Урок литературного чтения
Программа «Школа 2100»
Тема: А. И. Куприн «Слон»

Составитель: Слиткова Галина Анатольевна
Учитель начальных классов
МАОУ гимназия №18
г Томск
2016 г
Тема раздела: XIX век. Путешествие продолжается...
Тема: А.И. Куприн «Слон»
Цели:
• познакомить учащихся с биографией и творчеством А.И. Куприна и его произведением “Слон”;
• самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора;
• по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили.
Познавательные УУД
1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: давать развернутый ответ на вопросы;
2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
3. Ориентироваться в тексте.
4. Соотносить иллюстрацию с текстом.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.
2. формировать речевые умения, отрабатывать навыки беглого сознательного и выразительного чтения.
3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
4. Умение работать в группах.
Регулятивные УУД
1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
2. Проговаривать последовательность действий на уроке.
3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.
4. Учиться работать по предложенному учителем плану.
Ход урока.
Ι. Актуализация знаний.
Книгоград (2слайд)
В моём шкафу теснится к тому том,
И каждый том на полке словно дом…
Обложку-дверь откроешь второпях –
И ты вошёл, и ты уже в гостях.
Как переулок – каждый книжный ряд.
И весь мой шкаф – чудесный Книгоград…
(Д. Кугультинов)
Сегодня мы с вами познакомимся с очень интересным, душевным литературным произведением.
Отгадайте загадку и вы узнаете название этого произведения.
Ростом он с большую башню,
Но ничуточки не страшный.
Добродушен и силён
Африканский Чудо - (Слон )
Итак, название нового литературного произведения? («Слон»)
А теперь нужно узнать имя автора. Может нам в этом игра «Кто же он?»
На слайде портреты писателей: Пушкин, Погорельский, Куприн, Крылов, Некрасов, Ушинский. (4 слайд)
Задача: Узнать, кого описывает учитель.
Итог: на слайде остается портрет Куприна.
Первое описание: Его настоящая фамилия Алексей Алексеевич Перовский. В 1829 году он опубликовал прославившую его сказку, написанную для племянника Алёши — первую в истории русской литературы книгу о детстве. ( «Чёрная курица, или Подземные жители» Антоний Погорельский)
Второе описание: Этот писатель заключил шуточное пари с Жуковским. Он очень любил слушать сказки своей няни. (Пушкин)
Третье описание: этот автор написал и издал учебную книгу «Родное слово», а также книгу «Детский мир». Это были первые массовые и общедоступные российские учебники для начального обучения детей. Герой одного из его рассказов был труслив. ( «Жалобы зайки» Ушинский)
Четвертое описание: Этот автор рассказал нам историю, которая произошла в августе, около Малых Вежей. («Дедушка Мазай и зайцы» Некрасов)
Пятое описание: этот автор сюжеты некоторых своих произведений заимствовал у Лафонтена (который, в свою очередь, заимствовал их у Эзопа). Мы читали его произведение недавно, в нем тоже один из героев слон. (Крылов)
- Кто знает имя этого писателя?
II. Развитие умений.
Александр Куприн – выдающийся русский писатель-реалист конца XIX века. Писатель родился 7 сентября 1870 года в уездном городе Наровчат Пензенской области, в семье потомственного дворянина. Отец писателя, Иван Иванович, умер вскоре после рождения сына. Мать, Любовь Алексеевна, была из рода татарских князей. После смерти мужа она переехала в Москву, где Александр в возрасте шести лет был отдан в сиротский пансион. Свои первые робкие попытки писать Александр Иванович предпринимает уже в двенадцатилетнем возрасте. В 1880 году он поступил в Московский кадетский корпус, а в 1887 – в Александровское военное училище.
Затем 4 года служил подпоручиком в пехотном полку на Украине, в заштатных гарнизонах. Потом был переезд в Киев, бедность, отсутствие профессии, семь лет скитаний по стране. И уже потом – Петербург, литературная известность, знакомство с великими современниками, эмиграция, 17 лет жизни в Париже и в 1937 году, за год с небольшим до смерти – возвращение на родину…
Все же больше всего впечатлений, пожалуй, Куприн получил за семь лет скитаний после выхода в отставку. «Чем только не был! – поражался Бунин. – Изучал зубоврачебное дело, служил в каких-то конторах, потом на каком-то заводе, был землемером, актером, мелким журналистом». А еще был и рыбаком, и борцом в цирке, и судебным приставом, и псаломщиком, и охотником… Когда Куприн стал заниматься литературой профессионально, он не утратил этого страстного интереса к экспериментам.
Умирает Куприн ночью 25 августа 1938 года после тяжелой болезни. Похоронили писателя в Ленинграде.
Работа с текстом до чтения: прогнозирование по иллюстрации. (слайд 6)
Знакомство с новым текстом. (1,2,3,4 части)
Чтение по частям. Читает учитель, дети следят, в любой момент чтения учитель называет имя. Ученик, который услышал свое имя, продолжает чтение.
Работа в группах. (Вопросы заранее распечатать)
1 группа. Вопросы. 1-я часть.
– Давно ли болеет девочка?
– Чьими глазами мы смотрим на докторов в начале рассказа?
– С какой проблемой столкнулся доктор?
-Какой диагноз поставили врачи?
– Слышали ли вы о такой болезни – равнодушие к жизни?
2 группа. 2-я часть.
– Можно ли назвать Надю капризной?
– Какая она? Ответьте словами автора.
-Что чувствует мама?
Что чувствует Надя? Как эти чувства передать при чтении?
– Найдите подтверждение тому, что Надя не капризничает, не притворяется, с ней действительно что-то не в порядке. (Сон девочки.)
