СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме " Семейство Покрытосеменные"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока с расширенным справочным материалом  по семействам растений и их практическим значением.

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме " Семейство Покрытосеменные"»

Классификация покрытосеменных

 10-10-2006 11:18  (14) 


Отдел Покрытосеменные делят на два класса: Двудольные и Однодольные. Представители этих классов различаются прежде всего строением семени: зародыш семени двудольных имеет двесемядоли, однодольных —одну (отсюда и название классов). Другие различия между ними представлены в табл. 9.1.

Однако среди одно- и двудольных встречаются растения, у которых отдельные признаки не совпадают с перечисленными в табл. 9.1. Так, у вороньего глаза (класс Однодольные) жилкование листа перистое, а у подорожника (класс Двудольные) — дуговидное и имеется мочковатая корневая система. В этой связи судить о принадлежности растения к тому или иному классу можно только по совокупности признаков.

Табл. 9.1. Отличительные признаки одно- и двудольных растений.

Признак

Однодольные

Двудольные

Корневая система

Мочковатая, главный  корень рано отмирает

Стержневая, хорошо развит главный корень

Стебель

Травянистый, не способен к вторичному утолщению, ветвится редко. Проводящие пучки без камбия, разбросаны по всему стеблю

Травянистый или одревесневший, способен к вторичному утолщению, ветвится. Проводящие пучки, имеющие камбий, расположены одним большим массивом в центре стебля или имеют вид кольца

Листья

Простые, цельнокрайние, обычно без черешка и прилистников, часто с влагалищем, параллельным или дуговидным жилкованием. Расположение листьев двурядное

Простые или сложные, края цельные, рассеченные или зубчатые, часто с черешком, прилистниками, сетчатым или пальчатым жилкованием. Расположение листьев очередное, супротивное

Цветок

Трехчленный, реже двух или четырехчленный

Пяти-, реже четырехчленный

Опыление

Большинство растений ветроопыляемые

Большинство растений опыляется насекомыми

Табл. 9.2. Основные признаки некоторых семейств одно- и двудольных растений.

Семейство

Формула цветка

Плод

Соцветие

Примеры

Крестоцветные, или Капустные(более 3,2 тыс. видов)

*Ч 4Л4Т2+4П1

Стручок или стручочек

Кисть, реже щиток или метелка

Капуста, брюква, редька, редис, репа, хрен, турнепс, пастушья сумка, редька дикая, ярутка полевая

Розоцветные(около 3 тыс. видов)

*Ч 5Л5Т*П*

*Ч 5Л5Т*П1

Сборный орешек 
Сборная костянка 
Костянка 


Яблоко

Одиночные цветки 
Кисть 
Зонтик 
Кисть 
Одиночные цветки 
Зонтик или щиток

Шиповник, земляника 
Малина, ежевика 
Вишня 
Черемуха 
Слива, персик, абрикос 
Яблоня, груша, айва, рябина

Бобовые, или Мотыльковые(около 12 тыс. видов)

|Ч (5)Л(5)Т(9)+1П 1

Боб

Головка 
Кисть

Клевер 
Люпин, люцерна, горох, фасоль, соя. 
арахис, донник

Пасленовые 
(около 2,9 тыс. видов)

*Ч (5)Л(5)Т5П 1

Ягода 
Коробочка

Кисть или завиток 
Кисть 
Одиночные цветки

Паслен, томат ,картофель 
Табак, белена 
Дурман

Сложноцветные,
или Астровые (более 20 тыс. видов)

*Ч 0Л5Т(5)П1

Чашечка превратилась в волоски или отсутствует.

Семянка

Корзинка: 
все цветки трубчатые 
все цветки язычковые цветки в центре трубчатые, 
по краям воронковидные цветки в центре трубчатые, 
по краям ложноязычковые

Бодяк 
Одуванчик, цикорий 
Василек Подсолнечник

Условные обозначения (для составления формулы цветка): * — цветок правильный; | — цветок неправильный; О — околоцветник простой, состоящий из одних чашелистиков или из одних лепестков; () — срастание частей цветка; * — неопределенно большое число частей цветка; Ч — чашелистики; Л — лепестки; Т — тычинки; П — пестики.

Такой принцип используется при объединении в роды, семейства, порядки и другие таксономические категории всех живых организмов.

Классы Двудольные и Однодольные делятся на семейства. Растения каждого из семейств имеют общие признаки. У цветковых растений основными признаками являются строение цветка и плода, тип соцветия, а также особенности внешнего и внутреннего строения вегетативных органов.

Класс Двудольные включает 418 семейств, около 10 тыс. родов и свыше 190 тыс. видов, что составляет примерно 3/4 видов цветковых растений. К этому классу принадлежат важнейшие плодово-ягодные (яблоня, груша, вишня, виноград, цитрусовые), кормовые (турнепс, брюква, клевер, люцерна), прядильные (лен, хлоп-чатник, конопля), масличные (подсолнечник,клещевина), декоративные (розы, хризантемы, астры, георгины) и др. Все они принадлежат к одному или к разным семействам и отличаются комплексом признаков (табл. 9.2).

Класс Однодольные образует около 122 семейств, свыше 3 тыс. родов и около 63 тыс. видов. Однодольные обеспечивают человека хлебом. К ним относятся хлебные злаки (пшеница, рис, рожь, ячмень, кукуруза, просо и др.), некоторые овощидные (лук, чеснок, спаржа), декоративные (лилии, тюльпаны, гиацинты, аспарагус, орхидеи) растения.



















Тема урока: Семейства класса Двудольные Отдел Покрытосеменные растения

Цель урока: Формирование у обучающихся знаний об особенностях характеристики растений семейств-крестоцветных, пасленовых, розоцветных, сложноцветных, мотыльковых.

Задачи:

-научиться выделять основные признаки класса Двудольные, описывать отличительные признаки семейств;

-уметь работать с текстом учебника и гербариями по выявлению и распознаванию растений различных семейств;

- уметь прослушанную информацию перенести в таблицу, которая поможет обобщить полученные знания;

Планируемые результаты:

Личностные УУД:

  1. Формирование научного мировоззрения;

  2. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

  3. Использование полученных знаний на практике.

Метапредметные УУД:

Познавательные:

-установление причинно-следственные связи,

- выделение общего смысла и формирование учебной задачи;

- анализировать полученные результаты;

-работать с литературой;

- работать с гербариями.

Регулятивные:

- формулировать тему и цель урока, ставить задачи для ее осуществления;

-планировать свою деятельность;

_осуществлять рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные:

-строить речевые высказывания в устной форме;

- аргументировать свою точку зрения;

- использовать дополнительную литературу для сообщений.

Тип урока - усвоение новых знаний.

Форма урока: индивидуальная и работа в группах.

Методы обучения: беседа с использованием презентации, проблемный, частично- поисковый, работа с гербариями, «Убери лишнее».

Здравствуйте ребята, садитесь.

. А для начала послушайте сказочку. Да не простую, с изюминкой. Вот изюминку вы и должны найти.

1 .В некотором царстве, в некотором государстве жил люд многочисленный и количество тому люду было 350 000. Жили дружно, для жизни им всего - то и нужно было солнышко да земля влажная. О каком царстве-государстве речь? (Царство растения)

2. Но не все равны были в той стороне. Господствовали над всеми 250 000 самых стойких и сильных. И над водными господствовали, и над болотными, и над лесными тенистыми. А отличались они тем, что носили яркий головной убор. О чем речь? ( Отдел цветковые-250 000)

3. Но и они делились на две группы. Одни крепко стояли на земле, глубоко уходя в почву, и были среди них и гиганты, и середняки, и карлики. А другие хоть на нескольких ногах держались, да тонких. И были среди них лишь карлики. О чем речь? (Класс двудольные, класс однодольные).

4. Но и эти группы делились на семейки. И у каждой семейки был свой головной убор. О чем речь? 

( Семейства различаются по строению цветка).

Ребята давайте сформулируем тему урока:

- Семейства класса двудольные. {Слайд1} Запись в тетради.


– Сегодня на уроке ребята мы с вами продолжим изучение класса двудольные растения и рассмотрим такие вопросы как классификация, а именно какие семейства входят в состав данного класса. 

Класс двудольные объединяет свыше 150 тысяч видов растений, что составляет 3/4 всего разнообразия цветковых растений. Класс двудольные включает 8 подклассов, 429 семейств, около 100 тысяч родов и не менее 190 тыс. видов. {слайд 2}. 

А теперь, чтобы продолжить работу по изучению семейств растений давайте определим цель урока:{слайд3}

_ Познакомиться с основными признаками растений семейств класса Двудольные,

-узнать какие растения относятся к этим семействам, и выяснить практическое значение растений.

