СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме "Зрение"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме "Зрение"»


Органы чувств. Зрительный анализатор.


Учитель: Челокьян Л.Н.



Заболевания

и

повреждения глаз.



Природа, в заботе о нашем счастье, не только разумно устроила органы нашего тела, но ещё подарила нам гордость, - видимо, для того, чтобы избавить нас от печального сознания нашего несовершенства.

Франсуа де Ларошфуко



Если не бегаешь, пока здоров,

придётся побегать, когда заболеешь.

Гораций

Цели: Выяснить причины нарушения зрения, их

профилактику. Заболевания и повреждения глаз.


Задача обучения: к концу урока учащиеся должны раскрыть

причины дальнозоркости и близорукости, показать меры их предупреждения; разъяснить требования, предъявляемые гигиеной зрения; дать представление о травмах глаз и о мерах доврачебной помощи;


Задачи развития: называть заболевания, связанные с

нарушением работы органов зрения.

Анализировать и оценивать:

  • воздействие факторов риска на здоровье;

  • влияние собственных поступков на здоровье.

Использовать приобретённые знания для:

  • соблюдения мер профилактики заболеваний и повреждений органов зрения;

  • профилактики вредных привычек .

Задачи воспитания: показать экологические факторы,

благоприятствующие зрению и

вызывающие дискомфорт.


Формы работы: а) парная (актуализация знаний);

б)общеклассная (эвристическая беседа);

в)индивидуальная (закрепление).


Методы: словесные(эвристическая беседа с элементами

самостоятельной работы), наглядно-

образные(иллюстрации), ТСО.

Организация деятельности на уроке: развивающее повторение

(актуализация знаний); изучение нового материала;

рефлексия.

Ход урока

Что для нас зрение?

Пожалуйста, закройте глаза.

Представьте себе яркое, жёлтое солнце, голубое-голубое небо, прозрачные белёсые облака, нежную зелень травы, причудливой формы раскрывшийся цветок… Всё это мы можем представить только имея опыт познания.

Все мы оказывались в тёмной комнате, хорошо если знакомой, а если это незнакомое помещение?

Людям зрячим трудно представить себе, как можно жить в полной темноте. Но ведь люди лишённые зрения умеют различать цвета, предметы, рисуют, читают книги, танцуют, в спорте достигают успехов!

Это героизм? Или любому человеку это под силу?

Сильные люди? Или желание жить полноценно?

Сегодня мы попытаемся разобраться с причинами возникновения нарушений зрения и требованиями которые предъявляет гигиена зрения.

Для того, чтобы разобраться с нарушениями зрения необходимо знать строение глаза и зрительного анализатора.


I. Проверка знаний.

Перечислите отделы каждого из звеньев, образующих глаз и зрительный анализатор.


Периферическое звено: глаз:

Глазное яблоко

белочная оболочка-склера:роговица,

сосудистая оболочка:радужка, зрачок,

сетчатка:рецепторы:

колбочки(цв), палочки(ч/б);

стекловидное тело, хрусталик

вспомогательный аппарат

веки, ресницы, слёзный аппарат,

глазодвигательные мышцы

Проводниковое звено: зрительный нерв(II)

Центральное звено: затылочная доля коры больших полушарий


Давайте повторим внутреннее строение глаза.

« Файл-1»

(Глава 11, §52,д/м Внутреннее строение глаза)


.

Тест (3 уч-ся, в тетради)

«файл» Тренажер

Из перечня(1-10) выберите правильные ответы на вопросы (А-Л) и зашифруйте их.

1. Хрусталик 6. Зрительный нерв

2. Сетчатка 7. Белочная оболочка и роговица

3. Рецептор 8. Радужная оболочка

4. Зрачок 9. Сосудистая оболочка

5. Стекловидное тело 10. Зрительная зона коры мозга


А. Три части зрительного анализатора(последовательно)

Б. Воспринимает зрительные раздражения.

В. Проводит возбуждение в мозг.

Г. Осуществляет различные зрительные раздражения.

Д. Преломляет лучи.

Е. Меняет форму (кривизну)

Ж. Состоит из светочувствительных клеток – колбочек и

палочек

З. Защитные оболочки глаза.

И. Место образования изображения предмета.

К. Отверстие в радужной оболочке.

Л. Чёрный и питающий слой глазного яблока.


Ключ к заданию:


А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

И

К

Л

3,6,10

3

6

10

1

1

2,3

7,8

2

4

9





II. Изучение нового материала.

Почему нельзя читать в движущемся транспорте?

(Г-11, 52.

Растояние между книгой и глазами постоянно меняется, меняется и равномерность освещения. «Файл-2» Аккомодация хрусталика,

«файл-3»Примеры аккомодации)


Одной из важных характеристик зрения является ОСТРОТА ЗРЕНИЯ, которая определяет предельную способность глаза различать мелкие детали в поле зрения. Острота зрения зависит от общей освещённости, контраста деталей изображения на определённом фоне и других причин. Вспомните требования , которые предъявляет гигиена зрения (откуда должен падать свет, освещение помещения, какова удалённость предмета, положение тела при чтении).

Наиболее часто встречающиеся нарушения зрения – это близорукость(миопия) и дальнозоркость(гиперметропия). Наличие этих нарушений устанавливает врач при измерении остроты зрения с помощью специальных таблиц.


