Обособленные члены предложения
Повторение, обобщение и систематизация знаний
Цели:
Образовательные: роль обособленных членов предложения;
систематизировать знания учащихся и способствовать
усвоению постановки знаков препинания при обособленных
членах предложения
Развивающие: содействовать развитию умения работать с теоретической информацией,
применяя ее на практике;
развивать навыки выразительного чтения; культуру речи
Воспитательные: формировать эстетический вкус учащихся, уважение к культурному
наследию нашего народа, приобщая их к чтению образцов
художественной литературы, потребность в творческой
деятельности
1.Оргмомент
2. Мотивация. Мы готовимся к экзаменам, поэтому есть необходимость повторить, упорядочить наши знания. Посмотрите на экран ( 1 слайд)
Прекрасно озеро Чудское,
Когда над ним светило дня
Из синих вод , как шар огня,
Встает в торжественном покое;
Его красой озарена,
Цветами радуги играя,
Лежит равнина водяная,
Необозрима и пышна.
В чем особенность этих предложений? (осложнены)
Назовите осложнения ( сравнительный оборот, деепричастный оборот, обособленные определения).
Что сегодня нам нужно повторить?
Обособления. Эта тема включена в экзаменационные задания, значит, необходимо
еще раз к ней обратиться.
3. Что такое обособление? Обособиться – отделиться, выделиться из общего, создав
особое от других положение. Как? Запятыми – на письме выделить смысловой отрезок
внутри предложения. В устной речи – интонационно.
Значит, вспомним о расстановке ЗП в предложениях с обособлениями.
3. Что от нас требуется? Выработаем алгоритм наших действий:
Вспомнить
Учиться распознавать
Ставить знаки препинания
4. Анализ текста (2-й слайд)
Три поэта – Дельвиг, Баратынский и Языков – составляли для него плеяду, постав-
ленную им почти вне всякой возможности суда, а еще менее, какого-либо осуждения.
На Баратынского Пушкин излил, можно сказать, всю нежность сердца, как на брата
своего по музе. Почти нельзя было сделать при нем ни малейшего замечания о стихах
Баратынского, и авторы критик самых снисходительных принуждены были оправды –
ваться перед Пушкиным и словесно, и письменно.
( П.В.Анненков )
- О чем этот текст? Как он характеризует Пушкина? ( Благородство, отношение к людям, к друзьям. Не возвышал себя над другими…)
- Мы немного узнаем о друзьях Пушкина, о «поэтах пушкинской поры», так критики назвали поэтов – современников А.С.Пушкина. Отрывок , с которого мы начали урок, из стихотворения Н.Языкова.
- Какие осложнения встречаются в этом тексте?
- Обособленное приложение, причастный оборот, вводные слова, однородные члены предложения.
Записать в тетради виды обособлений.
5. Тренировочные упражнения
1) Онегин, добрый мой приятель, родился на брегах Невы, где, может быть, родились вы или блистали, мой читатель.
2) По-прежнему животворя природу,
На небеса светило дня взошло.
3)Тронутый преданностью старого кучера, Дубровский замолчал и предался своим размышлениям.
Первое предложение осложнено обособленным приложением и вводным словом.
Второе предложение – деепричастный оборот.
Третье предложение – причастный оборот. Почему он обособлен?
- Имеет причинное значение.
Мы постепенно вспоминаем виды обособлений и некоторые их особенности.
-А откуда взяты эти отрывки?
- 1 и 3 – из произведений А.С.Пушкина, 2 – из ст-я Е.Баратынского.
6. Работа по вариантам и индивидуально
Задание: найти обособления, определить их виды, расставить знаки препинания
I II В избушке, распевая, дева 1) Его красой озарена,
Прядет, и, зимних друг ночей, Цветами радуги играя, Трещит лучинка перед ней. Лежит равнина водяная,
Е.Баратынский Необозрима и пышна.
Н.Языков
2) Один, в расчеты погруженный, 2) Как тень, отброшенная тучей,
Тупым кием вооруженный, Вдоль искривленных берегов
Он на бильярде в два шара Чернеют образы лесов.
Играет с самого утра. Н.Языков
Е.Баратынский
Индивидуальная карточка
Кто-то бедная, как я,
Ночь прослушает тебя,
Не смыкаючи очей,
Утопаючи в слезах?..
