СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме" Искуство во время Великой Отечественной войны"

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: «Всегда ли люди одинокого понимали красоту»

Цель: формирование образного мышления через  интеграцию различных видов искусства.

Задачи:

- познакомить с видами искусства периода Великой Отечественной войны;

•          - развивать умения находить необходимую  информацию, систематизировать, сравнивать, делать выводы; развивать коммуникативные умения;

- воспитывать чувства гордости за свою Родину, за свой народ.

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме" Искуство во время Великой Отечественной войны"»

Урок искусства в 8 классе

Тема урока: «Искусство во время Великой отечественной войны »

Цель: формирование образного мышления через интеграцию различных видов искусства.

Задачи:

- познакомить с видами искусства периода Великой Отечественной войны;

  • - развивать умения находить необходимую информацию, систематизировать, сравнивать, делать выводы; развивать коммуникативные умения;

- воспитывать чувства гордости за свою Родину, за свой народ.

МТО урока: проектор, выставка книг, плакаты, проигрыватель с пластинками)

Ход урока

Организационный момент.

( слайд) На экране эпиграф урока: «Красота спасет мир» Ф.М.Достоевский

Вопросы: 1.Что такое красота? (Красота в искусстве - его художественная ценность - обусловлена правдивым отражением жизни, выражением гуманистических идеалов, а также мастерством, создающим форму, гармонически соответствующую содержанию)

2. Дайте определение понятию Искусство.

(это одна из форм общественного сознания, составная часть духовной культуры человечества). 3. Перечислите функции искусства. (Познавательная. Мировоззренческая..Воспитательная. Эстетическая. Гедонистическая. Коммуникативная. Медико-оздоровительная) 4. Дайте определение познавательной, воспитательной, медико-оздоровительной и компенсаторной функции искусства. ( слайд) (Познавательная. Является средством просвещения и образования людей. Информация, содержащаяся в искусстве, существенно пополняет наши знания о мире. Воспитательная. Воздействует на людей через эстетический идеал, позволяет обогатиться опытом других людей, наделяет художественно организованным, обобщенным, осмысленным опытом. Коммуникативная. Искусство передает информацию от поколения к поколению (по вертикали) и от человека к человеку (по горизонтали).)

( слайд)Просмотр видеоролика « В окопах»

Вопрос: Могло ли существовать ли искусство в условиях войны?

Можно ли было его понять?

Нужно ли было искусство во время ВОВ?

Можно ли было искусство того времени назвать красивым?

Давайте попробуем продолжить тему предыдущего урока, но в призме событий ВОВ. Сформулируйте тему урока?

«Всегда ли люди одинокого понимали красоту» ( слайд)

Какую задачу мы можем поставить сегодня на уроке?

Задача: Познакомиться с видами искусства периода ВОВ и выразить свое личное отношение, вызванное произведениями искусства.

Перед вами лежат чистые листы бумаги, на которых в течении урока вы должны будете самостоятельно выразить свои эмоциональное отношение к увиденному и услышанному на уроке любым цветом, который в тот момент вам покажется наиболее подходящим. Мы их назовем «Листами эмоциональной оценки».

Итак. Я не случайно начала урок с просмотра видеохроники снятой во время ВОВ

Большую популярность в годы войны приобрёл кинематограф. Уже в первые дни войны на фронт выехало более 100 съёмочных групп, они отсняли тысячи метров плёнки, запечатлели самые важные битвы с врагом.

Советские кинохроникеры, работая в очень трудных условиях, деля с бойцами, офицерами и партизанами все тяготы ратной жизни, день за днем, шаг за шагом фиксировали боевой путь Советской Армии до Берлина. С первых дней войны во фронтовых съемках кинохроники принимало участие более ста пятидесяти операторов.

На первое место выдвинулась кинохроника как самый оперативный вид кино. Особенной популярностью у зрителей, как фронта, так и тыла пользовались “Боевые киносборники”, составленные из короткометражных художественных фильмов.

Просмотр хроники . ( слайд)

Как вы думаете, какие чувства вызывали у людей периода ВОВ просмотры фильмов о войне?

(Патриотизм. Героизм Ненависть к фашизму Мужество женщин и детей Партизанская борьба).

Выразите свое отношение к фильмам военного времени на ваших листах.

В это же время создавались и художественные фильмы- «Два бойца»-1943 год, « Парень из нашего города» -1942год. И наверняка вы многие из них смотрели.


"Все для фронта, все для победы" - эти слова стали девизом жизни и работы советских людей. Именно мобилизация духовных сил советского народа в эти годы стало главной задачей нашего искусства.