БЛИЗОРУКОСТЬ бывает врождённой и приобретённой.


При врождённой близорукости глазное яблоко имеет удлинённую форму.

Приобретённая близорукость развивается из-за увеличения кривизны хрусталика( слишком выпуклый), которое может возникнуть при неправильном обмене веществ или нарушении гигиены зрения. «файл -4»Дефекты зрения

Очки (кстати: изобретение очков относится к XIII в. Впервые они появились в Италии) с двояковогнутыми линзами помогают тому, чтобы отчётливые изображения предметов возникали точно на сетчатке.

«файл -5» исправление дефектов зрения-близорукость


Дальнозоркость также бывает врождённой и приобретённой.


При врождённой дальнозоркости глазное яблоко укороченное. Поэтому чёткое изображение предметов, расположенных близко к глазам, возникает как бы позади сетчатки.Приобретённая дальнозоркость возникает вследствие уменьшения выпуклости хрусталика и наиболее характерна для людей пожилого возраста. Очки с двояковыпуклыми линзами помогают возникновению изображения близкого объекта точно на сетчатке.

«файл-6» исправление дефектов зрения- дальнозоркость


Астигматизм – искажение, размытость изображения, связано с тем, что преломление (или отражение) лучей в различных сечениях проходящего светового пучка неодинаково, хрусталик не изменяет свою кривизну. Астигматизм устраняется с помощью очков с цилиндрическими стёклами.

Нельзя пользоваться чужими очками или подбирать себе очки без рецепта врача. Это ведёт к дальнейшему ухудшению зрения.


Дальтонизм - нарушение функции зрительного анализатора, возникает расстройство, связанное с неправильным определением цвета. Чаще всего невосприятие красного и зелёного цветов. Такое расстройство обычно носит наследственный характер, проявляется преимущественно у мужчин. Может возникать на фоне перенесённых глазных или нервных болезней.

Все краски слагаются из трёх цветов: красного, зелёного и фиолетового. Их смешивание даёт все остальные. Трёхсоставную теорию цветового зрения впервые высказал в 1756 году М.В. Ломоносов, когда писал

« о трёх материях дна ока». В сетчатке глаза есть 3 элемента, чувствительных соответственно к каждому из этих основных цветов. Раздражение всех элементов вызывает ощущение белого цвета. Гёте писал о способности цвета создавать настроение:

Желтый – веселит и бодрит, зелёный-умиротворяет, помогает снять неприятные ощущения.Желтый и зелёный – обостряют зрение, ускоряют восприятие, создают устойчивость, понижают внутриглазное давление, обостряют слух, способствуют кровенаполнению сосудов. Синий вызывает грусть, красный-раздражает, действует противоположно желтому и зелёному.

« на Венере, ах на Венере у деревьев синие листья…»?

Гумилёв.

Палочек- 130 млн. Колбочек- от 7до10 млн. 125 млн. человек в мире – дальтоники.


Цвет делает вещи «тяжёлыми», «лёгкими», «холодными», «горячими». Он имеет огромную силу воздействия на человека, на работу его органов.

Возникло целое научное направление – экология зрения.

Наружные сегменты палочек и колбочек содержат водонепроницаемый белок – РОДОПСИН, в состав которого входит витамин А. При недостатке этого витамина развивается болезнь- «куриная слепота» - сумеречное зрение. С наступлением сумерек или ночью палочки не воспринимают предметы. При введении в организм витамина А зрение восстанавливается.


Глаза следует беречь от травм. Это самая частая причина помутнения роговицы (бельма) и слепоты. В.П. Филатов- впервые применил хирургическое вмешательство по удалению хрусталика(стр. 218 Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека). Причиной глазных травм у детей являются, чаще всего шалости, драки, неосторожность. Школьники должны строго выполнять правила техники безопасности. Когда в глаза попадает пыль, она их раздражает. Вместе с пылью могут быть занесены болезнетворные микробы. Инфекция может попасть в глаз с грязных рук, нечистого полотенца, носового платка. Это может вызвать различные заболевания глаз, например воспаление слизистой оболочки – коньюктивит, которое нередко приводит к ухудшению зрения. Поэтому глаза нужно беречь от травм, попадания инородных предметов, пыли, не тереть их руками, вытирать только совершенно чистым полотенцем или носовым платком.

Очень вредное воздействие на зрение оказывает курение, употребление алкогольных напитков, наркотиков. Они могут вызывать тяжёлые поражения зрительного нерва и привести к потере зрения. «файл 6»Первая помощь…

Ухаживайте за глазами, берегите их.

Пусть ваши глаза всегда будут ЯСНЫМИ, ЛУЧИСТЫМИ, ИСКРЯЩИМИСЯ. Ведь глаза, говорят, зеркало души.


  1. Закрепление знаний

Дополните схему:


Заболевания глаз

близорукость дальнозоркость

изображение фокусируется

Впереди сетчатки позади сетчатки

Нужно носить

Вогнутые линзы двояковыпуклые линзы



Выставление оценок за урок.



Д/з § 53, выполнить в рабочей тетради работу № 167.

Но, хорошо поработали! Д/з нет.(Каникулы).


« на Венере, ах на Венере у деревьев синие листья…»?

Гумилёв.

Палочек- 130 млн. Колбочек- от 7до10 млн. 125 млн. человек в мире – дальтоники.