Предмет | Музыка |
Класс | 6 класс, 4 четверть. |
Тема урока | Образы симфонической музыки. «Метель. Музыкальные иллюстрации.» |
Планируемые результаты обучения: Личностные, предметные, метапредметные. Коррекционно-развивающие задачи: | Самоопределение: научить слушать и понимать симфоническую музыку, получая при этом высокое эстетическое наслаждение; Учить воспринимать музыку, разбираться в музыкальной драматургии произведения; развивать умения слышать образное содержание; воспитывать интерес и любовь к музыке, потребность общения с ней; желание слушать её и исполнять, совершенствовать эмоциональную сферу; художественный, музыкальный и эстетический вкус, нравственные качества личности; Регулятивные: уметь управлять своими знаниями в новой ситуации; уметь работать в малых группах, выражать свою позицию, выяснить какую роль играет литература в музыке. Корректировать речь, память, внимание. |
Ресурс | Учебник «Музыка» 6 класс авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской, мультимедийный проектор, компьютер. |
Цель урока | Познакомить с выразительными возможностями симфонической музыки в раскрытии образов литературного сочинения на примере музыкальных иллюстраций «Метель» Г.Свиридова. |
Тип урока | Комплексное применение знаний и умений (урок-закрепление) |
Формы работы | Групповая, коллективная, индивидуальная. |
Методы | Сравнительный, обобщения, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, поисковый, эмоционального воздействия, перспективный. |
№ | Этап урока | Деятельность учителя (с указанием действий ЭОР, например демонстрация) | Деятельность ученика | | Время |
|
1 | Самоопределение к деятельности | Прослушивание в исполнении симфонического оркестра музыкальную зарисовку «Весна. Осень». Давайте вспомним, из каких групп музыкальных инструментов состоит симфонический оркестр? Учитель делит детей на две группы. От каждой группы обучающихся выбираем дирижёра. | Дети отвечают на вопрос. Девочки изображают звучание картины «Весна», а мальчики «Осень» | Личностные Развитие эмоционально-нравственной отзывчивости | 5 минут |
2 | Мотивация и актуализация знаний | Назовите инструменты, которые композитор выбрал для создания образа природы, а какие инструменты являются солирующими. Опишите какие чувства, какое настроение вы слышите в этой музыке. | Обсуждение. Музыкальная иллюстрация «Весна» - светлая, одухотворённая, «Осень» - задумчивая , печальная. Из лепестков собирают музыкальный образ. | Регулятивные Учатся размышлять, слушать вопросы и отвечать на них. Познавательные: общеучебные-формулирование темы урока | 3 минут |
3 | Открытие новых знаний | Прозвучавшую красивую музыку написал русский композитор Г.В.Свиридов. Композитор ХХ века, он учился в Ленинградской консерватории и некоторое время работал в Ленинграде. Его именем названа школа искусств в г. Санкт-Петербурга. Кто написал музыку к худ. Фильму «Метель?» | Г.Свиридов. Музыка к фильму помогает нам лучше понять образ героя, его чувства, переживания. | Регулятивные: развитие умения осмыслить полученную информацию Познавательные Учатся выделять специальную информацию из текста Коммуникативные: умение выражать мысли, управление поведением партнера | 3 минуты |
4 | Первичное восприятие и усвоение нового материала. | Сегодня на уроке мы познакомимся с новым жанром в музыке – музыкальные иллюстрации. Этот жанр создал Г.Свиридов. Через несколько лет после написания музыки к фильму, композитор решил дать своему сочинению новую жизнь. Постараль слушали на прошлом уроке Эти пьесы посвящены лирическим образам «Метели». | Записывают в тетрадь тему урока. Исполнение пьесы лирического, мечтательного характера «Звёздная печка» композитор В.Семёнова. | Регулятивные: развитие умения осмыслить полученную информацию Познавательные Учатся выделять специальную информацию из текста Коммуникативные: умение выражать мысли, управление поведением партнера | 15 минут |
