СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме "Полные и краткие прилагательные"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал включает презентацию к уроку по теме "Полные и краткие прилагательные", рабочий лист к уроку и технологическую карту урока

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме "Полные и краткие прилагательные"»

 Урок русского языка в 5 классе по теме «Прилагательные  полные и краткие»

Урок русского языка в 5 классе по теме «Прилагательные полные и краткие»

Предмет : русский язык Класс : 5 Тема: «Прилагательные полные и краткие» Место урока в системе уроков по данной теме: первый урок
  • Предмет : русский язык
  • Класс : 5
  • Тема: «Прилагательные полные и краткие»
  • Место урока в системе уроков по данной теме: первый урок
Цель деятельности учителя: обеспечить открытие и усвоение новых знаний о кратком прилагательном. Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Цель деятельности учителя:

обеспечить открытие и усвоение новых знаний о кратком прилагательном.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Планируемые результаты : Предметные:  различают полные и краткие прилагательные определяют их роль в предложении  правильно ставят ударение в кратких формах  образуют краткие прилагательные от полных  

Планируемые результаты :

Предметные:

  • различают полные и краткие прилагательные
  • определяют их роль в предложении
  • правильно ставят ударение в кратких формах
  • образуют краткие прилагательные от полных

 

Метапредметные:   Познавательные: находят отличия кратких прилагательных от полных при анализе текста, выстраивают логические суждения, делают выводы о синтаксической роли кратких прилагательных.   Регулятивные: высказывают предположения на основе наблюдений, формулируют тему и цели урока, анализируют текст, осуществляют взаимоконтроль, принимают и сохраняют знания по теме, вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки.   Коммуникативные: умеют формулировать собственное мнение и позицию, работая в паре.   Личностные: дают самооценку учебной деятельности, определяют границы собственного «знания и незнания»

Метапредметные:

Познавательные: находят отличия кратких прилагательных от полных при анализе текста, выстраивают логические суждения, делают выводы о синтаксической роли кратких прилагательных.

 

Регулятивные: высказывают предположения на основе наблюдений, формулируют тему и цели урока, анализируют текст, осуществляют взаимоконтроль, принимают и сохраняют знания по теме, вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки.

 

Коммуникативные: умеют формулировать собственное мнение и позицию, работая в паре.

 

Личностные: дают самооценку учебной деятельности, определяют границы собственного «знания и незнания»

Методы обучения: частично- поисковый , исследовательский Приёмы обучения: «Инсерт», рефлексивная таблица , эвристическая беседа Формы работы на уроке: фронтальная работа, работа в парах , индивидуальная работа Оборудование, наглядность: рабочий лист, учебник, мультимедийная презентация .

Методы обучения: частично- поисковый , исследовательский

Приёмы обучения: «Инсерт», рефлексивная таблица , эвристическая беседа

Формы работы на уроке: фронтальная работа, работа в парах , индивидуальная работа

Оборудование, наглядность: рабочий лист, учебник, мультимедийная презентация .

I.  Мотивация учебной деятельности. Здравствуйте, ребята! Давайте, друзья. Улыбнёмся друг другу, улыбки подарим друзьям. К уроку готовы? Тогда за работу! Удачи желаю я вам. Проверьте, всё ли у вас готово к работе на уроке, а работать мы будем сегодня в рабочих листах. Начать наш урок мне бы хотелось словами поэта и драматурга, жившего более 200 лет назад, А.П. Сумарокова о русском языке: « Язык наш сладок, чист, и пышен, и богат». А основоположником современного литературного языка является великий русский писатель А.С. Пушкин, сказки которого помогут открыть новые знания.  

I. Мотивация учебной деятельности.

Здравствуйте, ребята!

Давайте, друзья. Улыбнёмся друг другу, улыбки подарим друзьям.

К уроку готовы?

Тогда за работу!

Удачи желаю я вам.

Проверьте, всё ли у вас готово к работе на уроке, а работать мы будем сегодня в рабочих листах.

