СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме "Определение"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока в 5 классе по теме "Определение"

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме "Определение"»

Урок русского языка по теме «Определение», 5 класс

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1 орг. момент

Здравствуйте!

Постараемся работать на уроке так, чтобы вам и нашим гостям было интересно.

Откроем рабочие тетради. Запишем число

Эпиграфом к нашему уроку послужат слова писателя Константина Георгиевича Паустовского «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык.

- Как вы их понимаете?



2. проверка домашнего задания

Мы продолжаем изучать второстепенные члены предложения.


Индивидуальное задание -

1.составить предложения по схеме:


2. Охарактеризовать предложение (с полной характеристикой). Найти дополнения.


Близкая подруга привезла мне из Ярославля памятный подарок.

- Какие это дополнения? (мне – косвенное, подарок – прямое)


Фронт. Опрос всего класса:

- Вспомним, для чего используются второстепенные члены в предложении? (Для того, чтобы уточнять, пояснять, разнообразить предложение, сделать его выразительным, более информативным)

На прошлом уроке мы познакомились с первым второстепенным членом – дополнением.

Расскажите о нем, можете использовать таблицу, которую вы заполняли дома.









Фронт.опрос

Если позволит время:

Что такое грамматическая основа предложения?

- Чем может быть выражено сказуемое в предложении?

- Когда ставится знак тире между подлежащим и сказуемым?

- как называются предложения, состоящие только из одного главного члена? (односоставные); из двух главных членов? (двусоставные)

- Какие бывают предложения по наличию второстепенных членов? (распр. и нераспр.)



Переход к новой теме.

Наблюдение



Действие под руководством учителя

На слайде

Пришла долгожданная зима. Белым ковром покрылась земля. Мелькнул лисий хвост.


Задание:

  1. Подчеркните грамматические основы предложений.

  2. Найдите слова, которые отвечают на вопросы какой? чей?

  3. Чем они выражены?

  4. От слов каких частей речи в предложении они зависят?

  5. Что они обозначают?

  6. Что это за член предложения?


Определение темы







- Какова тема нашего сегодняшнего урока? (определение)

- Что же на уроке мы должны узнать?

  • узнать, что называется определением;

  • научиться находить определения в предложении;

  • выяснить, для чего нужны определения.


Попробуйте самостоятельно рассказать об определении, используя план ответа:


1. На какие вопросы отвечает второстепенный член?

2. Что обозначает?

3. От какого слова зависит?

4. Чем может быть выражено?

5. Как подчеркивается?


Предлагаю вам послушать стихотворение:

Признак предмета или явленья

Обозначает определение.

Чей? и Какой? – ответы просты,

Лишь не хватает волнистой черты.




Сравним наше определение с определением в учебнике на стр. 86-ой


А еще, ребята, определение отвечает на вопрос который? Например, пятый, десятый (пятый элемент, десятый этаж – Как вы думаете, к какой части речи относятся слова пятый, десятый, тринадцатый и др?


это порядковые числительные, они обозначают порядок предметов при счете.





Скажите, как вам кажется, от какого слова произошло слово «определение»? (определять)

В данном случае определять – это значит характеризовать предмет по форме, цвету, внешним или внутренним признакам.


Выполнение практических заданий

(по группам)

Теперь мы разделимся на группы –

Задание для первой группы – вставить подходящие определения на месте пропуска.

Над полем пролетели….. птицы. Они громко кричали, будто прощались с …..краями. У …...птиц путь …. Летят они в …..края. Совсем скоро закружатся в воздухе ….. снежинки.

Запишите их в тетради вместе с существительными, к которым они относятся.

Выполните разбор полученных словосочетаний.


2 группа находит определения в стих-ии С. Есенина, на стр. 85-ой определяют их роль в стихотворном тексте.


Писатели и поэты в своих произведениях не обходятся без художественных определений.

Как по-другому называются художественные определения? А как по-другому они называются? (эпитеты)


  • Эпитет - это образное определение предмета, выраженное прилагательным.



Беседа по теме урока

Давайте немного отдохнем и подберем яркие определения к существительным

(Слайды)


- Ребята, какую же роль выполняют определения в речи? (делают ее яркой, образной, красивой)

.








Практические задания

Определения обычно выражаются именем прилагательным. Но не всегда!


Замените словосочетания прил.+сущ. синонимичным словосочетанием сущ.+сущ. с предл.


Кирпичный дом – дом (из чего? какой?) из кирпича

Малиновое варенье –

Шерстяной шарф -

Если первые определения называются согласованными, то есть они согласуются с существительным в роде, числе и падеже, то вторые называются несогласованными.




Упр. 187



Обратимся снова к словам Паустовского, к эпиграфу нашего урока: «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык.

Найдите определения. Какую функцию они выполняют в предложении (Характеризуют язык)



Вывод: что узнали на уроке?


Рефлексия

Оценивание.

- Какая оценка для вас самая лучшая?

- А самая плохая?

- Я предлагаю вам самим оценить себя, используя пятибалльную систему.



Дом.задание


Дом.зад. с.86 (определение), заполнить таблицу, упр.187