СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме: "Лишайники"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Группа№1

Строение.

Тело лишайника представлено слоевищем. Оно очень разнообразно по окраске, размерам, форме и строению. Слоевище может иметь форму тела в виде корочки, листовидной пластинки, трубочек, кустика и небольшого округлого комочка. Некоторые лишайники достигают в длину более метра, но большинство имеют слоевище размером 3-7 см. Они медленно растут – за год увеличиваются на считанные миллиметры, а некоторые – на доли миллиметра. Возраст их слоевища нередко насчитывает несколько сотен и тысяч лет.

Лишайники не имеют типичной зелёной окраски. Окраска лишайников сероватая, зеленовато-серая, светло- или тёмно-бурая, реже жёлтая, оранжевая, белая, чёрная. Окраска обусловлена пигментами, которые находятся в оболочках гиф гриба. Различают пять групп пигментов: зелёные, синие, фиолетовые, красные, коричневые. Цвет лишайников может зависеть также от окраски лишайниковых кислот, которые откладываются в виде кристаллов или зёрен на поверхности гиф.

Слоевище состоит из двух разных организмов – гриба и водоросли.

Слоевище представляет собой множество переплетённых грибных нитей (гиф).

Между ними группами или одиночно расположены клетки зелёных водорослей, а у некоторых – цианобактерий. Интересно, что виды грибов, составляющих лишайник, в природе вообще не существуют без водорослей, тогда как большинство водорослей, входящих в слоевище лишайника, встречается в свободноживущем состоянии, отдельно от гриба.

Они так тесно взаимодействуют между собой, что их симбиоз представляется единым организмом.

Гриб снабжает водоросли водой с растворёнными в ней минеральными веществами, а водоросли в процессе фотосинтеза образуют органические вещества, необходимые грибу.

Вода поглощается всей поверхностью слоевища и удерживается в нём капиллярными пространствами между гифами и клетками водорослей.

Группа№2

Объясните результаты опыта.

  1. В  1  стакан поместили сухой  лишайник, измельчённый на кусочки. 
  2. Во 2 стакан поместили лишайник и залили его водой.

Через несколько дней увидели интересную картину: в стакане с водой лишайник стал зеленеть. Что произошло?

Результаты опыта:

1.

2.

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Маршрутный лист»

Маршрутный лист

Тема урока

Цель урока

Цель (чего я хочу добиться на уроке)

Узнать, каковы особенности строения лишайников


Узнать, почему К.А. Тимирязев назвал лишайник сфинском


Узнать, что изучает наука «Лихенология»


Узнать, каково значение в природе и жизни человека


Среда обитания лишайников


Пополнить свой словарный запас


Отдохнуть на уроке


Задание №1

Лихенология –

Лишайники- это


Задание №2

Как вы думаете, каковы функции каждого из организмов, входящих в состав лишайника?

Функции гриба

Функции водоросли





Рефлексия

Я узнал…

Я умею…

У меня есть вопросы…

Самооценка знаний обучающихся…


Домашнее задание

  1. §19,

  2. Раб тетр §19,

  3. Лишайник – польза или вред дереву?



Маршрутный лист

Тема урока

Цель урока

Цель (чего я хочу добиться на уроке)

Узнать, каковы особенности строения лишайников


Узнать, почему К.А. Тимирязев назвал лишайник сфинском


Узнать, что изучает наука «Лихенология»


Узнать, каково значение в природе и жизни человека


Среда обитания лишайников


Пополнить свой словарный запас


Отдохнуть на уроке


Задание №1

Лихенология –

Лишайники- это


Задание №2

Как вы думаете, каковы функции каждого из организмов, входящих в состав лишайника?

Функции гриба

Функции водоросли





Рефлексия

Я узнал…

Я умею…

У меня есть вопросы…

Самооценка знаний обучающихся…


Домашнее задание

  1. §19,

  2. Раб тетр §19,

  3. Лишайник – польза или вред дереву?



Просмотр содержимого документа
«инструктивные карты»

Группа№1

Строение.

Тело лишайника представлено слоевищем. Оно очень разнообразно по окраске, размерам, форме и строению. Слоевище может иметь форму тела в виде корочки, листовидной пластинки, трубочек, кустика и небольшого округлого комочка. Некоторые лишайники достигают в длину более метра, но большинство имеют слоевище размером 3-7 см. Они медленно растут – за год увеличиваются на считанные миллиметры, а некоторые – на доли миллиметра. Возраст их слоевища нередко насчитывает несколько сотен и тысяч лет.

Лишайники не имеют типичной зелёной окраски. Окраска лишайников сероватая, зеленовато-серая, светло- или тёмно-бурая, реже жёлтая, оранжевая, белая, чёрная. Окраска обусловлена пигментами, которые находятся в оболочках гиф гриба. Различают пять групп пигментов: зелёные, синие, фиолетовые, красные, коричневые. Цвет лишайников может зависеть также от окраски лишайниковых кислот, которые откладываются в виде кристаллов или зёрен на поверхности гиф.