Начать наш урок мне бы хотелось словами поэта и драматурга, жившего более 200 лет назад, А.П. Сумарокова о русском языке: « Язык наш сладок, чист, и пышен, и богат».

А основоположником современного литературного языка является великий русский писатель А.С. Пушкин, сказки которого помогут открыть новые знания.

 

II. Этап актуализации знаний   Ребята, Мудрец из сказки « О золотом Петушке» принёс вам задание. Прочитайте слова. Тонкая, близкий, светлое, чистое, редкая, гибкий. -Запишите в рабочем листе, разделив их на группы. - На какие группы вы разделили? 1 столбик- имена прилагательные женского рода 2 столбик- имена прилагательные мужского рода 3 столбик- имена прилагательные среднего рода -Что общего в этих группах? -Чем различаются три столбика? -Всё ли вы знаете об имени прилагательном?

II. Этап актуализации знаний

Ребята, Мудрец из сказки « О золотом Петушке» принёс вам задание. Прочитайте слова.

Тонкая, близкий, светлое, чистое, редкая, гибкий.

-Запишите в рабочем листе, разделив их на группы.

- На какие группы вы разделили?

1 столбик- имена прилагательные женского рода

2 столбик- имена прилагательные мужского рода

3 столбик- имена прилагательные среднего рода

-Что общего в этих группах?

-Чем различаются три столбика?

-Всё ли вы знаете об имени прилагательном?

III.  Постановка учебной проблемы - Прочитайте строки из сказки Пушкина «Сказка о попе и его работнике Балде»: Ум у бабы догадлив, На всякие хитрости повадлив . -Поработайте над этими строчками. -Определите часть речи. -В каких словах в определении частей речи вы испытали затруднения?

III. Постановка учебной проблемы

- Прочитайте строки из сказки Пушкина «Сказка о попе и его работнике Балде»:

Ум у бабы догадлив,

На всякие хитрости повадлив .

-Поработайте над этими строчками.

-Определите часть речи.

-В каких словах в определении частей речи вы испытали затруднения?

Определение знания/незнания и выведение темы урока -Предлагаю заполнить таблицу « Я знаю, я умею, я могу» в первой графе. Если вы согласны с утверждением, поставьте знак «+», если нет – «?». «Я знаю, я умею, я могу» (+ или ?) - У кого не все знаки «+»? Что вы еще не знаете и не умеете? -Попробуйте сформулировать тему урока ( Прилагательные полные и краткие) (на доске открыть) -Какую цель вы перед собой поставите? - Я предлагаю вам самим открыть новое знание, чтобы в результате нашей совместной работы все ваши «?» превратились в «+». (Нарисовать вопрос + стрелка к плюсу) (на доске открыть)
  • Определение знания/незнания и выведение темы урока

-Предлагаю заполнить таблицу « Я знаю, я умею, я могу» в первой графе. Если вы согласны с утверждением, поставьте знак «+», если нет – «?».

«Я знаю, я умею, я могу» (+ или ?)

- У кого не все знаки «+»? Что вы еще не знаете и не умеете?

-Попробуйте сформулировать тему урока ( Прилагательные полные и краткие) (на доске открыть)

-Какую цель вы перед собой поставите?

- Я предлагаю вам самим открыть новое знание, чтобы в результате нашей совместной работы все ваши «?» превратились в «+». (Нарисовать вопрос + стрелка к плюсу) (на доске открыть)

V. Поиск решения проблемы и выведение темы урока   Эвристическая беседа: -Сравните слова догадлив, повадлив со словами в словосочетаниях. Догадлив - Догадливый ум Повадлив - Повадливый до хитростей -Что заметили интересного? (Догадлив – догадливый; похожие слова) -Какой частью речи являются слова догадливый? -Прилагательное? Поставьте вопрос (какой?) (на доске открыть) Имя прилагательное

V. Поиск решения проблемы и выведение темы урока

Эвристическая беседа:

-Сравните слова догадлив, повадлив со словами в словосочетаниях.

