СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 09.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме: "Наводнения. Причины и виды наводнений."

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Наверное, каждый из нас имеет хоть малейшее представление об этом явлении. Это один из тех природных катаклизмов, который актуален и знаком для любого региона планеты Земля. Многие из нас хоть раз в жизни наблюдали наводнение.

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме: "Наводнения. Причины и виды наводнений."»

Урок в 7 классе

Тема: «Наводнения. Виды наводнений и их причины».

Цель урока: познакомить учащихся с понятием наводнение, их видами и причинами.

Задачи урока:

- познакомить учащихся с опасным природным явлением гидрологического происхождения — наводнением, с видами наводнений и причинами их возникновения.

- сформировать умение правильно оценивать ситуацию, умение анализировать, систематизировать и делать выводы;

-сформировать интерес к предмету;

- воспитание качеств ситуационного лидера, умения работать в команде.



Учебные вопросы:

  • Понятие наводнение

  • Исторический аспект наводнений

  • Причины наводнений

  • Виды наводнений и их краткая характеристика

  • Последствия наводнений

Оборудование урока: учебник,  презентация, раздаточный материал (картинки, скотч, клей, фломастер и. т. д.),  компьютер,  плакаты.

Метод контроля: (устный, письменный), аудиовизуальные методы (наглядные методы и приёмы, сочетание словесных), метод эмпатии (вживания).


ХОД УРОКА

Дорогие дети урок сегодня я хочу начать словами:

Будь готов к худшему, и, если оно произойдёт, ты встретишь его со спокойствием и хладнокровием, а если нет, ты будешь радоваться тому, что ничего не произошло или масштабы бедствия оказались меньше, чем ты ожидал. В этом состоит основная задача предмета ОБЖ.

Проверка домашнего задания.

На прошлом уроке мы с вами изучали смерчи. Давайте повторим.

1. Два ученика выполняют задание на листочках. (тесты)

2.Дать определение, что такое смерч и к каким опасным природным явлениям он относится.

3.Дома вы должны были подготовить небольшой доклад на тему: «Самый разрушительный смерч в истории России»

Объяснение нового материала.

Просмотр фрагмента фильма о наводнении в Крымске.

Вопросы: Ребята вы просмотрели фрагмент фильма, попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока. Запишем тему в тетрадь.

Как вы думаете, к природным явлениям какого характера относится наводнение?

А кто может своими словами сказать, что же такое наводнение? (Дать определение наводнения) Записываем в тетради.

Работа с начальными представлениями об изучаемом явлении.

Наверное, каждый из нас имеет хоть малейшее представление об этом явлении. Это один из тех природных катаклизмов, который актуален и знаком для любого региона планеты Земля. Многие из нас хоть раз в жизни наблюдали наводнение. Вы уже знаете, что поверхность нашей планеты более чем на 2/3занимает вода. Это моря, океаны, ледники и озёра, реки, пруды и водохранилища. Вода на Земле находится в постоянном круговороте, движимая силой солнечной энергии и силой тяжести. Под действием солнечных лучей вода испаряется с поверхности океана, поступает в атмосферу и переносится ветрами на большие расстояния, а затем выпадает на поверхность Земли в виде дождя или снега. Выпавшие осадки питают влагой всё живое и подпитывают ручьи и реки, которые несут свои воды в Мировой океан, замыкая круговорот воды.

Известно, что в процессе круговорота воды в природе могут возникнуть опасные явления гидрологического характера. Наиболее распространенными и часто повторяющимися являются наводнения. По данным МЧС России, наводнения по повторяемости, площади распространения, суммарному среднегодовому ущербу занимают первое место в России среди известных стихийных бедствий. По числу человеческих жертв они занимают второе место после землетрясений.

На территории России наводнения угрожают почти 40городам и нескольким тысячам других населённых пунктов. Повторяемость наводнений в среднем колеблется от одного раза в 5-10лет до одного раза в 15-20 лет. Но есть города, где наводнения наблюдаются один раз в 2-3года (Уфа, Орск, Курск и ряд других).

Введение знаний


*Работа с текстом( в группах)

Задание: в текстах найдите и выпишите причины наводнений.