Слоевище состоит из двух разных организмов – гриба и водоросли.

Слоевище представляет собой множество переплетённых грибных нитей (гиф).

Между ними группами или одиночно расположены клетки зелёных водорослей, а у некоторых – цианобактерий. Интересно, что виды грибов, составляющих лишайник, в природе вообще не существуют без водорослей, тогда как большинство водорослей, входящих в слоевище лишайника, встречается в свободноживущем состоянии, отдельно от гриба.

Они так тесно взаимодействуют между собой, что их симбиоз представляется единым организмом.

Гриб снабжает водоросли водой с растворёнными в ней минеральными веществами, а водоросли в процессе фотосинтеза образуют органические вещества, необходимые грибу.

Вода поглощается всей поверхностью слоевища и удерживается в нём капиллярными пространствами между гифами и клетками водорослей.

Группа№2

Объясните результаты опыта.

  1. В 1 стакан поместили сухой лишайник, измельчённый на кусочки.

  2. Во 2 стакан поместили лишайник и залили его водой.

Через несколько дней увидели интересную картину: в стакане с водой лишайник стал зеленеть. Что произошло?

Результаты опыта:

1.

2.













Перед вами листочки с утверждениями. Вам необходимо индивидуально отметить какие утверждения вы считаете верными до и после прочтения текста.

1.Русское название лишайники получили за внешнее сходство с проявлениями некоторых кожных заболеваний, получивших общее название лишаи.

2. Наука, которая изучает лишайники, называется лихенология.

3.За год средний прирост лишайников составляет 10сантиметров.

4. Лишайники произрастают на всех континентах. Лишайники встречаются на голых скалах, деревьях, в воде, на железе, стекле, коже и т.д

5.Накипные лишайники самые сложные виды

6.Лишайники однолетние, очень прихотливые растения

7.Грибы, входящие в состав лишайников, отдельно от водоросли жить могут

8. Цвет слоевища лишайников может быть только серым.

9. Лишайники размножается вегетативно

10. Накипные лишайники выглядят, как тонкая плёнка, они выживают там, где другим не выжить. Именно их называют пионерами жизни.

11. Тело лишайника называется слоевище



Текст для чтения

На стволах деревьев, камнях можно увидеть небольшие, разнообразно окрашенные пластинки или «кустики». Это и есть лишайники.

Русское название лишайники получили за внешнее сходство с проявлениями некоторых кожных заболеваний, получивших общее название лишаи. Наука, которая изучает лишайники, называется лихенология.
Лишайники многолетние растения, состоит из гриба и водоросли, которые помогают друг другу выжить. Благодаря взаимопомощи этих организмов, лишайники выживают там, где другие погибли бы.
Лишайники есть везде. Они встречаются на голых скалах, деревьях, в воде, на железе, стекле, коже и т.д. Много их в тропиках, но больше - в умеренных и холодных областях. Вместе со мхом лишайники образуют покров на болотах в тундре, тайге, на песках, лесах.
Тело лишайника называется слоевище. Цвет слоевища лишайников может быть крайне разнообразным. От серовато-белого, почти бесцветного, до ярко окрашенного: красного, зеленого, желтого, черного. Само слоевище состоит из двух различных организмов — гриба и водоросли. Взаимосвязь этих организмов настолько тесная, что они являются самостоятельными организмами. Чаще всего водоросли, входящие в состав лишайников, одноклеточные, но встречаются и многоклеточные. Интересно то, что водоросли, входящие в состав лишайников, могут существовать в природе самостоятельно .Грибы, входящие в состав лишайников, отдельно от водоросли жить не может. Слоевище лишайников может иметь форму листа, кустика и т.д. По форме слоевища лишайники подразделяют на накипные, листоватые и кустистые. Накипные: лецидея скученная, леканора разнообразная. Листоватые: пармелия козлиная, пельтигера собачья, нефрома арктическая, гипогимния вздутая, цетрария исландская. Кустистые: кладония пальчатая, к. альпийская, уснея длиннейшая, эверния сливовая, алектория бледноохрянная Накипные лишайники выглядят, как тонкая плёнка, которая формируется на поверхности деревьев, камней и других поверхностей. Это самые простые и нетребовательные виды. Они выживают там, где другим не выжить. Именно их называют пионерами жизни.

Размножение лишайника своеобразно:

  1. Лишайник размножается частями слоевища, которые отламываются под воздействием ветра, животных или других факторов среды.

  2. Специальными образованиями: они состоят из одной или нескольких клеток водоросли, окруженных гифами гриба. Образуясь внутри лишайника, они выходят наружу в результате разрыва коркового слоя.