Литература того времени не могла оставаться в стороне от этого события.

( слайд) В первый день войны на митинге советских писателей прозвучали такие слова: «Каждый со­ветский писатель готов все свои силы, весь свой опыт и талант, всю свою кровь, если это понадо­бится, отдать делу священной народной войны против врагов нашей Родины». Эти слова были оправданны. С самого начала войны писатели по­чувствовали себя «мобилизованными и призван­ными». Около двух тысяч писателей ушли на фронт, более четырехсот из них не вернулись. Это А. Гайдар, Е. Петров, Ю. Крымов, М. Джалиль; совсем молодыми погибли М. Кульчицкий, В. Багрицкий, П. Коган. Писатели жили одной жизнью со сражающим­ся народом: мерзли в окопах, ходили в атаку, со­вершали подвиги и ...писали.

Любовь к отечеству и ненависть к врагу – это тот неиссякаемый и единственный источник, из которого черпала в годы ВОВ свое вдохновение наша лирика. Наиболее известными поэтами того времени были: Николай Тихонов, Алексей Сурков, Ольга Берггольц, Константин Симонов.

К. Симонов «Жди меня»? ( читает ученик)

Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.

Жди меня, и я вернусь,
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня,
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино
На помин души...
Жди. И с ними заодно
Выпить не спеши.

Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: - Повезло.
Не понять, не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой,-
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.

Какие чувства выражает это стихотворение у вас?

Дайте свою эмоциональную оценку на ваших листах.

Стихи публиковались центральной и фронтовой печатью, транслировались по радио. Многие стихи переписывались в фронтовые блокноты, заучивались наизусть. Стихи породили многочисленные стихотворные ответы.

К. Симонов «Открытое письмо»

Женщине из г. Вичуга


Я вас обязан известить,

Что не дошло до адресата

Письмо, что в ящик опустить

Не постыдились вы когда-то.


Ваш муж не получил письма,

Он не был ранен словом пошлым,

Не вздрогнул, не сошел с ума,

Не проклял все, что было в прошлом.


Когда он поднимал бойцов

В атаку у руин вокзала,

Тупая грубость ваших слов

Его, по счастью, не терзала.


Когда шагал он тяжело,

Стянув кровавой тряпкой рану,

Письмо от вас еще все шло,

Еще, по счастью, было рано.


Когда на камни он упал

И смерть оборвала дыханье,

Он все еще не получал,

По счастью, вашего посланья.


Могу вам сообщить о том,

Что, завернувши в плащ-палатки,

Мы ночью в сквере городском

Его зарыли после схватки.


Стоит звезда из жести там

И рядом тополь — для приметы...

А впрочем, я забыл, что вам,

Наверно, безразлично это.


Письмо нам утром принесли...

Его, за смертью адресата,

Между собой мы вслух прочли —

Уж вы простите нам, солдатам.


В годы Великой Отечественной войны получила развитие проза. Она представлена публицистическими и очерковыми жанрами, военным рассказом и героической повестью. Весьма разнообразны публицистические жанры: статьи, очерки, фельетоны, письма, листовки.

Статьи писали: Леонов, Алексей Толстой, Михаил Шолохов, Всеволод Вишневский, Николай Тихонов. Они воспитывали своими статьями высокие гражданские чувства, учили непримиримо относиться к фашизму.

- Выводы (учитель совместно с учащимися): Публицистика войны не утратила своего значения и до наших дней – она и сейчас помогает бороться с идеологией фашизма и занимает особое место в жизни каждого человека.

( слайд) Советские художники также почувствовали себя мобилизованными и призванными своим искусством служить народу, поэтому они с первых дней войны были вместе с защитниками Родины, оперативно откликнулись на события первых дней войны.

Спустя неделю после начала войны появился один из самых известных плакатов военных лет.

Кто из вас может назвать этот плакат?

Сообщение уч-ся: Ираклии Тоидзе – «Родина Мать зовет». Он был издан миллионными тиражами на всех языках народов СССР. Художник талантливо представил исполненный романтики обобщенный образ Отчизны. Воздействие этого плаката заключено в выражении взволнованного лица простой русской женщины, в её призывающем жесте.

Таковы были плакаты: «Вперед за нашу победу» С. Бондара, «Наше дело правое. Враг будет разбит!» Р. Гершаника, «Фашисты не пройдут!» Д. Шмаринова, «Вперед Буденовцы!» А. Полянского, «Стальной лавиной раздавим врага» В. Одинцова, «Руби ГАДОВ!» М. Авилова, «Покажем презренным фашистским убийцам, как драться умеет советский моряк!» А. Кокорекина. Плакаты должны были подчеркнуть мысль о всенародном характере сопротивления врагу.

Одним се самых популярных в годы войны стал плакат В. Корецкого «Воин Красной Армии, СПАСИ!», выполненный способом фотомонтажа. В центре плакатного листа изображена молодая женщина, прижимающая к груди ребёнка, защищая его от окровавленного фашистского штыка. На её лице нет страха: оно выражает гнев и презрение к врагу – чувства, которые владели всеми людьми и на фронтах, и в тылу. В тексте плаката большими буквами выделено слово «СПАСИ!». Что способствует повышению его эмоционального звучания.

Плакаты военного времени являются не только оригинальными художественными произведениями, но и подлинно историческими документами.

Вспоминая прошлый урок, ответьте: Почему художники использовали в этих плакатах образ женщины- матери?

Отметьте свое эмоциональное отношение к плакату военных лет.

Несмотря на тяжелые условия войны, продолжала активно развиваться в это время выставочная деятельность. За годы войны было проведено много выставок, на которых художники представляли свои картины, этюды, рисунки. Давайте их рассмотрим.

Ученик ( слайд) Впечатляет суровый городской пейзаж А.Дейнеки «Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года», в котором удивительно точно передана атмосфера прифронтового города, подготовившегося к защите и смертельной схватке. Полотно Дейнеки «Оборона Севастополя»(1942): в сюжетном эпизоде одного города передан масштаб сражений и дух советского народа, проявленный в борьбе с фашистами.

( слайд) «Мать партизана»(1943) Герасимова С. Можно отнести к самым лучшим произведениям советской живописи. Художник патетическими средствами показал в нём величие и душевную красоту русской женщины-матери, выразившей всем своим существом превосходство над фашистским офицером, пытающимся вырвать у неё признание и обнаруживающим своё бессилие и бешенную злобу перед простой крестьянкой, олицетворяющей весь советский народ.

Суровый колорит и весь композиционный строй картины замечательно выражают героизм советского народа.

Вывод Учитель: С той поры прошло много лет, выросло новое поколение художников, в творчестве которых нашла своё достойное отражение военная тематика, но произведения искусства, выполненные в годы войны, не только не утратили своего значения, но обрели ещё большую историческую ценность, как памятники героизму и мужеству великого народа.


Вернёмся к эмоциональным листам. Отразите чувства, вызванные живописью времен ВОВ.

Учитель ( слайд) : Артисты драматических, музыкальных театров, эстрады, также вносили свой вклад в общее дело борьбы с врагом.

С первых дней войны широкое распространение получил выезд художественных бригад непосредственно на фронт, в заводские цеха, к труженикам сельского хозяйства. Только в Москве было создано 700 таких бригад, в Ленинграде – 500. За время войны на фронте побывало около 4 000 артистических бригад, в которых было занято 42 000 творческих работников. Рискуя жизнью, эти люди своими выступлениями доказывали, что красота искусства жива, что убить ее невозможно.

( слайд) Несмотря на тяжесть военных лет, советское государство проявляет большую заботу о сохранении и росте вокальных кадров. Эвакуированные театры продолжают работать, консерватории— растить молодых певцов. Значительной вехой в развитии системы музыкального образования этих лет является открытие в 1944 году Государственного музыкально-педагогического института им. Гнесиных, специального вуза, имеющего основной целью подготовку квалифицированных музыкально-педагогических кадров для нашей страны.

Музыканты вместе с воюющим народом ковали победу и продолжали писать песни.

Хорошая песня всегда была верным помощником бойца. С песней он отдыхал в короткие часы затишья, вспоминал родных и близких.

Давайте отдохнем и мы, устроив небольшую физминутку.

В одной из песен, популярных в годы войны, были такие слова: Кто сказал, что надо бросить Песни на войне? После боя сердце просит Музыки вдвойне!

Учитывая это обстоятельство, было принято решение возобновить на Апрелевском заводе прерванное войной производство грампластинок. Начиная с октября 1942 года из-под пресса предприятия пошли на фронт вместе с боеприпасами, пушками и танками- грампластинки! Они несли песню, которая была так нужна бойцу.

Каждая военная песня имеет свою уникальную историю.

Группой учащихся вашего класса были подготовлены исследовательские проекты.

