МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «БЕЛОГОРСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
Методическая разработка урока по предмету: «Технология механизированных работ в сельском хозяйстве»
на тему: «Системы параллельного и автоматического вождения сельскохозяйственной техники. Работа в программе Гугл-карта».
Разработал преподаватель
Белогорского технологического техникума
Банарь А.Н.
Белогорск, 2023
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Методическая разработка урока преподавателя Банарь Артура Николаевича посвящена теме «Системы параллельного и автоматического вождения сельскохозяйственной техники. Работа в программе Гугл-карта». Материал может быть использован в практической деятельности преподавателей «Технологии механизированных работ в сельском хозяйстве» СПО.
В разработке представлена необходимость реформирования аграрного комплекса страны; раскрыто благоприятное влияние координатного (точного земледелия) на защиту окружающей среды и экологии в целом; описана система параллельного и автоматического вождения; показана пошаговая инструкция по работе в программе Гугл-карта.
Координатное (точное) земледелие – это инновационная система земледелия, основанная на использовании навигационных технологий. Сбор информации из множества источников помогает фермеру принять наиболее оптимальное решение по управлению и развитию своего предприятия.
Актуальность и значимость изучения темы «Системы параллельного и автоматического вождения сельскохозяйственной техники. Работа в программе Гугл-карта» заключается в том, что по сравнению с обычным управлением машинно-тракторным агрегатом использование этих систем при выполнении технологических операций позволяет исключить повторные обработки соседних проходов(перекрытий) и пропуски необработанных участков, повысить производительность и комфортность работы, снизить утомляемость водителя, сократить расход топлива и технологических материалов. При этом обеспечиваются различные режимы вождения по прямым и криволинейным траекториям.
Информационное обеспечение урока
Для преподавателя:
Балабанов В. И., Федоренко В. Ф., Гольтяпин В. Я., Железова С. В., Куликов В. Ю., Петрушин А. В., Прокофьев Н. А., Таркивский В. Е., Трубицын Н. В., Худяков А. В. ТЕХНОЛОГИИ, ТЕХНИКА И ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ КООРДИНАТНОГО (ТОЧНОГО) ЗЕМЛЕДЕЛИЯ Учебник для высших учебных заведений 2016
Источники для обучающихся
Балабанов В. И., Федоренко В. Ф., Гольтяпин В. Я., Железова С. В., Куликов В. Ю., Петрушин А. В., Прокофьев Н. А., Таркивский В. Е., Трубицын Н. В., Худяков А. В. ТЕХНОЛОГИИ, ТЕХНИКА И ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ КООРДИНАТНОГО (ТОЧНОГО) ЗЕМЛЕДЕЛИЯ Учебник для высших учебных заведений 2016
Интернет - ресурсы:
УРОК
Тема: «Системы параллельного и автоматического вождения сельскохозяйственной техники. Работа в программе Гугл-карта».
Цели:
Учебная: Изучить системы параллельного и автоматического вождения. Принцип работы курсороуказателя и подруливающего устройства. Научиться работать в программе Гугл-карта.
Развивающая: освоение сложных компьютерных технологий, получение необходимых знаний, с целью их практического применения;
Воспитательная: привитие интереса ребёнка к познанию современных технологий, необходимости с помощью них сохранять и оберегать природные ресурсы и экологию.
Реализуемые ОК, ПК, ЛР:
Материально-техническое обеспечение: Компьютер, мультимедийный проектор, опорный конспект, ручки, тетради, мел, доска.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Вид урока: урок – лекция с использованием мультимедиа.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.
Формы обучения: индивидуальная, фронтальная
Структура урока:
Организационный момент.
Актуализация знаний.
Изучение нового материала.
Итоги урока. Рефлексия.
Домашнее задание.
ХОД УРОКА
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ
Существующие во многих сельскохозяйственных предприятиях Российской Федерации методы ведения сельского хозяйства значительно устарели, а новые прогрессивные технологии, признанные и успешно применяемые во всем мире, еще не получили должного внимания и развития. Поэтому в настоящее время актуальна проблема реформирования аграрного комплекса страны, внедрения новых высокотехнологичных методов ведения сельского хозяйства, способствующих не только повышению плодородия почв и получению стабильных урожаев при оптимальных затратах, но и выходу агропромышленного комплекса России на новый инновационный путь развития, без чего невозможно обеспечение в полной мере её продовольственной безопасности.
ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Для начала давайте разберемся, что такое «Координатное(точное) земледелие и какую роль в нем играет система параллельного и автоматического вождения?
