СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок № 36. Особенности композиции и поэтика рассказа «После бала» Л. Н. Толстого. 8 класс.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основное содержание урока. Контраст как средство раскрытия конфликта в рассказе. Развитие представлений об антитезе. Роль антитезы в композиции произведения. Развитие представлений о композиции. Смысловая роль художественных деталей в рассказе.

Просмотр содержимого документа
«Урок № 36. Особенности композиции и поэтика рассказа «После бала» Л. Н. Толстого. 8 класс.»

Урок по теме: «Особенности композиции и поэтика рассказа «После бала» Л. Н. Толстого».

Основное содержание урока.

Контраст как средство раскрытия конфликта в рассказе. Развитие представлений об антитезе. Роль антитезы в композиции произведения. Развитие представлений о композиции. Смысловая роль художественных деталей в рассказе.

Основные виды деятельности.
Характеристика сюжета, тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания рассказа. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятия контраст, антитеза, композиция, художественная деталь. Обсуждение иллюстраций к рассказу.

I. Вступительная беседа:

— Что такое композиция литературного произведения?

— Какой художественный приём называется антитезой?

— Ответ на вопрос 2 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

— Какую роль в композиции рассказа играют его смысловые части: «бал» и «после бала»?

— Почему автор изменил первоначальное название рассказа «Дочь и отец» на «После бала»? Какой смысл приобретает окончательное название?

II. Контраст как средство раскрытия конфликта в рассказе. Роль антитезы в композиции произведения.
Групповая работа:

Группа 1.


Иван Васильевич на балу и после бала. Составление цитатной таблицы:


ЦИТАТНАЯ ТАБЛИЦА
«Иван Васильевич на балу и после бала»

Основания для сопоставления

На балу

После бала

Портрет

«Танцевал я хорошо и был не безобразен»

«Я, не снимая мундира… надел шинель»

Психологическое состояние

«Без вина был пьян любовью, с восторженным умилением смотрел на них, я обнимал… весь мир своей любовью»

«Мне было до такой степени стыдно… как будто я был уличён в самом постыдном поступке. На сердце была почти физическая, доходившая до тошноты, тоска… мне казалось, что… меня вырвет всем тем ужасом, который вошёл в меня от этого зрелища»

Художественные детали

«Заезжал к парикмахеру и за перчатками, пёрышко от веера»

«Пошёл к приятелю и напился с ним совсем пьян, не мог поступить в военную службу, а любовь так и сошла на нет»



Сделайте выводы о том, как проявляется приём контраста в образе Ивана Васильевича на балу и после бала.
Какое значение имеют художественные детали, связанные с образом Ивана Васильевича?


Группа 2.

Полковник на балу и после бала. Составление цитатной таблицы:


ЦИТАТНАЯ ТАБЛИЦА
«Полковник на балу и после бала»

Основания для сопоставления

На балу

После бала

Портрет

Высокая статная фигура… полковника с серебряными эполетами; очень красивый, статный, высокий и свежий старик; лицо очень румяное, с белыми… подвитыми усами

Шёл твёрдой, подрагивающей походкой высокий военный. Это был её отец, с своим румяным лицом и белыми усами и бакенбардами; втягивал в себя воздух, раздувая щёки, и медленно выпускал его через оттопыренную губу

Психологическое состояние

Ласково улыбаясь; он нежно, мило обхватил дочь руками за уши и, поцеловав в лоб, подвёл её ко мне

Твёрдым шагом; высокая, статная фигура полковника; делая вид, что он не знает меня; грозно и злобно нахмурившись; поспешно отвернулся

Художественные детали

Натянув замшевую перчатку на правую руку; хорошие опойковые сапоги, но не модные; ему надо завтра рано вставать

Он своей сильной рукой в замшевой перчатке бил по лицу испуганного малорослого, слабосильного солдата; будешь мазать; подать свежих шпицрутенов



Сделайте выводы о том, что изменяется в образе полковника после бала, а что остаётся неизменным.

Группа 3.