Учащиеся (Звучит песня)"Священная война" (Музыка Александр Александрова, слова В. Лебедева-Кумача)

Интересна история создания одной из самых знаменитых песен Великой Отечественной войны. 24 июня 1941 года газеты «Известия» и «Красная звезда» опубликовали стихотворение В. И. Лебедева-Кумача, начинавшееся словами: «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой...»

Стихи эти потребовали от поэта упорной работы. Хранящиеся в архиве черновики говорят о том, что Лебедев-Кумач не раз переписывал и дорабатывал отдельные строки и строфы, подчас заменяя целые четверостишия.

Стихотворение в газете прочитал руководитель Краснознаменного ансамбля песни и пляски Красной Армии А. В. Александров. Оно произвело на него такое сильное впечатление, что он сразу же сел за рояль. На другой день, придя на репетицию, композитор объявил:

– Будем разучивать новую песню – «Священная война».

Он написал мелом на грифельной доске слова и ноты песни – печатать не было времени! – а певцы и музыканты переписали их в свои тетрадки. Еще день – на репетицию с оркестром, и вечером - премьера на Белорусском вокзале, узловом пункте, откуда в те дни отправлялись на фронт боевые эшелоны.

Три группы сразу же выехали на фронт, а четвертая, руководимая А. В. Александровым, оставалась временно в Москве, для обслуживания воинских частей, госпиталей, выступлений на радио и разучивания новых песен. Вид вокзала был необычен: все помещения до отказа заполнены военными, как говорится, яблоку негде упасть. На всех новое, еще не пригнанное обмундирование. Многие уже успели получить винтовки, пулеметы, саперные лопатки, противогазы, словом, все, что полагается фронтовику.

В зале ожидания был сколочен из свежевыструганных досок помост – своеобразная эстрада для выступления. Артисты ансамбля поднялись на это возвышение, и у них невольно зародилось сомнение: можно ли выступать в такой обстановке? В зале - шум, резкие команды, звуки радио. Слова ведущего, который объявляет, что сейчас впервые будет исполнена песня «Священная война», тонут в общем гуле. Но вот поднимается рука Александра Васильевича Александрова, и зал постепенно затихает...

Волнения оказались напрасными. С первых же тактов песня захватила бойцов. А когда зазвучал второй куплет, в зале наступила абсолютная тишина. Все встали, как во время исполнения гимна. На суровых лицах видны слезы, и это волнение передается исполнителям. У них у всех тоже слезы на глазах... Песня утихла, но бойцы потребовали повторения. Вновь и вновь – пять раз подряд! – пел ансамбль «Священную войну».

Так начался путь песни, славный и долгий путь. С этого дня «Священная война» была взята на вооружение нашей армией, всем народом, стала музыкальной эмблемой Великой Отечественной войны. Ее пели всюду - на переднем крае, в партизанских отрядах, в тылу, где ковалось оружие для победы. Каждое утро после боя кремлевских курантов она звучала по радио.

"Катюша" (сл. М. Исаковский, муз. М.Блантера)

Особую популярность она получила в дни Великой Отечественной войны. Песня стала не только событием в музыкальной жизни, но и своеобразным социальным феноменом. Миллионы людей воспринимали героиню песни как реальную девушку, которая любит бойца и ждет ответа. Ей писали письма. Больше того, появилось немало сюжетных продолжений песни. В Литературном музее в Москве я записал некоторые из них: "Все мы любим душеньку "Катюшу", любим слушать, как она поет, из врага вытряхивает душу, а друзьям отвагу придает".

Бойцы, подражая "Катюше", пели на свой лад пусть и не совсем совершенные, но идущие от всего сердца слова и посвящали их они в ее образе своей любимой девушке, их мечте и надежде. Неизвестный солдат просил Катюшу, словно она была с ним рядом: "Если пуля вдруг шальная настигнет на дальней стороне, не грусти тогда, моя родная, расскажи всю правду обо мне".

Историю, которую рассказали ветераны: "Однажды под вечер, в часы затишья, наши бойцы услышали из немецкого окопа, расположенного поблизости, "Катюшу". Немцы "прокрутили" ее раз, потом поставили второй раз, потом третий... Это разозлило наших бойцов, мол, как это подлые фашисты могут играть нашу "Катюшу"?! Не бывать этому! Надо отобрать у них "Катюшу"!..

В общем, дело кончилось тем, что группа красноармейцев совершенно неожиданно бросилась в атаку на немецкий окоп. Завязалась короткая, молниеносная схватка. В результате - немцы еще и опомниться не успели! – "Катюша" (пластинка) вместе с патефоном была доставлена к своим".

