихотворения, оно будет отражено на слайде а вы должны будете назвать дату и событие. Поднятая рука — знак готовности. Если названы дата и событие — 2 балла. Если выполнено 1 любое задание — 1 балл. Слайд №7 Был страшный год, когда все страны Боялись больше, чем огня, Батыя – внука Чингисхана, Свое соседство с ним кляня… Был страшный век, когда монголы На Русь лавиною пошли, В осенний день, по сте/пи голой Топча сухие ковыли. 1237 г. 1 поход Батыя на Русь Слайд №8 Позади остался дом И тепло людское. Впереди сверкало льдом Озеро Чудское… Ведь спасли они тогда Русскую землицу- Села, пашни, города И, стало быть, столицу! 1242 г. Ледовое побоище Слайд №9 Стоял такой великий стон, Шел бой с такою кровью, Что был в багрец окрашен Дон До самого низовья… А князя Дмитрия Донским С тех пор прозвал народ, И слава добрая за ним До наших дней живет. 1380 г. Куликовская битва Слайд № 10 Хан Ахмет собрался на Угре-реке с Казимировою силою слиться. И осенней ночью, туманной густой, На прибрежье, город Калугу, он привел все остатки Орды Золотой, чтобы встретить вельможного друга а когда на востоке забрезжил рассвет, поредела завеса тумана, на другом берегу увидел Ахмет рать московского князя Ивана. 1480 г. стояние на реке Угре Слайд №11 5. Служил Судебник тот немало. Права хоть были неравны, Все ж произвола меньше стало,- Один закон для всей страны. (1497 г.) Судебник Ивана 3 Задание № 4 «А ну — ка, посчитай». Обычно гостями называли торговых людей. А они умели хорошо считать. Но и мы, хозяева, не лыком сшиты. Слайд №12 Необходимо решить проблемную задачу. Найдите значение выражения, составленного из исторических событий. Даты тех событий, которые Вы не изучали – указаны, а события, которые вы изучили – нет. Вы должны решить задачу, а решение написать на листе и поднять вверх. За каждый правильный ответ получаете 1 балл. Событие = («Судебник» Ивана III) + отмена опричнины (1572) + заключен Ништадтский мир (1721) + М. С. Горбачев избран Президентом СССР (1990) + 120) : 5 …..? 1380 Возьмите другой лист и напишите событие, которое событие произошло в этот год? Куликовская битва Напишите дату и событие, которое произошло в этом году? 1480, стояние на реке Угре, падение ига | Учащиеся составляют слова. Вслух называют слов, дают определение. Магнитики вешает представитель команды Ответ учащихся, член команды вешает магнит под рисунком своей команды Ответ учащихся, член команды вешает магнит под рисунком своей команды Ответ учащихся, член команды вешает магнит под рисунком своей команды Ответ учащихся, член команды вешает магнит под рисунком своей команды Ответ учащихся, член команды вешает магнит под рисунком своей команды Ответ учащихся, член команды вешает магнит под рисунком своей команды Ответ учащихся, член команды вешает магнит под рисунком своей команды Ответ учащихся, член команды вешает магнит под рисунком своей команды Ответ учащихся, член команды вешает магнит под рисунком своей команды Ответ учащихся, член команды вешает магнит под рисунком своей команды Дети решают задачу, поднимают лист с написанной датой Дети решают задачу, поднимают лист с написанной датой Дети решают задачу, поднимают лист с написанной датой Дети решают задачу, поднимают лист с написанной датой | Приобретают умение мотивированно организовывать свою деятельность | Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция полученного результата, саморегуля-ция | Строят высказывание в соответствии с изученным материалом |
| Подведение итогов урока. Наши гости узнали многого нового и интересного. Подарив гостеприимным хозяевам подарки, которые я вручу позже, гости уплывают восвояси. Мы повторяли очень интересные период в истории нашей великой и замечательной страны. Какие ассоциации он у вас вызывает? Назовите только одно слово. Прошло время богатырей, отшумели битвы, страна пережила несколько периодов своей истории: расцвет, распад и нашествие Золотой Орды. Иго сброшено, Ливонский и Тевтонский орден побиты, завершен процесс собирания земель вокруг Москвы, Скоро придут Смутные годы, начнёт править династия Романовых, наступят иные времена. | Учащиеся по очереди называют слово | Оценка результатов деятельности | Осуществляют самоконтроль по результату | Рефлексия деятельности |