СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме «Нравственная проблематика произведения есть правда» (по рассказу В. Шукшина «Чудик»)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Нравственная проблематика произведения есть правда» (по рассказу В. Шукшина «Чудик»)«Нравственная проблематика произведения есть правда» (по рассказу В. Шукшина «Чудик»)

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме «Нравственная проблематика произведения есть правда» (по рассказу В. Шукшина «Чудик»)»

Конспект урока литературы в 7 классе по рассказу В.М. Шукшина «Чудик»

Тема урока: «Нравственная проблематика произведения есть правда» (по рассказу В. Шукшина «Чудик»)


Ход урока:


1.Мотивация. Вступительное слово учителя


Метели над землёй отголосили,

В цвету калина тонет, как в снегу.

Я Шукшина представить без России

Как без него Россию, не могу…


А странные опять приходят люди

Чтоб посидеть с ним рядом, пошутить,

О том, что было, и о том, что будет

Неспешно с земляком поговорить…


О каких странных людях идёт речь в этом стихотворении?


2.Актуализация и проблемное учебное действие

Будьте внимательны на уроке! Дома необходимо будет написать мини – сочинение на тему « Странные люди в рассказах В.М. Шукшина»



3. Целеполагание

Мы продолжаем изучать творчество Шукшина.

Обращаемся к эпиграфу нашего урока.


Нам бы про душу не забыть.

Нам бы немножко добрее быть…

В.М.Шукшин

Почему в качестве эпиграфа я взяла именно эти слова?


Обращаемся к рассказу «Чудик»


4.Прогнозирование по названию. Словарная работа


На доске и в тетрадях все записывают слово чудик, без сообщения имени автора и названия урока.

- Запишите синонимы к данному слову (записывают на доске).

- Что говорят нам словари о значении слова?

- Как вы думаете, почему так называется рассказ?

- О чем пойдет речь?

Будем читать по частям, с остановками, в конце урока сделаем вывод, к каким писателям относится Шукшин – к тем, мысли которых предугадать легко, или к тем, кто умеет заинтересовать.

5.Анализ рассказа «Чудик».

Чтение с остановками.

Беседа с учащимися

Цель познания – понять отношение автора к своему герою.

Учитель: В 1969 году на экраны выходит фильм В. Шукшина «Странные люди», снятый по рассказам «Чудик», «Миль пардон, мадам!» и «Думы». Это всё рассказы о странных, непохожих на других людях, об их мечтах и стремлениях, которые с точки зрения здравого смысла не вполне нормальны. А герои упорно держатся за свою мечту, без которой их жизнь стала бы обыденной, невыносимой. Сегодня мы поговорим об одном из этих рассказов – о рассказе «Чудик».

1. Цель познания – понять, каким предстаёт перед нами Чудик?

- Как вы можете охарактеризовать героя? (Добрый, непосредственный, чувствительный).

- Какова портретная характеристика Чудика? («круглое мясистое лицо», круглые глаза).

- Почему лицо и глаза у Чудика именно круглые? (Как у детей, он готов познавать мир и удивляться).

- А что символизирует круг? (Завершённость, цельность. Следовательно, у Чудика цельный характер, во всех поступках он остаётся верен себе).

- Почему главный герой «постоянно влипает в разные истории»? (Он не способен подумать, как его поступок будет воспринят, не умеет анализировать, как ребёнок).

- Что добавляет характеру Чудика высказывание о том, что он не любит хулиганов и продавцов? (Хулиган может побить, а продавец нахамить, он, как ребёнок, их боится).

- Итак, каким предстаёт перед нами Чудик?

Вывод: Чудик – добрый, ранимый человек. Он, как ребёнок, инфантилен.

2. Цель познания – понять, как складываются отношения Чудика с близкими?

- Какие отношения складываются у Чудика с женой? (Его поступки её раздражают, она даже бьёт его шумовкой).

- А что именно в характере Чудика не нравится его жене? (Он непрактичный, похож на ребёнка, а не на главу семьи. Жена в доме главная).

- Как складываются отношения у Чудика с братом и со снохой? (Сноха его не любит, т.к. он деревенский, не приспособлен к городской жизни, её раздражают его поступки: громко разговаривает, испортил коляску. А с братом у него хорошие отношения, их сближают воспоминания о детстве. Они похожи, брат тоже не противится жене, занявшей в семье главную позицию).

- Итак, как складываются отношения Чудика с близкими?

Вывод: Чудик, как ребёнок, открыт для людей, он не может понять, что он делает не так.

3. Цель познания – как Чудик относится к окружающим его людям?

- Почему Чудик обращает внимание на деньги в магазине? Как это его характеризует? (Он хотел доставить людям радость, у него даже не возникает мысли забрать деньги себе, пока никто не видит).

- Почему он не возвращается за деньгами? (Вдруг все подумают, что он решил прикарманить чужие деньги, что он нечестный).

- Как Чудик ощущает себя в поезде? (Он уже не помнит ситуации в магазине, он, как ребёнок, снова открыт для новых впечатлений).

- Как Чудик ведёт себя в самолёте? (Он из-за любопытства хочет поесть, хочет упасть в облака).

- Что удивляет его в соседе по самолёту? (Что он интересуется газетой, а не живым общением).

- Почему Чудик ищет челюсть? (Это естественное желание, он не думает об этичности своих действий).

- Как Чудик относится к жене брата? (Он даже не понял, что она невзлюбила его, хочет ей угодить – разрисовывает коляску).

- А какие у Чудика мечты? (Он мечтает, чтобы все были дома, вместе пили чай, чтобы всем было хорошо).

- Итак, как Чудик относится к окружающим его людям?

Вывод: для Чудика очень важны семейные отношения и отношение к нему окружающих. Он открыт для людей, хочет, чтобы всем было хорошо.

4. Цель познания – отношения Чудика с миром.

- Какие отношения у Чудика с миром? (Гармоничные, мир его принимает, ему хорошо на природе (бежит босиком по лужам), он уже не думает о плохом).

- До чтения последнего абзаца как вы думали, сколько лет Чудику? (Что ему примерно 17-20 лет).

- Чудик чувствует свою непохожесть на других? (Да, он несколько раз задаёт себе этот вопрос, а ещё вопрос «почему они стали злые», его сердце болит от непонимания окружающих, было «горько»).

- Почему в последнем абзаце автор рассказывает о своём герое в прошедшем времени? (Это вымирающий тип людей, он нежизнеспособен).

- Как автор относится к своему герою? (Он любуется его непосредственностью, желанием жить в добре, тем, что он живёт не разумом, а сердцем).

Вывод: «Чудаки украшают мир», - эта фраза М. Горького стала крылатой. Василий Шукшин сам говорил о героях своих рассказов: «Они украшают жизнь, ибо с их появлением, где бы то ни было, изгоняется скука». Но Шукшин подчёркивал в характерах таких людей другое: «Есть люди в городе ли, на селе, которые окружающим кажутся странными. Их зовут «чудаками». А они не странные и не чудаки. От обычных людей их отличает разве только то, что их судьбы слиты с народной судьбой, отдельно они не живут. Их любят особой любовью за эту их отзывчивость в радости и беде. При всей простоте и непритязательности их жизни на поверку они оказываются душевнее, чище и скромнее, чем те, кто любит посмеяться над их «странностями» и «чудачествами».

- Обратите внимание на эпиграф к нашему уроку. Как вы понимаете слова Л. Толстого?

IV. Домашнее задание.

  1. Прочитать рассказ В. Шукшина «Срезал».