Урок русского языка в 5 классе по теме «Прилагательные полные и краткие»
- Предмет : русский язык
- Класс : 5
- Тема: «Прилагательные полные и краткие»
- Место урока в системе уроков по данной теме: первый урок
Цель деятельности учителя:
обеспечить открытие и усвоение новых знаний о кратком прилагательном.
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Планируемые результаты :
Предметные:
- различают полные и краткие прилагательные
- определяют их роль в предложении
- правильно ставят ударение в кратких формах
- образуют краткие прилагательные от полных
Метапредметные:
Познавательные: находят отличия кратких прилагательных от полных при анализе текста, выстраивают логические суждения, делают выводы о синтаксической роли кратких прилагательных.
Регулятивные: высказывают предположения на основе наблюдений, формулируют тему и цели урока, анализируют текст, осуществляют взаимоконтроль, принимают и сохраняют знания по теме, вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки.
Коммуникативные: умеют формулировать собственное мнение и позицию, работая в паре.
Личностные: дают самооценку учебной деятельности, определяют границы собственного «знания и незнания»
Методы обучения: частично- поисковый , исследовательский
Приёмы обучения: «Инсерт», рефлексивная таблица , эвристическая беседа
Формы работы на уроке: фронтальная работа, работа в парах , индивидуальная работа
Оборудование, наглядность: рабочий лист, учебник, мультимедийная презентация .
I. Мотивация учебной деятельности.
Здравствуйте, ребята!
Давайте, друзья. Улыбнёмся друг другу, улыбки подарим друзьям.
К уроку готовы?
Тогда за работу!
Удачи желаю я вам.
Проверьте, всё ли у вас готово к работе на уроке, а работать мы будем сегодня в рабочих листах.
Начать наш урок мне бы хотелось словами поэта и драматурга, жившего более 200 лет назад, А.П. Сумарокова о русском языке: « Язык наш сладок, чист, и пышен, и богат».
А основоположником современного литературного языка является великий русский писатель А.С. Пушкин, сказки которого помогут открыть новые знания.
II. Этап актуализации знаний
Ребята, Мудрец из сказки « О золотом Петушке» принёс вам задание. Прочитайте слова.
Тонкая, близкий, светлое, чистое, редкая, гибкий.
-Запишите в рабочем листе, разделив их на группы.
- На какие группы вы разделили?
1 столбик- имена прилагательные женского рода
2 столбик- имена прилагательные мужского рода
3 столбик- имена прилагательные среднего рода
-Что общего в этих группах?
-Чем различаются три столбика?
-Всё ли вы знаете об имени прилагательном?
III. Постановка учебной проблемы
- Прочитайте строки из сказки Пушкина «Сказка о попе и его работнике Балде»:
Ум у бабы догадлив,
На всякие хитрости повадлив .
-Поработайте над этими строчками.
-Определите часть речи.
-В каких словах в определении частей речи вы испытали затруднения?
- Определение знания/незнания и выведение темы урока
-Предлагаю заполнить таблицу « Я знаю, я умею, я могу» в первой графе. Если вы согласны с утверждением, поставьте знак «+», если нет – «?».
«Я знаю, я умею, я могу» (+ или ?)
- У кого не все знаки «+»? Что вы еще не знаете и не умеете?
-Попробуйте сформулировать тему урока ( Прилагательные полные и краткие) (на доске открыть)
-Какую цель вы перед собой поставите?
- Я предлагаю вам самим открыть новое знание, чтобы в результате нашей совместной работы все ваши «?» превратились в «+». (Нарисовать вопрос + стрелка к плюсу) (на доске открыть)
V. Поиск решения проблемы и выведение темы урока
Эвристическая беседа:
-Сравните слова догадлив, повадлив со словами в словосочетаниях.
Догадлив - Догадливый ум
Повадлив - Повадливый до хитростей
-Что заметили интересного? (Догадлив – догадливый; похожие слова)
-Какой частью речи являются слова догадливый?
-Прилагательное? Поставьте вопрос (какой?) (на доске открыть) Имя прилагательное
-Поставьте вопрос к слову догадлив (мы изменили вопрос полного прилагательного в вопрос каков?)
- Что сделали с вопросом полного прилагательного?
- Предположите, какой частью речи является слово догадлив ?
- Что произошло с прилагательным? (оно стало короче, не стало окончания)
-Значит, качественные имена прилагательные могут быть как полными, так и краткими (на доске открыть)
Полные имена прилагательные
Краткие имена прилагательные
-А теперь посмотрите, кто к вам пришёл в гости? (Белка)
-Из какой сказки? Как сказка называется полностью?
-Подскажите белочке, на какие вопросы отвечает полная форма имён прилагательных?
-А теперь помогите белочке и превратите вопрос полной формы в вопрос краткой формы.
- Первое превращение у нас уже есть. Кто назовет? (какой? – каков?)
Какое? Какие
Какой? Какая??
Каков? Какова? Каково? Каковы?
А хотите узнать, как изменяются краткие прилагательные?
- Предлагаю провести исследование. Прочитайте.
- Здравствуй, князь ты мой прекрасный !
Что ты тих, как день ненастный ?
- Кто узнал сказку?
- Измените прилагательные прекрасный и ненастный по вопросам и запишите в таблицу на рабочих листах;
для первого варианта – прекрасный, для второго - ненастный.
Заполняют таблицу
- Как изменили?
- Сделайте вывод. Как изменяются краткие прилагательные? (по числам и родам – на доске открыть)
- Как вы думаете, имеют ли краткие прилагательные падежные формы?
Давайте разберемся. Предлагаю вам поработать в парах и проверить свои предположения, просклоняв краткие прилагательные из отрывка «Сказки о Мертвой Царевне и Семи Богатырях».
Царевна дверь тихонько заперла,
Под окном за пряжу села
Ждать хозяев, а глядела
Все на яблоко. Оно
Соку спелого полно .
Так свежо и так душисто ,
Так румяно-золотисто ,
Будто медом налилось!
- К какому выводу вы пришли?
- По таблице расскажите, что вы узнали о прилагательных в краткой форме.
- Сравните свой вывод с правилом в учебнике на с.92 (выводы одинаковые)
- Составьте предложение о яблоке, используя слова в рабочих листах (душисто, спелое, и, яблоко, свежо). Запишите.
Спелое яблоко свежо и душисто.
- Прочитайте предложение. Определите, какими членами предложения являются прилагательные.
- Что нужно для этого сделать?
- Значит, каким членом предложения являются краткие прилагательные? (сказуемым).
- Что мы можем добавить в нашу таблицу? + роль в предложении
(работа в таблице)
VI.Физкультминутка
Ветер по морю гуляет (волнообразные движения руками)
И кораблик подгоняет. (толкаем руками вперед)
Он бежит себе в волнах (побежали)
На раздутых парусах. (Круговые движения руками)
Мимо острова крутого, (посмотреть по сторонам)
Мимо города большого. (развести руки в стороны, посмотреть друг на друга).
VII. Первичное закрепление
И опять у нас в гостях Мудрец из сказки о « Золотом петушке». Он принёс нам задание. Хотите узнать какое? ( Упр. 589)
Запишите:
1 вариант - задание 1
2 вариант - задание 2.
- Выполните взаимопроверку по эталону (на доске появляется)
- Какие особенности, с точки зрения произношения, вы заметили? (У кратких прилагательных мужского и среднего рода ударение падает в основу, а у кратких прилагательных женского рода в окончание.)
VIII. Самостоятельная работа
- Прочитайте отрывки из Сказки о Царе Салтане.
Говорит им князь тогда:
« Добрый путь вам, господа…»
Вдруг раздался легкий звон,
И в глазах у всей столицы
Петушок вспорхнул со спицы
- Найдите прилагательные, измените их в краткой форме по числам и родам. Запишите в таблицу в рабочих листах (задание 4)
- Как образовалась краткая форма? (по вопросам)
- Что изменилось в составе слова? (отбросили целое окончание, часть окончания).
IX. Рефлексия
- Огромное трудолюбие и ваша тяга к знаниям помогла нам преодолеть все трудности и сделать на уроке открытие.
- Вернемся к таблице «Я знаю, я умею, я могу». Заполните, пожалуйста, пустые клеточки.
Опираясь на таблицу, закончите предложения.
Сегодня я убедился в том, что…
Теперь я умею определять…
Было трудно…
Было интересно…
- Вспомните, с каких слов мы начали урок? Выскажите свое мнение о том, почему именно эти слова стали эпиграфом к нашему уроку?
(1. В высказывании встречаются прилагательные в краткой форме. 2. На примере отрывков из сказок А.С. Пушкина убедились, что словами можно передать всю красоту окружающего мира).
VIII. Домашнее задание.
дифференцированное задание с учетом уровня усвоения материала на выбор:
- 1) Упр. 594, с. 93; правило, с. 92.
- 2) Составить предложения об одном из героев сказок А.С. Пушкина, используя краткие прилагательные
Литература
- Учебник: Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.Т.Григорян и другие; Русский язык. 5 класс. (М.: Просвещение, 2012 год).
2. www . uchportal.ru
3. http.//easyen.ru
Рефлексия при подготовке модели урока
Было легко
Было трудно
Создавать презентацию
Планировать метапредметные результаты
Подбирать задания
Соотнести задания с целью урока и планируемым результатом.
Материалы подготовили
Попова Е.В.
МКОУ «Кодинская СОШ №3»
Дорофеева Л. А.
МБОУ «Верхнекужебарская СОШ»
Костюкова Л.Т.
МКОУ «Малиновская СШ»
Тимощенко О.М.
МОБУ «СОШ № 2» г. Минусинск
Стараконь Е.С.
МБОУ «Тубинская СОШ»