Актуализация и затруднение в пробном действии | Организовать фиксацию затруднения | Словесный (беседа) Наглядный (изображения композиторов) | Ребята, вспомните, с какими музыкальными произведениями вы уже знакомы? Каких композиторов вы знаете? Посмотрите на слайд, предлагаю вам соединить имя композитора с его изображением (устно). Ребята, с какими музыкальными произведениями П. И. Чайковского вы знакомы? («Детский альбом», «Щелкунчик») Вспомните, какие произведения С. С. Прокофьева вы изучали? («Петя и Волк» Что вам известно о М. П. Мусоргском? Как вы думаете, все ли вам о нем известно? Есть ли у него еще музыкальные произведения, с которыми вы не знакомы? | Применяют знания Классифицируют Определяют затруднение | Фронтальная | Портреты композиторов: Чайковский, Прокофьев, Мусоргский | Внешний | Развитие интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности; | Р: принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в процессе освоения музыкальной культуры | творческая активность и познавательный интерес при решении учебных задач |
Этап реализации построенного проекта | Организовать реализацию построенного проекта в соответствии с планом. | Словесный (рассказ) Словесный (рассказ) Наглядный (иллюстрации) Словесный (беседа) Практический (прослушивание музыки) Словесный (беседа) Наглядный (рассматривание иллюстраций) Практический (прослушивание произведения) Словесный (беседа) Практический (прослушивание произведения) Словесный (беседа) Словесный (беседа) | Ребята, какой первый пункт плана? (познакомиться с биографией М. П. Мусоргского). Для этого я предлагаю вам прослушать мой рассказ и ответить на вопросы, написанные на слайде: Почему М. П. Мусоргский стал музыкантом? Какое музыкальное произведение композитора самое известное? Что означает фамилия «Мусоргский»? Модест Петрович Мусоргский (1839-1881 гг.) – один из самых великих русских композиторов, член «Могучей кучки», воспевший российскую историю, национальную самобытность и красоту русских традиций и культуры. Автор известной оперы «Борис Годунов», которая сразу завоевала популярность у публики. Биография композитора очень интересна. Он был знаком со многими выдающимися людьми своего времени, сам же происходил из старинного дворянского рода. Первые десять лет жизни он провел дома, получая домашнее образование и учась играть на фортепьяно. В 23 года он стал сочинять музыку и выступал с концертами в Москве и Санкт – Петербурге. Затем он служил в гвардейском полку, там он и познакомился со своими будущими соратниками, которые подтолкнули его заниматься музыкой. Таким образом, Модесту Петровичу принадлежат такие известные произведения, как «Женитьба», «Сорочихинская ярмарка», «Хованщина» и др. Интересная история о происхождении фамилии музыканта. Буква Г в фамилии Модеста Петровича была не всегда, изначально он был Мусорский, но позже композитор вернулся к своим древним истокам и стал писать в своей фамилии букву Г, вероятно потому, что не желала, чтобы его фамилии ассоциировалась с мусором, сквернословием. А корень «мусорг» с греческого языка как раз таки переводится как певец, музыкант. Итак, ребята, предлагаю вернуться к вопросам и ответить на них. (дети отвечают). Какой пункт плана мы выполнили? (познакомиться с биографией Мусоргского). Оцените свою деятельность на листе самооценки. Какой следующий пункт плана? (прослушать и проанализировать произведения). Правильно, ребята, однажды Модест Петрович побывал на картинной выставке у своего друга художника В. Гартнама и под впечатлением от его работ он создал сюиту «Картинки с выставки», в которую входит несколько музыкальных произведений. Сюита – это музыкальная зарисовка. Сейчас я предлагаю вам прослушать одну пьесу из этой сюиты, представить перед собой образ, который передает музыка, а затем выбрать ту картину, к которой автор написал эту музыку. (дети слушают пьеса «Богатырские ворота»). Ребята, какие чувства передает музыка? В музыке это называется выразительность, когда произведение передает настроение. Какой характер имеет мелодия? Какой образ возник в вашем сознании? Это называется изобразительность, когда музыка передает образы. Как бы вы назвали это музыкальное произведение? Что вам захотелось сделать, прослушав эту музыку? Давайте откроем учебник на стр. 94. Рассмотрите иллюстрации на развороте, как вы думаете, к какой из них подходит прослушанное произведение? (версии