Урок в 7 классе
Тема: «Наводнения. Виды наводнений и их причины».
Цель урока: познакомить учащихся с понятием наводнение, их видами и причинами.
Задачи урока:
- познакомить учащихся с опасным природным явлением гидрологического происхождения — наводнением, с видами наводнений и причинами их возникновения.
- сформировать умение правильно оценивать ситуацию, умение анализировать, систематизировать и делать выводы;
-сформировать интерес к предмету;
- воспитание качеств ситуационного лидера, умения работать в команде.
Учебные вопросы:
Оборудование урока: учебник, презентация, раздаточный материал (картинки, скотч, клей, фломастер и. т. д.), компьютер, плакаты.
Метод контроля: (устный, письменный), аудиовизуальные методы (наглядные методы и приёмы, сочетание словесных), метод эмпатии (вживания).
ХОД УРОКА
Дорогие дети урок сегодня я хочу начать словами:
Будь готов к худшему, и, если оно произойдёт, ты встретишь его со спокойствием и хладнокровием, а если нет, ты будешь радоваться тому, что ничего не произошло или масштабы бедствия оказались меньше, чем ты ожидал. В этом состоит основная задача предмета ОБЖ.
Проверка домашнего задания.
На прошлом уроке мы с вами изучали смерчи. Давайте повторим.
1. Два ученика выполняют задание на листочках. (тесты)
2.Дать определение, что такое смерч и к каким опасным природным явлениям он относится.
3.Дома вы должны были подготовить небольшой доклад на тему: «Самый разрушительный смерч в истории России»
Объяснение нового материала.
Просмотр фрагмента фильма о наводнении в Крымске.
Вопросы: Ребята вы просмотрели фрагмент фильма, попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока. Запишем тему в тетрадь.
Как вы думаете, к природным явлениям какого характера относится наводнение?
А кто может своими словами сказать, что же такое наводнение? (Дать определение наводнения) Записываем в тетради.
Работа с начальными представлениями об изучаемом явлении.
Наверное, каждый из нас имеет хоть малейшее представление об этом явлении. Это один из тех природных катаклизмов, который актуален и знаком для любого региона планеты Земля. Многие из нас хоть раз в жизни наблюдали наводнение. Вы уже знаете, что поверхность нашей планеты более чем на 2/3занимает вода. Это моря, океаны, ледники и озёра, реки, пруды и водохранилища. Вода на Земле находится в постоянном круговороте, движимая силой солнечной энергии и силой тяжести. Под действием солнечных лучей вода испаряется с поверхности океана, поступает в атмосферу и переносится ветрами на большие расстояния, а затем выпадает на поверхность Земли в виде дождя или снега. Выпавшие осадки питают влагой всё живое и подпитывают ручьи и реки, которые несут свои воды в Мировой океан, замыкая круговорот воды.
Известно, что в процессе круговорота воды в природе могут возникнуть опасные явления гидрологического характера. Наиболее распространенными и часто повторяющимися являются наводнения. По данным МЧС России, наводнения по повторяемости, площади распространения, суммарному среднегодовому ущербу занимают первое место в России среди известных стихийных бедствий. По числу человеческих жертв они занимают второе место после землетрясений.
На территории России наводнения угрожают почти 40городам и нескольким тысячам других населённых пунктов. Повторяемость наводнений в среднем колеблется от одного раза в 5-10лет до одного раза в 15-20 лет. Но есть города, где наводнения наблюдаются один раз в 2-3года (Уфа, Орск, Курск и ряд других).
Введение знаний
*Работа с текстом( в группах)
Задание: в текстах найдите и выпишите причины наводнений.
Текст №1
В ночь с 6 на 7 июля 2012 после проливных дождей в Краснодарском крае произошло сильное наводнение. По данным из официальных источников погибло 168 человек [1], что позволяет квалифицировать произошедшие события как региональную катастрофу. Из крупных населенных пунктов
наиболее сильно пострадал город Крымск, расположенный на берегах обычно почти пересыхающей в летние месяцы реки Адагум.
