Урок по теме « Магнитное поле Земли» с использованием технологии развития критического мышления
Цель урока: Изучение свойств магнитного поля Земли и его роли в жизнедеятельности живых организмов.
Задачи урока:
Образовательные:
1.Расширить и углубить знания учащихся по теме « Магнитное поле Земли».
2. Продолжить формирование представлений учащихся о единой физической картине мира.
Воспитательные:
1.Показать познаваемость явлений и свойств окружающего нас мира.
2.Продолжить формирование коммуникативных компетенций(толерантности, сотрудничества).
Развивающие:
1.Продолжить работу по формированию навыков критического мышления и исследовательских навыков с помощью самостоятельного поиска информации, фронтального эксперимента.
Оборудование и средства наглядности:
Постоянные магниты (дугообразный и полосовой), магнитные стрелки. ,компасы, глобус, железные опилки, кодоскоп, видеофрагмент, соединительные провода, ключ, гальванический элемент, штатив с муфтой и лапкой.
Ход урока:
Стадия | Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Вызов | Проблемная ситуация | Создает проблемную ситуацию | Обсуждение способов решения проблемной ситуации |
| Актуализация имеющихся знаний учащихся | Организует работу по актуализации знаний учащихся по вопросу « Что вы знаете о магнитном поле?». Проводит показ демонстрационного эксперимента | Работа по кластеру. Повторение основных вопросов по теме « Магнитное поле». Просмотр демонстрационного эксперимента |
| Заполнение таблицы « Знаю-хочу узнать-узнал» | | |
| Индивидуальная работа | Предлагает записать ключевые слова, понятия по данной теме в колонку « Знаю», «Хочу узнать». | Запись в тетрадях ключевых слов, понятий, используя опорный конспект |
| Мозговой штурм. Коллективная актуализация имеющихся знаний | Организует взаимный обмен мнениями в группах; учитель делает запись на доске | Обсуждение в группах. Группы по очереди предлагают свой список ключевых слов. |
Реализация (осмысление) | Изучение нового материала по страницам « Устного журнала» | Активизирует работу учащихся ,оказывает помощь в написании основных выводов по каждому сообщению | Внимательное прослушивание сообщений учащихся. Запись в тетрадях основных выводов. Работа по опорному конспекту. |
Рефлексия | Возвращение к таблице « Знаю-хочу узнать –узнал» | Оказывает помощь в заполнении колонок таблицы : « Осталось узнать», «используемые понятия», « Источники информации». | Заполнение таблицы « Знаю-хочу узнать- узнал». Подведение итогов. Составляют синквейны и зачитывают их. |
Приложение 1.
Новые термины
Первая строка-название темы одним словом (существительным).
Вторая строка-описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
Третья строка- описания действия в рамках темы тремя словами (глаголами).
Четвертая строка – фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.
Пятая строка – синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
Приложение 2.
По страницам устного журнала.
Первая страница: «Из истории компаса».
Удивительная способность магнита притягивать железо была известна еще в древности. Свойство магнита указывать на юг и север Земли было открыто позже. Но уже в III в. изготавливали особые «югоуказатели» в виде маленького человечка с вытянутой рукой. Эта фигурка — древнейший компас — укреплялась на магните, который мог вращаться. Значительно позже (в VIII—IX вв.) арабы стали применять компас для мореплавания. Европейские мореплаватели пользовались компасом примерно с IX в., но не знали (так же, как китайцы и арабы), почему один конец стрелки указывает на юг, а другой — на север.
Первые компасы представляли собой небольшие кусочки намагниченного железа, прикрепленные к пробке, плавающей в глиняном сосуде с водой. Такие примитивные приборы применяли кочевники при переходах через пески бескрайних пустынь. Эти компасы были настолько ценны для кочевников, что их держали в специальных ящичках между горбами верблюдов.
Шло время, менялся внешний вид компаса. Устройство простейшего сегодняшнего компаса такое: в плоской цилиндрической пластмассовой коробочке на острие стальной иглы находится магнитная стрелка. Один конец стрелки окрашен в синий цвет, он указывает направление на север; другой окрашен в красный, он указывает на юг; на дне коробочки расположено градусное кольцо.
Компасы бывают разные. Например, в маршрутах геологов и географов сопровождает горный компас, у которого есть приспособление для измерения еще углов наклона поверхности Земли и горных пластов.
Рассмотрите внимательно компасы, лежащие на ваших столах.
Задание № 1. Определите: в каком направлении расположена классная доска.
Задание № 2. На столах перед вами три металлических цилиндра (из набора калориметрических тел). Определите с помощью компаса: какой из них изготовлен из стали.
Задание №3. Использую искусственный магнит, сориентируйте стрелку компаса в направлении восток-запад, а затем уберите магнит. Почему стрелка вернулась в прежнее положение?
Всем известно, что магнитная стрелка компаса ориентируется в данном месте пространства всегда определенным образом. Как вы думаете: почему?