детей). Ребята, музыка называется «Богатырские ворота», она написана ко 2 картине. Прослушаем 2 пьесу, ответьте на вопрос, что вы представляли при прослушивании музыки. (дети слушают пьесу «Балет невылупившихся птенцов») Что вы представили при прослушивании произведения? Какое настроение передает музыка? Что автор хотел передать этой музыкой? Посмотрите на изображения, какое из них подходит к прослушанной пьесе? (версии детей) Произведение называется «Балет невылупившихся яиц», она написана к 3 картине. Ребята, а как вы себе представляете балет невылупившихся яиц? Я предлагаю вам встать и показать, как танцуют невылупившиеся яйца под музыку. (выполняют танцевально-ритмические движения). Молодцы, есть еще одна картина, которую вы уже увидели в учебнике, к которой также написана пьеса, предлагаю вам ее прослушать и подумать, как она называется. (дети слушают пьесу «Избушка бабы Яги»). Ребята, как бы вы назвали это произведение? Испытывали ли вы какие-нибудь чувства во время прослушивания или никак не реагировали? Какие чувства вы испытывали? Какое создавалось настроение? Какие образы возникли у вас в голове? Как начинается это произведение? Какой характер имеет музыка? Чем заканчивается произведение? Что автор хотел передать своей музыкой? Какое событие из вашей жизни напоминает вам эта музыка? Ребята, пьеса называется «Избушка Бабы Яги». Какой пункт плана мы выполнили? Оцените свою деятельность на листе самооценки. Какой следующий пункт плана? (сделать вывод) | Слушают рассказ учителя Слушают рассказ учителя Слушают рассказ учителя Формулируют ответы на вопросы Соотносят деятельность с планом Прослушивают музыкальное произведение Отвечают на вопросы Рассуждают Отвечают на вопросы Анализируют Соотносят произведение с картиной Прослушивают музыкальный фрагмент Анализируют Соотносят произведение с картиной Выполняют танцевально-ритмический движения Отвечают на вопросы Прослушивают музыкальный фрагмент Анализируют произведение Рассуждают Отвечают на вопросы | Фронтальная Фронтальная Фронтальная Фронтальная Фронтальная Фронтальная Фронтальная Фронтальная Фронтальная Фронтальная | Пунты плана Презентация в Power Point Презентация в Power Point Презентация в Power Point Презентация в Power Point Пункты плана Пьеса «Богатырские ворота» Учебник стр. 94 Пьеса «Балет невылупившихся яиц» Учебник стр. 95 Пьеса «Избушка Бабы Яги» Пункты плана Листы самооценки | Контроль учителя Контроль учителя Контроль учителя Контроль учителя Контроль учителя Контроль учителя Контроль учителя Контроль учителя | умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению | Р: принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в процессе освоения музыкальной культуры К: адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации Р: принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в процессе освоения музыкальной культуры К: адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации Р: принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в процессе освоения музыкальной культуры К: адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации Р: принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в процессе освоения музыкальной культуры | чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой |
Этап первичного закрепления с проговариванием | Организовать повторение учебного содержания необходимого для обеспечения содержательной непрерывности. | Словесный (беседа) | Ребята, мы прослушали 3 пьесы из сюиты «картинки с выставки, какой вывод можно сделать? (под впечатлением от картины можно создать музыкальное произведение). Как вы думаете, а можно ли наоборот: создать картину под впечатлением от музыкального произведения? Такое впечатление называется музыкальным. Сейчас я предлагаю вам нарисовать свой рисунок к одной из прослушанной пьесе, которая вам понравилась больше всего. (дети рисуют, вешают свои рисунки на доску). Какой пункт плана мы выполнили? Отметим его. Оцените свою деятельность на листе самооценки. | Отвечают на вопросы Рассуждают Создают рисунок по одной из прослушанных пьес Отвечают на вопросы | Фронтальная Индивидуальная | Альбомные листы, цветные карандаши | Контроль учителя Самоконтроль | умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению | П: обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов,на основе выделения сущностной связи; | чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой |