СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме « Устройство Римской республики»

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаю конспект урока, показывающий как можно связать древность с современностью

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме « Устройство Римской республики»»

Урок по теме « Устройство Римской республики»

Учитель: Дьячук Виктория Юрьевна

Класс: 5

Дата проведения: 14.03.2018.

Цель: дать представление об общественно-политическом устройстве Рима.

Задачи: формировать умения самостоятельно работать с основной и дополнительной литературой, обобщать, анализировать материал, выделять главное; производить перевод информации из одного вида в другой (составлять схему по тексту, находить объекты на карте); поддерживать интерес к изучению истории (показать связь между древностью и современностью).

Планируемые результаты: предметные: показывать объекты на исторической карте, находить и обозначать их на контурной карте; раскрывать характерные, существенные черты форм государственного устройства древних обществ с использованием понятий «республика», «закон»; давать определение понятий;

метапредметные: вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, передавать и преобразовывать её; формулировать свою точку зрения, слушать и слышать друг друга; производить анализ и синтез материала, делать выводы; Личностные: обрести мотивацию к изучению нового материала; осознать связь между событиями, явлениями процессами древней истории и современной жизни.

Оборудование: карта, таблички со словами «кандидат», «консультироваться».

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Ход урока

I. Организационный момент.

Смысловые блоки содержания

Учебно-познавательные и учебно-практические вопросы и задания

Деятельностный компонент урока ( на уровне учебных действий)

II.Мотивационно-целевой этап.

Определение темы урока

Все мы знаем, что периодически в нашей стране и в других государствах проводятся выборы. 18 марта ваши взрослые родственники пойдут на выборы в очередной раз. Кого будем выбирать?

А вам приходилось когда-нибудь принимать участие в выборах?

Как и когда зародились выборы, узнаем на нашем сегодняшнем уроке. (Объявляется тема урока)

1. Отвечают, что Президента РФ.

2. Вспоминают о выборах ученического самоуправления.





3. Записывают тему в тетрадь.

Формулирование задач урока

Зная тему урока, можете ли вы предположить, где зародились выборы?

На какие вопросы вы хотели бы получить ответ на уроке?

1. Предполагают, что в Риме.

2.Предлагают вопросы: Когда зародились выборы и как они проводились?

III.Актуализация полученных знаний


Давайте вспомним, где находится государство Рим.

У вас на столах лежат контурные карты. Внимательно прочитайте задание. Что нужно сделать? Выполните задание.



В каком году в Риме установилась республика?

После каких событий она была установлена?


Что такое республика?





Как называли в Риме двух правителей, выбираемых на год?

Как называлось должностное лицо, выбираемое плебеями?

Каким правом обладал народный трибун?

Что означает право вето?




Вспомните, как выглядела схема управления римской республикой, в 4 в. до н. э., когда плебеи добились права выбирать народных трибунов.

Можно ли управление в Риме назвать демократией? Почему?



В каком ещё государстве древности существовала демократия?

Как проходили выборы должностных лиц в Афинах?


По закону богатые или бедные могли избираться?

Почему избирали в основном богатых?

Кто ввёл плату за исполнение выборных должностей? Когда это было?

1.Показывают на карте ( 1 у доски)

2. Читают. Объясняют, что нужно заштриховать четырёхугольник, в котором находится территория Рима.

3. Штрихуют.

4. Отвечают: в 509 г. дон. э. После изгнания последнего царя Тарквиния Гордого.

5. Дают определение: порядок управления, при котором должностные лица выбираются на определённый срок.

6. Отвечают: консулы


7. Отвечают: народные трибуны.


8. Вспоминают право вето.

9. Отвечают, что трибун мог отменить распоряжение консула или решение Сената, если считал их несправедливыми.

10. Смотрят в тетрадях. Один изображает схему на доске.


11. Вспоминают, что демократия – это власть народа и делают вывод, что можно, т. к. народ сам выбирает правителей.

12. Отвечают, что в Греции, в Афинах.

13. На народном собрании; поднятием рук.

14. Любой гражданин.

15. За должности не платили.

16. Перикл. В 5 в. до н.э.

IV. Процессуально-содержательный этап урока

1. Выборы консулов и принятие законов


























































2. Сенат и его роль в Риме






















3. Римское войско

Должностным лицом в Риме так же мог стать как богатый, так и бедный гражданин, но исполнение должностей так же не оплачивалось.

