СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме: Образы симфонической музыки. «Метель. Музыкальные иллюстрации.»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлена технологическая карта урока. Есть цели, задачи, результаты, музыкальное произведение и авторы.

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме: Образы симфонической музыки. «Метель. Музыкальные иллюстрации.»»

Технологическая карта урока

по музыке 6 класс

Технологическая карта урока

Предмет

Музыка

Класс

6 класс, 4 четверть.

Тема урока

Образы симфонической музыки. «Метель. Музыкальные иллюстрации.»

Планируемые результаты обучения:

Личностные, предметные, метапредметные.








Коррекционно-развивающие задачи:

Самоопределение: научить слушать и понимать симфоническую музыку, получая при этом высокое эстетическое наслаждение;

Учить воспринимать музыку, разбираться в музыкальной драматургии произведения; развивать умения слышать образное содержание; воспитывать интерес и любовь к музыке, потребность общения с ней; желание слушать её и исполнять, совершенствовать эмоциональную сферу; художественный, музыкальный и эстетический вкус, нравственные качества личности;

Регулятивные: уметь управлять своими знаниями в новой ситуации; уметь работать в малых группах, выражать свою позицию, выяснить какую роль играет литература в музыке.

Корректировать речь, память, внимание.

Ресурс

Учебник «Музыка» 6 класс авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской,

мультимедийный проектор, компьютер.

Цель урока

Познакомить с выразительными возможностями симфонической музыки в раскрытии образов литературного сочинения на примере музыкальных иллюстраций «Метель» Г.Свиридова.

Тип урока

Комплексное применение знаний и умений (урок-закрепление)

Формы работы

Групповая, коллективная, индивидуальная.

Методы

Сравнительный, обобщения, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, поисковый, эмоционального воздействия, перспективный.



Этап урока

Деятельность учителя (с указанием действий ЭОР, например демонстрация)

Деятельность ученика


Время


1

Самоопределение к деятельности

Прослушивание в исполнении симфонического оркестра музыкальную зарисовку «Весна. Осень». Давайте вспомним, из каких групп музыкальных инструментов состоит симфонический оркестр? Учитель делит детей на две группы. От каждой группы обучающихся выбираем дирижёра.

Дети отвечают на вопрос.

Девочки изображают звучание картины «Весна», а мальчики «Осень»

Личностные

Развитие эмоционально-нравственной отзывчивости

5 минут

2

Мотивация и актуализация знаний


Назовите инструменты, которые композитор выбрал для создания образа природы, а какие инструменты являются солирующими. Опишите какие чувства, какое настроение вы слышите в этой музыке.

Обсуждение. Музыкальная иллюстрация «Весна» - светлая, одухотворённая, «Осень» - задумчивая , печальная. Из лепестков собирают музыкальный образ.

Регулятивные

Учатся размышлять, слушать вопросы и отвечать на них.

Познавательные: общеучебные-формулирование темы урока

3 минут

3

Открытие новых знаний

Прозвучавшую красивую музыку написал русский композитор Г.В.Свиридов. Композитор ХХ века, он учился в Ленинградской консерватории и некоторое время работал в Ленинграде. Его именем названа школа искусств в г. Санкт-Петербурга. Кто написал музыку к худ. Фильму «Метель?»

Г.Свиридов. Музыка к фильму помогает нам лучше понять образ героя, его чувства, переживания.

Регулятивные: развитие умения осмыслить полученную информацию

Познавательные

Учатся выделять специальную информацию из текста

Коммуникативные:

умение выражать мысли, управление поведением партнера

3 минуты

4

Первичное восприятие и усвоение нового материала.

Сегодня на уроке мы познакомимся с новым жанром в музыке – музыкальные иллюстрации. Этот жанр создал Г.Свиридов. Через несколько лет после написания музыки к фильму, композитор решил дать своему сочинению новую жизнь. Постараль слушали на прошлом уроке Эти пьесы посвящены лирическим образам «Метели».


Записывают в тетрадь тему урока.

Исполнение пьесы лирического, мечтательного характера «Звёздная печка» композитор В.Семёнова.


