СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме "История России с древнейших времён до середины 16 века"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщающий урок. Используются разные формы работы. Широко представлены межпредметные и метапредметные связи. Расчитана на работу в группах.

Просмотр содержимого документа
«урок на конкурс»

Макарова Оксана Фёдоровна

Учитель истории и обществознания МБОУ Кузнецовская СОШ, Семикаракорский район Ростовская область

Предмет История России

Класс 6

Тема урока «История России с древнейших времен до середины 16 века»

Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний закрепления умений.

Дидактическая цель и методические задачи урока:

Создать условия для развития навыков познавательной деятельности, в которых ученик сможет:

  • назвать основные понятия, персоналии, даты темы;

  • определять событие по ряду признаков;

  • работать с историческими терминами.

Цели урока:

Деятельностная:

  • научить детей структуризации и систематизации полученного знания,

  • развивать умение перехода от частного к общему и наоборот

Содержательная:

  • научить обобщению,

  • развивать умение строить теоретические предположения о дальнейшем развитии темы, научить видению нового знания в структуре общего курса, его связь с уже приобретенным опытом и его значение для последующего обучения.

Воспитательная: Способствовать формированию гражданского самосознания, чувства патриотизма, глубокой причастности к истории своей Родины.

Средства обучения: Арсентьев Н.М, Данилов А.А. и др. История России. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций в 2 – х частях/ М.: Просвещение, 2016

Формы работы учащихся: групповая.

Техническое и методическое обеспечение:

  • интерактивная доска

  • презентация;

  • изображение кораблей

  • карточки с буквами

Понятийный аппарат урока: дидактические единицы повторяемых тем

Основные даты: дидактические единицы повторяемых тем

Персоналии: дидактические единицы повторяемых тем

Методы обучения:

  • интерактивный метод;

  • метод мотивации;

  • метод организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;

  • методы контроля результатов обучения;

  • методы стимулирования.

Прогнозируемые результаты:

Регулятивные:

- Принять учебную задачу для самостоятельного выполнения

- Выделять и сохранять учебные задачи.

- Принять общее решение совместной деятельности.

- Уметь организовывать свою деятельность в соответствии с инструкциями учителя.

Личностные:

- Уважительно относиться к одноклассникам.

- Проявлять положительное отношение к учебной деятельности

- Уметь соблюдать дисциплину на уроке;

- Уважительно относиться к одноклассникам;

- Понимать необходимость повторения для закрепления и систематизации знаний.

- Личностное осмысление причин и последствий раздробленности.

Коммуникативные:

- Устанавливать соответствие между объектами и определениями.

- Уметь слушать учителя.

- Согласовывать свои действия с одноклассниками и учителем;

- Выражать свои мысли полно и точно.

- Развивать умение слушать и понимать других.

- Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

-  Оформлять свои мысли в устной форме.

Познавательные:

- Знать даты, деятелей, события изучаемого периода



















ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этапы урока

Время

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Формы организации взаимодействия

Универсальные

учебные действия

(УУД)

Формы

контроля

I. Мотивация

к учеб-

ной

деятельности


Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися

Слушают тему урока, оцели

Фронтальная

работа

Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника.



II. Акту-ализация знаний


Беседа

Формулировка темы задания

Целеполагание и определение путей достижения цели

- Опредеяит тему урока с помощью иллюстраций.


- Отвечают на вопросы, Способствует появлению интереса к теме урока, формированию позитивного отношения обучающихся к изучаемым  объектам

Фронтальная работа

Познавательные: используют общие приёмы решения познавательных задач; ориентируются в разнообразии способов их решения.

Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания


Первичное  осмысление и закрепление изученного


Выполнение устных и письменных заданий

Организует работу с учащимися


- отвечают на вопросы и задачи, используя изученные в 6 к ласе понятия.

Групповая и индивидуальная работа

Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск нужной информации

Устные ответы и письменные записи

V. Итоги урока.

Рефлексия


Обобщение полученных на уроке сведений

Рефлексия.

Подсчёт баллов, выставление оценок

Отвечают на вопросы.

Определяют   свое эмоциональное состояние на уроке; анализируют результаты своей деятельности и дают оценку качества усвоения.

Обеспечивают понимание практический значимости полученных знаний и умений

Фронтальная работа

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.


Оценивание учащихся за

работу на уроке












Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Познавательные УУД

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности









  • Здравствуйте. Меня зовут Макарова Оксана Фёдоровна, работаю в Кузнецовской школе учителем истории и обществознания. Я провожу урок в вашем классе в рамках конкурса «Учитель года»

Слайд №1

  • Сегодня завершающий урок курса «История России с древнейших времен до середины 16 века».