Текст №2
В 1994 году в Башкирии произошел прорыв плотины Тирлянского водохранилища и нештатный сброс 8,6 млн куб метров воды. Погибли 29 человек, 786 остались без крова. В зоне затопления оказалось 4 населенных пункта, 85 жилых домов было полностью разрушено.
Текст №3
В 1998 году в районе города Ленска в Якутии из-за скопления льда на реке Лене вызвали подъем воды на 11 м. В зоне затопления оказались 97 тысяч человек, 15 погибли.
Текст №4
7 ноября 1824 года произошло наиболее опустошительное наводнение, ставшее уже 79-м по счёту. Накануне с утра дул юго-западный ветер, усилившийся вечером. В результате, в Неве стал наблюдаться подъём воды, ночью же разразилась буря. Потом ветер немного ослаб, но уже ранним утром 7 ноября усилился, перейдя опять в бурю. Вода начала выходить из берегов, и в 2-3 часа дня поднялась выше ординара на 4,1 м. Больше всех пострадали Васильевский остров, Петербургская сторона и Галерная гавань
Текст №5
09.10.1963 года беда произошла на плотине Вайонт в Италии. В небольшое водохранилище, имеющее объем всего 0,169 км3, обрушился массив гор с объемом 0,24 км3, что ознаменовалось переливом более чем 50 миллионов м3 воды через плотину. Получился вал воды высотой 90 метров. Он всего за 15 минут уничтожил несколько небольших населенных пунктов и две тысячи человек.
Изучив тексты дети должны сформулировать причины, вызывающие наводнений.
Причины наводнений
Таким образом мы с вами подошли к следующему этапу урока классификация наводнений.
Рисуем в тетради схему классификации наводнений (Начертить на доске)
По причинам:
Половодье – периодически повторяющийся относительно продолжительный подъем уровня воды в реках, вызываемый обычно весенним таянием снега на равнинах или дождевыми осадками, а также весенне – летним таянием снега в горах; его следствием является затопление низких участков местности.
Паводок – интенсивный периодический, сравнительно кратковременный подъем уровня воды в реке, вызываемый обильными дождями, ливнями, иногда быстрым таянием снега при зимних оттепелях.
Затор – нагромождение льдин во время весеннего ледохода в сужениях и излучинах русла реки, стесняющее течение и вызывающее подъем уровня воды в месте скопления льда и некоторых участков выше него.
Зажор – скопление рыхлого ледового материала во время ледостава (в начале зимы) в сужениях и излучинах русла реки, вызывающее подъем уровня воды на некоторых участках выше него.
Ветровой нагон – подъем уровня воды, вызванный воздействием ветра на водную поверхность, случающийся обычно в морских устьях крупных рек, а также на ветровом берегу больших озер, водохранилищ и морей.
Наводнения при прорывах плотин – это интенсивный, обычно значительный подъем уровня воды в реке (водотоке), вызванный прорывом плотины, дамбы, или естественной природной преграды в горных районах при оползнях, обвалах горных пород, движении ледников и других экстремальных явлениях.
По масштабу:
Низкие (малые) – на равнинных реках, 1 раз в 5-10 лет.
Высокие – сопровождаются значительным затоплением территорий и охватывают большие земельные участки речных долин и низин, 1 раз в 20-25 лет.
Выдающиеся – охватывают речные бассейны, 1 раз в 50-100 лет.
Катастрофические – охватывают до нескольких речных систем, 1 раз в 100-200 лет.
Закрепление изученного материала.
Презентация тесты на экране дети по очереди отвечают на вопросы и тут же на экран выводится правильный ответ.
Что вам понравилось на уроке.
Домашнее задание: Параграф 4.2., придумать кроссворд.
Выставление оценок.