Этапы урока | Методические комментарии | Образователь-ные средства |
1.Орг. момент. Психологический настрой | -Когда ты идёшь по тропинке лесной, Вопросы тебя обгоняют гурьбой. Одно “почему” меж деревьями мчится, Летит по пятам, за неведомой птицей. Другое – пчелою забралось в цветок, А третье – лягушкой скок в ручеек. “Что” мышью шныряет под листьями в норах. “Кто” ищет в кустах притаившийся шорох, Сидит “отчего” на зеленом листе, “Куда” полетело верхом на жуке, “Зачем” вслед за ящеркой влезло на пень, Вопрос за вопросом и так целый день. | |
| | |
2. Введение в тему | – Сегодня на уроке я предлагаю вам отправиться в экспедицию. В словаре Ожегова «экспедиция» - это поездка группы людей с каким-нибудь специальным заданием. - Зачем отправимся в экспедицию? - А вот где мы будем проводить исследование, скажите сами? Стих. рассказывает ученик С.Никулина “Русский лес” - Где предстоит побывать? - Какие чувства вызывает стихотворение? | Чтобы открыть новое, исследовать – Нет ничего милее Бродить и думать здесь. Излечит, обогреет, Накормит русский лес. А будет жажда мучить – То мне лесовичок Средь зарослей колючих Покажет родничок. Нагнусь к нему напиться – И видно все до дна. Течет вода-водица, Вкусна и холодна. Нас ждут в лесу рябина, Орехи и цветы, Душистая малина На кустиках густых. Ищу грибов поляну Я, не жалея ног, А если и устану – Присяду на пенек. Лес очень любит пеших, Для них совсем он свой. Здесь где-то бродит леший С зеленой бородой. Жизнь кажется иною, И сердце не болит, Когда над головою, Как вечность, лес шумит.
В лесу Гордости, радости |
| | |
| | |
3. Изучение новой темы Определение темы урока. Прогнозирование задач урока | - Сегодня мы отправимся в экспедицию в лес. - Чем является лес для человека? – Может ли лес таить в себе опасность? - что может быть опасного? – И тема урока… - На какие вопросы вам бы хотелось найти ответы?
Перед нашей экспедицией стоят задачи: 1.Узнать, где таятся лесные опасности и какие они. 2. Разработать правила безопасного поведения в лесу. Как вы думаете, зачем? – Вы готовы к открытиям? Отправляемся в лес! | Место отдыха, кормит, дает топливо Да |
Растения, грибы, насекомые Дети читают: «Лесные опасности». Какие опасности, правила, зрительно узнавать эти опасности |
4 совместное открытие знаний | Будем работать в 5 группах, в каждой группе будет работу команды координировать капитан. 1 группа и 2 группа – опасные растения 3 группа – ядовитые грибы 4 группа и 5 группа – жалящие насекомые У каждой группа конверт с заданием, по которому они будут работать | 1гр и 2гр познакомиться с опасными растениями и составить правила обращения 3 группа познакомиться с опасными грибами и составить правила обращения 4гр и 5 гр познакомиться с жалящими насекомыми и составить правила обращения |
5. Остановка "Грибная полянка" | - Закройте глаза. Представьте грибную поляну. Какая красота - А в лесу прошёл дождь. После дождя в лесу появляются грибы. Кто из вас собирал грибы? - -- Вспомните какие грибы встречали ? - а все ли грибы являются нашими грибами Рассказ группы - Чем опасны? Ботулизм – характеризуется высокой температурой и смертностью. Признаки появляются через 12-24 часа, а иногда через 2 часа. Недомогание, слабость, головная боль, рвота, расстройство зрения, - Какие правила безопасного обращения с грибами выделим? Собирай только знакомые тебе грибы! 2. Ни в коем случае не пробуй незнакомые грибы! 3 .Спрашивай взрослых о незнакомых грибах! 4. Старайся запомнить, какие грибы съедобные, а какие – нет! - что делать если сомневаетесь? - если не выяснили у взрослых? - еще об одном правиле забыли, вспомним после проведенного опыта Опыт вода с губкой Шляпа-это губка. Когда на нее нажимаем, выделяется жидкость. - что произойдет? - что это значит? - какое правило еще можно выделить? - Где нельзя собирать грибы? А -еще правило забыли? Какое? | Звуки природы. Отравление грибами называется ботулизмом Сообщения детей о несъедобных грибах: Спросить у взрослых Не срывать Губка впитала гряз воду Грибы впитывают грязный загазованный воздух и пыль Нельзя собирать у дороги, ближе 200м и старые грибы Не сбивать ядовитые грибы, мыть руки после леса |