  • Определите хронологические рамки периода (882-1530)


  • Это были времена войн и разрушений, жестоких обычаев и кровавых расправ. Но и отметим у другое. Было время трудолюбивых крестьян и искусных ремесленников, отважных воинов и мудрых государей, стремящихся ввысь зодчих и вдумчивых иконописцев. Было время, когда совершались далекие путешествия, строились величественные соборы, происходили великие открытия. Светлого и радостного, прекрасного и мудрого было не чуть не меньше, чем в другой стране, в другом государстве.

  • Сегодня я предлагаю вспомнить о событиях и людях – творцах истории.

Дети сидят за столами, разделившись на команды. Заходя в класс, они выбирали рисунок корабля. Для каждой команды соединены по 2 парты, лежит рисунок корабля, группы садятся за парты с изображением своего корабля.














Слайд № 2. Учащиеся отвечают на вопрос

Осознанное восприятие речевого высказывания

Прогнозирование и умение настроить себя на работу

Умение слушать и вступать

2. Актуализация


Ребята, вы любите принимать гостей? К нам гости спешат почётные, гости иноземные из разных стран. Они приплывают на кораблях, рисунок которых вы выбрали. Ваша задача, рассказать своим гостям как можно больше об истории нашей страны, отвечая на вопросы и выполняя задания. За правильный ответ команда будет получать определённое количество баллов. Их будут обозначать маленькие магниты, которые крепятся к доске под кораблём гостей.

Гости прибыли, встретили их с почётом.


















Фиксирование проблемы, решение задач известным способом

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Осуществляют самоконтроль

Умение слушать, строить понятные для собеседника высказывания

3.Включение в систему знаний и повторение

Знакомство со страной начинается со знакомства с языком.

Слайд № 3

Задание 1. «Словарная работа»

Возьмите конверт № 1. В нём лежат наборы букв одинаковые у всех команд. Вы должны составить слово, которое будет относиться к нашему периоду. Если не хватило буквы, используйте восклицательный знак. Поднятая рука — знак готовности. Если слово составлено правильно и дано определение, получаете 2 балла. Если выполнено 1 любое задание — 1 балл.






Период, который мы изучали охватывает почти 650 лет. Столицы менялись. Давайте вспомним о них.

Слайд № 4

Задание № «Гардарика – страна городов». За каждый правильный ответ 1 балл

  • Какой город, основанный в 859 году на берегах реки Волхов и озера Ильмень, считали портом 3 морей и величали «Господин Великий ….»


  • Град, что строил Долгорукий

Посреди глухих лесов,

Вознесли любовно внуки

Выше прочих городов.



  • Святой Софии купола

Отсюда путнику светили,

Славян столица здесь была,

Впервые русских здесь крестили.



Слайд №5

Задание № 2. «Жили-были князья»… Наши гости захотели бы как можно больше узнать о правителях. Я буду задавать вопросы. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

  1. Кто упорядочил сбор дани, введя уроки и погосты?

  2. Креститель Руси?

  3. Был убит при сборе полюдья?

  4. Перед началом сражения посылал послов с предупреждением «Хочу идти на вас или иду на вы!»

  5. Этот князь в 882 году объединил земли РУСИ?

  6. Какой князь принял первый закон?

  7. Последний князь Киевской Руси

  8. Имя предводителя викингов, который с 862 года стал править Русью.

  9. Во времена его правления было открыто много школ, собрана крупная библиотека в Софийском соборе.

  10. Прозвище князя Александра Ярославовича, победившего шведских и немецких рыцарей.

  11. Какого князя благословил Сергий Радонежский

  12. Потомок византийских императоров на Киевском престоле


Молодцы! Гости довольны. Давайте расскажем им о событиях, которые происходили в нашей стране

Слайд №6

Задание №3 «Вспоминаем дни те былые…» Я зачитываю фрагменты стихотворения, оно будет отражено на слайде а вы должны будете назвать дату и событие. Поднятая рука — знак готовности. Если названы дата и событие — 2 балла. Если выполнено 1 любое задание — 1 балл.


Слайд №7

  1. Был страшный год, когда все страны

Боялись больше, чем огня,

Батыя – внука Чингисхана,

Свое соседство с ним кляня…

Был страшный век, когда монголы

На Русь лавиною пошли,

В осенний день, по сте/пи голой

Топча сухие ковыли. 1237 г. 1 поход Батыя на Русь


Слайд №8

  1. Позади остался дом

И тепло людское.

Впереди сверкало льдом

Озеро Чудское…

Ведь спасли они тогда

Русскую землицу-

Села, пашни, города

И, стало быть, столицу! 1242 г. Ледовое побоище


Слайд №9

  1. Стоял такой великий стон,

Шел бой с такою кровью,

Что был в багрец окрашен Дон

До самого низовья…

А князя Дмитрия Донским

С тех пор прозвал народ,

И слава добрая за ним

До наших дней живет. 1380 г. Куликовская битва


Слайд № 10

  1. Хан Ахмет собрался на Угре-реке

с Казимировою силою слиться.

И осенней ночью, туманной густой,

На прибрежье, город Калугу,

он привел все остатки Орды Золотой,

чтобы встретить вельможного друга

а когда на востоке забрезжил рассвет,

поредела завеса тумана,

на другом берегу

увидел Ахмет рать московского князя Ивана. 1480 г. стояние на реке Угре


Слайд №11

5. Служил Судебник тот немало.

Права хоть были неравны,

Все ж произвола меньше стало,-

Один закон для всей страны. (1497 г.) Судебник Ивана 3




Задание № 4 «А ну — ка, посчитай».

Обычно гостями называли торговых людей. А они умели хорошо считать. Но и мы, хозяева, не лыком сшиты.


Слайд №12

Необходимо решить проблемную задачу. Найдите значение выражения, составленного из исторических событий. Даты тех событий, которые Вы не изучали – указаны, а события, которые вы изучили – нет. Вы должны решить задачу, а решение написать на листе и поднять вверх. За каждый правильный ответ получаете 1 балл.

  • Событие = («Судебник» Ивана III) + отмена опричнины (1572) + заключен Ништадтский мир (1721) + М. С. Горбачев избран Президентом СССР (1990) + 120) : 5 …..? 1380



  • Возьмите другой лист и напишите событие, которое событие произошло в этот год? Куликовская битва



  • К полученной дате прибавьте 100.


  • Напишите дату и событие, которое произошло в этом году? 1480, стояние на реке Угре, падение ига



















Учащиеся составляют слова. Вслух называют слов, дают определение.

Магнитики вешает представитель команды













Ответ учащихся, член команды вешает магнит под рисунком своей команды





Ответ учащихся, член команды вешает магнит под рисунком своей команды



Ответ учащихся, член команды вешает магнит под рисунком своей команды











Ответ учащихся, член команды вешает магнит под рисунком своей команды























































Ответ учащихся, член команды вешает магнит под рисунком своей команды









Ответ учащихся, член команды вешает магнит под рисунком своей команды









Ответ учащихся, член команды вешает магнит под рисунком своей команды

















Ответ учащихся, член команды вешает магнит под рисунком своей команды





Ответ учащихся, член команды вешает магнит под рисунком своей команды





Ответ учащихся, член команды вешает магнит под рисунком своей команды



























Дети решают задачу, поднимают лист с написанной датой





Дети решают задачу, поднимают лист с написанной датой

Дети решают задачу, поднимают лист с написанной датой



Дети решают задачу, поднимают лист с написанной датой

Приобретают умение мотивированно организовывать свою деятельность

Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция полученного результата, саморегуля-ция

Строят высказывание в соответствии с изученным материалом


Подведение итогов урока.

Наши гости узнали многого нового и интересного. Подарив гостеприимным хозяевам подарки, которые я вручу позже, гости уплывают восвояси. Мы повторяли очень интересные период в истории нашей великой и замечательной страны.

Какие ассоциации он у вас вызывает?

Назовите только одно слово.


Прошло время богатырей, отшумели битвы, страна пережила несколько периодов своей истории: расцвет, распад и нашествие Золотой Орды. Иго сброшено, Ливонский и Тевтонский орден побиты, завершен процесс собирания земель вокруг Москвы, Скоро придут Смутные годы, начнёт править династия Романовых, наступят иные времена.













Учащиеся по очереди называют слово

Оценка результатов деятельности

Осуществляют самоконтроль по результату

Рефлексия деятельности

4. Оценки за урок


Вы отлично поработали на уроке. Давайте подсчитаем баллы. 2 команды. А теперь я вручу вам подарки.


Поднимите вверх свои подарки. Это оценка команды за урок






Дети вскрывают конверты.


9.Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока)


Вы прекрасно поработали на уроке. Я считаю, что Вы заслужили аплодисменты.

Давайте похлопаем себе и одноклассникам. И чем больше понравился урок — тем громче аплодисменты


И обнимем себя любимых. Вы это заслужили.


Спасибо за работу на уроке.


Слайд № 13

Я была рада поработать с вами.


Урок окончен. До свидания.










Учащиеся аплодируют



Дети обнимают себя







Дети выходят из кабинета




4


Просмотр содержимого презентации
«3. урок на конкурс»

История России с древнейших времён до середины XVI века

История России

с древнейших времён

до середины XVI века

882-1530

882-1530

Я повторю… Я узнаю… Я научусь… Мне пригодится… Я вспомню…

Я повторю…

Я узнаю…

Я научусь…

Мне пригодится…

Я вспомню…

Задание № 1. Словарная работа

Задание № 1.

