Урок по теме: Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты.
Цели: Организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению знаний учащихся по теме «Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты», развивать способности к поиску решения проблемы, самостоятельному мышлению, умению формировать определения, стимулирование интереса к поиску фактов, событий; развитие коммуникативных способностей свободного и активного включения в диалог
Задачи:
Воспитывающая - формирование познавательных интересов направленных на изучение Вселенной
Развивающая - развивать умения работать с текстом учебника, дополнительными источниками информации, рисунками, делать сравнительный анализ.
Обучающая - научить находить отличительные признаки астероидов, комет, метеоров и метеоритов.
Планируемые результаты:
Предметные: научиться находить особенности небесных тел по иллюстрациям учебника, электронного приложения.
Метапредметные:
коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками
Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию
Познавательные: объяснять особенности различных небесных тел
Личностные: Формирование мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи
Оборудование:мультимедийный проектор, экран; презентация к уроку
Ход урока:
Вводно-мотивационный этап
Ребята, сегодня мы продолжаем открывать с вами тайны Вселенной. Многое нам уже известно, но еще больше предстоит узнать!
-Новые знания нам будет очень трудно осваивать без знаний, которые вы получили на прошлом уроке.
Тестовая работа – 7 минут
-Мы продолжим сегодня работу по изучению Солнечной системы. А начать наш урок я хочу с воспоминаний очевидца одного необычного явления.
Утром 30.06.1908 г жители области Подкаменная Тунгуска около получаса наблюдали ярко светящийся объект формы трубы, падающий сверху. По словам очевидцев, свет был так силён, что невозможно было смотреть невооружённым глазом. В 7.17. по местному времени прогремел оглушительный взрыв. Звук взрыва был слышен в радиусе 800 км. Поезда транссибирской магистрали остановились.
Появились тёмные облака. В тайге начался тёмный, жирный дождь. Взрыв был настолько сильным, что сейсмические лаборатории по всему миру зарегистрировали сильные землетрясения-, при том, что чувствительность старой техники нельзя сравнить с сегодняшним оборудованием.
О каком небесном теле говорится в рассказе?
Какие еще небесные тела, кроме планет, вы знаете в Солнечной системе?
- Верно. А кто-то может сказать, чем отличается астероид от кометы, метеор от метеорита?
Нет! Вот сегодня мы с вами постараемся узнать особенности этих небесных тел.
Как думаете, какова тема нашего урока.
Тема нашего урока: Астероиды, кометы, метеоры и метеориты.
-Ребята, как вы думаете, а зачем нам надо знать малые небесные тела?
-Может это вам как-то пригодиться в жизни?
Долгое время метеориты были единственными образцами внеземного вещества. Исследуя их, учёные узнают, из чего образовались крупные тела Солнечной системы, в т.ч. и наша планета Земля. Операционно-содержательный этап. Ребята, сегодня вы будете работать в группах. Чтобы работа получилась плодотворной, нам всем необходимо соблюдать следующие правила и законы
А сейчас я предлагаю Вам следующее задание.
Ваша цель – выпустить газету «Таинственные соседи нашей планеты» и представить её другим группам.
Для этого Вам нужно: - изучить материалы учебника и дополнительной литературы, дать характеристику объекту по плану:
1. определение
2. размеры
3. форма, строение
4. движение
придумать оригинальное название газеты, отражающее суть изучаемого вами небесного тела
На эту работу Вам дается 8 минут и по 2 минуте на защиту ваших газет.
Изучение нового материала, демонстрация слайдов презентации
Астероиды — небольшие небесные тела, размером от нескольких метров до тысячи километров (астероид — «звездоподобный»). Траектории их движения весьма разнообразны. Первоначально ученые считали, что большинство астероидов находятся между орбитами Марса и Юпитера, который влияет на форму их траектории. В дальнейшем был открыт еще один астероидный пояс — пояс Койпера, находящийся между орбитами Нептуна и Плутона.
- существует ли опасность астероидов?
Опасность астероидов.
Ученые считают, что если Земля столкнется с астероидом, диаметр которого превышает 3 километра, то это может привести к исчезновению цивилизации. Если произойдет столкновение с телом, размер которого от 50 метров до 3 километров, то будет нанесен существенный урон жизни, экономике, а так же это приведет к большому числу человеческих жертв.
Но, несмотря на то, что огромную опасность представляют большие тела, их засечь намного легче. На сегодняшний день наиболее опасен Апофис, его диаметр около 300 метров. Если с ним столкнется Земля, то может быть уничтожен целый большой город. В целом, при столкновении с ним человечество не погибнет.
Кометы. О каком небесном теле идёт речь?
На ночном небе, среди привычных фигур созвездий вдруг появляется яркая новая звезда, окруженная туманной оболочкой и украшенная длинным серебристым хвостом. От ночи к ночи она медленно движется, меняет свой внешний вид. Просияв несколько недель или дней, слабеет и пропадает среди звезд или исчезает в лучах Солнца. Это конечно не звезда, а яркая … комета. Люди замечали их с незапамятных времен - летописи, исторические хроники, устные сказания донесли до нас сведения об их появлении на небе в самых разных сторонах света. Яркие кометы - это редкое событие - они появляются три-четыре раза в столетие.
Эти небесные тела получили свое название от греческого слова «кометес», что означает «волосатая». Издавна кометы пугали людей. Их считали предвестниками различных бед, таких как эпидемии, голод, войны. Сейчас мы знаем, что кометы – это часть Солнечной системы.