Как расположены магнитные полюсы Земли относительно географических полюсов?
Вторая страница: «Магнитное поле Земли и его природа».
Сегодня ученые знают, что одна из особенностей Земли как планеты — наличие у нее магнитного поля. Именно благодаря ему мы можем пользоваться компасом.
Что же является источником этого магнитного поля? Первой причиной являются процессы, происходящие в недрах Земли. Ядро Земли является жидким и состоящим из железа и никеля; в нем циркулируют круговые токи, которые и порождают земное маг-нитное поле: вокруг токов всегда есть магнитное поле.В 1958 г. при помощи космических аппаратов российские и американские ученые открыли существование вокруг Земли двух «поясов», которые расположены в экваториальной плоскости. Эти «пояса» (их называют радиационными) состоят из движущихся потоков заряженных частиц — протонов и электронов. Таким образом, радиационные пояса — вторая причина существования у Земли магнитного поля. Если представить, что сквозь ядро Земли проходит гигантский намагниченный , то концы этого магнита называются магнитными полюсами. Северный полюс этого магнита находится в Южном полушарии и не на поверхности Земли, а на некоторой глубине, а Южный магнитный полюс — в Северном полушарии и тоже в недрах планеты. Если мы мысленно соединим эти полюсы прямой, то полученный отрезок диаметром Земли не будет. Это — первая особенность магнитных полюсов Земли.
Есть еще одна интересная особенность этих полюсов: они постепенно смещаются. На основе изучения намагниченности извергнутых из глубин Земли и осадочных пород на морском дне получены данные, говорящие о том, что магнитное поле Земли некогда имело почти противоположное направление по сравнению с нынешним магнитным полем.
Итак, Земля обладает свойствами, позволяющими считать нашу планету магнитом с двумя полюсами — Северным и Южным. Магнитные полюса не совпадают с географическими: Южный магнитный полюс находится в Северном полушарии, Северный — в Южном. Если соединить магнитные полюса линией по поверхности Земли, то получится магнитный меридиан. Магнитные меридианы — это силовые линии, идущие от одного магнитного полюса к другому. Магнитные меридианы не совпадают с географическими.
Магнитное поле Земли образует магнитосферу нашей планеты. Она простирается на расстояние 70-80 тыс. км в направлении на Солнце и на многие миллионы километров — в противоположную сторону.
В некоторых районах Земли величина, характеризующая ее магнитное поле (напряженность), всегда резко отличается от средних значений. Эта ненормальность (аномалия) может охватывать большие региональные площади или малые. Большинство аномалий объясняется залеганием под поверхностью Земли горных пород, содержащих железные руды. Примерами могут служить такие места, как Криворожский бассейн, Горная Шория. В районе Курской магнитной аномалии напряженность магнитного поля в 5 раз больше средней.
Кратковременные изменения магнитного поля Земли, называемые магнитными бурями, вызывают вспышки на Солнце и сопровождающие их вы-
бросы потоков заряженных частиц. Особенно сильные магнитные бури возникают в том случае, когда такой поток охватывает всю Землю, менее сильные порождаются потоками частиц, проходящих мимо Земли.
Магнитное поле Земли оказывает влияние на процессы, происходящие в атмосфере, например, на возникновение Полярных сияний, которые наблюдаются в высоких широтах на высотах до 1000 км. Сияние вызывают потоки заряженных частиц, идущих из космоса; в магнитном поле Земли в условиях разреженного воздуха так светятся обычно атомы кислорода и молекулы азота.
Почему у Земли есть магнитное поле?
Вообще-то, за счет того, что металлы находятся в расплавленном состоянии по оценкам ученых магнитное поле Земли должно исчезнуть за несколько тысяч лет. Однако у нашей планеты, возраст которой 5 миллиардов лет, все еще существует сильное магнитное поле. Загадка до сих пор не раскрыта. Но ученые предполагают, что по мере того как внешняя оболочка ядра охлаждается ( т.е .та которая находиться в жидком состоянии), некоторая ее часть падает внутрь. Океаны магмы, богатой железом, поднимается вверх в спиральном движении под действием вращения Земли. Геологи полагают, что именно это движение поддерживает земной магнетизм.
Третья страница: «Магнитное поле Земли и климат».
В последние годы в исследовании изменений земного климата большую роль играют физические методы. С их помощью была, в частности, установлена связь серьезных климатических изменений, происходивших на Земле в течение миллионов лет. Климат зависит, прежде всего, от притока лучистой солнечной энергии и от состава газов в земной атмосфере. Но это — поверхностное мнение. Процессы, происходящие в недрах Земли, порождают земное магнитное поле; оно изменяется от эпохи к эпохе. Это поле препятствует проникновению заряженных частиц и космических лучей в атмосферу. Чем оно сильнее, тем препятствия значительнее.