А.Дельвиг
- Комментируем задания.
Дополним список обособлений, о которых мы еще не говорили. Например, обособленное определение, выраженное прилагательными – необозрима и пышна, сравнительный оборот – как шар огня, обратим внимание на устаревшие формы деепричастий – не
смыкаючи, утопаючи.
7.Закрепление. Работа с текстом. ( Слайд – из «Капитанской дочки» А.С.Пушкина)
Расставить знаки препинания, объяснить постановку ЗП.
В тексте встречаются причастные обороты, одиночное деепричастие.
8. Корректор.
В речи довольно часто встречаются ошибки в построении предложений с деепричастным
оборотом. Исправляем ошибки.
1) Войдя в лес, стало темно.
Глядя на ослепительно сверкавшее солнце, глазам было больно.
2) Выберите грамматически верное продолжение предложения:
Знакомясь с оглавлением книги…
А) она может показаться слишком сложной.
Б) видишь, что это основательный труд.
В) выясняется, что ее тема шире.
3) Допишите предложение, учитывая тему урока:
Обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, …
4) Составляем список обособлений: ДО, прич. оборот, вводные слова, сравнительный оборот, одиночное деепричастие, обособленное приложение.
9. Подводим итоги урока. Роль обособлений. Оценки.
Лист самооценки
| Попробуем разобраться | баллы |
1 | Все понятно | |
2 | Есть затруднения | |
3 | Нужна помощь | |
4 | Над чем нужно поработать | |
10 Домашнее задание: 1 вариант – составить тест из 5 заданий
2 вариант – мини - сочинение с использованием обособленных
членов предложения «Первый день зимы»
3 вариант – сочинение на лингвистическую тему «Обособленные
члены предложения»
презентация
Урок «Обособленные члены предложения» является уроком повторения с прямой
направленностью на подготовку к ГИА.
Использованы разные формы деятельности учащихся, что предотвращает утомляя-
емость детей во время урока, темп урока соответствует гигиеническим нормам,
презентация не дает лишней нагрузки на глаза, экономит время.
Содержание материала подобрано с учетом возрастных и индивидуальных особен-
ностей учащихся; хотелось познакомить детей с поэтами пушкинской поры, поэтому использованы примеры из стихотворений Баратынского, Дельвига, Языкова, что
способствует развитию речи, интереса к произведениям русских поэтов.
Технологическая карта
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Методическое обеспечение |
Орг. момент | Проверка готовности к уроку, создание делового настроя | Настрой на работу | презентация |
Мотивация | Подготовить учащихся и организовать осознание ими потребности к познанию. Создание проблемной ситуации | Чтение текста и анализ .Формулируем задачи, причины повторения | 1 слайд Текст Н.Языкова |
Анализ текста Совместное исследование проблемы | Организовать коллективный анализ учебной задачи, фиксировать гипотезы, ор-ганизовать их обсуждение | Осмысление текста, знакомство с поэтами – друзьями А.Пушкина, его отношение к ним. Строим способы действий, находим обособления, формулируем правила обособления. Анализируют, доказывают свою точку зрения, обсуждают способы решения | 2слайд Текст П.Анненкова |
Самостоятельная работа | Познакомить с текстами Баратынского, Дельвига, Языкова Организует учебное взаимодействие учеников, обсуждение составленных моделей, оценивает выполнение | Работа по вариантам и индивидуально. Находим в текстах обособления. Выразительно читаем текст, объясняем пунктограммы, объясняем свой выбор, доказываем. Слушаем ответы уч-ся. Самоконтроль. | карточки |
Закрепление | Наблюдая за текстом, объясните пунктуацию. Организация учебного исследования | Узнаем текст - «Капитанская дочка», расставляем знаки препинания. Конструируют способ действия, участвуют в обсуждении. Взаимоконтроль | Текст А.С.Пушкина |
Работа по развитию речи | Предупреждение ошибок Организует коррекционную работу, контроль | Корректируем текст составляем список обособлений, самопроверка | Тест с выбором |
Итоги урока | Сделать выводы ; оценки Домашнее задание – дифференцированное; организует дифференциров. работу | Делаем выводы о роли обособленных членов предложения; анализи- руют, контролируют и оценивают результат; заполняют лист самооценки | |