СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме: "Обособленные члены предложения"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока для уч-ся 9 класса по теме "Обособленные члены предложения"

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме: "Обособленные члены предложения"»

Обособленные члены предложения

Повторение, обобщение и систематизация знаний


Цели:

Образовательные: роль обособленных членов предложения;

систематизировать знания учащихся и способствовать

усвоению постановки знаков препинания при обособленных

членах предложения

Развивающие: содействовать развитию умения работать с теоретической информацией,

применяя ее на практике;

развивать навыки выразительного чтения; культуру речи

Воспитательные: формировать эстетический вкус учащихся, уважение к культурному

наследию нашего народа, приобщая их к чтению образцов

художественной литературы, потребность в творческой

деятельности

1.Оргмомент


2. Мотивация. Мы готовимся к экзаменам, поэтому есть необходимость повторить, упорядочить наши знания. Посмотрите на экран ( 1 слайд)

Прекрасно озеро Чудское,

Когда над ним светило дня

Из синих вод , как шар огня,

Встает в торжественном покое;

Его красой озарена,

Цветами радуги играя,

Лежит равнина водяная,

Необозрима и пышна.

В чем особенность этих предложений? (осложнены)

Назовите осложнения ( сравнительный оборот, деепричастный оборот, обособленные определения).

Что сегодня нам нужно повторить?

Обособления. Эта тема включена в экзаменационные задания, значит, необходимо

еще раз к ней обратиться.

3. Что такое обособление? Обособиться – отделиться, выделиться из общего, создав

особое от других положение. Как? Запятыми – на письме выделить смысловой отрезок

внутри предложения. В устной речи – интонационно.

Значит, вспомним о расстановке ЗП в предложениях с обособлениями.


3. Что от нас требуется? Выработаем алгоритм наших действий:

  1. Вспомнить

  2. Учиться распознавать

  3. Ставить знаки препинания

4. Анализ текста (2-й слайд)

Три поэта – Дельвиг, Баратынский и Языков – составляли для него плеяду, постав-

ленную им почти вне всякой возможности суда, а еще менее, какого-либо осуждения.

На Баратынского Пушкин излил, можно сказать, всю нежность сердца, как на брата

своего по музе. Почти нельзя было сделать при нем ни малейшего замечания о стихах

Баратынского, и авторы критик самых снисходительных принуждены были оправды –

ваться перед Пушкиным и словесно, и письменно.

( П.В.Анненков )

- О чем этот текст? Как он характеризует Пушкина? ( Благородство, отношение к людям, к друзьям. Не возвышал себя над другими…)

- Мы немного узнаем о друзьях Пушкина, о «поэтах пушкинской поры», так критики назвали поэтов – современников А.С.Пушкина. Отрывок , с которого мы начали урок, из стихотворения Н.Языкова.

- Какие осложнения встречаются в этом тексте?

- Обособленное приложение, причастный оборот, вводные слова, однородные члены предложения.

Записать в тетради виды обособлений.

5. Тренировочные упражнения

1) Онегин, добрый мой приятель, родился на брегах Невы, где, может быть, родились вы или блистали, мой читатель.

2) По-прежнему животворя природу,

На небеса светило дня взошло.

3)Тронутый преданностью старого кучера, Дубровский замолчал и предался своим размышлениям.

Первое предложение осложнено обособленным приложением и вводным словом.

Второе предложение – деепричастный оборот.

Третье предложение – причастный оборот. Почему он обособлен?

- Имеет причинное значение.

Мы постепенно вспоминаем виды обособлений и некоторые их особенности.

-А откуда взяты эти отрывки?

- 1 и 3 – из произведений А.С.Пушкина, 2 – из ст-я Е.Баратынского.

6. Работа по вариантам и индивидуально

Задание: найти обособления, определить их виды, расставить знаки препинания

I II В избушке, распевая, дева 1) Его красой озарена,

Прядет, и, зимних друг ночей, Цветами радуги играя, Трещит лучинка перед ней. Лежит равнина водяная,

Е.Баратынский Необозрима и пышна.

Н.Языков

2) Один, в расчеты погруженный, 2) Как тень, отброшенная тучей,

Тупым кием вооруженный, Вдоль искривленных берегов

Он на бильярде в два шара Чернеют образы лесов.