Догадлив - Догадливый ум

Повадлив - Повадливый до хитростей

-Что заметили интересного? (Догадлив – догадливый; похожие слова)

-Какой частью речи являются слова догадливый?

-Прилагательное? Поставьте вопрос (какой?) (на доске открыть) Имя прилагательное

-Поставьте вопрос  к слову  догадлив (мы изменили вопрос полного прилагательного в вопрос каков?) - Что сделали с вопросом полного прилагательного? - Предположите, какой частью речи является слово догадлив ? - Что произошло с прилагательным? (оно стало короче, не стало окончания) -Значит, качественные имена прилагательные могут быть как полными, так и краткими (на доске открыть) Полные имена прилагательные Краткие имена прилагательные

-Поставьте вопрос к слову догадлив (мы изменили вопрос полного прилагательного в вопрос каков?)

- Что сделали с вопросом полного прилагательного?

- Предположите, какой частью речи является слово догадлив ?

- Что произошло с прилагательным? (оно стало короче, не стало окончания)

-Значит, качественные имена прилагательные могут быть как полными, так и краткими (на доске открыть)

Полные имена прилагательные

Краткие имена прилагательные

-А теперь посмотрите, кто к вам пришёл в гости? (Белка) -Из какой сказки? Как сказка называется полностью? -Подскажите белочке, на какие вопросы отвечает полная форма имён прилагательных?  -А теперь помогите белочке и превратите вопрос полной формы в вопрос краткой формы. - Первое превращение у нас уже есть. Кто назовет? (какой? – каков?) Какое? Какие Какой? Какая?? Каков? Какова? Каково? Каковы?

-А теперь посмотрите, кто к вам пришёл в гости? (Белка)

-Из какой сказки? Как сказка называется полностью?

-Подскажите белочке, на какие вопросы отвечает полная форма имён прилагательных? 

-А теперь помогите белочке и превратите вопрос полной формы в вопрос краткой формы.

- Первое превращение у нас уже есть. Кто назовет? (какой? – каков?)

Какое? Какие

Какой? Какая??

Каков? Какова? Каково? Каковы?

А хотите узнать, как изменяются краткие прилагательные? - Предлагаю провести исследование. Прочитайте. - Здравствуй, князь ты мой прекрасный !  Что ты тих, как день ненастный ? - Кто узнал сказку? - Измените прилагательные прекрасный и ненастный по вопросам и запишите в таблицу на рабочих листах; для первого варианта – прекрасный, для второго - ненастный. Заполняют таблицу - Как изменили? - Сделайте вывод. Как изменяются краткие прилагательные? (по числам и родам – на доске открыть)  

А хотите узнать, как изменяются краткие прилагательные?

- Предлагаю провести исследование. Прочитайте.

- Здравствуй, князь ты мой прекрасный !

Что ты тих, как день ненастный ?

- Кто узнал сказку?

- Измените прилагательные прекрасный и ненастный по вопросам и запишите в таблицу на рабочих листах;

для первого варианта – прекрасный, для второго - ненастный.

Заполняют таблицу

- Как изменили?

- Сделайте вывод. Как изменяются краткие прилагательные? (по числам и родам – на доске открыть)

 

- Как вы думаете, имеют ли краткие прилагательные падежные формы?  Давайте разберемся. Предлагаю вам поработать в парах и проверить свои предположения, просклоняв краткие прилагательные из отрывка «Сказки о Мертвой Царевне и Семи Богатырях». Царевна дверь тихонько заперла, Под окном за пряжу села Ждать хозяев, а глядела Все на яблоко. Оно Соку спелого полно . Так свежо и так душисто , Так румяно-золотисто , Будто медом налилось! - К какому выводу вы пришли?

- Как вы думаете, имеют ли краткие прилагательные падежные формы?

