2 Актуализация и фиксирование индивидуальных затруднений в пробном действии | Организовать фиксацию затруднения на уроке как направлений будущей учебной деятельности | Словесный (беседа) Словесный (сравнение) Словесный (беседа) | Ребята, сегодня на уроке мы начинаем знакомство с новым разделом. Откройте учебник на стр. 85. Прочитайте, как называется новый раздел? (Путешествие по городам и странам). О чем пойдет речь в этом разделе? Чем отличается новый раздел от предыдущего? Как вы считаете, нужно ли нам знать города и страны? Зачем? Давайте прочтем и узнаем, правы мы или нет. (дети по цепочке читают пункты). Ребята, а с какими городами России вы познакомились в прошлом году? (Москва, Санкт – Петербург, Саратов). Какие города России вы знаете еще? (ответы детей) Ребята, прослушайте стихотворение и подумайте, о чем оно. Катись, катись, колечко, По краешку Земли, от Северного моря. И голубой тайги, По рощам и долинам. До волжских берегов, Где древняя Россия В названьях городов. Владимир, тихий Углич, Залесский Переславль, Жемчужина России– Нарядный Ярославль. Ростов Великий, Суздаль и Сергиев Посад… Их имена как песня Народная звучат. Колечко золотое Скрепило города. Здесь матушка Россия, Здесь русский дух всегда! О чем это стихотворение? Как вы понимаете слова: «колечко золотое скрепило города»? (ответы детей) А вам известно, что такое Золотое кольцо России? (нет) | Отвечают на вопросы учителя Читают по цепочке Приводят примеры Высказывают трудность Отвечают на вопросы учителя | Фронтальная Фронтальная Фронтальная | Учебник стр. 85 Учебник стр. 85 Стихотворение | Контроль учителя Контроль учителя Контроль учителя | использовать тексты учебника, для поиска ответов на вопросы Приводить примеры городов России | Р: выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения П: понимать содержание текста К: включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками, проблем и вопросов Р: выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения П: понимать содержание текста К: включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками, проблем и вопросов | внутренняя позиция школьника на уровне осознания и принятия образца ответственного ученика внутренняя позиция школьника на уровне осознания и принятия образца ответственного ученика |
5 этап реализации построенного проекта | Организовать реализацию построенного проекта в соответствии с планом. Организовать реализацию построенного проекта в соответствии с планом. Организовать реализацию построенного проекта в соответствии с планом. Организовать реализацию построенного проекта в соответствии с планом. Организовать реализацию построенного проекта в соответствии с планом. Организовать повторение учебного содержания необходимого для обеспечения содержательной непрерывности. | Словесный (беседа) Наглядный (знакомство с картой) Словесный (рассказ) Практический (создание маршрутного листа) Наглядный (просмотр виде) Практический (создание маршрута) Словесный (рассказа) Словесный (беседа) Практический (составление маршрута) Практический (чтение) Наглядный (просмотр видео) Словесный (рассказ) Практический (создание маршрута) Наглядный (иллюстрации) Словесный (беседа) Словесный (беседа) Словесный (рассуждение) | Ребята, какой первый пункт плана? (Узнать, какие города России являются древними культурными центрами). Как вы понимаете выражение «древний культурный центр»? Как вы думаете, какие города являются древними культурными центрами? (версии детей). Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие по древним культурным центрам России и узнаем, что такое Золотое Кольцо России. Откроем карту в учебнике на стр. 86, прочитайте названия городов, которые мы сегодня посетим. Также у вас на партах есть маршрутные листы, но на них ничего не отмечено, после посещения каждого города вам будет нужно заполнять маршрутный лист. (выполняется индивидуально, в парах совещаются) Ребята, первым город, который мы посетим является Сергиев Посад, найдите его на карте. Слышали ли вы об этом городе? Как вы думаете, почему он так называется? (версии детей). Город Сергиев Посад назван так в честь святого Сергия Радонежского, который основал здесь большой монастырь. Этот монастырь называется Троице – Сергиева лавра. (фото на слайде). Слово «лавра» обозначает главный, самый важный монастырь. И он действительно признан самым главным монастырем России. Ребята, на вашем маршрутном листе подпишите город, с которым мы сейчас познакомились, в конверте найдите изображение главной достопримечательности Сергиева Посада. Что вам боль всего запомнилось об этом городе? (ответы детей) Давайте запишем это в окошко для примечаний. Ребята, наше путешествие продолжается и следующая остановка в городе Переславль Залесский, найдите его на карте. Чтобы суметь проложить маршрут на вашем листе, я предлагаю вам посмотреть ролик об этом городе. Ребята, теперь отметьте Переславль Залесский на вашем маршрутном листе. Следующим городом в нашем путешествии будет Ростов, найдите его на карте. Посмотрите ролик об этом городе и ответьте на вопрос: чем знаменит город Ростов? (смотрят ролик, отвечают на вопрос). Молодцы ребята, поместим Ростов на наши маршрутные листы. Следующая остановка произойдет в городе Угличе, найдите его на карте. Об этом городе вы узнаете из учебника, откройте стр. 89, вся информация об г. Угличе есть на этой странице, прочитайте, обсудите друг с другом, почему город Углич имеет такое название и чем он знаменит, поместите его на свои маршрутные листы. Молодцы, ребята мы продолжаем свое путешествие и останавливаемся в г. Ярославле, найдите его на карте. Ребята, а знаете ли вы, почему Ярославль называют родиной русского театра? (версии детей). Я предлагаю вам послушать об этом городе и ответить на вопрос: почему город называется родиной русского театра. Ярославль – самый крупный город Золотого Кольца. Он был основан князем Ярославом Мудрым, имя которого и носит. Город тоже стоит на Волге. Вдоль реки можно прогуляться по очень красивой набережной. В центре города мы увидим памятник Федору Григорьевичу Волкову. Этот замечательный человек создал в Ярославле первый в России общедоступный театр. Вот почему Ярославль называют родиной русского театра. (дети слушают, отвечают на вопрос, отмечают город на маршрутном листе). Отлично, ребята, мы преодолели половину нашего пути, и я предлагаю вам выполнить физминутку. Следующий город в нашем маршруте называется Кострома, найдите его на карте. Ребята, посмотрите на слайд, так расположены улицы в г. Костроме, как вы думаете, почему они так расположены? (версии детей). Чтобы ответить на этот вопрос и узнать, чем он славится я предлагаю вам открыть стр. 91 и прочесть о Костроме. (дети читают, отвечают на вопрос, отмечают город на маршрутных листах). Продолжаем путешествие, найдем на карте город Плес. Его еще называют городом художников, как вы думаете, почему? (версии детей). Чтобы ответить на этот вопрос, посмотрим видеоролик. (смотрят видео). Почему же Плес – город художников? Какому художнику в Плесе открыт музей? Молодцы, отметьте на маршруте г. Плес. Ребята, посмотрите на карте, в какой город мы отправимся из Плеса? (Иваново). Иваново называют текстильной столицей России или ситцевым краем, как вы считаете, почему? (версии детей). Чтобы ответить на вопрос, продолжим просмотр ролика. (смотрят, отвечают на вопрос, отмечают город на маршрутном листе). Следующий город, который мы посетим называется Суздаль, найдите его на карте. Суздаль называют городом – музеем, как вы думаете, почему? (версии). Чтобы ответить на вопрос, послушайте об этом городе. В Суздале находится 33 церкви, 5 монастырей, 17 часовен. Удивительно чувствуешь себя на улицах Суздаля, как будто перенесся в далекое прошлое. В городе есть знаменитый музей деревянного зодчества, где собраны старинные постройки из дерева – церкви, мельницы, избы и др. (дети слушают, отвечают на вопрос, отмечают город на маршруте). Ребята, нам осталось посетить один город, давайте найдем его на карте. Это Владимир. Знаете ли вы какие исторические культурные сооружения есть в этом городе? Предлагаю вам познакомиться с ними самостоятельно, откройте стр. 94 – 95, прочитайте о городе Владимире и рассмотрите иллюстрации. (читают, отвечают на вопрос, отмечают город на маршруте. Ребята, путешествие по городам подошло к концу. Обратимся к нашему плану. Какой пункт мы выполнили? Давайте его отметим, оцените свою деятельность на листах самооценки. Какой следующий пункт плана? (сделать вывод). Ребята, посмотрите на маршрутные листы, которые у вас получились, как вы считаете, почему этот маршрут называют Золотым кольцом России? (ответы детей). Считаете ли вы, что необходимо бережно относиться к памятникам истории и культуры? Почему? Вернемся к нашему девизу «Наблюдай и восхищайся, изучай и береги». Подходит ли девиз к нашей теме? Почему? (ответы детей) Ребята, давайте сделаем вывод: что такое Золотое кольцо России? Какие города входят в состав Золотого кольца? Как следует относиться к памятникам истории и культуры? (делают вывод, обобщают). Давайте сверим наш вывод с учебником, откройте стр. 97, прочтите текст за зеленой чертой. Верный вывод мы сделали? Расскажите его друг другу. Какой пункт плана мы выполнили? Отметим его, оцените свою деятельность на листах самооценки. Какой следующий пункт плана? (применить новые знания). Прочтите утверждения и определите правдивы они или нет, обсудите это друг с другом, обоснуйте свою точку зрения Золотое кольцо России это города России, в которых делают золотые украшения. В Золотое кольцо России входят такие города, как Сергиев Посад, Углич, Кострома, Суздаль, Владимир и др. Культурные достопримечательности городов Золотого кольца не считаются ценностью. | Отвечают на вопросы учителя Рассуждают Изучают карту Выдвигают версии Работают на слух Составляют схему (маршрут) Работают в паре Наблюдают, анализируют Работают в паре Наблюдают Работают в паре Находят информацию в учебнике Работают в паре Определяют причины Работают на слух Отвечают на вопросы учителя Работают в паре Рассуждают, выдвигают версии Находят информацию в учебнике Работают в парах Наблюдают, анализируют Работают в паре Выдвигают версии Работают в паре Рассуждают Работают на слух Отвечают на вопросы учителя Работают в паре Находят информацию в учебнике Обсуждают Работают в паре Осуществляют самооценку Соотносят работу с планом Рассуждают, анализируют Рассуждают Делают вывод Выявляют понятие Сравнивают с учебником Обсуждают в паре | Фронтальная Фронтальная Фронтальная Парная Фронтальная Парная Фронтальная Парная Индивидуальная Парная Фронтальная Парная Фронтальная Индивидуальная Парная Фронтальная Парная Фронтальная Парная Фронтальная Парная Индивидуальная Парная Индивидуальная Фронтальная Фронтальная Парная Парная | План Учебник стр. 86 Маршрутные листы, конверты Презентация в программе Power Point Маршрутные листы, конверты Учебник стр. 86 Видеоролик Карта Маршрут. Лист Видеоролик Маршр. Лист Карта Учеб. Стр. 89 Маршр. Лист Карта Презентация в программе Power Point Марш. Лист Физминутка Презентация в программе Power Point Уч. Стр 91 Карта Видеоролик Марш. Лист Карта Видеоролик Марш. Лист Карта Презентация в программе Power Point Марш. Лист Учеб. Стр. 94 – 95 Марш. Лист План Листы самооценки План Маршрутные листы Девиз Учебник стр. 97 Презентация в программе Power Point | Контроль учителя Контроль учителя Взаимоконтроль Контроль учителя Взаимоконтроль Взаимоконтроль Самоконтроль Контроль учителя Взаимоконтроль Самоконтроль Взаимоконтроль Контроль учителя Взаимоконтроль Контроль учителя Взаимоконтроль Самоконтроль Взаимоконтроль Контроль учителя Взаимоконтроль Взаимоконтроль | находить на карте города Золотого кольца России, приводить примеры достопримечательностей этих городов; использовать тексты и иллюстрации учебника, другие источники информации для поиска ответов на вопросы, объяснений находить на карте города Золотого кольца России, приводить примеры достопримечательностей этих городов; использовать тексты и иллюстрации учебника, другие источники информации для поиска ответов на вопросы, объяснений находить на карте города Золотого кольца России, приводить примеры достопримечательностей этих городов; использовать тексты и иллюстрации учебника, другие источники информации для поиска ответов на вопросы, объяснений осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры Знать города Золотого кольца России, их культурные особенности и достопримечательности | Р: сохранять учебную задачу урока (самостоятельно воспроизводить её в ходе выполнения работы на