Регулятивные: развитие умения осмыслить полученную информацию

Познавательные

Учатся выделять специальную информацию из текста

Коммуникативные:

умение выражать мысли, управление поведением партнера

15 минут

5

Самостоятельная творческая деятельность

А теперь превратимся в художников. Пока будет звучать музыка, в своих тетрадях нарисуйте своё впечатление от пьесы под названием «Тройка». Сколько в ней частей и чем они отличаются?

Ученики работают в тетрадях. Анализируют свои рисунки.

Познавательные:

логические-анализ, классификация

Регулятивные: самоконтроль т

5 мину

6

Физкультминутка



3 минут


7

Рефлексия деятельности

С какими новыми жанрами мы сегодня познакомились? Назовите имя композитора, который создал этот жанр в музыке? Перечислите средства музыкальной выразительности.


Регулятивные:

Открытость учащихся в осмыслении своих действий

Личностные: формирование самооценки, самоуважения

5 минут

8

Информация о домашнем задании

Перевоплотиться в композиторов и описать словами, какая музыка будет сопровождать сцену «Венчание».



3 минуты

9

Подведение итога

С какими новыми жанрами познакомились? Перечислите средства выразительности. Назовите два музыкальных образа, которые у нас получились от прослушанной музыки?

Лирический,

драматический. Мы узнали, насколько многообразны возможности симфонической музыки. Это даёт композитору воплотить через музыку образы литературных героев.

Регулятивные: развитие умения осмыслить полученную информацию уты

3 мин

















Технологическая карта урока

Предмет

Музыка

Класс

6 класс, 3 четверть. Урок № 24

Тема урока

Образы симфонической музыки. «Метель. Музыкальные иллюстрации.»

Планируемые результаты обучения:

Личностные, предметные, метапредметные.

Самоопределение: научить слушать и понимать симфоническую музыку, получая при этом высокое эстетическое наслаждение;

Учить воспринимать музыку, разбираться в музыкальной драматургии произведения; развивать умения слышать образное содержание; воспитывать интерес и любовь к музыке, потребность общения с ней; желание слушать её и исполнять, совершенствовать эмоциональную сферу; художественный, музыкальный и эстетический вкус, нравственные качества личности;

Регулятивные: уметь управлять своими знаниями в новой ситуации; уметь работать в малых группах, выражать свою позицию, выяснить какую роль играет литература в музыке.


Ресурс

Учебник «Музыка» 6 класс авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской, аккордеон,

мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска.

Цель урока

На примере музыкальных иллюстраций Г. Свиридова к повести А.С. Пушкина «Метель» рассмотреть возможности симфонического оркестра в раскрытии образов литературного произведения.


Тип урока

«Открытия» новых знаний.

Формы работы

Групповая, коллективная, индивидуальная.

Методы

Сравнительный, обобщения, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, поисковый, эмоционального воздействия, перспективный.



Этап урока

Деятельность учителя (с указанием действий ЭОР, например демонстрация)

Деятельность ученика


Время

1

Самоопределение к деятельности

- Здравствуйте, ребята! Я рада вновь видеть вас. Надеюсь, у вас хорошее рабочее настроение. Давайте улыбнёмся друг другу и постараемся сохранить такое настроение в течении всего урока. В результате совместных усилий, мы с вами поставим и достигнем цели нашего урока. Сегодня мы продолжаем постигать секреты музыки. Итак, вперёд! За свершениями!

Слайд № 1

http://uslide.ru/muzika/11207-obrazi-simfonicheskoy-muziki.html



Личностные

Развитие эмоциональнонравственной отзывчивости

5 минут

2

Мотивация и актуализация знаний


- Понятно, что они создали что то совместно. Пушкин жил и творил в 19 веке, а Свиридов в веке 20-м. Значит, А.С. Пушкин сначала написал художественное произведение, а затем композитор Г. Свиридов создал музыкальное произведение. А вот, что за музыкальное произведение создал Свиридов, и какое художественное произведение А.С Пушкина было положено в основу , об этом я вам кратенько расскажу.

СЛАЙД №2.