Ученые обратили внимание на то, что в последние миллионы лет магнитное поле Земли возрастало. В то время когда на Земле случались крупные оледенения, оно было наиболее сильным. Первые признаки оледенения Гренландии и Антарктиды проявились практически вместе с проявлением магнитного поля Земли: около 3—4 млн лет назад. С тех пор магнитное поле Земли возросло в 6—10 раз; особенно его величина была высокой примерно 380 тыс. лет назад, тогда и происходил активный процесс оледенения континентов и океана, шло понижение температуры Мирового океана.
Интересны такие данные: конец последнего оледенения (около 12 тыс. лет назад) совпал с периодом резкого усиления магнитного поля Земли; период же очень теплого климата (бывший 608 тыс. лет назад) совпал с периодом очень слабого магнитного поля Земли (оно было в 2—3 раза слабее современного, хотя последнее относят к полям относительно слабым).Эти совпадения не случайны, а свидетельствуют о том, что процессы, происходящие на Земле, связаны с космическими процессами.
Сейчас считают, что изменения климата нашей планеты, по-видимому, связаны с изменениями магнитного поля Земли. Дальнейшие исследования океана, атмосферы и особенно космического пространства помогут специалистам более полно выявить связь магнитного поля Земли и климата на ней.
Четвертая страница: « Влияние магнитного поля
Земли на человека и животных».
Магнитное поле Земли (геомагнетизм) — еще один фактор воздействия среды обитания на человека и живые существа; его относят к геофизическим факторам. Действие геомагнетизма на здоровье человека может быть благоприятным и неблагоприятным в зависимости от силы воздействия.
У истоков изучения этого явления стоял наш выдающийся соотечественник биолог А.Л.Чижевский . Свою книгу «Физические факторы исторического процесса» он издал в 1924 г. на собственные деньги, которых хватило лишь на 300 экземпляров. В ней молодой ученый утверждал, что происходящие на Земле природные «буйства» (землетрясения, извержения вулканов и др.) и многие социальные события (эпидемии, войны, голодные моры) в значительной степени зависят от 11-летнего цикла солнечной активности и солнечных бурь, вызывающих на Земле бури магнитные. В беседах с К.Э.Циолковским он доказывал, что магнитные бури влияют на состояние нервной системы, которая является их своеобразным «приемником». И нервы, и головной мозг — очень чувствительные «приемники» и реагируют с большой быстротой. Нет никого, кто был бы свободен от воздействия геомагнитного поля. Открытия ученого опередили науку почти на столетие.
В наше время все знают о неблагоприятных днях (когда сильны магнитные возмущения), о том, что кровать или диван, на котором спят, надо ставить изголовьем на север, чтобы магнитные силовые линии геомагнитного поля шли параллельно телу, тогда мозг и нервная система отдыхают более продуктивно.
Влияние магнитных бурь на организм человека, и особенно на больных сердечно-сосудистыми заболеваниями, было выявлено французскими медиками в 1915—1919 гг. Они установили, что во время таких бурь больных охватывают продолжительные приступы болей, длящиеся 2-3 дня.
Исследования показали, что реакция организма человека на магнитные бури зависит от его возраста, пола и реактивности нервной системы, состояния здоровья. У людей пожилого возраста в эти дни учащается пульс и повышается артериальное давление.
Было отмечено также, что мужчины более подвержены воздействию магнитных бурь, чем женщины. В магнитоактивные дни инфаркты миокарда случаются на 4,5 % чаще, чем в магнитоспокойные дни.
Приложение №3
Синквейн по теме « Магнитное поле Земли»
Магнитное поле
Материальное, безграничное
Порождает, действует, проникает.
Действует на живые организмы.
Материя.
Приложение №4

Приложение №5
Таблица « Знаю-Хочу узнать - Узнал»
Знаю Хочу узнать Узнал
1.форма материи 1.магнитное поле Земли
2.источник магнитного поля 2. влияние магнитного поля на:
3.магнитная стрелка - климат
4.постоянные магниты - на живые организмы
5. линии магнитного поля 3.магнитная аномалия
6.магнитный полюс 4.магнитная буря
8.индикаторы магнитного поля 5. защита от космического излучения
Используемые понятия Источники информации:
1.поле энциклопедии:
2.излучение «География»
3.аномалия «Космонавтика»
4.влияние « Медицинская»
5.защита « Физика»
4.магнитная буря Интернет-сайты
7.круговой ток журнал « Физика в школе»
8.радиационный пояс
Литература:
1.Энциклопедия для детей. Физика. – Аванта +, 2007.
2. Энциклопедия для детей. География.- Аванта+,2007.
3. Энциклопедия для детей. Космонавтика.- Аванта+,2007.
4. Кугер Т.В., Колпощикова И.Медицинская география .- М.: Просвещение,1996.
5. Дубинин Э.М., Подгорный И.М.Магнитное поле небесных тел.- М.: Знание,1980.
6. Гальперин Ю.И.Полярные сияния в магнитосфере.- М.: Знание,1985.
7. Журнал « Физика в школе».-1999.-№6.-с.14
8. Журнал « Физика в школе».- 2003.-№7.-с.30-39