Учитель ( слайд) В годы войны были созданы замечательные произведения камерной, оперной и симфонической музыки. Во время ВОВ в свет выходит Седьмая симфония Шостаковича. Летом 1941 года Шостакович написал на партитуре: "Нашей борьбе с фашизмом, нашей грядущей победе над врагом, моему родному городу – Ленинграду – я посвящаю 7-ю симфонию".

Просмотр видеоролика «Блокадный Ленинград»

Во время ленинградской блокады Дмитрий Шостакович вместе с другими ленинградцами дежурил на крышах домов, куда падали зажигательные бомбы, умирал от голода, и в это же время с необыкновенным воодушевлением сочинял свою знаменитую симфонию.

9 августа 1942 года по планам фашистского командования Ленинград должен был пасть, на этот день был назначен парад немецких войск в городе. Но в этот день в Большом зале Ленинградской консерватории, на стене которой красовалась надпись: "Граждане! Осторожно! При артобстеле эта сторона опасна!" – в городе, где люди каждый день гибли от голода и бомбёжек – при всех зажжённых люстрах, что символизировало презрение к врагу, состоялась премьера Седьмой "Ленинградской" симфонии Дмитрия Шостаковича. И зал был переполнен. Организовал этот концерт и дирижировал оркестром Карл Элиасберг. А исполнял симфонию Большой симфонический оркестр Ленинградского радиокомитета.

Ученица Когда композитор бочком
Пробрался к подножью рояля,
В оркестре, смычок за смычком
Проснулись, зажглись, засияли,
Как будто из мрака ночей 
Дошли к нам порывы метели,
И сразу у всех скрипачей
С подставок листы полетели.
И эта ненастная мгла, 
В траншеях свиставшая хмуро
Никем до него не была 
Расписана, как партитура.
Над миром взрывалась гроза.
Еще никогда на концерте
Так близко не чувствовал зал
Присутствия жизни и смерти. 
Как дом, от полов до стропил 
Охваченный пламенем сразу
Оркестр, обезумев, вопил 
 Одну музыкальную фразу. 
Ей пламя дышало в лицо, 
Глушила ее канонада, 
Она прорывала кольцо 
Блокадных ночей Ленинграда.
Гудела в глухой синеве, 
Весь день пребывала в дороге 
И ночью кончалась в Москве
Сиреной воздушной тревоги.

Учитель Тогда весь мир был потрясён стойкостью и мужеством ленинградцев-блокадников. Исполнение симфонии передавалось по радио и городским громкоговорителям. И в гитлеровских войсках это произведение тоже слушали. И, по признанию некоторых немецких солдат, в тот день они поняли, что войну проиграют.

Вернемся к вашим эмоциональным листам. Я предлагаю вам сейчас отметить свои чувства, мысли и отношения.

Вывод: Вернемся к эпиграфу урока «Красота спасет мир»

Сегодня мы лишь коснулись культуры, созданной нашим народом в годы ВОВ. В трудное время наш народ всегда мог сплотиться. Своей культурой и искусством мы доказали врагу, что варварство присуще им, а наша страна осталась страной свободных и талантливых, никому не покорившихся, художников, поэтов и музыкантов.


Учитель: ( слайд)

Д/З по выбору в зависимости от индивидуальных способностей.

-дочитать стихотворение К. Симонова «Открытое письмо»

- найти стихи, посвящённые Ленинграду в блокадное время,

- подберите картинный ряд фотографий, рассказывающих о блокадных событиях,

- сочините эссе на тему «Мой дедушка рассказывал…» (название эссе из исполненной песни).










Литература :

Рисунки, М.: искусство. – 1961.

Краткая история советского кино. М.: Искусство. – 1969.

Грошев А. Долинский И. Новаторство советского кино. М.: Просвещениие. – 1986.

Юренев Р. Н. Новаторство советского киноискусства. М.: Просвещение. – 1986

Баскаков В, Е. Фильм – движение эпохи. – М.: Искусство, 1989

Бондарчук С. Ф. Желание чуда – М.: Молодая гвардия. – 1984

Кашималов А. И. Право на поиск. - М.: Молодая гвардия. 1984

Капралов Г. А. Талант, совесть и страсть: девять штрихов к портрету М. Ульянова. – М., 1988

www.victori.mail.ru

Используемые фрагменты фильмов:

Судьба человека - режиссер Сергей Федорович Бондарчук.

Фильм Летят журавли - режиссер Михаил Константинович Калатозов.

А зори здесь тихие- режиссер Станислав Иосифович Ростоцкий.

На безымянной высоте - режиссёр: Вячеслав Никифоров

Презентация.

Мультимедийные файлы.