Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
1 орг. момент | Здравствуйте! Постараемся работать на уроке так, чтобы вам и нашим гостям было интересно. Откроем рабочие тетради. Запишем число Эпиграфом к нашему уроку послужат слова писателя Константина Георгиевича Паустовского «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык. - Как вы их понимаете? | |
2. проверка домашнего задания | Мы продолжаем изучать второстепенные члены предложения. Индивидуальное задание - 1.составить предложения по схеме: 2. Охарактеризовать предложение (с полной характеристикой). Найти дополнения. Близкая подруга привезла мне из Ярославля памятный подарок. - Какие это дополнения? (мне – косвенное, подарок – прямое) Фронт. Опрос всего класса: - Вспомним, для чего используются второстепенные члены в предложении? (Для того, чтобы уточнять, пояснять, разнообразить предложение, сделать его выразительным, более информативным) На прошлом уроке мы познакомились с первым второстепенным членом – дополнением. Расскажите о нем, можете использовать таблицу, которую вы заполняли дома. | |
Фронт.опрос | Если позволит время: Что такое грамматическая основа предложения? - Чем может быть выражено сказуемое в предложении? - Когда ставится знак тире между подлежащим и сказуемым? - как называются предложения, состоящие только из одного главного члена? (односоставные); из двух главных членов? (двусоставные) - Какие бывают предложения по наличию второстепенных членов? (распр. и нераспр.) | |
Переход к новой теме. Наблюдение Действие под руководством учителя | На слайде Пришла долгожданная зима. Белым ковром покрылась земля. Мелькнул лисий хвост. Задание: Подчеркните грамматические основы предложений. Найдите слова, которые отвечают на вопросы какой? чей? Чем они выражены? От слов каких частей речи в предложении они зависят? Что они обозначают? Что это за член предложения? | |
Определение темы | - Какова тема нашего сегодняшнего урока? (определение) - Что же на уроке мы должны узнать? узнать, что называется определением; научиться находить определения в предложении; выяснить, для чего нужны определения. Попробуйте самостоятельно рассказать об определении, используя план ответа: 1. На какие вопросы отвечает второстепенный член? 2. Что обозначает? 3. От какого слова зависит? 4. Чем может быть выражено? 5. Как подчеркивается? Предлагаю вам послушать стихотворение: Признак предмета или явленья Обозначает определение. Чей? и Какой? – ответы просты, Лишь не хватает волнистой черты. | |
| Сравним наше определение с определением в учебнике на стр. 86-ой А еще, ребята, определение отвечает на вопрос который? Например, пятый, десятый (пятый элемент, десятый этаж – Как вы думаете, к какой части речи относятся слова пятый, десятый, тринадцатый и др? это порядковые числительные, они обозначают порядок предметов при счете. | |
| Скажите, как вам кажется, от какого слова произошло слово «определение»? (определять) В данном случае определять – это значит характеризовать предмет по форме, цвету, внешним или внутренним признакам. | |
Выполнение практических заданий (по группам) | Теперь мы разделимся на группы – Задание для первой группы – вставить подходящие определения на месте пропуска. Над полем пролетели….. птицы. Они громко кричали, будто прощались с …..краями. У …...птиц путь …. Летят они в …..края. Совсем скоро закружатся в воздухе ….. снежинки. Запишите их в тетради вместе с существительными, к которым они относятся. Выполните разбор полученных словосочетаний. 2 группа находит определения в стих-ии С. Есенина, на стр. 85-ой определяют их роль в стихотворном тексте. Писатели и поэты в своих произведениях не обходятся без художественных определений. Как по-другому называются художественные определения? А как по-другому они называются? (эпитеты) Эпитет - это образное определение предмета, выраженное прилагательным. | |
Беседа по теме урока | Давайте немного отдохнем и подберем яркие определения к существительным (Слайды) - Ребята, какую же роль выполняют определения в речи? (делают ее яркой, образной, красивой) . | |
Практические задания | Определения обычно выражаются именем прилагательным. Но не всегда! Замените словосочетания прил.+сущ. синонимичным словосочетанием сущ.+сущ. с предл. Кирпичный дом – дом (из чего? какой?) из кирпича Малиновое варенье – Шерстяной шарф - Если первые определения называются согласованными, то есть они согласуются с существительным в роде, числе и падеже, то вторые называются несогласованными. | |
| Упр. 187 | |
| Обратимся снова к словам Паустовского, к эпиграфу нашего урока: «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык. Найдите определения. Какую функцию они выполняют в предложении (Характеризуют язык) | |
| Вывод: что узнали на уроке? | |
Рефлексия | Оценивание. - Какая оценка для вас самая лучшая? - А самая плохая? - Я предлагаю вам самим оценить себя, используя пятибалльную систему. | |
Дом.задание | Дом.зад. с.86 (определение), заполнить таблицу, упр.187 | |