Координатное(точное) земледелие в соответствии с ГОСТ Р56084-2014 – совокупность технических средств, программно-аппаратных комплексов, навигационных, геоинформационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих снимать, обрабатывать и применять информацию, привязанную к координатам с целью оптимизации агротехнологических решений производства продукции растениеводства.
Такой вид земледелия и ведения сельского хозяйства стал возможным благодаря развитию средств связи, ГНСС(Глобальная Навигационная Спутниковая Система), компьютеризации и использованию навигационных и информационных технологий в области автоматизации сельскохозяйственного производства.
При внедрении в сельскохозяйственное производство технологий координатного(точного) земледелия наиболее востребованным направлением стало использование систем параллельного и автоматического вождения.
Система параллельного вождения – это активное участие механизатора в управлении машиной по схеме «измерение текущих координат сельхозмашины – отображение отклонений от заданного маршрута на табло в кабине – вращение механизатором рулевого колеса для удержания агрегата на заданном маршруте»
Использование космических навигационных систем становится возможным после установки на транспортное средство приемника ГНСС, постоянно получающего сигналы о местоположении навигационных спутников и расстояниях до них. В зависимости от требуемой точности управление такой техникой осуществляется механизатором вручную по показаниям метки на экране дисплея(курсоуказателя) либо с использованием подруливающего устройства или автопилотирования.
Основное преимущество использования систем параллельного вождения – уменьшение количества ошибок(сведение к минимуму человеческого фактора) при обработке полей. Точность обработки ± 30 см.
Практика показывает, что при опрыскивании культур традиционным способом большинство операторов предпочитают проходить соседние ряды с перекрытием, чтобы избежать пропусков. В результате взаимное перекрытие рядов, даже с использованием пенных маркеров, составляет не менее 5%. Применение указателей курса с подруливающими устройствами уменьшает перекрытие до2-3% и менее.
Автопилот – автоматизированная система, производящая управление рулевым колесом трактора или самоходной сельскохозяйственной машины при его движении по заданной траектории, в том числе с использованием ГНСС. Различают автопилоты с гидравлическим исполнительным механизмом и с электрическим исполнительным механизмом.
Автопилотирование отличается от параллельного вождения тем, что отклонения от заданной траектории, вырабатываемые ГНСС-приемником и навигационным контроллером, через специальные устройства(управляющий клапан) вводятся непосредственно в гидравлическую систему управления ходовой частью трактора, исключая инертность и люфт рулевого управления. В дополнение на трактор устанавливается специальный датчик
угла поворота колес. Такая система обеспечивает максимальную точность(отклонение ± 2 см) движения по маршруту без вмешательства механизатора.
В ходе исследований наблюдалась неодинаковая ширина стыковых междурядий между смежными проходами сеялок при посеве зерновых культур и викоовсяной смеси по маркеру(см. рис. 17). Это может иметь отрицательные последствия, особенно при выращивании пропашных культур.
При использовании системы «Автопилот» таких существенных
отклонений не наблюдалось(см. рис. 5.18).
Необходимо отметить ещё одно важное достоинство системы
«Автопилот» по сравнению с маркером. При работе по системе нулевой обработки почвы след от маркера, особенно в сумерки, не очень хорошо виден. «Автопилот» же позволяет работать в круглосуточном режиме. Это обстоятельство может существенно повысить эффективность работ в сельском хозяйстве: два механизатора могут работать по очереди на одном тракторе без перерыва 24 ч в сутки и проводить посевную в кратчайшие и лучшие агротехнические сроки (рис. 5.19).
Работа в программе Гугл-карта
Очистить содержимое раздела «Метки»
Найти поле вручную или вбить его координаты в поиск. Знак градуса можно выставить комбинаций клавиши alt+248, знак апострофа alt+0146
Создать папку. Подписать(цифры или английские буквы)
В папке создать многоугольник. Задать цвет, толщину линии, выставить контуры, обвести поле.
Обвести все околки.
Сохранить файл в формате кмл
Перенести на агронавигатор.
ИТОГИ УРОКА.
РЕФЛЕКСИЯ
Оценка выставляется с учетом степени активности на уроке, качества выполнения заданий.
Давайте подведём итог сегодняшнего урока (рефлексия).
Что нового узнали сегодня?
Что было интересным на уроке?
Что было трудным?
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Создайте шаблон поля, используя методические рекомендации сегодняшнего урока.
Спасибо за внимание, урок окончен.