СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме "Мир драмы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературного чтения

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме "Мир драмы"»


Технологическая карта урока

Предмет - литературное чтение

Тема - «Мир драмы.»

Тип урока - урок «открытия нового знания».

Место и роль урока в изучаемой теме - первый урок в пятичасовой теме, глава 2 «Пленительные напевы»

Цель: сформировать понятие о драматическом произведении, показать внешнюю устранённость автора в драматическом произведении.





Планируемые результаты

Дидактическая структура урока

УУД

регулятивные

познавательные

коммуникативные

личностные

Мотивирование к учебной деятельности.




Действие смыслообразования.


Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.


Волевая саморегуляция.

Контроль, коррекция.


Умение структурировать знания; контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Умение выражать свои мысли.


Самоопределение

Фиксация затруднений в индивидуальной деятельности

Контроль, прогнозирование, умение принимать учебную задачу, волевая саморегуляция.

Анализ, синтез, выбор оснований для сравнения.

Планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. Управление поведением партнера.

Действие смыслообразования.

Построение проекта выхода из затруднения.

Умение выбирать способы учебных действий, целеполагание, планирование, прогнозирование.

Умение структурировать знания; постановка и формулирование проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.


Развитие творческой активности учащихся.

«Открытие нового знания»

Оценка, саморегуляция

Поиск и выделение необходимой информации. Применение методов информационного поиска, знаково-символические – моделирование;

выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Управление поведением партнера.


Смыслообразование, эстетическое оценивание

Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (эталону).

Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция;

оценка – оценивание качества и уровня усвоения.

Смысловое чтение; умение осознанно строить речевое высказывание, моделирование; построение логической цепи рассуждений.

Постановка вопросов, разрешение конфликтов, контроль, коррекция

Инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации


Включение нового знания в систему знаний и повторение.


Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.


Постановка вопросов, разрешение конфликтов, контроль, коррекция

Инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Умение структурировать знания; оценка процесса и результатов деятельности

Контроль, коррекция

Волевая саморегуляция. оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению; прогнозирование.





Ход урока


Название

этапа урока





Задача, которая должна быть

решена (в рамках достижения планируемых результатов урока)

Формы организации деятельности учащихся

Действия учителя по организации деятельности учащихся

Действия учащихся (предметные, познавательные,

регулятивные)

Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока


1

Мотивирование к учебной деятельности.


включение в деятельность на личностно-значимом уровне

Стихотворение-речёвка

Стимулирование учащихся к вспоминанию того, что они знают по изучаемой теме



- Прочитайте вполголоса. Настроились на работу. И вот первое самостоятельное задание.

После просмотра видеосюжета устно воспроизводят знания

Формирование учебной мотивации.

2

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося


Возникновение проблемной ситуации. Видеоряд «Пойми меня»- стихотворение, сказка, драма.

-Попробуйте сами понять, о каких литературных жанрах идёт речь?

− Что помогло вам правильно определить жанр в отрывке произведения? (Эталон, признаки жанра.)

Ответы детей с пояснениями. Учащиеся класса отмечают знаками согласия и несогласия правильность выполнения задания.

Взаимопроверка.


Называет жанр и обосновывает свой ответ (сказка, стихотворение, ?)


Развитие умения участвовать в беседе.

3

Постановка учебной задачи. Построение проекта выхода из затруднения.


Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока, формулировка темы урока.

Деформированный план с лишним пунктом.

Организую выявление учащимися места и причины затруднения.

Какое задание вы выполняли?


Почему у вас возникло затруднение? Кто знает точное полное название? Почему театр драмы? А вы знаете, что такое драма? Частично вы правы. Но почему затрудняетесь дать точный ответ? В чём необходимо разобраться сегодня? Какую цель поставим перед собой? Назовите тему нашего урока. А почему такая серьёзная тема изучается в начальной школе?- Что необходимо для достижения цели?

(даётся деформированный план). Почему не подходит предложение «Без прошлого нет настоящего»? Как его понимаете?

- Чтобы понять настоящее необходимо хорошо знать прошлое. Это высказывание станет направлением нашего исследования, эпиграфом.



Предлагаю традиционно обратиться к Ленте времени. Учащиеся заранее распределены по группам цветными бантами. Синие ищут ответы на вопросы плана в Древнем мире, красные исследуют Средние века, жёлтые – Новое время, зелёные – XX-XXI в.- Командиры, пройдите в Хранилище знаний и получите артефакты в соответствии с цветом».




Мы должны были определить по известным признакам жанр литературного произведения. Не знаем название и признаков данного литературного произведения


Слушают, затем, размышляя, отвечают на вопросы.


- Узнать, что такое драма.




- План.

(учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель, согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства)

Планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

4

«Открытие нового знания»

Построение детьми нового способа действий и формирование
способности к его выполнению

Групповая работа

- В группах следуя плану, найдите с помощью учебника и энциклопедий выход из затруднения.


Организую групповую работу детей, обращаю внимание на пакет с информационным материалом, листами продвижения и оценочными листами.

Каждой группе предлагается выполнить задание, попробовать себя в роли исследователей, выразить новые идеи и информацию собственными словами.











− Удалось ли нам преодолеть затруднение?

− Сможете ли вы теперь выполнить пробное задание?

Учащиеся работают в группах.

Избранные спикеры презентуют результаты исследования у доски в общей таблице.



Каждая группа представляет свой рассказ. Картинки с символами наклеиваются на итоговую таблицу. После прослушивания учащиеся отмечают, что им больше всего запомнилось из выступления, что бы они добавили к рассказу. Отмечается, что существует драма как один из основных родов литературы, а также в драме выделяется множество жанров: трагедия, комедия, драма (в узком смысле, как жанр между трагедией и комедией), выясняется, что дрампьесы для детей начали писать только в период XX-XXI в.

Использование знаково-символических средств представления информации.


Физминутка





Реализация здоровьесберегающих технологий

6

Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (эталону).

Индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха.

Индивидуальная работа.

Организую поиск признаков драматической пьесы по тексту из учебника с.132-133.

Читают отрывок из произведения С. Маршака «Двенадцать месяцев», находят признаки (действие, роль, ремарка), стрелкой показывают, сверяют с эталоном на экране.

Принятие и сохранение учебной задачи, построение речевых высказываний в устной форме

7

Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Работа в паре.

- Прочитайте тексты и определите жанр.

Читают тексты на цветных карточках, определяют жанр. По сигналу учителя поднимают карточку вверх, называют жанр и обосновывает свой ответ.

Развитие критического мышления. Инициативное сотрудничество в выборе информации. Выделение главного и второстепенного, поиск и нахождение обоснованных выводов и доказательств.

8

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

«Продолжи фразу: - теперь я знаю…; я научился…; для меня было открытием…»




- Наш урок подходит к концу. Какую цель ставили перед собой? Достигли цели? С помощью чего?


Предлагаю оценить собственный вклад в работу группы, заполнить листы самооценки.


Формулируют собственное мнение. Выбирают домашнее задание по желанию.

Способность к самооценке, самостоятельно, адекватно оценивать свою работу на уроке. Развитие умений аргументации и обоснования как личностного качества коммуникативного общения.


- Ребята, спасибо за урок. Вы сегодня раскрылись как исследователи. Пусть наши гости узнают о вас чуточку больше. В моём классе разные ребята: - устойчивые, мощные, как зимняя сказка; - яркие, лучезарные как летний день; многогранные, стремительные как осенний ветер; звенящие, искрящиеся как весенняя капель; есть робкие, нежные как первые подснежники. Что же это? Посмотрите внимательно- зарождается новая драматическая история, о которой мы поговорим на следующем уроке.

Приложение

Вымысел.

Повторы.

Особое построение

Добро побеждает зло.

Признаки драматической пьесы:

1. Действующие лица, роли.

2. Разбиение на картины, действия.

3. Ремарки.

Рифма.

Ритм.

Передается настроение и чувства героев.

Стихотворение

Признаки стихотворения:



Сказка

Признаки сказки: