ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА 4 УРОКА
ПРЕДМЕТ: МУЗЫКА
КЛАСС: 6
3 ЧЕТВЕРТЬ: «МУЗЫКАЛЬНАЯ ДРАМАТУРГИЯ»
ТЕМА 4 УРОКА: «ПРОТИВОБОРСТВО МУЗЫКАЛЬНЫХ ОБРАЗОВ В ОДНОМ ПРОИЗВЕДЕНИЕ»
ТИП УРОКА – УГЛУБЛЕНИЕ
МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИДЕЯ (ЦЕЛЬ) УРОКА: переход от наблюдения за одним или несколькими образами, развивающимися внутри одного произведения, к наблюдению за жизнью образов, звучащих и самостоятельно, и в совместном развитии (МУЗЫКАЛЬНАЯ ДРАМАТУРГИЯ).
ЗАДАЧИ:
- разбор совместно с учащимися произведений, в которых несколько образов контрастируют друг с другом, даже противоречат друг другу, и развитие их представляет собой иногда напряженную борьбу.
- развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию и пониманию музыкальных произведений.
- развитие исполнительских навыков: выработка кантилены, певческого дыхания, дикции, выразительного исполнения, восприятия, музыкального мышления и памяти.
- увлечь детей музыкой, вызвать интерес к занятиям и пробудить веру в свои силы.
ФОРМИРУЕМЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ УУД
- вхождение обучающихся в мир духовных ценностей музыкального искусства, влияющих на выбор наиболее значимых ценностных ориентаций личности;
- понимание социальных функций музыки (познавательной, коммуникативной, эстетической, практической, воспитательной, зрелищной и др.) в жизни людей, общества, в своей жизни;
- осознание особенностей музыкальной культуры России, своего региона, разных культур и народов мира, понимание представителей другой национальности, другой культуры и стремление вступать с ними в диалог;
- присвоение духовно-нравственных ценностей музыки в процессе познания содержания музыкальных образов (лирических, эпических, драматических) на основе поиска их жизненного содержания, широких ассоциативных связей музыки с другими видами искусства.
ПОЗНОВАТЕЛЬНЫЕ УУД
- стремление к приобретению музыкально-слухового опыта общения с известными и новыми музыкальными произведениями различных жанров, стилей народной и профессиональной музыки, познанию приемов развития музыкальных образов, особенностей их музыкального языка;
- формирование интереса к специфике деятельности композиторов и исполнителей (профессиональных и народных), особенностям музыкальной культуры своего края, региона;
- расширение представлений о связях музыки с другими видами искусства на основе художественно-творческой, исследовательской деятельности;
- идентификация терминов и понятий музыкального языка с художественным языком различных видов искусства на основе выявления их общности и различий;
- применение полученных знаний о музыке и музыкантах, о других видах искусства в процессе самообразования, внеурочной творческой деятельности.
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД
- самостоятельный выбор целей и способов решения учебных задач (включая интонационно-образный и жанрово-стилевой анализ сочинений) в процессе восприятия и исполнения музыки различных эпох, стилей, жанров, композиторских школ;
- совершенствование действий контроля, коррекции, оценки действий партнера в коллективной и групповой музыкальной, творческо-художественной, исследовательской деятельности;
- саморегуляция волевых усилий, способности к мобилизации сил в процессе работы над исполнением музыкальных сочинений на уроке, внеурочных и внешкольных формах музыкально-эстетической, проектной деятельности, в самообразовании;
- развитие критического отношения к собственным действиям, действиям одноклассников в процессе познания музыкального искусства, участия в индивидуальных и коллективных проектах;
- сравнение изложения одних и тех же сведений о музыкальном искусстве в различных источниках;
- приобретение навыков работы с сервисами Интернета.
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД
- решение учебных задач в процессе сотрудничества с одноклассниками, учителем в процессе музыкальной, художественно-творческой, исследовательской деятельности;
- формирование способности вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, слушать и понимать точку зрения собеседника, вести дискуссию по поводу различных явлений музыкальной культуры;
- адекватное поведение в различных учебных, социальных ситуациях в процессе восприятия и музицирования, участия в исследовательских проектах, внеурочной деятельности;
- развитие навыков постановки проблемных вопросов в процессе поиска и сбора информации о музыке, музыкантах в процессе восприятия и исполнения музыки;
- совершенствование навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки (с использованием музыкальных терминов и понятий), ее оценки и представления в творческих формах работы в исследовательской, внеурочной, досуговой деятельности;
- развитие письменной речи в процессе выполнения самостоятельных и контрольных работ, диагностических тестов, анкетирования, работы в творческих тетрадях.
ХОД УРОКА
СИТУАЦИИ (ЭТАПЫ) УРОКА | МУЗЫКАЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ | ФОРМИРУЕМЫЕ УУД |
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ | | - Здравствуйте, все готовы к уроку? Начнем наше занятие | | Личностные |
АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ | | ТЕСТ: Увертюра пишется в форме: а) трехчастной б) сонатной в) сонатного аллегро Части сонатной формы называются: а) вступление, экспозиция, разработка, реприза б) экспозиция, разработка, реприза, дополняемые часто вступлением и кодой в) первая часть, вторая часть, третья часть Во вступление увертюры «Эгмонт» Бетховена заложено: а) два контрастных образа дополняющих друг друга б) два основных образа проворочавших друг другу в) два образа сопоставляющихся друг с другом Какие темы в экспозиции увертюры «Эгмонт». а) главная тема – угнетателей испанцев и побочная тема – стонущего и плачущего народа б) главная тема – захватчиков испанцев победителей и побочная тема – борющегося народа в) главная тема – угнетенный народ собирает силы и переходит к борьбе и побочная тема – образ завоевателей втянутых в поток борьбы 5. Увертюра это: а) широко развернутое инструментальное вступление к театральному спектаклю с музыкой – опере, балету, оперетте, драме, а также кантате, оратории, сюите, в 20 веке – к кинофильмам б) жанр вокального музыкально-драматического искусства в) завершенная по форме пьеса, предназначенная для развития технических навыков и мастерства музыканта - 5 ставится за все правильные ответы, 4 – один неправильный ответ, 3- два неправильных ответа. | Письменные ответы | Регулятивные Личностные Коммуникативные |
ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ, ТЕМЫ УРОКА | Увертюра «Эгмонт» Л. Бетховен | Создание поисковой ситуации - Сегодня мы продолжаем разбор произведения, а какого вы скажите сами, прослушав его (слушание увертюры «Эгмонт» Бетховена). - Какое произведение мы сегодня разбираем? (увертюру «Эгмонт» Бетховена). - Как вы думаете, а почему мы продолжаем работу над увертюрой? (мы еще не разобрали вторую и третью части увертюры). - Да мы продолжаем разбор увертюры «Эгмонт», а точнее разбор музыкальной драматургии увертюры «Эгмонт» - разработки, репризы и коды. | Слушание Ответы | Регулятивные Коммуникативные |
ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА | Увертюра «Эгмонт» Л. Бетховен | Создание проблемной ситуации - Слушаем увертюру «Эгмонт», вспоминаем образы вступления, главную и побочную темы экспозиции, следим, что происходит в разработке и в репризе (слушание увертюры «Эгмонт» Бетховена). Беседа в форме диалога (вопросы) - После напряженной экспозиции наступает разработка. Сразу скажу, что она короткая. А как мы поняли, что наступила вторая часть (разработка). Она начинается с минора или, наоборот, с мажорного просветления? (с мажорного просветления). - Правильно, разработка начинается с просветленного мажора, как вы думаете, что это может означать? (словно приближается завершение борьбы). - Мажор в музыке разработки остается или вскоре на первый план выходит опять минор? (минор вновь выходит на первый план). - Сейчас мы еще раз прослушаем увертюру, но теперь обратим внимание на репризу, помня, что экспозиция напряженная, разработка очень короткая. В репризе обратите внимание, точное ли это повторение экспозиции или нет (повторное слушание). - Реприза, это точное повторение экспозиции или нет? (нет). - Какая тема в ней больше развита – первая тема – борющегося народа или вторая – образ испанских завоевателей? (вторая тема – испанских завоевателей). Обобщение: да, в репризе больше развита вторая тема, особенно настойчиво, словно столкнувшись с непреодолимой преградой, звучат мощные аккорды в ритме сарабанды. Но вдруг они обрываются, и после нескольких секунд полной тишины еле слышно звучат четыре медленно следующих друг за другом, печальных аккорда – герой погиб. - Скажите, Эгмонт погиб, музыка остановилась или продолжилась? (музыка продолжилась). - Реприза закончилась смертью героя, наступила кода – заключительное построение увертюры. Как звучала музыка коды? (она радостная, светлая, стремительная). - Герой погиб, а музыка коды светлая, радостная, стремительная, что это может означать, какой образ возникает? (победа, несмотря на смерть героя, добро победило). Обобщение: Из печальных аккордов (их играют деревянные духовые инструменты – гобой, два кларнета и два фагота) стремительно разрастается радостная, светлая музыка заключительной части (коды). Это победа, достигнутая дорогой ценой, ценой гибели героя. Добро победило зло – вот образ возникшей в коде! -Ну, что ж, мы разобрали всю увертюру «Эгмонт» Бетховена, а сейчас мы ее еще раз слушаем и следим за развитием образов, т.е. музыкальной драматургией (повторное слушание). - А теперь откроем тетради и запишем (В увертюре «Эгмонт» два основных образа противоречат друг другу, развиваясь в остроконфликтной борьбе, и в итоге этой борьбы возникло в музыке этого сочинения и в его жизненном содержание совершенно новое явление: образ победы). | Слушание Ответы Повторное слушание Повторное слушание Работа в тетради | Познавательные Регулятивные Личностные |
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ | | - О чем мы сегодня говорили на уроке? (варианты ответов). Обобщение: мы следим за развитием нескольких (2) образов в одном произведении, звучащих и самостоятельно, и в совместном развитии, т.е. это не что иное, как музыкальная драматургия. | | |
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ | | Выучить записи в тетрадях. Подготовиться к промежуточной контрольной. | | Регулятивные Коммуникативные |
РЕФЛЕКСИЯ (оценка, самооценка) | | - Все молодцы. Давайте вместе ответим на вопросы: 1. Кто заслужил сегодня оценку и почему... 2.Мне было интересно… 3. Мы сегодня узнали… 4. Мне было трудно… 5. Довольны своими ответами… | Ответы детей | Регулятивные |