Давайте разберемся. Предлагаю вам поработать в парах и проверить свои предположения, просклоняв краткие прилагательные из отрывка «Сказки о Мертвой Царевне и Семи Богатырях».

Царевна дверь тихонько заперла,

Под окном за пряжу села

Ждать хозяев, а глядела

Все на яблоко. Оно

Соку спелого полно .

Так свежо и так душисто ,

Так румяно-золотисто ,

Будто медом налилось!

- К какому выводу вы пришли?

- По таблице расскажите, что вы узнали о прилагательных в краткой форме. - Сравните свой вывод с правилом в учебнике на с.92 (выводы одинаковые)

- По таблице расскажите, что вы узнали о прилагательных в краткой форме.

- Сравните свой вывод с правилом в учебнике на с.92 (выводы одинаковые)

- Составьте предложение о яблоке, используя слова в рабочих листах (душисто, спелое, и, яблоко, свежо). Запишите. Спелое яблоко свежо и душисто. - Прочитайте предложение. Определите, какими членами предложения являются прилагательные. - Что нужно для этого сделать? - Значит, каким членом предложения являются краткие прилагательные? (сказуемым). - Что мы можем добавить в нашу таблицу? + роль в предложении (работа в таблице)

- Составьте предложение о яблоке, используя слова в рабочих листах (душисто, спелое, и, яблоко, свежо). Запишите.

Спелое яблоко свежо и душисто.

- Прочитайте предложение. Определите, какими членами предложения являются прилагательные.

- Что нужно для этого сделать?

- Значит, каким членом предложения являются краткие прилагательные? (сказуемым).

- Что мы можем добавить в нашу таблицу? + роль в предложении

(работа в таблице)

VI.Физкультминутка Ветер по морю гуляет (волнообразные движения руками) И кораблик подгоняет. (толкаем руками вперед) Он бежит себе в волнах (побежали) На раздутых парусах. (Круговые движения руками) Мимо острова крутого, (посмотреть по сторонам) Мимо города большого. (развести руки в стороны, посмотреть друг на друга).

VI.Физкультминутка

Ветер по морю гуляет (волнообразные движения руками)

И кораблик подгоняет. (толкаем руками вперед)

Он бежит себе в волнах (побежали)

На раздутых парусах. (Круговые движения руками)

Мимо острова крутого, (посмотреть по сторонам)

Мимо города большого. (развести руки в стороны, посмотреть друг на друга).

VII. Первичное закрепление И опять у нас в гостях Мудрец из сказки о « Золотом петушке». Он принёс нам задание. Хотите узнать какое? ( Упр. 589) Запишите: 1 вариант - задание 1 2 вариант - задание 2. - Выполните взаимопроверку по эталону (на доске появляется) - Какие особенности, с точки зрения произношения, вы заметили? (У кратких прилагательных мужского и среднего рода ударение падает в основу, а у кратких прилагательных женского рода в окончание.)

VII. Первичное закрепление

И опять у нас в гостях Мудрец из сказки о « Золотом петушке». Он принёс нам задание. Хотите узнать какое? ( Упр. 589)

Запишите:

1 вариант - задание 1

2 вариант - задание 2.

- Выполните взаимопроверку по эталону (на доске появляется)

- Какие особенности, с точки зрения произношения, вы заметили? (У кратких прилагательных мужского и среднего рода ударение падает в основу, а у кратких прилагательных женского рода в окончание.)

VIII. Самостоятельная работа - Прочитайте отрывки из Сказки о Царе Салтане. Говорит им князь тогда: « Добрый путь вам, господа…»  Вдруг раздался легкий звон, И в глазах у всей столицы Петушок вспорхнул со спицы - Найдите прилагательные, измените их в краткой форме по числам и родам. Запишите в таблицу в рабочих листах (задание 4) - Как образовалась краткая форма? (по вопросам) - Что изменилось в составе слова? (отбросили целое окончание, часть окончания).

VIII. Самостоятельная работа

- Прочитайте отрывки из Сказки о Царе Салтане.