5 | Самостоятельная творческая деятельность | А теперь превратимся в художников. Пока будет звучать музыка, в своих тетрадях нарисуйте своё впечатление от пьесы под названием «Тройка». Сколько в ней частей и чем они отличаются? | Ученики работают в тетрадях. Анализируют свои рисунки. | Познавательные: логические-анализ, классификация Регулятивные: самоконтроль т | 5 мину |
6 | Физкультминутка | | | 3 минут | |
7 | Рефлексия деятельности | С какими новыми жанрами мы сегодня познакомились? Назовите имя композитора, который создал этот жанр в музыке? Перечислите средства музыкальной выразительности. | | Регулятивные: Открытость учащихся в осмыслении своих действий Личностные: формирование самооценки, самоуважения | 5 минут |
8 | Информация о домашнем задании | Перевоплотиться в композиторов и описать словами, какая музыка будет сопровождать сцену «Венчание». | | | 3 минуты |
9 | Подведение итога | С какими новыми жанрами познакомились? Перечислите средства выразительности. Назовите два музыкальных образа, которые у нас получились от прослушанной музыки? | Лирический, драматический. Мы узнали, насколько многообразны возможности симфонической музыки. Это даёт композитору воплотить через музыку образы литературных героев. | Регулятивные: развитие умения осмыслить полученную информацию уты | 3 мин |
Предмет | Музыка |
Класс | 6 класс, 3 четверть. Урок № 24 |
Тема урока | Образы симфонической музыки. «Метель. Музыкальные иллюстрации.» |
Планируемые результаты обучения: Личностные, предметные, метапредметные. | Самоопределение: научить слушать и понимать симфоническую музыку, получая при этом высокое эстетическое наслаждение; Учить воспринимать музыку, разбираться в музыкальной драматургии произведения; развивать умения слышать образное содержание; воспитывать интерес и любовь к музыке, потребность общения с ней; желание слушать её и исполнять, совершенствовать эмоциональную сферу; художественный, музыкальный и эстетический вкус, нравственные качества личности; Регулятивные: уметь управлять своими знаниями в новой ситуации; уметь работать в малых группах, выражать свою позицию, выяснить какую роль играет литература в музыке. |
Ресурс | Учебник «Музыка» 6 класс авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской, аккордеон, мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска. |
Цель урока | На примере музыкальных иллюстраций Г. Свиридова к повести А.С. Пушкина «Метель» рассмотреть возможности симфонического оркестра в раскрытии образов литературного произведения. |
Тип урока | «Открытия» новых знаний. |
Формы работы | Групповая, коллективная, индивидуальная. |
Методы | Сравнительный, обобщения, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, поисковый, эмоционального воздействия, перспективный. |
№ | Этап урока | Деятельность учителя (с указанием действий ЭОР, например демонстрация) | Деятельность ученика | | Время |
1 | Самоопределение к деятельности | - Здравствуйте, ребята! Я рада вновь видеть вас. Надеюсь, у вас хорошее рабочее настроение. Давайте улыбнёмся друг другу и постараемся сохранить такое настроение в течении всего урока. В результате совместных усилий, мы с вами поставим и достигнем цели нашего урока. Сегодня мы продолжаем постигать секреты музыки. Итак, вперёд! За свершениями! Слайд № 1 http://uslide.ru/muzika/11207-obrazi-simfonicheskoy-muziki.html | | Личностные Развитие эмоциональнонравственной отзывчивости | 5 минут |
2 | Мотивация и актуализация знаний | - Понятно, что они создали что то совместно. Пушкин жил и творил в 19 веке, а Свиридов в веке 20-м. Значит, А.С. Пушкин сначала написал художественное произведение, а затем композитор Г. Свиридов создал музыкальное произведение. А вот, что за музыкальное произведение создал Свиридов, и какое художественное произведение А.С Пушкина было положено в основу , об этом я вам кратенько расскажу. СЛАЙД №2. - В 1094 году к Г.В. Свиридову обратился известный в то время артист и кинорежиссёр В. Басов, приступивший к съёмкам кинофильма «Метель» по пушкинской повести. Г. Свиридов сочинял только музыку текстовую. Какие жанры текстовой музыки вы знаете? Слайд № 3 | Ответы детей. | Регулятивные Учатся размышлять, слушать вопросы и отвечать на них. Познавательные: общеучебные-формулирование темы урока | 3 минут |
3 | Открытие новых знаний | Г. Свиридова привлекла идея воссоздать в музыке образ провинциальной России. Но, ребята, его музыка лишена того оттенка иронии, который явно ощущается в повести. Он исходил из интонаций, бытовавших в начале XIX века: вальсовых, маршевых, романсовых, перезвона бубенцов, всегда висевших на дугах ямщицких лошадей. Но эти простые, подчас наивные интонации одухотворены им, использованы творчески, с особым, присущим только Свиридову , настроением. Музыка зазвучала, как ретроспектива давно ушедшей, но милой, привлекательной, вызывающей ностальгическое чувство, жизни. Слайд №4, 5, 6 | Г.Свиридов. Музыка к фильму помогает нам лучше понять образ героя, его чувства, переживания. | Регулятивные: развитие умения осмыслить полученную информацию Познавательные Учатся выделять специальную информацию из текста Коммуникативные: умение выражать мысли, управление поведением партнера | 3 минуты |
4 | Первичное восприятие и усвоение нового материала. | - А теперь главный вопрос на данном этапе: как образовался этот новый опус: музыкальные иллюстрации к повести А. С. Пушкина «Метель»? Не догадываетесь? Писал то он музыку для кинофильма, и тут вдруг единое музыкальное произведение, которое так интересно назвал композитор. Слайд №7 | Рассуждение детей. | Регулятивные: развитие умения осмыслить полученную информацию Познавательные Учатся выделять специальную информацию из текста Коммуникативные: умение выражать мысли, управление поведением партнера | 15 минут |
5 | Самостоятельная творческая деятельность | Итак, мы подошли вплотную к самой музыке Г. Свиридова к повести Пушкина «Метель». Открываем тетради, слушаем музыку и составляем синквейн для того, что бы определить: какую же картину изображает композитор в начале своей сюиты; с помощью каких средств музыкальной выразительности симфонический оркестр раскрывает образ первой пьесы. | Ученики работают в тетрадях. Составляют синквейн. | Познавательные: логические-анализ, классификация Регулятивные: самоконтроль т | 5 мину |
6 | Физкультминутка | | | 3 минут | |
7 | Рефлексия деятельности | - Вот вы и пришли к общему мнению, что эту иллюстрацию можно назвать «Тройка и метель». И вы, ребята, почти угадали название этой пьесы. Г. Свиридов назвал её – «Тройка». СЛАЙД №8. -Ребята, с помощью каких средств выразительности композитор создал образ этой пьесы под название «Тройка». - Как вы думаете , ребята, в этой пьесе рассказывается только о капризах природы? Что нового вы для себя узнали на этом уроке? Какие открытия сделали для себя? Вам было интересно? А хотели бы вы узнать, какие дальше следуют пьесы в этой музыкальной иллюстрации Свиридова? Сколько пьес нам осталось разобрать? Нас ждут ещё открытия нового и прекрасного. Мы с вами будем вальсировать, маршировать, сопереживать… Но это всё будет на следующем уроке. За активную работу на уроке получают оценки… | Ответы детей | Регулятивные: Открытость учащихся в осмыслении своих действий Личностные: формирование самооценки, самоуважения | 5 минут |
8 | Информация о домашнем задании | Закончить работу в тетрадях. | | | 3 минуты |
9 | Подведение итога | С какими новыми жанрами познакомились? Перечислите средства выразительности. Назовите два музыкальных образа, которые у нас получились от прослушанной музыки? | Лирический, драматический. Мы узнали, насколько многообразны возможности симфонической музыки. Это даёт композитору воплотить через музыку образы литературных героев. | Регулятивные: развитие умения осмыслить полученную информацию уты | 3 мин |