Просмотр содержимого документа
«Урок по теме "Атмосферное давление"»
Тема урока «Атмосферное давление»
Цель урока – учащиеся должны знать и понимать смысл понятия физической величины «сила»
Задачи урока:
сформировать понятия «вес воздуха», «атмосферное давление»; установить признаки действия атмосферного давления на тела; продемонстрировать опыты, подтверждающие существование атмосферного давления;
формирование уважительного отношения к физике, как к элементу общечеловеческой культуры;
формирование навыков
развитие навыков представления информации в разных формах (словесно, с помощью рисунков и структурных схем).
Материально-техническое обеспечение урока: компьютер, интерактивная доска, мультимедийная презентация «Атмосферное давление», составленная учителем Т.А. Пелипенко; шприц сводой, стакан с водой, пластиковая бутылка с водой.
Ход урока
Организационный момент.
Приветствие учащихся учителем. (Слайд 1) Проверка готовности к уроку.
Постановка цели урока. Анализ контрольной работы
Постановка цели урока.(Слайд 2)
Анализ контрольной работы, Выполнение работы над ошибками. Разбор основных ошибок. Физический диктант (работа по карточкам).
Работа над изучаемой темой
Объяснение нового материала учителем
«Мы находимся на дне воздушного океана…» Э. Торричелли. (Слайд2).Воздушная оболочка вокруг Земли – это и есть огромный воздушный океан. (Слайд 3).Атмосфера – это воздушная оболочка Земли. Воздух, как вы знаете ребята, представляет собой смесь газов. (Слайд 4). Почему молекулы газов не покидают нашу планету? Какая сила их удерживает у поверхности нашей планеты? Для того чтобы любое тело могло покинуть нашу планету необходимо сообщить ему скорость большую 11,2 км/с. Эта скорость называется второй космической скоростью. Молекулы газов н имеют таких скоростей, поэтому они удерживаются у поверхности планеты. Имеет ли определённую массу воздух и атмосфера вцелом?
(Слайд 5). Мы с вами наблюдали, что масса мяча увеличивается после того, как его накачали. Пустой акваланг имеет массу меньшую, чем заполненный. Сжатый воздух в отбойном молотке совершает работу и т.д.
(Слайд 6).Опыт по измерению массы воздуха. Масса 1 м3 имеет массу 1,2 кг. Слайд 7). Ученые оценили, что масса атмосферы 6*1018 кг. Огромная масса, но почему мы её не чувствуем? Почему не ощущается вес воздуха? Наши организмы и организмы всех живых существ приспособлены к воздействию атмосферы, к её давлению. Плотность атмосферы неодинакова. Слои воздуха, находящиеся вблизи поверхности имеют плотность большую, чем в верхних слоях атмосферы.
(Слайд 8). Какие опыты могут показать действие атмосферного давления. Опыт с насосом или шприцом. (Слайд 9). Рассматриваются опыты на слайде.
(Слайд 10). Давление воздушной оболочки Земли на её поверхность и на тела, находящиеся в атмосфере, называют атмосферным давлением.
(Слайд11). Насколько велико атмосферное давление? Опыт с магдебургскими полушариями. 1654 г. Отто фон Герике. 8 пар лошадей разъединяли полусферы.
(Слайд 12). Опыт с пластиковой бутылкой.
(Слайд 13). Опыт с ливером.
Закрепление изучаемого материала.
(Слайд 14). Какова средняя скорость молекул газов входящих в атмосферу?
Почему вода поднимается вслед за поршнем?
Что такое атмосферное давление?
Обсуждение домашнего задания.
Домашнее задание: § 40, § 41; задание 10 (1) – письменно.