Говорит им князь тогда:

« Добрый путь вам, господа…» 

Вдруг раздался легкий звон,

И в глазах у всей столицы

Петушок вспорхнул со спицы

- Найдите прилагательные, измените их в краткой форме по числам и родам. Запишите в таблицу в рабочих листах (задание 4)

- Как образовалась краткая форма? (по вопросам)

- Что изменилось в составе слова? (отбросили целое окончание, часть окончания).

IX. Рефлексия - Огромное трудолюбие и ваша тяга к знаниям помогла нам преодолеть все трудности и сделать на уроке открытие. - Вернемся к таблице «Я знаю, я умею, я могу». Заполните, пожалуйста, пустые клеточки. Опираясь на таблицу, закончите предложения. Сегодня я убедился в том, что… Теперь я умею определять… Было трудно… Было интересно… - Вспомните, с каких слов мы начали урок? Выскажите свое мнение о том, почему именно эти слова стали эпиграфом к нашему уроку? (1. В высказывании встречаются прилагательные в краткой форме. 2. На примере отрывков из сказок А.С. Пушкина убедились, что словами можно передать всю красоту окружающего мира).

IX. Рефлексия

- Огромное трудолюбие и ваша тяга к знаниям помогла нам преодолеть все трудности и сделать на уроке открытие.

- Вернемся к таблице «Я знаю, я умею, я могу». Заполните, пожалуйста, пустые клеточки.

Опираясь на таблицу, закончите предложения.

Сегодня я убедился в том, что…

Теперь я умею определять…

Было трудно…

Было интересно…

- Вспомните, с каких слов мы начали урок? Выскажите свое мнение о том, почему именно эти слова стали эпиграфом к нашему уроку?

(1. В высказывании встречаются прилагательные в краткой форме. 2. На примере отрывков из сказок А.С. Пушкина убедились, что словами можно передать всю красоту окружающего мира).

VIII. Домашнее задание.   дифференцированное задание с учетом уровня усвоения материала на выбор: 1) Упр. 594, с. 93; правило, с. 92. 2) Составить предложения об одном из героев сказок А.С. Пушкина, используя краткие прилагательные

VIII. Домашнее задание.

дифференцированное задание с учетом уровня усвоения материала на выбор:

  • 1) Упр. 594, с. 93; правило, с. 92.
  • 2) Составить предложения об одном из героев сказок А.С. Пушкина, используя краткие прилагательные
Литература Учебник: Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.Т.Григорян и другие; Русский язык. 5 класс. (М.: Просвещение, 2012 год). 2. www . uchportal.ru 3. http.//easyen.ru

Литература

  • Учебник: Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.Т.Григорян и другие; Русский язык. 5 класс. (М.: Просвещение, 2012 год).

2. www . uchportal.ru

3. http.//easyen.ru

Рефлексия   при подготовке модели урока Было легко Было трудно Создавать презентацию Планировать метапредметные результаты Подбирать задания Соотнести задания с целью урока и планируемым результатом.

Рефлексия при подготовке модели урока

Было легко

Было трудно

Создавать презентацию

Планировать метапредметные результаты

Подбирать задания

Соотнести задания с целью урока и планируемым результатом.

Материалы подготовили Попова Е.В. МКОУ «Кодинская СОШ №3» Дорофеева Л. А. МБОУ «Верхнекужебарская СОШ» Костюкова Л.Т. МКОУ «Малиновская СШ» Тимощенко О.М. МОБУ «СОШ № 2» г. Минусинск Стараконь Е.С. МБОУ «Тубинская СОШ»

Материалы подготовили

Попова Е.В.

МКОУ «Кодинская СОШ №3»

Дорофеева Л. А.

МБОУ «Верхнекужебарская СОШ»

Костюкова Л.Т.

МКОУ «Малиновская СШ»

Тимощенко О.М.

МОБУ «СОШ № 2» г. Минусинск

Стараконь Е.С.

МБОУ «Тубинская СОШ»