Какое роскошное диво!
Почти занимая полсвета,
Загадочна, очень красива
Парит над Землёю комета.
И хочется думать:
— Откуда
Явилось к нам светлое чудо?
И хочется плакать, когда
Оно улетит без следа.
А нам говорят:
— Это лёд!
А хвост её — пыль и вода!
Неважно, к нам Чудо идёт,
А Чудо прекрасно всегда! Римма Алдонина
-Что вы узнали из этого стихотворения о строении кометы?
Работа уч-ся по технологической карте
Работа по вопросам слайдов
- как изменяется внешний вид кометы за время её движения по орбите?
Метеоры и Метеориты- осколки малых планет, астероидов..Астероидов иного, они сталкиваются, дробятся, изменяют орбиты друг друга, так что некоторые осколки при своём движении иногда пересекают орбиту Земли эти осколки и дают метеориты.
Падение метеоритов на Землю сопровождаются световыми, звуковыми и механическими явлениями. По небу проносится яркий огненный шар, называемый болидом, сопровождаемый хвостом и разлетающимися искрами. По пути движения болида на небе остаётся след в виде дымной полосы.
К настоящему времени на Земле обнаружено всего около 200 метеоритных кратеров. Многие ученые склонны причислять некоторые гигантские кольцевые структуры к метеоритным кратерам. Возможно, именно метеориты породили такие заливы, как Гудзонов (диаметр 400 км) или Святого Лаврентия (290 км), Ишимскую кольцевую структуру (700 км) и Прибалхашско-Илийскую впадину (700 км).
- что же такое метеоры?Это световые вспышки, происходящие из-за трения космического вещества в атмосфере. В ясную тёмную ночь невооружённым глазом можно заметить в среднем 10 метеоров в час.
Рефлексивно-оценочный этап.
Поставьте оценки на оценочной шкале
а) оцени в группе насколько интересной тебе показалась работа на уроке
б) оцени насколько сложными для вашей группы оказались предложенные задания
в) поставьте оценку работы вашей группы на уроке
Учитель проводит рефлексию оценок учащихся в группах. Выявляет, что было сложным для ребят.
д/з: п 12
Выполните тестовые задания
1) Какая из планет земной группы имеет плотную облачную атмосферу?
а) Меркурий б) Венера в) Юпитер г) Марс
2) Какое тело Солнечной системы называют планетой- карликом?
а) Меркурий б) Марс в) Луну г) Плутон
3) Какая из планет Солнечной системы имеет самые большие размеры:
а) Нептун б) Уран в) Сатурн г) Юпитер
4) Какая из планет Солнечной системы известна своими яркими кольцами:
а) Юпитер б) Сатурн в)Уран г)Нептун
5) В каком варианте указана верная последовательность расположения планет по направлению от Солнца:
а) Меркурий, Марс, Венера, Земля
б) Венера, Меркурий, Земля, Марс
в) Меркурий , Венера, Земля, Марс
г) Земля, Венера, Марс, Меркурий
6) Из планет земной группы спутники имеют:
а) Земля и Марс б) Меркурий и Земля в) Земля и Венера г) только Земля
7) Из планет земной группы практически нет атмосферы:
а) у Меркурия б) у Венеры в) у Марса г) у всех, кроме Земли
8) Самая большая из планет земной группы:
а) Меркурий б) Венера в) Земля г) Марс
Приложение №1 –тест Соседи Солнца
1
Рассмотрите рисунок. Подпишите название планет.
4Марс
7 Уран
5 Юпитер
2
8
3
2
1 м
6
Выполните тестовые задания
1) Какая из планет земной группы имеет плотную облачную атмосферу?
а) Меркурий б) Венера в) Юпитер г) Марс
2) Какое тело Солнечной системы называют планетой- карликом?
а) Меркурий б) Марс в) Луну г) Плутон
3) Какая из планет Солнечной системы имеет самые большие размеры:
а) Нептун б) Уран в) Сатурн г) Юпитер
4) Какая из планет Солнечной системы известна своими яркими кольцами:
а) Юпитер б) Сатурн в)Уран г)Нептун
5) В каком варианте указана верная последовательность расположения планет по направлению от Солнца:
а) Меркурий, Марс, Венера, Земля
б) Венера, Меркурий, Земля, Марс
в) Меркурий , Венера, Земля, Марс
г) Земля, Венера, Марс, Меркурий
6) Из планет земной группы спутники имеют:
а) Земля и Марс б) Меркурий и Земля в) Земля и Венера г) только Земля
7) Из планет земной группы практически нет атмосферы:
а) у Меркурия б) у Венеры в) у Марса г) у всех, кроме Земли
8) Самая большая из планет земной группы:
а) Меркурий б) Венера в) Земля г) Марс
приложение №2 Технологическая карта (для учащихся)
Тема: Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты.
Что означает слово «Астероиды». Дайте определение.
Астероиды - означает…____________________________________________________________
Астероиды - это…_________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Покажите правильность расположения пояса астероидов, используя текст учебника, стр. 61









Солнце
Меркурий Венера Земля Марс Юпитер Сатурн Уран
Заполните таблицу, используя текст учебника, стр. 61-62. Напишите, чем отличаются астероиды и кометы. Ответы запишите в таблицу.
Основные черты Астероид | Основные черты Кометы |
| |
| |
| |
| |
Дорисуйте схему, подпишите состав частей кометы.


Ядро состав?
хвост состав?
диаметр-?