Словарная работа

Задание № 2. Гардарика – страна городов

Задание № 2.

Гардарика – страна городов

Задание № 3. Лишнее слово

Задание № 3.

Лишнее слово

Задание № 4. Жили – были князья…

Задание № 4.

Жили – были князья…

Задание № 5. Что объединяет

Задание № 5.

Что объединяет

Задание № 6. Вспоминаем дни былые…

Задание № 6.

Вспоминаем дни былые…

Был страшный год, когда все страны Боялись больше, чем огня, Батыя – внука Чингисхана, Свое соседство с ним кляня… Был страшный век, когда монголы На Русь лавиною пошли, В осенний день, по степи голой Топча сухие ковыли.  1 поход Батыя на Русь 1237

Был страшный год, когда все страны

Боялись больше, чем огня,

Батыя – внука Чингисхана,

Свое соседство с ним кляня…

Был страшный век, когда монголы

На Русь лавиною пошли,

В осенний день, по степи голой

Топча сухие ковыли.

1 поход Батыя

на Русь

1237

Позади остался дом И тепло людское. Впереди сверкало льдом Озеро Чудское… Ведь спасли они тогда Русскую землицу- Села, пашни, города И, стало быть, столицу! Ледовое побоище 1242

Позади остался дом

И тепло людское.

Впереди сверкало льдом

Озеро Чудское…

Ведь спасли они тогда

Русскую землицу-

Села, пашни, города

И, стало быть, столицу!

Ледовое побоище

1242

Стоял такой великий стон, Шел бой с такою кровью, Что был в багрец окрашен Дон До самого низовья… А князя Дмитрия Донским С тех пор прозвал народ, И слава добрая за ним До наших дней живет. Куликовская  битва 1380

Стоял такой великий стон,

Шел бой с такою кровью,

Что был в багрец окрашен Дон

До самого низовья…

А князя Дмитрия Донским

С тех пор прозвал народ,

И слава добрая за ним

До наших дней живет.

Куликовская

битва

1380

Хан Ахмет собрался на Угре-реке с Казимировою силою слиться. И осенней ночью, туманной густой, На прибрежье, город Калугу,  он привел все остатки Орды Золотой, чтобы встретить вельможного друга а когда на востоке забрезжил рассвет, поредела завеса тумана, на другом берегу увидел Ахмет рать московского князя Ивана. Стояние на реке Угре 1480

Хан Ахмет собрался на Угре-реке

с Казимировою силою слиться.

И осенней ночью, туманной густой,

На прибрежье, город Калугу,

он привел все остатки Орды Золотой,

чтобы встретить вельможного друга

а когда на востоке забрезжил рассвет,

поредела завеса тумана,

на другом берегу

увидел Ахмет рать московского князя Ивана.

Стояние

на реке Угре

1480

Служил Судебник тот немало. Права хоть были неравны, Все ж произвола меньше стало,- Один закон для всей страны. Судебник Ивана III 1497

Служил Судебник тот немало.

Права хоть были неравны,

Все ж произвола меньше стало,-

Один закон для всей страны.

Судебник Ивана III

1497

Задание № 7. А ну – ка, сосчитай!

Задание № 7.

А ну – ка, сосчитай!

1. ( ? «Судебник» Ивана III  + 1572 отмена опричнины  + 1721 заключен Ништадтский мир  + 1990 М. С. Горбачев избран Президентом СССР  + 120 )   : 5 =  1380  2. Какое событие произошло в этот год? Куликовская битва 3. К полученной дате прибавьте 100. 1480 4. Какое событие произошло в этом году? Стояние на реке Угре

1. ( ? «Судебник» Ивана III

+ 1572 отмена опричнины

+ 1721 заключен Ништадтский мир

+ 1990 М. С. Горбачев избран Президентом СССР

+ 120 )

: 5 =

1380

2. Какое событие произошло в этот год?

Куликовская битва

3. К полученной дате прибавьте 100.

1480

4. Какое событие произошло в этом году?

Стояние на реке Угре

Задание № 8. Соотнести слова и понятия. Наследство, собственность, временное, боярин, крестьяне, служба Вотчина Поместье

Задание № 8.

Соотнести слова и понятия.

Наследство, собственность, временное, боярин, крестьяне, служба

Вотчина Поместье

Я повторю… Я узнаю… Я научусь… Мне пригодится… Я вспомню…

Я повторю…

Я узнаю…

Я научусь…

Мне пригодится…

Я вспомню…

Микешин. М., Шредер И., Гартман В. Тысячелетие Руси, Новгород

Микешин. М., Шредер И., Гартман В.

Тысячелетие Руси, Новгород

Благодарю за работу на уроке

Благодарю за работу на уроке