Групповая работа на поиск информации: Николай Гумилев несколько раз делал Анне предложение, однако она отказывалась, пока, наконец, весной 1910 года не согласилась на брак. Анна Горенко и Николай Гумилев были обвенчаны в Николаевской церкви села Никольская слободка под Киевом. Их медовый месяц прошел в Париже. Это была первая поездка Ахматовой за границу, она оставила неизгладимый след в её памяти. Тогда она была юной, наивной девушкой, ее радовало и восхищало абсолютно все. В Париже Анна познакомилась с Модильяни, который создал несколько карандашных набросков ее портрета. Писатель К.Чуковский вспоминал: «Анну Андреевну Ахматову я знал с 1912 года. Тоненькая, стройная, похожая на робкую пятнадцатилетнюю девочку, она ни на шаг не отходила от мужа, молодого поэта Н.С.Гумилева, который тогда уже, при первом знакомстве, назвал ее своей ученицей». Действительно, к этому моменту Гумилев был уже автором трех книг и считался мэтром в поэтических кругах. Из 200 ахматовских стихотворений он помог ей отобрать 46 для издания. Они и вошли в первый поэтический сборник. 1 октября 1912 г. родился их единственный сын Лев. Н.Гумилев в 1914 г. добровольцем вступил в лейб-гвардии Уланский полк. За храбрость дважды награжден Георгиевским крестом. В 1918 году А.Ахматова и Н.Гумилев разошлись. Контроль за работой групп. Примеры поэтических произведений раннего периода. В 1921 г. напечатана книга стихов «Подорожник». На похоронах А. А. Блока узнала об аресте Н. С. Гумилева, якобы за участие в контрреволюционном заговоре. (Дело было сфабриковано органами ВЧК.) В 1922 г. Напечатана книга стихов «Anno Domini» (В переводе с латинского «В Лето Господне 1921»). «С середины двадцатых годов мои новые стихи почти перестали печатать, а старые - перепечатывать». (Из автобиографии.) Основные темы ахматовской лирики, которые пройдут сквозь все ее творчество, заявлены уже в ранних сборниках: - любовь (после выхода «Четок» Ахматова названа «русской Сафо»); - тема творчества; - гражданская лирика (тема родной земли); - философская лирика. «Голос, запевший в стихах А. Ахматовой, выдает свою женскую душу. Здесь все женское: зоркость глаза, любовная память о милых вещах, грация - тонкая и чуть капризная. Эта грация, эта не столько манерность, сколько видимость манерности, кажется нужной, чтобы закрыть раны, потому что подлинный лирик всегда ранен, а А. Ахматова- подлинный лирик». (Василий Гиппиус. Из рецензии «Анна Ахматова. «Вечер») Чтение баллады «Сероглазый король» (Из сборника «Вечер»). Беседа: - Как вы понимаете первую фразу стихотворения: «Слава тебе, безысходная боль!» - Как в стихотворении изображаются чувства героини после известия о смерти возлюбленного? - Что можно узнать из стихотворения о героях и сути этой любовной драмы? О следующей книге, «Четки», в 1915 году писал поэт и критик Н.В.Недоброво: «Пока не было «Четок», вразброд печатавшиеся после «Вечера» стихи ложились в тень первого сборника, и рост Ахматовой не осознавался вполне. Теперь он очевиден: перед глазами очень сильная книга властных стихов, вызывающих большое доверие». Чтение тихотворения «Я научилась просто, мудро жить…» (Из сборника «Четки»). Беседа: Что означает, по мнению героини, «просто, мудро жить»? Как вы думаете, стабильна ли новая жизнь, обретенная героиней? Тема творчества, тема поэта и поэзии – традиционная для русской литературы, начиная с Державина. Ахматовой эта тема разрабатывается в традициях русской классической поэзии, прежде всего пушкинской (вспомним стихотворение Пушкина «Пророк»). О том, как рождаются стихи, Ахматова рассказала в цикле «Тайны ремесла». (Чтение ученицей стихотворения «Мне ни к чему одические рати…») Беседа: - Какова, по Ахматовой, природа творчества? (Творчество, по Ахматовой, - явление того же порядка, что и жизнь. Стихи возникают из гущи самой жизни, простой и негромкой. Задача поэта - услышать их, уловить. Поэзия вырастает из «сора» земли, поднимая с собой человека, земное хочет быть услышанным - через поэта - и обрести бессмертие: Многое еще, наверно, хочет Быть воспетым голосом моим: То, что, бессловесное, грохочет, Иль во тьме подземный камень точит, Или пробивается сквозь дым. У меня не выяснены счеты С пламенем, и ветром, и водой... Оттого-то мне мои дремоты Вдруг такие распахнут ворота И ведут за утренней звездой.) (Чтение учеником стихотворения «Ты напрасно мне под ноги мечешь…») |