1 | 2 |
Тема | «Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые Урала» |
Цель | Создать представление об Уральских горах, как о сложной по геологическому строению и рельефу горной стране, объяснить разнообразие минеральных богатств Урала. Уровневые цели: репродуктивный уровень: усвоить понятия месторождение. конструктивный уровень: выявить причинно-следственные связи между рельефом и тектоническим строением гор. творческий уровень: решать проблемные задачи, находить способ деятельности (объяснить причину сказочных богатств Урала полезными ископаемыми) |
Задачи | Образовательные: формировать представления и знания об особенностях природного района. Развивающие: развивать речевую активность, умение самостоятельно добывать знания из различных источников информации. Воспитательные: воспитывать патриотизм, чувство прекрасного, любовь к природе. |
Результаты | |
Планируемые результаты | Предметные: Умения работать с географическими картами. Умения давать географические характеристики территории и отдельных географических объектов (процессов). Умения выявлять географические особенности размещения объектов, явлений, процессов. Личностные: умение формировать свое отношение к актуальным проблемным ситуациям; умение использовать географические знания для адаптации и созидательной деятельности; патриотизм, любовь к своей стране. Метапредметные: 1) Регулятивные: ставить учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно; сравнивать полученные результаты с ожидаемыми. 2) Познавательные: Логические: решать учебные проблемные задачи, систематизировать информацию, выявлять причинно-следственные связи. Общеучебные: работа с текстом и внетекстовыми компонентами: составление тезисного плана, выводов. Знаково-символические: работа с различными картами атласа. 3) Коммуникативные: кратко формулировать мысли в письменной и устной форме, развитие навыков сотрудничества, толерантного отношения к чужому мнению, освоение основных социальных ролей и правил. |
Основные понятия | Урал – древние горы. Минеральные ресурсы. Самоцветы. |
Ресурсы: | Физическая карта России, тектоническая карта России, учебник географии для 8 класса Домогацких Е.М., Н.И. Алексеевский. География, мультимедийный проектор, видеоролик «Уральские самоцветы», контурные карты, интерактивная система голосования |
Форма урока | Групповая (работа в парах), фронтальная, индивидуальная. |
Технология | Проблемное обучение |
Дидактическая структура урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Планируемые результаты |
предметные | метапредметные |
Мотивация учащихся к деятельности | Работа со стихотворением. Конструирует процесс обучения, дает возможность самим учащимся поставить цели обучения. Вопросы: 1) «Как вы думаете, какой природный регион был описан в данном стихотворении? 2) По каким географическим компонентам вы определили, что это Уральские горы? Какова цель урока? | Ученик (задание на опережение) зачитывает стихотворение С. Щипачева «Уральские горы». Он азиатскому материку Прошелся каменным порогом Ему известен мамонта скелет В грунтах промерзлых. Ливнями, ветрами Его точили миллионы лет, Железо, никель, хромовые руды Я тону словом, рифму им найду Недаром в копьях камень изумрудный Зеленым глазом смотрит в темноту. Хребет запутает тропою лосей, Черникой светлой потчевать начнет, Блеснет меж сосен речкой Сосьвой, До светлой тучки ледником достанет, В озера глянет, в стих войдет таким. Он весь пропах лесами и цветами И горьким дымом заводским. слушают стихотворение и отвечают на вопросы: Постановка учебной цели: создание географического образа Урала через компоненты природы. | Умение давать географическую характеристику по компонентам природы. | Регулятивные: ставить учебные задачи. Познавательные: общеучебные - работа с текстом. Коммуникативные: формирование мыслей в устной форме. |
Актуализация опорных знаний | Активизировать учеников. Систематизировать всю информацию, полученную в результате свободных высказываний учащихся. Что вы уже знаете об Урале? Чтобы вы хотели узнать об Урале? Какой ожидаемый результат? (Создать географический образ Урала, показать его уникальность). | Каждый ученик должен принять участие в работе, ставящий своей целью актуализацию собственного опыта. | Умение выявлять географические особенности природного региона по компонентам. | Регулятивные: ставить учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще не известно. Познавательные: Коммуникативные: кратко формулировать мысли в устной форме. |
