МКОУ « Студенокская средняя общеобразовательная школа» Железногорского района Курской области
«Витамины»
(урок биологии в 8 классе)
Подготовила и провела учитель
биологии 1 категории Борзенкова О.В.
2017 г
"Витамины"
Тип урока: урок изучения нового материала.
Дидактическая цель урока: создать условия для осмысления новой учебной информации, применения их в знакомой и новой учебной ситуациях, проверки уровня усвоения системы знаний и умений, разнообразить процесс усвоения нового материала.
Цели по содержанию:
1. Образовательная:
раскрыть понятие «витамины»;
сформировать знания о биологической роли витаминов в обмене веществ, о многообразии витаминов;
показать необходимость включения витаминов в пищевой рацион.
2. Развивающая:
продолжить работу по обучению учащихся умению отбирать главное, используя различные источники информации, оформлять творческую работу в виде проекта;
продолжить работу по обучению учащихся умению публично защищать результаты творческой деятельности.
3. Воспитательная:
пробудить интерес к защите собственного здоровья;
воспитать культуру и эстетику поведения, взаимоуважение.
Методы: беседа, комментирование, выводы, метод проектов (информационных и исследовательских).
Форма организации учебной деятельности: индивидуальная.
Оборудование:
компьютер, мультимедиа;
раздаточные материалы, классная доска;
схемы, таблицы, экран.
Ход урока
Ӏ. Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте, ребята. Каждый день, когда мы с вами здороваемся, мы желаем друг другу здравия, т.е. здоровья. Здоровье – это самое ценное, что есть у человека. Здоровье - это то богатство, которое нельзя купить за деньги или получить в подарок. На всю жизнь человеку дается только один организм. Поэтому, мы должны бережно к нему относиться, постоянно о нем заботиться, чтобы долгие годы оставаться здоровыми!
- Что нужно и не нужно делать, чтобы сохранить здоровье?
- Остановимся на питании.
ӀӀ. Подготовка к изучению нового материала. Актуализация знаний.
Учитель: Беседа по вопросам:
Что значит правильно питаться?
Как необходимые вещества поступают в организм человека?
На какие вещества расщепляются в организме белки, жиры и углеводы?
Для чего нужны вода и соли в организме?
ӀӀӀ. Определение актуальности темы урока, постановка целей урока. Мотивация учебной деятельности.
Учитель: В далекие времена большое удивление вызывало то, что при достаточном и даже обильном, но однообразном питании у человека развивались тяжелые заболевания. Обратимся к истории.
История открытия витаминов. Выступление учащегося: В 1881 году русский врач Н.И. Лунину проводил опыты над двумя группами мышей. Одних он кормил натуральным молоком, а других – искусственной смесью, куда входили белки, жиры, углеводы, соли и вода в тех же пропорциях, что и в молоке. Животные второй группы вскоре погибли. Опыты Лунина были повторены в России, Швейцарии, Англии, Америке. Результаты неизменно были те же, правильность и точность опыта подтвердились. Но как объяснить результаты такого опыта? Почему погибли мыши, вскормленные искусственной пищей? На этот вопрос ответил польский биохимик Казимир Функ. Он получил из рисовых отрубей желтые кристаллики, одной тысячной доли грамма которых было достаточно, чтобы организм был здоров. К. Функ назвал эти жизненно важные вещества ВИТАМИНАМИ (от лат. «вита» - жизнь и «амин» – содержащий азот.) Правда, потом оказалось, что не все витамины содержат азот, но старое название этих веществ осталось.
Тема нашего сегодняшнего урока «Витамины». Что такое витамины? Какова будет цель нашего урока? Что бы вы хотели узнать о витаминах? Какую роль витамины выполняют в организме человека, в каких продуктах содержатся, какие заболевания развиваются при недостатке или отсутствии витаминов. Вооруженные новыми знаниями, вы сможете по – иному взглянуть на свой образ жизни, в частности на то, как вы питаетесь.
Урок наш будет необычным, вы к нему готовились заранее, работали свой проектами. Сегодня на уроке вы продемонстрируете результаты своих проектных исследований, послушаете своих товарищей. В конце урока эксперты определят активных учащихся и победителей по отдельным номинациям.
ӀV. Изучение нового материала.
1.Определение витаминов. Классификация витаминов.
Учитель: В настоящее время известно более 25 витаминов их обозначают латинскими буквами: А,В,С,Д и т.д. Некоторые из них образуют целые группы, например витамины группы В. Все витамины делятся на 2 большие группы: растворимые в воде и растворимые в жирах. Водорастворимые витамины: В, С, Р – они не накапливаются в организме. Жирорастворимые витамины: A, D, Е, К, F – могут накапливаться в организме. Большинство витаминов в организме не синтезируются в достаточном количестве и не откладываются про запас, а значит должны поступать с пищей в качестве ее необходимого компонента.
При отсутствии или недостатке витаминов в пище возникают различные заболевания: авитаминоз, гиповитаминоз, гипервитаминоз
Что означает приставка «а»? (Отсутствие витаминов в пище). При этом возникают серьезные отклонения в состоянии здоровья – заболевания.
Что означает приставка «гипо»? (Малое, недостаточное количество витаминов в пище). При этом серьёзных заболеваний не возникает, но человек быстро утомляется, понижается работоспособность, повышается раздражимость, снижается сопротивляемость к инфекциям.
Что означает приставка «гипер»? (Сверх, избыток витамина в организме)
Гипервитаминозы проявляются в виде интоксикации (отравления) организма.
Более токсичным действием обладают избыточные дозы жирорастворимых витаминов, так как они накапливаются в организме.
2. «Азбука витаминов» (Презентация проектов)
Учитель: А теперь более подробно познакомимся с витаминами каждой группы. Начинаем презентацию проектов. (Учащиеся зачитывают свой план проекта и защищают его. Идет обсуждение выступлений. В рабочих тетрадях по ходу защиты проектов выполняется упражнение )
V. Первичное осмысление и применение изученного материала. Выработка совместного решения.
Беседа: Что мы узнали о витаминах? Учитель, учащиеся:
Витамины – это биологически активные вещества, действующие на организм в ничтожно малых количествах.
Они входят в состав всех ферментов, являются ускорителями процессов обмена веществ.
Витамины делятся на водорастворимые и жирорастворимые.
Авитаминоз – отсутствие витамина, гиповитаминоз – недостаточное количество витамина, гипервитаминоз – излишек витамина в организме
Надо есть больше овощей, фруктов, рыбы, молока.
Во время одной из экспедиций Колумба часть экипажа сильно заболела, у них кровоточили десны, выпадали зубы, наблюдалась слабость, вялость, люди теряли сознание. Умирающие моряки попросили капитана высадить их на каком-нибудь острове, чтобы они могли там спокойно умереть. Колумб сжалился над страдальцами, причалил к ближайшему острову, на котором росли разнообразные цитрусовые деревья. Он оставил больных вместе с запасом провианта, ружьями и порохом на всякий случай. А через несколько месяцев, на обратном пути его корабли вновь подошли к берегу, чтобы предать останки несчастных моряков земле. Каково же было их удивление, когда они встретили своих товарищей живыми и здоровыми! Остров назвали “Кюрасао”, по-португальски это означает “оздоравливающий”. Что же спасло моряков от гибели?
Проанализируйте эпизод из книги Ю. Никулина «Почти серьезно». Он произошел с автором во время обороны Ленинграда. Как только наступали сумерки, многие из бойцов слепли и только смутно, с трудом, различали границу между землей и небом... Кто-то предложил сделать отвар из сосновых игл. К сожалению, это не помогло. Лишь когда на батарею выдали бутыль рыбьего жира и каждый принял по ложке этого лекарства вечером и утром, зрение тут же начало возвращаться. (У бойцов батареи возникла куриная слепота из-за недостатка витамина А. Отвар же сосновых игл содержит большое количество витамина С. Он не мог заменить витамин А, который присутствовал в рыбьем жире.)
VӀ. Подведение итогов.
Оценка результатов проектной деятельности (выступает экспертная группа, учитель оценивает работу учащихся).
Рефлексия (Организую этап самооценки и выясняю мнение учащихся об уроке).
Давайте вспомним цель нашего урока. Как вы считаете, достигли ли мы цели урока? Что вы узнали для себя нового? (опрос каждого ученика).
Понравился ли вам урок? Что показалось самым удачным, интересным, а что можно было бы сделать иначе? Оцени, пожалуйста, свой вклад в работу класса.
Считаешь ли ты, что в свете новых знаний нужно пересмотреть свой рацион?
Каждый из вас получит маленький буклетик с рекомендациями на будущее и небольшой сюрприз.
VӀӀ. Домашнее задание.
Оценка за урок, несомненно, важна для каждого из вас, но главные оценки вам поставит жизнь – за то, как вы воплощаете свои знания, в том числе и те, которые получили на сегодняшнем уроке. Здоровье на 25% зависит от наследственности и медицины, а на 75% – от образа жизни, который вы будете вести. И завершить урок хотелось бы словами немецкого поэта и естествоиспытателя Гете: “Мало знать, надо и применять. Мало хотеть, надо и делать”. Будьте здоровы! Надеемся, что эти болезни обойдут вас стороной, а для этого, чтобы не случилась с вами беда, ешьте витамины всегда!
Творческое задание: придумать рецепт витаминизированного салата
Спасибо всем!