СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме: Поэтика А.Ахматова

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по теме: Поэтика А.Ахматова

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме: Поэтика А.Ахматова»


Урок по темеОсобенность поэтики А.А. Ахматовой.

Урок первый в теме Творчество А.А. Ахматовой учебной дисциплины «Литература». Рабочая программа учебной дисциплины «Литература». Тип урока: урок-мастерская (вводный урок + урок анализа произведений).

Цели урока:

  • изучение и первичное закрепление новых знаний по теме;

  • совершенствование умения применять полученные знания на практике, реализация единства интеллектуальной и практической деятельности;

  • выработка таких метапредметных универсальных действий, как самостоятельность, ответственность, точность, творческая инициатива при освоении общих компетенций.

Задачи урока:

образовательная: формирование общего представления учащихся о поэтическом мире Анны Ахматовой и особенностях ее лирических произведений, совершенствование анализа поэтических текстов и работы с литературно-критическими статьями.

воспитательная: воспитание любви к поэтическому слову, формирование читательской культуры, воспитание осознания ценности совместной деятельности.

развивающая: развитие понимания авторской позиции, образного и аналитического мышления, речевых и коммуникативных умений.

Учебники: Литература XX века. Учебник. 11 класс. В 2-х частях Зинин С.А., Чалмаев В.А. - М.: Просвещение, 2009. Оборудование к уроку: портрет Анны Ахматовой, распечатка статьи Н.Скатова, раздаточный материал: карточки с высказыванием К.И. Чуковского, со стихотворениями А.Ахматовой, статья Эйхенбаума, мультимедийная презентация.

Универсальные учебные действия:

  • Организовывать собственную деятельность, определять методы решения учебных задач;

  • Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения учебных задач, интеллектуального и личностного развития;

  • Использовать информационно-коммуникационные технологии для повышения эффективности занятия;

  • Работать в коллективе и команде;

  • Самостоятельно определять задачи личностного развития, заниматься самообразованием.

Тип: урок освоения новых знаний.

Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый.

Комплексно-методическое обеспечение: мультимедийный проектор; дидактический материал.

Ход урока


Этапы урока

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Мотивация учебной деятельности через осознание учащимися практической значимости применяемых знаний и умений.

Целеполагание.

Вопросы, направленные на определение взаимосвязи с предыдущими темами, на совместное с определение цели урока и проблемы.

- «Я - голос ваш, жар вашего дыханья, Я - отраженье вашего лица»… Получается, что поэтесса берет на себя право говорить от нашего имени. А может быть, Анна Андреевна Ахматова имела на это право?

- Чем особенна лирика Ахматовой? И что это вообще за явление в русской литературе – Анна Ахматова? – вот ключевые вопросы нашего урока.

- Чтобы ответить на эти вопросы, перелистаем страницы жизни и творчества поэта Анны Андреевны Ахматовой.


Деятельность по включению эпиграфа в смысловой контекст темы; совместное определение темы, постановка цели урока; определение проблемы.


«Открытие» новых знаний

Организация деятельности по восприятию учебного материала о раннем творчестве поэта:

Первые сборники Ахматовой - «Вечер», «Четки», «Белая стая» принесли ей известность и славу. «Ее вступление в литературу напоминало триумфальное шествие, - писал В. Жирмунский, - она была окружена в эти годы всеобщим поклонением - не только как поэт, но и как прекрасная женщина». Стихи ее первых сборников - о любви, о радости встреч и горечи расставаний, о несбывшихся надеждах. Стихи эти напоминали своей простотой страницы дневника, они волновали читателей тонкостью чувств и глубиной переживаний, они запоминались с лету, их заучивали наизусть.

Представление мультимедиа презентаций по раннему творчеству Ахматовой

Первичное закрепление знаний, действий, отношений, опыта на основе их применения


Создание условий для решения учебных задач


Представление заданий для обсуждения.

Она явилась через 90 лет после рождения Александра Сергеевича Пушкина. Звали ее Анной Горенко (с ударением на первом слоге, от слова «горе»).

В то время я гостила на земле.

Мне дали имя при крещеньи –

Анна. Сладчайшее для губ людских и слуха.

( 1913)

И уже прожив большую часть своей жизни и многое испытав:

Татарское, дремучее

Пришло из никуда,

К любой беде липучее.

Само оно – беда. ( 1958)

«Я родилась 11 июня 1889 года под Одессой. Мой отец был в то время отставной инженер-механик флота. Годовалым ребенком я была перевезена на север — в Царское Село».

«Там я прожила до 16 лет. Мои первые воспоминания - царскосельские: зеленое сырое великолепие парков, выгон, куда меня водила няня, ипподром, где скакали маленькие пестрые лошадки, старый вокзал и нечто другое, что вошло впоследствии в «Царскосельскую оду».

Читать училась по азбуке Льва Толстого. Первое стихотворение написала, когда мне было 11 лет».

Узнав, что дочь хочет напечатать подборку стихов в столичном журнале, отец потребовал, чтобы она взяла псевдоним и «не позорила славную фамилию». Дочь повиновалась, и в русской литературе вместо Анны Горенко появилась Анна Ахматова. Псевдонимом стала фамилия прабабки, в жилах которой текла буйная кровь татарской княжны.

Анализ заданий на соотнесение стихотворений с главными мотивами поэзии.

Рассуждения, аргументация.


Повышение уровня формируемых знаний на основе применения творческих заданий

Создание ситуации успеха

Групповая работа на поиск информации:

Николай Гумилев несколько раз делал Анне предложение, однако она отказывалась, пока, наконец, весной 1910 года не согласилась на брак. Анна Горенко и Николай Гумилев были обвенчаны в Николаевской церкви села Никольская слободка под Киевом. Их медовый месяц прошел в Париже. Это была первая поездка Ахматовой за границу, она оставила неизгладимый след в её памяти. Тогда она была юной, наивной девушкой, ее радовало и восхищало абсолютно все. В Париже Анна познакомилась с Модильяни, который создал несколько карандашных набросков ее портрета.

Писатель К.Чуковский вспоминал: «Анну Андреевну Ахматову я знал с 1912 года. Тоненькая, стройная, похожая на робкую пятнадцатилетнюю девочку, она ни на шаг не отходила от мужа, молодого поэта Н.С.Гумилева, который тогда уже, при первом знакомстве, назвал ее своей ученицей».

Действительно, к этому моменту Гумилев был уже автором трех книг и считался мэтром в поэтических кругах. Из 200 ахматовских стихотворений он помог ей отобрать 46 для издания. Они и вошли в первый поэтический сборник.

1 октября 1912 г. родился их единственный сын Лев. Н.Гумилев в 1914 г. добровольцем вступил в лейб-гвардии Уланский полк. За храбрость дважды награжден Георгиевским крестом.

В 1918 году А.Ахматова и Н.Гумилев разошлись.

Контроль за работой групп.

Примеры поэтических произведений раннего периода.

В 1921 г. напечатана книга стихов «Подорожник». На похоронах А. А. Блока узнала об аресте Н. С. Гумилева, якобы за участие в контрреволюционном заговоре. (Дело было сфабриковано органами ВЧК.)

В 1922 г. Напечатана книга стихов «Anno Domini» (В переводе с латинского «В Лето Господне 1921»).

«С середины двадцатых годов мои новые стихи почти перестали печатать, а старые - перепечатывать». (Из автобиографии.)

Основные темы ахматовской лирики, которые пройдут сквозь все ее творчество, заявлены уже в ранних сборниках:

- любовь (после выхода «Четок» Ахматова названа «русской Сафо»);

- тема творчества;

- гражданская лирика (тема родной земли);

- философская лирика.

«Голос, запевший в стихах А. Ахматовой, выдает свою женскую душу. Здесь все женское: зоркость глаза, любовная память о милых вещах, грация - тонкая и чуть капризная. Эта грация, эта не столько манерность, сколько видимость манерности, кажется нужной, чтобы закрыть раны, потому что подлинный лирик всегда ранен, а А. Ахматова- подлинный лирик». (Василий Гиппиус. Из рецензии «Анна Ахматова. «Вечер»)

Чтение баллады «Сероглазый король» (Из сборника «Вечер»).

Беседа:

- Как вы понимаете первую фразу стихотворения: «Слава тебе, безысходная боль!»

- Как в стихотворении изображаются чувства героини после известия о смерти возлюбленного?

- Что можно узнать из стихотворения о героях и сути этой любовной драмы?

О следующей книге, «Четки», в 1915 году писал поэт и критик Н.В.Недоброво: «Пока не было «Четок», вразброд печатавшиеся после «Вечера» стихи ложились в тень первого сборника, и рост Ахматовой не осознавался вполне. Теперь он очевиден: перед глазами очень сильная книга властных стихов, вызывающих большое доверие».

Чтение тихотворения «Я научилась просто, мудро жить…» (Из сборника «Четки»).

Беседа:

Что означает, по мнению героини, «просто, мудро жить»?

Как вы думаете, стабильна ли новая жизнь, обретенная героиней?

Тема творчества, тема поэта и поэзии – традиционная для русской литературы, начиная с Державина. Ахматовой эта тема разрабатывается в традициях русской классической поэзии, прежде всего пушкинской (вспомним стихотворение Пушкина «Пророк»).

О том, как рождаются стихи, Ахматова рассказала в цикле «Тайны ремесла».

(Чтение ученицей стихотворения «Мне ни к чему одические рати…»)

Беседа:

- Какова, по Ахматовой, природа творчества?

(Творчество, по Ахматовой, - явление того же порядка, что и жизнь. Стихи возникают из гущи самой жизни, простой и негромкой. Задача поэта - услышать их, уловить. Поэзия вырастает из «сора» земли, поднимая с собой человека, земное хочет быть услышанным - через поэта - и обрести бессмертие:

Многое еще, наверно, хочет

Быть воспетым голосом моим:

То, что, бессловесное, грохочет,

Иль во тьме подземный камень точит,

Или пробивается сквозь дым.

У меня не выяснены счеты

С пламенем, и ветром, и водой...

Оттого-то мне мои дремоты

Вдруг такие распахнут ворота

И ведут за утренней звездой.)

(Чтение учеником стихотворения «Ты напрасно мне под ноги мечешь…»)

Выполнение группового задания по анализу стихотворений. Обсуждение, анализ и аргументация выбора.

Рассуждения, высказывания своей точки зрения.












Анализ результатов работы

– Решение проблемы урока( В чем особенности поэтического мира Ахматовой?)

– Анализ результатов работы.

–Отметки, их обоснование и комментарий.

Решение проблемы урока. Анализ, рассуждения.

Домашнее задание

Чтение и письменный анализ стихотворения из сб. «Вечер», «Четки» (на выбор).

Индивидуальное задание: «Любимые эпитеты ранней Ахматовой, их роль в создании настроения ее лирики».

Индивидуальное задание: «А.Ахматова: В ста зеркалах» (Портреты А.Ахматовой работы разных художников).

Вопросы.

Рефлексия

Инициирование рефлексии учеников по удовлетворенности:

+1 – удовлетворен полностью.

+ 0,5 – удовлетворен.

0 – не знаю.

– 0,5 – не удовлетворен.

– 1 – категорически не удовлетворен.

Рефлексия удовлетворенности содержанием, организацией работы и взаимодействием с учителем