Играет с самого утра. Н.Языков

Е.Баратынский

Индивидуальная карточка

Кто-то бедная, как я,

Ночь прослушает тебя,

Не смыкаючи очей,

Утопаючи в слезах?..

А.Дельвиг

- Комментируем задания.

Дополним список обособлений, о которых мы еще не говорили. Например, обособленное определение, выраженное прилагательными – необозрима и пышна, сравнительный оборот – как шар огня, обратим внимание на устаревшие формы деепричастий – не

смыкаючи, утопаючи.

7.Закрепление. Работа с текстом. ( Слайд – из «Капитанской дочки» А.С.Пушкина)

Расставить знаки препинания, объяснить постановку ЗП.

В тексте встречаются причастные обороты, одиночное деепричастие.

8. Корректор.

В речи довольно часто встречаются ошибки в построении предложений с деепричастным

оборотом. Исправляем ошибки.

1) Войдя в лес, стало темно.

Глядя на ослепительно сверкавшее солнце, глазам было больно.

2) Выберите грамматически верное продолжение предложения:

Знакомясь с оглавлением книги…

А) она может показаться слишком сложной.

Б) видишь, что это основательный труд.

В) выясняется, что ее тема шире.

3) Допишите предложение, учитывая тему урока:

Обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, …

4) Составляем список обособлений: ДО, прич. оборот, вводные слова, сравнительный оборот, одиночное деепричастие, обособленное приложение.

9. Подводим итоги урока. Роль обособлений. Оценки.

Лист самооценки


Попробуем разобраться

баллы

1

Все понятно


2

Есть затруднения


3

Нужна помощь


4

Над чем нужно поработать



10 Домашнее задание: 1 вариант – составить тест из 5 заданий

2 вариант – мини - сочинение с использованием обособленных

членов предложения «Первый день зимы»

3 вариант – сочинение на лингвистическую тему «Обособленные

члены предложения»


презентация







Урок «Обособленные члены предложения» является уроком повторения с прямой

направленностью на подготовку к ГИА.

Использованы разные формы деятельности учащихся, что предотвращает утомляя-

емость детей во время урока, темп урока соответствует гигиеническим нормам,

презентация не дает лишней нагрузки на глаза, экономит время.

Содержание материала подобрано с учетом возрастных и индивидуальных особен-

ностей учащихся; хотелось познакомить детей с поэтами пушкинской поры, поэтому использованы примеры из стихотворений Баратынского, Дельвига, Языкова, что

способствует развитию речи, интереса к произведениям русских поэтов.


Технологическая карта

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Методическое обеспечение

Орг. момент

Проверка готовности к уроку, создание делового настроя

Настрой на работу

презентация

Мотивация

Подготовить учащихся и организовать осознание ими потребности к познанию. Создание проблемной ситуации

Чтение текста и анализ .Формулируем задачи, причины повторения

1 слайд

Текст Н.Языкова

Анализ текста

Совместное исследование проблемы

Организовать коллективный анализ учебной задачи, фиксировать гипотезы, ор-ганизовать их обсуждение

Осмысление текста, знакомство с поэтами – друзьями А.Пушкина, его отношение к ним. Строим способы действий, находим обособления, формулируем правила обособления. Анализируют, доказывают свою точку зрения, обсуждают способы решения

2слайд

Текст П.Анненкова

Самостоятельная работа

Познакомить с текстами Баратынского, Дельвига, Языкова

Организует учебное взаимодействие учеников, обсуждение составленных моделей, оценивает выполнение

Работа по вариантам и индивидуально. Находим в текстах обособления. Выразительно читаем текст, объясняем пунктограммы, объясняем свой выбор, доказываем. Слушаем ответы уч-ся. Самоконтроль.

карточки

Закрепление

Наблюдая за текстом, объясните пунктуацию. Организация учебного исследования

Узнаем текст - «Капитанская дочка», расставляем знаки препинания. Конструируют способ действия, участвуют в обсуждении. Взаимоконтроль

Текст А.С.Пушкина

Работа по развитию речи

Предупреждение ошибок

Организует коррекционную работу, контроль

Корректируем текст составляем список обособлений, самопроверка

Тест с выбором

Итоги урока

Сделать выводы ; оценки

Домашнее задание – дифференцированное; организует дифференциров. работу

Делаем выводы о роли обособленных членов предложения; анализи- руют, контролируют и оценивают результат; заполняют лист самооценки