Обстановка бала и описание поля (интерьер и пейзаж), звуковые и цветовые образы. Составление цитатной таблицы:


ЦИТАТНАЯ ТАБЛИЦА
«Обстановка бала и описание поля (интерьер и пейзаж), звуковые и цветовые образы»

Основания для сопоставления

На балу

После бала

Интерьер и пейзаж

Бал был чудесный: зала прекрасная, с хорами… буфет великолепный и разливанное море шампанского

Была самая масленичная погода, был туман, насыщенный водою снег таял на дорогах, и со всех крыш капало; и лошади, равномерно покачивающие под глянцевитыми дугами мокрыми головами, и покрытые рогожками извозчики, шлёпавшие в огромных сапогах подле возов…

Звуковые образы

Музыканты — знаменитые в то время крепостные помещика-любителя; и кадрили, и вальсы, и польки; музыканты… подхватывали всё тот же мотив мазурки; слышу её милый голос

Звуки флейты и барабана; в душе у меня всё время пело, и изредка слышался мотив мазурки; это была какая-то другая, жёсткая, нехорошая музыка; барабанщик и флейтщик… не переставая повторяли всё ту же неприятную, визгливую мелодию; били барабаны и свистела флейта; гневный голос; всю дорогу в ушах у меня то била барабанная дробь и свистела флейта, то слышались слова: «Братцы, помилосердуйте», то я слышал самоуверенный, гневный голос полковника, кричащего: «Будешь мазать? Будешь?»

Цветовые образы

В белом платье, в белых перчатках, в белых атласных башмачках; с белыми усами, белыми… бакенбардами; белый… веер

Что-то большое, чёрное; я из-за тумана стал различать много чёрных людей; солдаты в чёрных мундирах; оскаливая белые зубы; это было что-то такое пёстрое, мокрое, красное, неестественное, что я не поверил, чтобы это было тело человека; красная спина татарина



Определите, как проявляется приём контраста в описании обстановки бала и описании поля (интерьер и пейзаж), в звуковых и цветовых образах на балу и после бала.

Группа 4.

Центральные фигуры на балу (Варенька) и после бала (татарин). Составление цитатной таблицы:


ЦИТАТНАЯ ТАБЛИЦА
«Обстановка бала и описание поля (интерьер и пейзаж), звуковые и цветовые образы»

Основания для сопоставления

Варенька

Татарин

Портрет

Высокая, стройная, грациозная и величественная; держалась она… необыкновенно прямо… откинув немного назад голову, и это давало ей… какой-то царственный вид; ласковая, всегда весёлая улыбка и рта, и прелестных, блестящих глаз, и всего её милого, молодого существа; грациозная фигура Вареньки плыла около него… укорачивая или удлиняя шаги своих маленьких белых атласных ножек

Оголённый по пояс человек, привязанный к ружьям двух солдат; дёргаясь всем телом, шлёпая ногами по талому снегу, наказываемый, под сыпавшимися с обеих сторон на него ударами; сморщенное от страдания лицо; оскаливая белые зубы, повторял какие-то одни и те же слова

Психологическое состояние

Она, не смущаясь… шла прямо ко мне; улыбкой благодарила меня за мою догадливость; улыбалась и говорила мне: «Encore»

Он не говорил, а всхлипывал: «Братцы, помилосердуйте»

Герой (героиня) глазами Ивана Васильевича

И в пятьдесят лет была замечательная красавица; в молодости… была прелестна; высокую стройную фигуру в белом платье с розовым поясом; сияющее, зарумянившееся с ямочками лицо и ласковые, милые глаза; нельзя было не любоваться; с восторженным умилением

Я… увидал между рядов спину наказываемого; пёстрое, мокрое, красное, неестественное, что я не поверил, чтобы это было тело человека; всю дорогу в ушах у меня… слышались слова: «Братцы, помилосердуйте»



— Какую роль в понимании рассказа играет сопоставление Вареньки и татарина?

III. Практическая работа.
Составление плана сообщения об особенностях композиции рассказа «После бала».

Примерный план:

1. Кольцевая композиция («рассказ в рассказе», включающий несколько временных пластов).

2. Наличие двух рассказчиков: молодого человека, который начинает и заканчивает повествование, и Ивана Васильевича, вспоминающего свою молодость.

3. Двухчастная композиция рассказа, построенная на контрасте:

— контраст образов персонажей;
— контраст портретов;
— контраст психологического состояния героев;
— контраст обстановки действия (интерьер и пейзаж) на балу и после бала;
— контраст звуковых и цветовых образов на балу и после бала.

4. Композиционная роль художественных деталей рассказа.

5. Особенности композиции рассказа «После бала» как ключ к его пониманию.

IV. Выполнение заданий из раздела учебника «Литература и другие виды искусства».

Показ и обсуждение иллюстраций к рассказу, найденных в Интернете.

Итоговый вопрос:

Ответ на вопрос 6 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

Домашнее задание

Письменно ответить на вопрос: «Как контрастное построение рассказа помогает в понимании его идеи?»

Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 8 классе. — М.: Просвещение, 2017.