– Как автор рисует внутреннее состояние отца?
– Правильным ли было мнение, что это любящая семья? Какая ещё?
3 группа. 3-я часть.
– Что приснилось однажды Наде?
– Поняли ли папа с мамой её просьбу?
– Почему так подробно описана игрушка?
– Живой и совсем-совсем как живой. В чём вы видите разницу? А в чём её видит Надя?
– Почему Наде приснился именно слон? О каком несбывшемся обещании она вспомнила?
– Почему невозможно сейчас свозить Надю в зверинец?
– В какое мгновение просьба дочери кажется папе прихотью?
– Как меняется состояние папы после разговора с дочерью? (Он и в отчаянии, и устал, и чувствует себя беспомощным.)
– Кто в этой семье в трудную минуту возьмёт на себя ответственность? Почему вы так думаете? (Мама переживает, но не действует, а папа постоянно в движении.)
4 группа. 4-й часть.
– Почему так долго папа добирался до зверинца?
– Заинтересовало ли его звериное представление? Докажите. (Нет, он только фиксирует, что видит. И только при появлении слонов папа оживился.)
– Почему в первую очередь папа обращает внимание на рост слонов?
– Что из всего представления папа смотрел внимательно и с интересом?
– Что подумал хозяин зверинца, услышав просьбу Надиного отца?
– Какой человек хозяин зверинца?
– Когда он, по-вашему, согласился выполнить просьбу отца? («Немец хмурится…»)
– Что помогло отцу убедить немца? (У хозяина зверинца тоже есть маленькая дочь.)
– Помогите товарищам представить слона, его размеры. С кем (чем) можно сравнить слона?
– О ком эта часть текста? Каким человеком можно назвать Надиного отца?
5 группа: выразительное чтение 1 части.
2группа: выразительное чтение 2 части.
Чтение 5 и 6 части. (по цепочке)
Соотносим картинку и текст. (с 7 по 14 слайд)
Итог (рефлексия)
Закончите предложения:
Сегодня на уроке я узнал …..
Мне очень понравилось ….
Меня удивило…..
Я хочу похвалить …., за …… .
Учитель читает стихотворение:
Читайте, дети!
Читайте, мальчишки!
Девчонки, читайте!
Любимые книжки
Ищите на сайте!
В метро, в электричке
И автомобиле,
В гостях или дома,
На даче, на вилле –
Читайте, девчонки!
Читайте, мальчишки!
Плохому не учат
Любимые книжки!
Не всё в этом мире
Легко нам даётся,
И всё же упорный
И мудрый – добьётся
Того, к чему доброе
Сердце стремится:
Он клетку откроет,
Где птица томится!
И каждый из нас
Облегчённо вздохнёт,
Поверив, что мудрое
Время – придёт!
И мудрое, новое
Время – придёт!
(Н. Пикулева)
Домашнее задание:
Прочитать рассказ. Тетрадь с 65.
*Придумать кроссворд.
Приложение.
1 группа. Вопросы. 1-я часть.
– Давно ли болеет девочка?
– Чьими глазами мы смотрим на докторов в начале рассказа?
– С какой проблемой столкнулся доктор?
-Какой диагноз поставили врачи?
– Слышали ли вы о такой болезни – равнодушие к жизни?
2 группа. 2-я часть.
– Можно ли назвать Надю капризной?
– Какая она? Ответьте словами автора.
-Что чувствует мама?
Что чувствует Надя? Как эти чувства передать при чтении?
– Найдите подтверждение тому, что Надя не капризничает, не притворяется, с ней действительно что-то не в порядке.
– Как автор рисует внутреннее состояние отца?
– Правильным ли было мнение, что это любящая семья? Какая ещё?
3 группа. 3-я часть.
– Что приснилось однажды Наде?
– Поняли ли папа с мамой её просьбу?
– Почему так подробно описана игрушка?
– Живой и совсем-совсем как живой. В чём вы видите разницу? А в чём её видит Надя?
– Почему Наде приснился именно слон? О каком несбывшемся обещании она вспомнила?
– Почему невозможно сейчас свозить Надю в зверинец?
– В какое мгновение просьба дочери кажется папе прихотью?
– Как меняется состояние папы после разговора с дочерью?
– Кто в этой семье в трудную минуту возьмёт на себя ответственность? Почему вы так думаете?
4 группа. 4-й часть.
– Почему так долго папа добирался до зверинца?
– Заинтересовало ли его звериное представление? Докажите.
– Почему в первую очередь папа обращает внимание на рост слонов?
– Что из всего представления папа смотрел внимательно и с интересом?
– Что подумал хозяин зверинца, услышав просьбу Надиного отца?
– Какой человек хозяин зверинца?
– Когда он, по-вашему, согласился выполнить просьбу отца?
– Что помогло отцу убедить немца?
– Помогите товарищам представить слона, его размеры. С кем (чем) можно сравнить слона?
– О ком эта часть текста? Каким человеком можно назвать Надиного отца?
5 группа: выразительное чтение 1 части.
2группа: выразительное чтение 2 части.
Итог. (рефлексия)
Источники:
http://school2100.com/pedagogam/lessons/beginners-subject.php?SECTION_ID=2336
http://www.zanimatika.narod.ru/DetKniga.htm
http://www.zanimatika.narod.ru/DetKniga.htm
http://numama.ru/zagadki-dlja-malenkih-detei/zagadki-o-zhivoi-prirode/zagadki-pro-slona.html
http://vm.ru/news/2013/09/06/7-interesnih-istorij-ob-aleksandre-kuprine-212833.html