Текст №1

В ночь с 6 на 7 июля 2012 после проливных дождей в Краснодарском крае произошло сильное наводнение. По данным из официальных источников погибло 168 человек [1], что позволяет квалифицировать произошедшие события как региональную катастрофу. Из крупных населенных пунктов

наиболее сильно пострадал город Крымск, расположенный на берегах обычно почти пересыхающей в летние месяцы реки Адагум.


Текст №2

В 1994 году в Башкирии произошел прорыв плотины Тирлянского водохранилища и нештатный сброс 8,6 млн куб метров воды. Погибли 29 человек, 786 остались без крова. В зоне затопления оказалось 4 населенных пункта, 85 жилых домов было полностью разрушено.

Текст №3

В 1998 году в районе города Ленска в Якутии из-за скопления льда на реке Лене вызвали подъем воды на 11 м. В зоне затопления оказались 97 тысяч человек, 15 погибли.

Текст №4

7 ноября 1824 года произошло наиболее опустошительное наводнение, ставшее уже 79-м по счёту. Накануне с утра дул юго-западный ветер, усилившийся вечером. В результате, в Неве стал наблюдаться подъём воды, ночью же разразилась буря. Потом ветер немного ослаб, но уже ранним утром 7 ноября усилился, перейдя опять в бурю. Вода начала выходить из берегов, и в 2-3 часа дня поднялась выше ординара на 4,1 м. Больше всех пострадали Васильевский остров, Петербургская сторона и Галерная гавань

Текст №5

09.10.1963 года беда произошла на плотине Вайонт в Италии. В небольшое водохранилище, имеющее объем всего 0,169 км3, обрушился массив гор с объемом 0,24 км3, что ознаменовалось переливом более чем 50 миллионов м3 воды через плотину. Получился вал воды высотой 90 метров. Он всего за 15 минут уничтожил несколько небольших населенных пунктов и две тысячи человек.

Изучив тексты дети должны сформулировать причины, вызывающие наводнений.



Причины наводнений

  • Интенсивные и продолжительные ливни.

  • Таяние ледников.

  • Прорыв внутриледниковых озер.

  • Сильные ветры.

  • Деятельность человека.

Таким образом мы с вами подошли к следующему этапу урока классификация наводнений.

Рисуем в тетради схему классификации наводнений (Начертить на доске)

По причинам:

  • Половодье – периодически повторяющийся относительно продолжительный подъем уровня воды в реках, вызываемый обычно весенним таянием снега на равнинах или дождевыми осадками, а также весенне – летним таянием снега в горах; его следствием является затопление низких участков местности.

  • Паводок – интенсивный периодический, сравнительно кратковременный подъем уровня воды в реке, вызываемый обильными дождями, ливнями, иногда быстрым таянием снега при зимних оттепелях.

  • Затор – нагромождение льдин во время весеннего ледохода в сужениях и излучинах русла реки, стесняющее течение и вызывающее подъем уровня воды в месте скопления льда и некоторых участков выше него.

  • Зажор – скопление рыхлого ледового материала во время ледостава (в начале зимы) в сужениях и излучинах русла реки, вызывающее подъем уровня воды на некоторых участках выше него.

  • Ветровой нагон – подъем уровня воды, вызванный воздействием ветра на водную поверхность, случающийся обычно в морских устьях крупных рек, а также на ветровом берегу больших озер, водохранилищ и морей.

  • Наводнения при прорывах плотин – это интенсивный, обычно значительный подъем уровня воды в реке (водотоке), вызванный прорывом плотины, дамбы, или естественной природной преграды в горных районах при оползнях, обвалах горных пород, движении ледников и других экстремальных явлениях.



По масштабу:

  • Низкие (малые) – на равнинных реках, 1 раз в 5-10 лет.

  • Высокие – сопровождаются значительным затоплением территорий и охватывают большие земельные участки речных долин и низин, 1 раз в 20-25 лет.

  • Выдающиеся – охватывают речные бассейны, 1 раз в 50-100 лет.

  • Катастрофические – охватывают до нескольких речных систем, 1 раз в 100-200 лет.

Закрепление изученного материала.

Презентация тесты на экране дети по очереди отвечают на вопросы и тут же на экран выводится правильный ответ.

Что вам понравилось на уроке.

Домашнее задание: Параграф 4.2., придумать кроссворд.

Выставление оценок.














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!