Попав в благоприятные условия лишайники, начинают свое развитие.

Лишайники очень неприхотливые организмы. Для нормальной жизнедеятельности им необходимы свет и влага, которую они впитывают всем телом. Получать влагу они могут во время дождей или поглощать пары влаги из воздуха (роса, туман и т.д.) В сильную жару они высыхают и кажутся безжизненными, легко ломаются и крошатся. Но с появлением воды они снова оживают. Продолжительность жизни большинства лишайников составляет 50-100 лет, но отдельные виды живут дольше. Отличительная черта лишайников – медленный рост. За год средний прирост составляет 1-3 мм. Единственный фактор среды, к которому чувствительны лишайники - чистота воздуха. Они очень чувствительны к загрязнению воздуха, поэтому не могут расти у дорог.







Просмотр содержимого документа
«тест»

  • 1 вариант. Выберите правильные утверждения: Ответ «да» или «нет».

  1. Лишайники – представители царства растений.

  2. Лишайники впитывают воду из почвы с помощью корней.

  3. Водоросли синтезируют органическое вещество, грибы всасывают воду и минеральные вещества.

  4. Человек использует лишайники в своей жизни.

  5. Лишайники растут в загрязнённых районах.

 

  • 2 вариант. Выберите правильные утверждения: Ответ «да» или «нет».

  1. Лишайники – это единый организм, состоящий из гриба и водоросли, живущих в симбиозе.

  2. Лишайники можно встретить в лесу, горах, на лугах.

  3. Лишайники быстро растут.

  4.  Из лишайников изготавливают краску.

  5. Лишайники поселяются только на плодородных почвах.



  • 1 вариант. Выберите правильные утверждения: Ответ «да» или «нет».

  1. Лишайники – представители царства растений.



  1. Лишайники впитывают воду из почвы с помощью корней.



  1. Водоросли синтезируют органическое вещество, грибы всасывают воду и минеральные вещества.

  2. Человек использует лишайники в своей жизни.



  1. Лишайники растут в загрязнённых районах.



  • 2 вариант. Выберите правильные утверждения: Ответ «да» или «нет».

  1. Лишайники – это единый организм, состоящий из гриба и водоросли, живущих в симбиозе.

  2. Лишайники можно встретить в лесу, горах, на лугах.

  3. Лишайники быстро растут.

  4.  Из лишайников изготавливают краску.

  5. Лишайники поселяются только на плодородных почвах

Просмотр содержимого презентации
«лишайники1»

Сфинкс

Сфинкс

клетки водоросли  гифы  гриба Синтез органических веществ Минеральные вещества и вода. Лишайники - это симбиотические организмы, состоящие из водорослей и гифов гриба.

клетки

водоросли

гифы

гриба

Синтез органических веществ

Минеральные вещества и вода.

Лишайники - это симбиотические организмы, состоящие из водорослей и гифов гриба.

Клетки водоросли Нити гриба

Клетки водоросли

Нити гриба

Лишайники светолюбивы, водолюбивы, нетребовательны к субстрату, чувствительны к загрязнению воздуха – биологические индикаторы чистоты воздуха.   Растут лишайники крайне медленно — прирост за год у корковых — 1-8 мм, у кустистых — 1-35 мм.

Лишайники светолюбивы, водолюбивы, нетребовательны к субстрату, чувствительны к загрязнению воздуха – биологические индикаторы чистоты воздуха.

Растут лишайники крайне медленно — прирост за год у корковых — 1-8 мм, у кустистых — 1-35 мм.

Накипные лишайники выглядят, как тонкая плёнка, которая формируется на поверхности деревьев, камней и других поверхностей. Это самые простые и нетребовательные виды. Они выживают там, где другим не выжить.
  • Накипные лишайники выглядят, как тонкая плёнка, которая формируется на поверхности деревьев, камней и других поверхностей. Это самые простые и нетребовательные виды. Они выживают там, где другим не выжить.

лецидея

леканора

Пластинчатое слоевище листоватых лишайников немного поднято над поверхностью, прикреплено и похоже на листок.
  • Пластинчатое слоевище листоватых лишайников немного поднято над поверхностью, прикреплено и похоже на листок.

пельтигера

ксантория

Слоевище кустистых лишайников и правда напоминает кустики, которые растут на поверхности грунта, особенно в тундре.
  • Слоевище кустистых лишайников и правда напоминает кустики, которые растут на поверхности грунта, особенно в тундре.

