Тема урока: Сложение и вычитание смешанных чисел.
Цели:
- повторить правила сложения и вычитания смешанных чисел, применение этих правил при решении задач и уравнений;
- вспомнить сказки А.С.Пушкина.
Ход урока.
Оргмомент.(1мин)
Вступительное слово учителя. (1мин)
В этом году исполняется 210 лет со дня рождения А.С.Пушкина.
Александр Сергеевич Пушкин – гениальный поэт, драматург, критик,
обогативший своими произведениями русскую классическую литературу. Пушкин великолепно владел многими литературными жанрами. Он писал стихи, поэмы, романы, исторические повести, рассказы.
Сейчас вам предстоит узнать, произведения какого литературного жанра мы будем использовать в заданиях на уроке. Работать на уроке мы будем в группах. У каждой группы будет своё название: «Сказочники», «Волшебники» и «Фантазёры».
Числами зашифрован этот жанр.
Задание.( 3мин)
Используя таблицу умножения, найдите буквы, соответствующие числам. Запишите в
тетради эти буквы и прочитайте полученные слова.
Ответ:
Рассказ учителя (3мин):
- Расцвет жанра сказки у А.С.Пушкина падает на первую половину 30-х годов XIX века. Русский писатель М.Горький вспоминал так: «Великолепные сказки Пушкина были всего ближе и понятнее мне; прочитав их несколько раз, я уже знал их на память; лягу спать и шепчу стихи, закрыв глаза, пока не усну».
Звучит отрывок интерлюдии к опере Н Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане»
Учитель:
У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом;
Идет направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из волн выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несет богатыря;
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою-Ягой
Идет, бредет сама собой;
Там царь Кащей над златом чахнет;
Там русский дух…там Русью пахнет!
И я там был, и мед я пил;
У моря видел дуб зеленый;
Под ним сидел, и кот ученый
Свои мне сказки говорил.
III. Самостоятельная работа в группах.(6 мин)
Зашифрованы 3 слова из сказок Пушкина.
Задание:
Выполните действия, результаты найдите в таблице и отгадайте зашифрованные слова.
Задание для первой группы «Сказочники».
1)
2)
3)
4)
5)
Ответ: БАЛДА
Задание для второй группы «Волшебники».
| Б | Л | А | Е | К |
1) | | | | | 9 |
2) | | | | | |
3) | 4 | | | | |
4) | | | | | |
5) | | | | | 7 |
1)
2) 6+
3)
4)
5)
Ответ: БЕЛКА
Задание для третьей группы «Фантазёры».
| Б | Р | А | К | Ы |
1) | 14 | | | | |
2) | | | | | |
3) | | | 2 | | |
4) | | | | | |
5) | | | | | |
1)
2)
3)
4)
5)
Ответ: РЫБКА
Учитель:
- Из какой сказки последний персонаж? Это …
Учитель зачитывает отрывок из сказки:
Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу…
- Сколько всего лет жила эта семья у моря?
Ответ: 33 года.
Работа над задачей. (4мин)
(Решает у доски один из капитанов по жребию)
В первый день старик поймал
кг рыбы, что меньше массы рыбы, пойманной
во второй день, на
кг. Сколько рыбы поймал старик за два дня?
Решение.
1-й день -
кг, на
кг
2-й день - ?кг.
1)
+
=
(кг) во 2-й день
2)
+
=
(кг)
Ответ: за два дня старик поймал
кг рыбы.
Решение уравнений (3 мин)
Учитель:
-Чтобы узнать название следующей сказки, надо открыть три волшебных сундучка, решив три уравнения, по одному уравнению для каждой команды
Задание для первой Задание для второй Задание для третьей
команды команды команды
m-
(х=
) ( у=
) ( m=
)
Задание для капитана второй по жребию команды
(х-
(х=
- Открыв все сундучки, вы прочтете название сказки:
Учитель читает отрывок из этой сказки:
В свете есть иное диво:
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Разольется в шумном беге,
И очутятся на бреге
В чешуе как жар горя,
Тридцать три богатыря.
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны как на подбор.
С ними дядька Черномор.
- Сколько всего людей вышло из моря? (34 человека)
Вычислите значение выражения.
Ответ: 7
- В названии какой сказки Пушкина есть число 7?
Сказка о мертвой царевне и семи богатырях.
Решение задачи.
Учитель читает отрывок из сказки:
Вот мудрец перед Дадоном
Стал и вынул из мешка
Золотого петушка.
«Посади ты эту птицу,-
Молвил он царю, - на спицу;
Петушок мой золотой
Будет верный сторож твой…»
- Из какой сказки эти строки?
Задача. (Решает капитан третьей команды)
Спица на куполе дворца может выдержать вес
кг. Царю подарили петушка массой
кг. Выдержит ли спица, если петушок поправится на
кг?
Решение.
1)
(кг) будет весить петушок.
2)
, значит спица не выдержит
Ответ: спица не выдержит.
Конкурс «Собери мозаику»
Учитель заранее разрезает рисунки-иллюстрации сказок Пушкина произвольным образом и помещает в конверты для каждой команды. Ученикам предлагается собрать картинки в определенный рисунок.
Подведение итогов урока. Рефлексия.
- Ребята, понравилось ли вам наше сегодняшнее путешествие по сказкам А.С.Пушкина? Какое задание было для вас самым легким? А самым трудным? Что запомнилось лучше всего?
- Спасибо вам за работу на уроке. Я надеюсь, что вы и дальше будете изучать произведения А.С.Пушкина с таким же интересом, как и его сказки.