СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме "Нации и национальные отношения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: углубить и систематизировать знания учащихся об исторически сложившихся общностях людей, отработать понятия этнос, нация, национальное самосознание, национальная политика, национализм. Воспитывать чувство патриотизма и интернационализма.

 

ХОД УРОКА

 

Изучение новой темы

 

Организационные моменты. Цель и задачи урока

 

Вступительное слово учителя

 

Наша тема урока продолжает изучение раздела «Социальная структура общества». На доске представлена схема

 

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме "Нации и национальные отношения"»

Урок по теме "Нации и национальные отношения". 11-й класс



Цель: углубить и систематизировать знания учащихся об исторически сложившихся общностях людей, отработать понятия этнос, нация, национальное самосознание, национальная политика, национализм. Воспитывать чувство патриотизма и интернационализма.


ХОД УРОКА


Изучение новой темы


Организационные моменты. Цель и задачи урока


Вступительное слово учителя


Наша тема урока продолжает изучение раздела «Социальная структура общества». На доске представлена схема




Что такое социальная структура общества?

Перечислите элементы социальной структуры

Какое место в структуре занимает изучаемая тема?

Вывод: этнос, народности, нации – составная часть социальной структуры

Этнос – исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими, относительно стабильными особенностями языка, культуры и психики, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований.


Черты этноса:


Язык нации, народности

общая историческая судьба,

семейно-бытовое поведение,

нормы повседневного поведения,

специфическая материальная и духовная культура.

Генезис этноса: род, племя, народность, нация.

Род, племя – форма общности людей, объединяющая родственников и соответствует первобытнообщинным отношениям.

Народность – форма общности людей, для которой характерны общность истории, территория, язык, культура. Формирование нации происходит в период развития рабовладельческих и феодальных отношений.

Нация – это определенная форма существования этноса. Исторически сложившаяся общность людей, для которой характерны формирование единых экономических связей, общность исторической жизни, языка, территории, определенные черты психологии, искусства и быта.

Основными признаками нации являются единая раса, общие экономические связи, язык, религия, привычки, единые ценности

Приведите примеры.

Национальное самосознание – это совокупность социальных, нравственных, политических, экономических, эстетических, религиозных, философских взглядов, характеризующих содержание, уровень и особенности духовного развития наций.

Приведите примеры, подтверждающие мысль о том, что каждая нация обладает национальным самосознанием.

В развитии наций четко прослеживаются две объективные противоположные тенденции : сближение, межнациональная интеграция и стремление к отделению, межнациональная дифференциация.

Межнациональная интеграция – процесс постепенного объединения различных наций, народов, этносов.


Формы интеграции:


Экономические и политические союзы

Транснациональные корпорации

международные культурные центры

Взаимопроникновение религий, культур

Приведите примеры.


Межнациональная дифференциация – процесс разъединения, разделения.


Формы:


Религиозный фанатизм

национализм

протекционизм в экономике

самоизоляция в целом

Приведите примеры.

В последнее время все большее распространение получает национализм.


Национализм – это политика, в основе которой лежит идея исключительного превосходства, недоверие к другим нациям. Национализм – опасное социальное заболевание, которое может привести к распаду страны.

Приведите примеры.

Национализм приводит к национальным конфликтам. Причины межнациональных конфликтов:


Усложнение социально-экономического развития стран мира, неравномерность развития стран на современном этапе.

Непродуманная политика ряда политических деятелей.

Ошибки и просчеты в национальном вопросе

Ярким примером проявления национального конфликта в современной истории России является первая и вторая чеченские войны. Ученики нашего класса подготовили презентацию по этому вопросу.

Презентация «Почему возник чеченский конфликт?».

После демонстрации организована беседа:


каковы причины чеченского конфликта?

Почему конфликт вылился в войны?

Каковы пути преодоления национальных конфликтов?

Оформляется запись в тетрадях «Пути преодоления национальных конфликтов»:


Применение правовых механизмов, ликвидация этнических привилегий,

переговоры с конфликтующими сторонами,

решение наиболее острых социальных проблем в этногруппах – трудоустройство, образование, жилье.