Восприятие нового материала | Работа с учебником (орографическая схема) На какие части по рельефу делится Урал? Какая из них самая низкая? высокая? Найдите различия между западными и восточными склонами Урала. Какой склон более крутой? Определить высшую точку Урала. Когда образовались Уральские горы? Какое строение имеют? Как происходило развитие Урала? Как называют такие горы? (возрождённые) Какая часть Урала самая древняя? (центральная) Какая тектоническая структура разделяет Урал и Восточно-Европейскую равнину? (Предуральский краевой прогиб) Почему главный хребет ниже? (неравномерное поднятие в конце неогена?) | Каждый ученик должен принять участие в работе, ставящий своей целью актуализацию собственного опыта. Комбинирование индивидуальной и групповой работы. Работа с учебником стр 209, рис 164. Работа с текстом учебника (стр 209-210) и тектонической картой. | Умение давать географическую характеристику по орографической схеме | Познавательные: Логические: решать учебные проблемные задачи, систематизировать информацию, выявлять причинно-следственные связи. Общеучебные: работа с текстом и картами атласа |
| Презентация Какие полезные ископаемые распространены в каждой из частей Урала? Проблема. Выявить причинно-следственные связи между рельефом и тектоническим строением и объяснить причину сказочных богатств Урала. Отвечает на вопросы учащихся. | Самостоятельная работа. Осуществляют восприятие новой информацией. Работа с тематическими картами. Изучив тектонику, рельеф, полезные ископаемые Урала, объясните, какова взаимосвязь между месторождениями минеральных ресурсов различного происхождения и геологическим строением. Объяснить как хозяйственная деятельность влияет на развитие рельефа. Какую экологическую оценку дадите с точки зрения хозяйственного использования данного региона. Пытаются сопоставить эту информацию с уже имеющимися знаниями и опытом.
| Умение работать с географическими источниками информации. | Регулятивные: определять последовательность выполнения работы. Познавательные: Логические: решать учебные проблемные задачи, систематизировать информацию, выявлять причинно-следственные связи. Знаково-символические: работа с различными картами атласа. Коммуникативные: кратко формулировать мысли в письменной и устной форме, развитие навыков сотрудничества, толерантного отношения к чужому мнению, освоение основных социальных ролей и правил. |
Осмысление нового материала | Корректировка выдвинутой гипотезы. | Формируется гипотеза: на формирование полезных ископаемых Урала повлияло геологическое и тектоническое прошлое. | Умение давать характеристику географических компонентов. | Регулятивные: соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися. |
Презентация. Сказы Бажева «Хозяйка медной горы». Видеоролик Как вы думаете, что является главным богатство Урала? | Самостоятельная работа Работа с физической картой атласа, и контурной картой. Нанесение основных месторождений самоцветов Урала. | Умение работать с географическими источниками информации. | Регулятивные: работа с контурной картой. Познавательные: Логические: систематизировать информацию. Коммуникативные: кратко формулировать мысли в устной форме. |
Закрепление нового материала | Какие выводы вы можете сделать? | Выводы Рельеф и полезные ископаемые – Предуралье имеет месторождения нерудных полезных ископаемых, а Водораздельный хребет и Зауралье богато рудными ископаемыми. | Умение давать характеристику географических компонентов. | |
Контроль усвоения | Проведение тестирования с помощью интерактивной системы голосования. | Работа с тестом. | | |
Рефлексия Домашнее задание §37. Работа в контурной карте, нанесение орографической схемы Урала и основных месторождений полезных ископаемых. | Проводит рефлексивный анализ, направленный на прояснение смысла нового материала. Какой образ Урала мы создавали сегодня на уроке? | Урал Сказочный, богатый Рождает, производит, добывает. Опорный край, добытчик, кузнец Творец. | Умение давать характеристику природного региона по одному из компонентов природы | Личностные результаты: воспитание любви к своей Родине, ее природе и истории. |