Методическая разработка урока
учителя химии
ГУО «Средняя школа № 7 г. Жлобина»
Миненковой Светланы Сергеевны
Класс: 9 класс
Место урока в теме: 5 урок в теме «Неметаллы»
Тема урока: «Кислород»
Тип урока: усвоение новых знаний
Дидактическая цель урока: предполагается, что к окончанию урока учащиеся будут
знать: строение атома кислорода; аллотропные модификации атома кислорода; химические свойств простого вещества кислорода; применение озона и кислорода.
уметь: объяснять строение атома кислорода; различать аллотропные модификации атома кислорода; записывать реакции, характеризующие химические кислорода; рассказать о применении озона и кислорода.
Задачи личностного развития учащихся:
создать условия для развития умений находить и использовать причинно-следственные связи;
создать условия для развития экологического воспитания и осознания ценности живых объектов;
способствовать формированию умений планировать свое коммуникативное поведение;
содействовать развитию у учащихся умений оценивать результат своей деятельности.
I. Организационно-мотивационный этап (8 мин)
Учитель приветствует учащихся, создает благоприятную обстановку начала урока.
На прошлых уроках мы начала с Вами более детально изучать химические элементы – неметаллы. Изучили благородные газы, галогены, сегодня наш урок посвящен химическому элементу и веществу им образованному, который занимает особое место в жизни человека и всего живого.
- Какой состав имеет воздух, которым мы дышим?
- Сколько процентов кислорода находится в составе воздуха?
- Благодаря чему сохраняется содержания О2 в атмосфере?
Эпиграф урока
“Кислород — это вещество, вокруг которого вращается земная химия”.
Я. Берцелиус.
Во время обсуждения этого высказывания объявляется тема урока и совместно с учащимися формулируются задачи.
II. Операционно-познавательный этап (до 29 мин.)
Учитель: Ребята на доске записан план характеристики элемента кислород, вам необходимо ее заполнить самостоятельно.
Характеристика химического элемента кислорода заполняем по плану:
Положение в ПС:
Строение атома:
Распределение электронов по слоям:
Формула водородного соединения:
Степень окисления:
Агрегатное состояние:
Учащиеся заполняют индивидуально, после заполнения проверяют правильность выполнения сравнивая с эталоном (записан на оборотной стороне доски)
Учитель: Как вы думаете, в каком виде кислород содержится в природе? Какие образует вещества? Для того, чтобы познакомиться с этим вопросом, посмотрим мини-проект учащегося. Прослушав учащегося и посмотрев ее, вам необходимо будет заполнить таблицу на своих листах.
Примечание: Далее идет презентация учащегося: “Нахождение кислорода в природе. Аллотропия. Кислород и озон (5-6 мин.)
Учитель: Перед вами на столе лежит таблица. Для того, чтобы ее заполнить, немного обсудим эти вопросы.
Какова химическая формула простого вещества — кислорода?
Какова химическая формула простого вещества — озона?
Содержится ли кислород и озон в воздухе? Как эти газы там образуются?
Входит ли химический элемент кислород в состав различных сложных веществ?
Учитель: Мы подошли к очень важному понятию “аллотропия” и “аллотропные модификации”. Химический элемент кислород образует 2 простых вещества — кислород и озон, которые отличаются друг от друга составом, строением, свойствами. Такое явление называется “аллотропия”, а вещества, образованные одним и тем же химическим элементом, - “аллотропными модификациями”
Учитель: Явление существования различных простых веществ, образованных атомами одного и того же химического элемента и называется аллотропией, а простые вещества — аллотропными модификациями. Таким образом, О 2 и О 3, т.е кислород и озон — это аллотропные модификации химического элемента кислорода.
Учитель: Рассмотрим химические свойства кислорода. Почему кислород практически во всех реакциях выступает в качестве окислителя?
Основными продуктами реакций кислорода с простыми веществами являются оксиды. Давайте запишем с вами реакции взаимодействия кислорода с металлами и неметалами:
К доске выходят учащиеся и записывают реакции взаимодействия кислорода с простыми веществами:
1. С металлами
4Al + 3O2 = 2Al2O3
2. C неметаллами
S + O2 = SO2
3. Co сложными веществами:
СН4 + 2О2 = СО2 + 2H2O
Учитель: Молодцы ребята, осталось нам выполнить последнюю нашу задачу на сегодня, это узнать, где же применяется кислород и озон. Для этого давайте с Вами посмотрим презентацию.
III. Контрольно-оценочный этап (до 8 мин.)
Учитель: Для закрепления пройденного материала выполним тест.
Примечание: Учащимся раздается QR-код, пройдя по ссылке они решают тест.
В качестве домашнего задания, ребята которые выполнили тест на 100 % записывают § 19 задание 6, те которые не полностью справились с тестом §19 задание 5
Подводятся итоги урока. Выставляются отметки.