различных этапах урока); П: выделять существенную информацию из учебника; понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде схем; строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока; проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении схем К: включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками, проблем и вопросов; формулировать ответы на вопросы; слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь Р: соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатом К: высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока П: овладение логическими действиями синтеза, обобщения построения рассуждений | проявление чувства гордости за свою Родину, в том числе через знакомство с историко-культурным наследием городов Золотого кольца России осознание личностного смысла учения как условия успешного взаимодействия социуме бесконфликтное поведение мотивация к творческому труду, работе на результат проявление чувства гордости за свою Родину, в том числе через знакомство с историко-культурным наследием городов Золотого кольца России осознание личностного смысла учения как условия успешного взаимодействия социуме бесконфликтное поведение мотивация к творческому труду, работе на результат проявление чувства гордости за свою Родину, в том числе через знакомство с историко-культурным наследием городов Золотого кольца России осознание личностного смысла учения как условия успешного взаимодействия социуме проявление чувства гордости за свою Родину, в том числе через знакомство с историко-культурным наследием городов Золотого кольца России осознание личностного смысла учения как условия успешного взаимодействия социуме |
7 Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону | Выявить уровень усвоения нового материала Выявить уровень усвоения нового материала Выявить уровень усвоения нового материала | Словесный (объяснение) Практический (тест) Практический (тест) Практический (тест) | Я предлагаю вам выполнить самостоятельную работу на отметку, где будет 7 вопросов по теме урока. Отметку 5 можно получить за 6 – 7 верных ответов. Отметка 4 за 5 верных ответов. Отметка 3 за 3 – 4 верных ответа. За 0 – 2 верных ответа – отметка 2. Вопрос № 1 Какой город не входит в Золотое кольцо? Суздаль Ярославль Сергиев Посад Нижний Новгород Вопрос № 2 В каком городе есть Троице-Сергиева лавра? Сергиев Посад Углич Кострома Ярославль Вопрос № 3 В каком городе делают финифть? Москва Ростов Плёс Ярославль Вопрос № 4 В каком городе река Волга изгибается углом? Владимир Кострома Углич Плёс Вопрос № 5 Какой город называют городом музеем? Суздаль Владимир Углич Плёс Вопрос № 6 Какой город называют городом художников? Ростов Сергиев Посад Плёс Кострома Вопрос № 7 Почему эти города вместе называют Золотым кольцом? там делают знаменитые золотые украшения на карте они образуют кольцо там находятся всемирно известные памятники старины каждый город окружён кремлём, как кольцом Самопроверка по эталону на слайде, отметки ставит учитель. Какой пункт плана мы выполнили? Отметим его, оцените свою деятельность. | Соотносят работу с планом Знакомятся с критериями Выполняют самостоятельную работу Выполняют самостоятельную работу Осуществляют самопроверку | Индивидуальная Индивидуальная Индивидуальная | Тесты Тесты Тесты Презентация в программе Power Point | Самоконтроль Самоконтроль Самоконтроль Самоконтроль | Знать города Золотого кольца России, их культурные особенности и достопримечательности Знать города Золотого кольца России, их культурные особенности и достопримечательности Знать города Золотого кольца России, их культурные особенности и достопримечательности | Р: оценивать правильность выполнения заданий, используя критерии, заданные учителем П: овладение логическим действием анализа Р: оценивать правильность выполнения заданий, используя критерии, заданные учителем П: овладение логическим действием анализа Р: оценивать правильность выполнения заданий, используя критерии, заданные учителем П: овладение логическим действием анализа | мотивация к работе на результат мотивация к работе на результат мотивация к работе на результат мотивация к работе на результат мотивация к работе на результат |