4. Тест «Опасные грибы». | – На этой полянке вырос богатый урожай грибов. Возьмите числовой веер, покажите номер несъедобных грибов. | |
6. Остановка "Лесные растения" | – Наша экспедиция продолжается. Сделаем привал на лесной полянке, чтобы отдохнуть и подкрепиться. В лесу много вкусных и полезных ягод, но все ли можно пробовать? - Как понимаете слово «ядовитый» Ожегов – «ядовитые растения- растения, вырабатывающие и накапливающие в процессе жизнедеятельности яды, вызывающие отравление человека и животных» - В лесу много и опасных растений. - А что может быть ядовито у растения? Многие из них даже нельзя брать в руки: ядовитые вещества могут проникнуть через кожу в кровь и вызвать отравление. Выступление группы Много ядовитых растений. 10тыс. все они красивы, но нужно быть осторожными. - найди ядовитые растения на слайде? - Покажите номера ядовитых ягод, которые вы даже трогать не будете - Какие правила безопасного обращения с растениями выделим? Не срывай незнакомые тебе ягоды. Не бери в рот ягоду, если не знаешь, как она называется. Обязательно мой руки вернувшись из леса. | Есть опасные, ядовитые У этих растений ядовиты не только ягоды, но и листья, стебли, кора. |
7. Самостоя-тельная работа. | Самостоятельная работа в тетради – | |
8. Остановка “жалящие насекомые ” | - А за нами летит целый рой. Смотрите (картинки) – - Кого можно встретить в лесу? – Этих насекомых называют жалящими насекомыми. Почему? -Какую пользу приносят эти насекомые? - Какие правила можно соблюдать? Не приближайся к пчелиным ульям, не делай вблизи них резких движений. Не разоряй осиные гнёзда. Держись подальше от жалящих насекомых. Старайся их не тревожить. Будьте осторожны, когда едите или пьёте сладкое - Помните, что насекомых привлекают запах духов, продуктов питания, яркая одежда. 6. В лес не одевать яркого, сладкое не брать, и не брызгаться духами. - Если вас ужалило насекомое, какую помощь можете оказать? надо ранку промыть, протереть перекисью водорода или спиртом. Чтобы уменьшить боль, на место укуса следует положить холодный компресс. Как вы будете вести себя при встрече с жалящими насекомыми? | Жалящих насекомых У них есть жало. Сообщения детей. Читает 1 ученик вслух.
Ответы детей. |
|
Клещи , пауки, мошки, змеи | - кроме жалящих, есть еще насекомые, которые тоже оказываются опасными для человека и животных? - что за насекомые? - Какие правила соблюдать? - Посмотрите. Как надо одеваться? | Клещи, мошки пауки правильно одеваться, собираясь в лес |
V. Итог урока. Листки рефлексии | - Какие открытия сделали? - Какие правила надо соблюдать в лесу, чтобы не пострадало ваше здоровье? Что можете сказать об одежде? -Где пригодятся знания? – Выполнили мы задачи экспедиции? - сегодня на уроке я удивился…. - сегодня на уроке я узнал….. - дома я буду….. | Есть опасности Ответы учащихся. В жизни, расширять кругозор |
Экологические ситуации. | - Давайте проверим, как вы усвоили правила поведения в лесу: «Экологические ситуации». | Числовой веер. |
VII. Домашнее задание. | – Молодцы! Вы усвоили правила поведения в лесу. Домашнее задание: … нарисовать по группам предупредительные знаки лесных опасностей - Спасибо за урок. | Тетрадь – с.19-20 Учебник С.28-29 |