Чаще всего национальные конфликты вспыхивают в многонациональных государствах. С целью предупреждения национальных конфликтов правительства многонациональных государств проводят государственную национальную политику.

В Российской Федерации государственная национальная политика разработана на основе Конституции РФ (1993 год) и Концепции государственной национальной политики (1996год)

Организуется работа с текстом Конституции РФ (ст. 2,13,19,26,29,68) В результате оформляется запись в тетрадях «Основные направления государственной национальной политики в Российской Федерации»:


Равенство прав и свобод граждан, независимо от расы, нации, языка,

сохранение целостности и суверенитета Российской Федерации,

равноправие всех субъектов федерации,

гарантии прав коренных малочисленных народов,

право каждого гражданина определять и указывать свою национальную принадлежность,

содействовать развитию национальных культур, обычаев и языков Российской Федерации,

своевременное и мирное разрешение противоречий и конфликтов

Закрепление изученной темы проводится в форме анализа текста. Каждый ученик получает текст задания. В конце урока организуется обсуждения по вопросам.


Как развиваются межнациональные отношения.


В развитии наций четко выделяются две тенденции. Первая тенденция в мировом развитии наций и народностей – интернационализм, основанный на экономической интеграции.

Интернационализм понимается как добровольное сотрудничество разных рас и наций, не исключающее их суверенитета, равноправия. Объективной основой межнациональной интеграции является развитие производительных сил и разделение на этой основе процессов кооперации и экономической интеграции. К объективным причинам межнациональной интеграции можно также отнести развитие глобальных проблем современности и усиления культурного, научного обмена в мировом сообществе.

Вторая тенденция в развитии наций состоит в дифференциации наций и народностей, которая выражается в их стремлении к самоопределению. Эти процессы часто происходят в конфликтной форме. Возникают идеологии национализма, расизм а и шовинизма.

Внутри каждой нации также действуют две тенденции. Первая – пробуждение национальной жизни и национальных движений, создание национальных государств.

Вторая тенденция – это развитие отношений между нациями, ломка национальных перегородок, создание интернационального единства экономической жизни, политики, науки. Противоречия между ними является основным противоречием в сфере национальных отношений.

Из основного противоречия вытекают и другие, например, противоречие интересов отдельных наций с интересами общества в целом. Обострение национального вопроса связано с противоречиями между нарастающей научно-технической революцией, требующей максимального кооперирования, международного разделения труда и национальной самобытностью государств и народов.

Между самими национальными государствами возникают противоречия в связи с наличием специфических интересов: использование природных ресурсов, транспортных коммуникаций. Возникают противоречия меду представителями различных национальностей в трудовых и иных национальных коллективах. Причины обострения национальных противоречий могут носить политический, экономический, демографический характер. Межнациональные противоречия проявляются в форме межнациональных конфликтов.

И.В. Мостовая «Зачет по социологии в кармане»


Вопросы:


Какие две тенденции в развитии национальных отношений называет автор? Приведите по одному примеру их проявления в современном мире.

Какие причины интернационализма указывает автор ( не менее 3-х)

На основе имеющихся знаний дайте определение национализма и расизма.

Какие причины межнациональных конфликтов называет автор? (не менее 3-х)

Каких принципов необходимо придерживаться в государственной национальной политике?


Вывод. Итоги урока.

Оборудование урока:


1. Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая «Человек и общество. Обществознание». Учебник 11 класса. Базовый уровень, § 19. На следующий урок в тетрадях ответить на вопрос: Как вы понимаете слова русского философа Н. Бердяева «Наиболее правы те, которые определяют нацию как единство исторической судьбы. Создание этого единства и есть национальное сознание»?

2. Конституция Российской Федерации. М., 2008.

3. Степанько С.Н. Обществознание.11 класс. Поурочные планы. Волгоград. Издательство «Учитель», 2007.




Домашнее задание п.25