Римский гражданин сам предлагал, чтобы его избрали на должность, Но одержать победу было сложно. За несколько месяцев до выборов богачи, желавшие занять должность консула, начинали выступать перед избирателями. Выглядеть это могло примерно так…( см. Приложение)

За кого бы вы проголосовали? Почему?

Как вы думаете, эти призывы отражали заботу о бедняках? Были ли у бедных римлян деньги на проведение такой избирательной кампании?

Знатные римляне, добивавшиеся должности консула, надевали белоснежный плащ – кандиду ( отсюда кандидат – человек, стремящийся занять какую-либо должность) (на доске крепится слово кандидат). Такое значение слово кандидат имеет и в наши дни.


Как же проходила сама процедура выборов?

Прочитайте 3 первых абзаца п. 1 на стр. 223. Найдите описание выборов и зачитайте его вслух.

Сделайте вывод, такое голосование является открытым или тайным?

В чём преимущество тайного голосования?





Консулы были главными должностными лицами. Какие функции они выполняли? Найдите ответ, прочитав следующий абзац.






Поскольку каждый из консулов мог отменить решение другого, им нужно было советоваться при обсуждении государственных дел, отсюда происходит глагол «консультироваться» (вывешивается табличка с глаголом).




Во время войны один консул оставался в Риме, а другой отправлялся в поход. Но если опасность была велика, оба консула находились при войске и командовали поочерёдно, ежедневно меняясь.

- В чём слабость такого порядка управления войском?


( И на следующем уроке мы сможем в этом убедиться)

- В чём сходство между формами правления в Афинах и в Риме?







Давайте вернёмся к нашей схеме. На ней не хватает ещё одного органа управления. А именно сената.

- Вспомните, что такое сенат.

Да, изначально сенат был советом старейшин, но в 3 в. до н.э. родовых старейшин в Риме уже не было. Членами сената – сенаторами – без всяких выборов и пожизненно становились бывшие консулы, народные трибуны и другие должностные лица.

Обычно на заседании сената председателем был консул. Он редко выступал против мнения большинства, даже если был не согласен с ним. Почему?



Таким образом получается, что не Народное собрание, а сенат имел большое влияние на консулов и других должностных лиц. Римская республика стала аристократической, т.е. власть принадлежала знати. Сенат играл определяющую роль в разработке законов, ни перед кем не отчитывался и не нёс ответственности за ошибочные действия.


У вас на столах лежит дополнительный материал, рассказывающий о римском войске. Внизу даны вопросы. Работая с п. 3 параграфа 46 и дополнительным материалом составьте дома краткий рассказ о римском войске, используя предложенные вопросы.

1. Двое учеников изображают консулов, выступающих перед избирателями, и стараются привлечь последних на свою сторону.





2. Отвечают на вопросы, обосновывают свою точку зрения.




3. Записывают определение в тетрадь.




4. Читают указанный пункт, находят описание и зачитывают его вслух.

5. Определяют, что тайным.

Высказывают своё мнение ( например, что человек не боится голосовать за кого посчитает нужным, так как о его выборе никто не узнает и не будет ему мстить)

5. Читают 4 абзац. Выясняют, что оба консула обладали равной властью, созывали народное собрание, по очереди председательствовали на нём, предлагали новые законы, производили набор в войско.



6. Записывают в тетрадь «Консультироваться – советоваться, договариваться»





7. Отмечают, что во время войны смена командующего вредна и опасна.


8. Отмечают следующее:

1) Высшая власть в обоих государствах принадлежала Народному собранию.

2) Правители в обоих государствах избирались на определённый срок.

3) Оба государства являлись республиками, причём рабовладельческими.




Отвечают, что это совет старейшин.






Вносят изменения в схему






Высказывают свои предположения, доходят до понимания того, что через год консулу предстоит стать сенатором и до конца жизни работать с этими людьми.









Бегло знакомятся с дополнительным материалом.


V. Рефлексия деятельности.



Вспомните, чем вы сегодня занимались на уроке. Что узнали нового? Какой момент понравился больше всего?

Анализируют свою деятельность на уроке

VI. Подведение итогов урока

1. Оценивание



2.Д/з

Объявляются полученные оценки, отмечается, кто работал активно, кому следует доработать на следующем уроке.

Параграф 46, составить рассказ о римском войске




Записывают домашнее задание.