кладония

уснея

ягель

Разрушают горные породы Образуют почву. Основной корм для оленей на Севере. Из них получают краски и лакмус. Также используют в медицине и парфюмерии. Биоиндикаторы
  • Разрушают горные породы
  • Образуют почву.
  • Основной корм для оленей на Севере.
  • Из них получают краски и лакмус.
  • Также используют в медицине и парфюмерии.
  • Биоиндикаторы

Цетрария исландская

«Исландский мох»

Ягель растет очень медленно: несколько миллиметров в год. Поэтому одно и то же тундровое пастбище нельзя использовать несколько лет подряд - не случайно саамы кочевали со своими стадами по всей территории области. Если олени съедают весь ягель, то на восстановление лишайникового покрова требуется довольно много времени – до 15 лет
  • Ягель растет очень медленно: несколько миллиметров в год.
  • Поэтому одно и то же тундровое пастбище нельзя использовать несколько лет подряд - не случайно саамы кочевали со своими стадами по всей территории области.
  • Если олени съедают весь ягель, то на восстановление лишайникового покрова требуется довольно много времени – до 15 лет

Олень зимой ищет ягель

«Выступает ли из волн океана водный утес, оторвется ли обломок скалы, обнаружив свежий, невыветренный излом, выломается ли валун, века пролежавший под землей, везде на голой бесплодной поверхности первым появляется лишайник , разлагая горную породу, превращая ее в плодородную почву».   К.А. Тимирязев  «Жизнь растений»

«Выступает ли из волн океана водный утес, оторвется ли обломок скалы, обнаружив свежий, невыветренный излом, выломается ли валун, века пролежавший под землей, везде на голой бесплодной поверхности первым появляется лишайник , разлагая горную породу, превращая ее в плодородную почву».

К.А. Тимирязев

«Жизнь растений»

Асахинея Шоландера Кладония грациозновидная Лептогиум Бурнета Лобария легочная

Асахинея Шоландера

Кладония грациозновидная

Лептогиум Бурнета

Лобария легочная

  В Библии рассказывается о народе, который много дней брёл по пустыне, по колено, утопая в песке. Все припасы, взятые с собой были съедены. Многие падали от изнеможения и истощения на раскалённый песок. Утром, когда солнце стало накалять песок, неожиданно поднялся ветер. Все увидели, как по песку, подгоняемые ветром, катятся серые комочки. Сильный порыв ветра поднял их кверху, казалось, что они падают с неба. «Манна, манна! С неба падает манна!» Все, кто ещё мог, бросились собирать эту «манну». Жадно ели сухие серые комочки, варили из них кашу и пекли лепёшки.   Как вы думаете, чем была эта манна на самом деле?   В 1772 году русский учёный П.С. Паллас доказал, что это был съедобный лишайник, который разносится ветром над огромными просторами Африки и Малой Азии.

  В Библии рассказывается о народе, который много дней брёл по пустыне, по колено, утопая в песке. Все припасы, взятые с собой были съедены. Многие падали от изнеможения и истощения на раскалённый песок.

Утром, когда солнце стало накалять песок, неожиданно поднялся ветер. Все увидели, как по песку, подгоняемые ветром, катятся серые комочки. Сильный порыв ветра поднял их кверху, казалось, что они падают с неба.

«Манна, манна! С неба падает манна!» Все, кто ещё мог, бросились собирать эту «манну». Жадно ели сухие серые комочки, варили из них кашу и пекли лепёшки.

 

  • Как вы думаете, чем была эта манна на самом деле?

  В 1772 году русский учёный П.С. Паллас доказал, что это был съедобный лишайник, который разносится ветром над огромными просторами Африки и Малой Азии.

1 вариант. Выберите правильные утверждения: Ответ «да» или «нет». Лишайники – представители царства растений. Лишайники впитывают воду из почвы с помощью корней. Водоросли синтезируют органическое вещество, грибы всасывают воду и минеральные вещества. Человек использует лишайники в своей жизни. Лишайники растут в загрязнённых районах.    2 вариант. Выберите правильные утверждения: Ответ «да» или «нет».
  • 1 вариант. Выберите правильные утверждения: Ответ «да» или «нет».
  • Лишайники – представители царства растений.
  • Лишайники впитывают воду из почвы с помощью корней.
  • Водоросли синтезируют органическое вещество, грибы всасывают воду и минеральные вещества.
  • Человек использует лишайники в своей жизни.
  • Лишайники растут в загрязнённых районах.

 

  • 2 вариант. Выберите правильные утверждения: Ответ «да» или «нет».
  • Лишайники – это единый организм, состоящий из гриба и водоросли, живущих в симбиозе.
  • Лишайники можно встретить в лесу, горах, на лугах.
  • Лишайники быстро растут.
  •   Из лишайников изготавливают краску.
  • Лишайники поселяются только на плодородных почвах.

Да Да Нет Да Нет Нет Нет Да Да Нет
  • Да
  • Да
  • Нет
  • Да
  • Нет
  • Нет
  • Нет
  • Да
  • Да
  • Нет
§19, РТ §19 Лишайник – польза или вред дереву?

§19,

РТ §19

Лишайник – польза или вред дереву?