- В 1094 году к Г.В. Свиридову обратился известный в то время артист и кинорежиссёр В. Басов, приступивший к съёмкам кинофильма «Метель» по пушкинской повести. Г. Свиридов сочинял только музыку текстовую. Какие жанры текстовой музыки вы знаете?

Слайд № 3

Ответы детей.

Регулятивные

Учатся размышлять, слушать вопросы и отвечать на них.

Познавательные: общеучебные-формулирование темы урока

3 минут

3

Открытие новых знаний

Г. Свиридова привлекла идея воссоздать в музыке образ провинциальной России. Но, ребята, его музыка лишена того оттенка иронии, который явно ощущается в повести. Он исходил из интонаций, бытовавших в начале XIX века: вальсовых, маршевых, романсовых, перезвона бубенцов, всегда висевших на дугах ямщицких лошадей. Но эти простые, подчас наивные интонации одухотворены им, использованы творчески, с особым, присущим только Свиридову , настроением. Музыка зазвучала, как ретроспектива давно ушедшей, но милой, привлекательной, вызывающей ностальгическое чувство, жизни.

Слайд №4, 5, 6

Г.Свиридов. Музыка к фильму помогает нам лучше понять образ героя, его чувства, переживания.

Регулятивные: развитие умения осмыслить полученную информацию

Познавательные

Учатся выделять специальную информацию из текста

Коммуникативные:

умение выражать мысли, управление поведением партнера

3 минуты

4

Первичное восприятие и усвоение нового материала.

- А теперь главный вопрос на данном этапе: как образовался этот новый опус: музыкальные иллюстрации к повести А. С. Пушкина «Метель»? Не догадываетесь? Писал то он музыку для кинофильма, и тут вдруг единое музыкальное произведение, которое так интересно назвал композитор.

Слайд №7

Рассуждение детей.


Регулятивные: развитие умения осмыслить полученную информацию

Познавательные

Учатся выделять специальную информацию из текста

Коммуникативные:

умение выражать мысли, управление поведением партнера

15 минут

5

Самостоятельная творческая деятельность

Итак, мы подошли вплотную к самой музыке Г. Свиридова к повести Пушкина «Метель». Открываем тетради, слушаем музыку и составляем синквейн для того, что бы определить: какую же картину изображает композитор в начале своей сюиты; с помощью каких средств музыкальной выразительности симфонический оркестр раскрывает образ первой пьесы.

Ученики работают в тетрадях. Составляют синквейн.

Познавательные:

логические-анализ, классификация

Регулятивные: самоконтроль т

5 мину

6

Физкультминутка



3 минут


7

Рефлексия деятельности

- Вот вы и пришли к общему мнению, что эту иллюстрацию можно назвать «Тройка и метель». И вы, ребята, почти угадали название этой пьесы. Г. Свиридов назвал её – «Тройка».

СЛАЙД №8.

-Ребята, с помощью каких средств выразительности композитор создал образ этой пьесы под название «Тройка».

- Как вы думаете , ребята, в этой пьесе рассказывается только о капризах природы? Что нового вы для себя узнали на этом уроке?

Какие открытия сделали для себя?

Вам было интересно?

А хотели бы вы узнать, какие дальше следуют пьесы в этой музыкальной иллюстрации Свиридова?

Сколько пьес нам осталось разобрать?

Нас ждут ещё открытия нового и прекрасного. Мы с вами будем вальсировать, маршировать, сопереживать… Но это всё будет на следующем уроке.

За активную работу на уроке получают оценки…



Ответы детей

Регулятивные:

Открытость учащихся в осмыслении своих действий

Личностные: формирование самооценки, самоуважения

5 минут

8

Информация о домашнем задании

Закончить работу в тетрадях.



3 минуты

9

Подведение итога

С какими новыми жанрами познакомились? Перечислите средства выразительности. Назовите два музыкальных образа, которые у нас получились от прослушанной музыки?

Лирический,

драматический. Мы узнали, насколько многообразны возможности симфонической музыки. Это даёт композитору воплотить через музыку образы литературных героев.

Регулятивные: развитие умения осмыслить полученную информацию уты

3 мин