СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 12.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме «Решение задач по теме «Линзы»

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка урока по теме «Решение задач по теме «Линзы» составлена для  УМК Физика. Мякишев Г.Я. и др. Классический курс (10-11) Базовый и углубленный уровни. Урок разработан для учащихся 11 класса.

Урок по предмету «Физика» для 11 класса по теме «Решение задач по теме «Линзы». Комбинированный урок.

На уроке предусмотрено использование следующих типов электронных образовательных материалов: «Тест в формате ГИА», «Галерея изображений (группа изображений по одной тематике)», «Обучающие видеоролики», «Диагностическая работа», «Алгоритм решения и самопроверки задания в формате ГИА».

Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме «Решение задач по теме «Линзы»»

Урок с использованием материалов библиотеки ЦОК

Предмет: физика.

Данная разработка урока по теме «Решение задач по теме «Линзы» составлена для УМК Физика. Мякишев Г.Я. и др. Классический курс (10-11) Базовый и углубленный уровни. Урок разработан для учащихся 11 класса.

Урок по предмету «Физика» для 11 класса по теме «Решение задач по теме «Линзы». Комбинированный урок.

На уроке предусмотрено использование следующих типов электронных образовательных материалов: «Тест в формате ГИА», «Галерея изображений (группа изображений по одной тематике)», «Обучающие видеоролики», «Диагностическая работа», «Алгоритм решения и самопроверки задания в формате ГИА».

Тип урока: Комбинированный урок

Цель урока:

Задачи:

Обучающая: повторить, углубить и закрепить знания по теме, решать задачи, используя формулу для вычисления оптической силы линзы, формулу увеличения, формулу тонкой линзы,.

Развивающая:продолжить развитие у учащихся умения самостоятельно работать с информацией, делать выводы,

высказывать и обосновывать свое мнение, привлекать информацию из дополнительных источников; умения самостоятельно решать логические задачи, развивать образную память, логическое мышление, речь учащегося.


Воспитывающая: продолжить формирование навыков самостоятельной работы с учебником, развитие познавательного интереса к изучению физических явлений

Планируемые результаты учебного занятия:

Предметные:

  • уметь давать определения элементов линзы – оптическая ось, фокусное расстояние, фокальная плоскость, рассеивающая, собирающая линзы

  • уметь определять оптическую силу линзы, пользоваться правилом расстановки знаков в формуле тонкой линзы;

  • Уметь выполнять построения в линзах

Метапредметные:

Регулятивные

  • самостоятельно определять цель своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и

  • познавательной деятельности;

  • самостоятельно планировать пути достижения целей;

  • осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

Коммуникативные:

  • осознанно использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей.

  • отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы и подтверждать их фактами;

  • уметь в дискуссии выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль, понимая позицию другого,

  • различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты;

  • уметь взглянуть на ситуацию с другой точки зрения и договариваться с людьми иных позиций.

Познавательные:

  • работать с учебником;

  • структурировать знания; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной

форме;

  • делать анализ и отбор информации, перерабатывать информацию для получения необходимого результата

Личностные:

  • формирование целостного мировоззрения;

  • умение высказывать собственную точку зрения, обосновывать ее;

  • формирование уважительного отношение к мнению другого;

  • оценивать собственный вклад в работу группы.

Основные понятия:

Линза, оптический центр линзы, главнаяи побочная оптическая ось, главный оптический фокус, фокусное расстояние, фокальная плоскость, оптическая сила линзы, линейное увеличение, световой луч

Оборудование: учебник, ПК, мультимедийный проектор, интерактивная доска.




Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный момент

Учитель приветствует учащихся, создает благоприятный эмоциональный фон для дальнейшей деятельности

Учащиеся приветствуют учителя. Самоконтроль готовности к уроку: наличие учебника, тетради, письменных принадлежностей

Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Предлагает учащимся вспомнить основные элементы тонкой линзы. В качестве повторения предлагает учащимся выполнить небольшую диагностическую работу. Для выполнения работы необходимо рассмотреть рисунки и ответить на вопросы.

1. Назовите выделенные элементы линзы на рисунках а и б. Дайте определение этим элементам. Какими особенностями обладает каждый элемент?

2. Определите оптическую силу собирающей линзы, используя данные рисунка. Как называется единица оптической силы линзы? Может ли оптическая сила линзы быть отрицательной?

3. В каком случае правильно записана формула тонкой линзы для рассеивающей линзы? Каково правило расстановки знаков в формуле? В каком случае можно применять каждую из представленных формул?

Рассматривают рисунки, отвечают на вопросы

Освоение нового материала

На данном уроке рассматривается построение изображений точечных источников, лежащих на главной оптической оси собирающей линзы.

Предлагает посмотреть обучающий видеоролик «Построение изображения в тонкой линзе», познакомить с алгоритмом построения изображения

Просматривают обучающий видеоролик, записывают алгоритм построения изображения в тетради, делают построения

Применение изученного материала

Предлагает учащимся на примере решения задачи составить алгоритм для решения задач с использованием формулы тонкой линзы.


На каком расстоянии от линзы находится изображение точечного источника, расположенного на главной оптической оси линзы и удаленного от линзы на четыре фокусных расстояния? Оптическая сила линзы равна 1 дптр.

Предлагает учащимся ответить на вопросы по рисункам.

Предлагает выполнить задания в формате ЕГЭ. Задания, представленные в данном ЭОМ, соответствуют заданиям 16, 19, 26 КИМ ЕГЭ. От учащихся требуется воспользоваться формулой тонкой линзы, а также выполнить задание на соответствие. При необходимости учащиеся могут воспользоваться кратким конспектом урока.

На примере решения задачи составляют алгоритм для решения задач с использованием формулы тонкой линзы. Записывают алгоритм и решение задачи в тетрадь.






























Рассматривают рисунки и отвечают на поставленные вопросы, давая подробные пояснения по каждому вопросу


































Выполняют диагностическую работу на тему «Тонкие линзы»

Самооценивание, рефлексия

Предлагает учащимся выполнить самостоятельную работу по материалам урока и оценить выполнение заданий, сравнив их с эталонными ответами.


Выполняют самостоятельную работу и самопроверку.

Оценивают своё настроение на

уроке.

Подводят итоги урока,

обсуждают достижение цели.

Высказывают своё мнение,

слушают одноклассников,

отстаивают свою точку зрения,

приходят к единому мнению.

Осуществляют рефлексию

собственной учебной

деятельности.

Домашнее задание

В качестве домашнего задания предлагает учащимся выполнить диагностическую работу, используя алгоритм решения задач с использованием формулы тонкой линзы, выучить алгоритмы построения в линзах и решения задач


Выполняют д/з




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс