Тема урока: Свойства сложения рациональных чисел.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Цели урока:Обучающие:
систематизировать знания учащихся о свойствах сложения рациональных чисел;
вырабатывать прочные навыки применения свойств на практике;
мотивировать необходимость поиска рационального выполнения задания;
совершенствовать скорость счета.
Развивающие:
учить анализировать математические задания;
осуществлять поиск возможных вариантов решений;
развитие внимания учащихся, мышления и предметной речи.
Воспитательные:
воспитывать культуру математической речи;
воспитывать умение выслушивать мнение других;
воспитывать внимание при выполнении заданий;
владение навыками контроля и самоконтроля.
Планируемые результаты:
знать и применять свойства действий с рациональными числами при нахождение значения выражений, упрощении выражений;
создание внутренней потребности включения в учебную деятельность;
умение применять полученные знания на практике.
Образовательные результаты, на достижение которых направлено содержание урока: Создать условия для изучения и усвоения свойств действий с рациональными числами.
личностные УУД:
- формировать умение ясно и грамотно проговаривать выполняемые учебные действия;
- сравнивать результат действия с образцом и исправлять найденную ошибку;
- обсуждать под руководством учителя успешность или неуспешность своих действий.
метапредметные УУД:
- высказывать оценочные суждения о действиях партнера, опираясь на вопросы учителя;
- формировать умение высказывать свое мнение, анализировать ситуацию при решении поставленных задач на уроке.
предметные УУД:
- формировать умение анализировать выполнение задания под руководством учителя;
- формировать умение выделять составные части заданий и его решения;
- формировать умение работает по алгоритму, составленному совместно с учителем.
Организационный этап. Актуализация знаний
Настроились? Молодцы! Девизом нашего урока будет высказывание:
Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню,
Дай мне действовать самому, и я научусь.
Древнекитайская мудрость.
Сегодня мы поедем в путешествие по стране . . . (рациональных) чисел. Но чтобы поехать нам необходимо собрать багаж.
А наш багаж- это знания
Багаж собран. Ну что поехали!
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
С помощью наводящих вопросов, подвести к теме урока.
1. Прочитайте слова: Выигрыш, проигрыш, отдал, взял, зарплата, налог, долг
2.Разделите эти слова на 2 группы: в первый столбик – слова-синонимы слова «доход», во второй – слова – синонимы слова «расход».
Доход | Расход |
Выигрыш Взял Зарплата Приход Прибыль | Проигрыш Отдал Налог Долг Потеря |
•Каким арифметическим знаком можно заменить слово «доход», «расход»? («+» и «-»)
3.Действительно, бережливый хозяин хорошо должен знать как размер своего дохода, так и свои долги.
Задача.
Однажды купец решил посчитать, с прибылью для себя или с убытком он прожил этот месяц? Если:
1.Первый человек отдал ему 32 рубля своего долга;
2.Второму он дал в долг половину этих денег;
3.На строительство башни он пожертвовал 30;
4.Третий вернул 18 рублей;
5.И последняя сделка принесла ему доход 10 рублей.
Решение: 32 – 16 – 30 + 18 + 10 = 14
4.С каким знаком получившееся число?
-В какую колонку можно отнести полученный результат?
-А если бы число получилось отрицательное?
-Какой можно сделать вывод?
5.На уроках в школе мы учимся учиться. Что мы получаем «доход» или «расход»?
6.Назовите числа, из которых составлено выражение?
-На какие группы можно поделить эти числа? (положительные и отрицательные)
-Какое понятие в математике связывает эти числа? (целые числа)
-А теперь давайте вернемся к задаче про купца. Как купец рассчитывал свой доход? (дети говорят: «выполняли арифметические действия с целыми числами»).
- Использовали вы свойства действий при вычислениях? Какие свойства?
7.
Какие числа?
8. Тема урока: Свойства сложения рациональных чисел.
Цели урока:
1. продолжить формировать умение складывать, вычитать числа с разными знаками;
2. Формирование умений и навыков работы с рациональными числами с применением свойств сложения.
3.развивать самостоятельность и навыки самоконтроля
4.воспитывать внимательность, собранность, доброжелательное отношение к друг другу.
Изучение нового материала и первичное закрепление
(Открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков )
1. Работа в парах. ( с последующей проверкой)
1. -57 + 83 + 15 – 43 + 2 Ответ: 0
2.
Ответ: -8
3. -6,87 + 2,4 – 3,2 + 6,87 – 2,4 Ответ: -3,2
( Для слабых):
1) -15 + 20 – 10; 2) 43 – 18 – 43; 3) -8 + 12 + 8 – 17 4) - 12 – 9 – 9 +13
-5 -18 -5 17
2. Работа у доски. (слайд « Как это считать?» )
1. 36 + (- 52) + (- 179) + 79 + 185 + (- 85) + 52 = (-179+79) + (185-85) +36 = 36
2.
3.
3. Составление памятки.
Памятка.
« Нахождение значения выражения, содержащего знаки «+» и «-».
Сложить сначала противоположные числа.
Сгруппировать слагаемые, удобные для счета (например, противоположные числа, у которых модули мало отличаются или десятичные дроби с дробями десятичными, обыкновенные дроби с одинаковыми знаменателями, смешанные числа со смешанными числами и т.п.)
3)Если нет слагаемых, удобных для счета, то сложить отдельно положительные и отдельно отрицательные числа, а затем найти сумму положительного и отрицательного чисел.
Дополнительно:
4. Самостоятельная работа
| Вариант 1 | | Вариант 2 |
Начальный уровень А) -8,5+(-3)+8,5 Б) -12 – 9 + 12+ 13 | Начальный уровень А) 6,2+ 3,5+(-6,2) Б) 23+(-15)+(-23)+7 |
Средний уровень В)-6,8+4,23 + 17,2 - 4,23+6,8 - 20 | Средний уровень В) -30 + 12,3 – 5,1 – 12,3 + 18,7 + 5,1 |
Достаточный уровень Г) | Достаточный уровень Г) |
Ответы:
| Вариант 1 | | Вариант 2 |
А | -3 | А | 3,5 |
Б | 4 | Б | - 8 |
В | -2,8 | В | -11,3 |
Г | | Г | |
5. Подведение итогов. Рефлексия.
Лист контроля
1. | Кроссворд (работа в парах) | |
2. | Устная работа | |
3. | Задача купца | |
4. | Работа в парах | |
5. | Работа у доски | |
6. | Самостоятельная работа | |
7. | Ответы на вопросы | |
7. Доп. Задача