Сейчас я буду рассказывать об основных признаках семейств, а вы в это время будете заполнять таблицу, которую начертите в тетради: (слайд4)

Название

семейства

Количество

видов

листья

Корневая система

Цветок

Плод

Название растений

Значение

Семейство

розоцветные








Семейства мотыльковые








Семейство крестоцветные








Семейства пасленовые








Семейства сложноцветные


















Семейство розоцветные.(слайд5,6)

Стоит дерево кудряво,

Когти волчьи,

Кто подойдет,

Того и обоймет

(Шиповник, семейство Розоцветные)



Объединяет 3-3,5 тыс. видов деревьев, кустарников и трав. К этому семейству относится большая часть плодово-ягодных растений нашей флоры. [ слайд 4-8]. Листья очередные, простые или сложные, с прилистниками, иногда рано опадающими. Цветки одиночные или собраны в соцветия. Чашечка состоит из пяти свободных или сросшихся в основании чашелистиков. Венчик всегда раздельный, состоит из пяти, реже из четырех лепестков. Тычинки многочисленные, расположены кругами по пять – десять. Плоды простые или сборные. Семена без эндосперма или с небольшим остаточным эндоспермом, содержат жирное масло, белок. Особенность цветка – наличие гипантия в виде блюдца, чаши или бокала. Образуется он из разросшегося цветоложа и цветочной трубки – сросшихся оснований чашелистиков, лепестков, тычинок. При созревании гипантий приобретает яркую окраску, становится сочным, мясистым, что способствует распространению плодов и семян животными. Разнообразие строения цветков и плодов обусловило деление розоцветных на семь семейств, из которых основные: спирейные, шиповниковые, яблоневые, сливовые [слайд 10-14]. 

Семейство мотыльковые или бобовые [слайд 15].  Одно из крупнейших семейств, включает 18 тыс. видов деревьев, кустарников, полукустарников и трав – многолетних и однолетних, распространенных во всем земном шаре [слайд 16-25]. Основной признак семейства плод – боб. Листорасположение очередное, листья сложные, с прилистниками. Соцветия – кисть, колос и головка. Цветки обычно обоеполые, с двойным околоцветником. Строение цветка отражает приспособление к перекрестному опылению насекомыми. Чашечка сростнолистная, правильная или двугубая. Венчик – задний крупный лепесток – парус, боковые – весла, прикрывающие два лепестка, сросшиеся верхушками в лодочку. У некоторых родов как у клевера, например, все лепестки в основании срастаются в трубочку. Тычинок десять, расположены в два круга. Они либо свободные как у софоры или термопсиса или сросшиеся как у люпина, дрока. Стальника, козлятника, или девять тычинок срастаются в трубку, а одна остается свободной, как у большинства родов. Нектарник расположен у основания пестика. Весла под тяжестью насекомого, привлеченного яркоокрашенным парусом, опускаются, увлекая и сочлененную с ними лодочку. Пестик из одного плодолистика, завязь верхняя [слайд 26-32].

Сообщение учащихся: Семейство бобовых – одно из самых крупных семейств. Самый крупный в мире – боб энтады лазящей, широко распространенной в тропиках, достигает дл. 1,5 м У другого представителя этого семейства – южноамериканского дерева моры маслоносной – самые крупные в мире семена ( дл.15-17 см). Корни многих бобовых несут небольшие клубеньки, образованные разрастающейся тканью при внедрении в корень азотфиксирующих бактерий. Эти бактерии способны фиксировать атмосферный азот, которым они не только снабжают растение, но и обогащают им почву

У нас в стране из культурных и овощных бобовых растений выращивают бобы, фасоль, сою, люпин, горох. К крупным цветковым растениям России относятся: люцерна, чина, донник, остролодочник и др. Среди бобовых много пищевых культур мирового значения: фасоль, арахис, чечевица и мн. др. Пищевая ценность бобовых определяется высоким содержанием в их семенах белка, крахмала и жиров. Многие тропические деревья дают ценнейшую древесину. Ряд красивоцветущих деревьев из семейства бобовых служат украшением городов. По значению для человека бобовые уступают только злакам. Среди них важнейшие пищевые ( соя, фасоль,горох, арахис культурный), кормовые (клевер, люцерна, вика), медоносные (донник), лекарственные( софора,солодка,кассия), декоративные растения(робиния,люпин).

Бобовые растения в травосмеси занимают почетное место. Они дают очень питательное, с большим процентом перевариваемого белка, сено, так как два килограмма клеверного сена по питательности равны одному килограмму овса. Бобовые растения обогащают почву азотом, делают ее более плодородной.

Люцерна относится к числу наиболее ценных кормовых трав. Возделываются три вида люцерны – синяя, желтая и гибридная. Для нечерноземной полосы пригодна желтая люцерна, как наиболее холодостойкий вид. Желтая люцерна хорошо переносит выпас скота, после укоса быстро отрастает. Дает два укоса.

Клевер белый ползучий. Имеет невысокий (10-30 см) стелющийся стебель. Зимостоек, хорошо переносит закаливание и затопление. Цветет на протяжении всего лета. Хороший медонос. Отлично выносит стравливание и выпас. Энергично отрастает до поздней осени. Поэтому рекомендуется использовать его в составе травосмесей пастбищного пользования.

Клевер луговой, или красный. Хорошо растет на нейтральных и слабокислых почвах. Полного развития и урожая достигает на второй год жизни. Культурный красный клевер делится на два типа: южный (ранний), северный (поздний). Отличить их легко по числу междоузлий: у северного клевера междоузлий больше семи, у южного- меньше семи. Южный клевер зацветает и созревает значительно раньше, чем северный, в течение лета дает два укоса. Однако он недостаточно холодостоек. Северный, более холодостойкий клевер в течение года дает один полный укос и богатую отаву, пригодную для зеленой подкормки и силоса

Арахис культурный (земляной орех). Стебли многочисленные, прямые или стелющиеся. Листья парноперистые с 2 парами листочков и крупными прилистниками. Цветки двух типов: надземные- в пазухах листьев и подземные – не раскрывающиеся. После опыления надземные цветки на удлиняющейся цветоножке заглубляются в землю, где на глубине 9 см созревает плод – 2-4 семянный боб с волокнистой оболочкой. Красноватые семена богаты пищевым маслом, похожим на оливковое, и белками. Из жмыха готовят халву

Семейство крестоцветные [слайд 33-34].

Педагог читает стихотворение, а ученики должны назвать растение, и определить к какому семейству оно относится

1)Щеки розовы, нос бел,

В темноте сижу весь день,

А рубашка зелена,

Вся на солнышке она

(Редис, семейство Крестоцветные)

Крупное семейство, объединяет 3 тыс. видов, 380 родов. Преимущественно однолетние и многолетние травы, редко кустарники и кустарнички. Листья очередные, простые, часто перисто и лировидно-перисторассеченные, без прилистников. Листья и стебель часто опушены. Характерно содержание серосодержащих гликозидов. Своеобразный горьковатый вкус многих капустных определяется содержанием этих веществ. Цветки правильные, обоеполые, однообразно устроенные, всегда собраны в простые или сложные кисти. Околоцветник двойной. Чашечка состоит из четырех свободных чашелистиков, венчик – из четырех белых, желтых или лиловых свободных лепестков, чередующихся с чашелистиками. Тычинок шесть, из них две короткие и четыре длинные. Пестик с верхней завязью. Плод – стручок. Иногда укороченный стручочек, раскрывающийся двумя створками, отделяющимися от ложной перегородки снизу вверх. Редко плоды распадающиеся (членистый стручок редьки) или односемянные (орешек у вайды, свербиги). Семена обычно без эндосперма [слайд 35-37]. Многие представители семейства широко культивируются как овощные, масличные и технические культуры [слайд 38-39]. 

Семейство пасленовые.

Под землей птица гнездо свила, яиц нанесла

(Картофель, семейство Пасленовые)

Объединяет 2,5 тыс. видов преимущественно травянистых растений [слайд 40-45]. Семейство имеет почти космополитное распространение. Наибольшее разнообразие – в тропической Южной Африке. Листья очередные, без прилистников, простые, с цельной или рассеченной пластинкой. Характерно наличие алкалоидов, в том числе сильно ядовитых. Цветки собраны в завитки или одиночные, внешне правильные. Но нередко слегка зигоморфные. Околоцветник двойной. Чашечка сростнолистная. Венчик сростнолепестный с колесовидным, воронковидным или звездчатым отгибом. Тычинки, чередующиеся с зубцами венчика, прирастают к его трубке. Пестик, как правило, из двух плодолистиков. Плод ягода или коробочка. Семена с эндоспермом [слайд 46-49].  Среди пасленовых много хозяйственно ценных растений культивируемых по всему земному шару. Некоторые виды как петуния, душистый табак, используются как декоративные [слайд 43-45].



Физкультминутка

Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши 3 хлопка,
Головою 3 кивка,
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – за парту сесть опять.




Семейство сложноцветные [слайд 50]. Огромное семейство, насчитывающее 20-25 тысяч видов. Распространены по всему земному шару, но преимущественно в умеренной зоне, отличаются высокой экологической пластичностью. Преобладающие жизненные формы – травы и полукустарники. Кустарники, суккуленты, лианы и невысокие деревья встречаются как исключение. Листорасположение очередное, реже супротивное или мутовчатое. Листья простые, без прилистников. Характерный признак семейства – простые соцветия в виде корзинок, напоминающие цветок. Корзинки могут быть собраны в сложные соцветия – щиток или метелку. Каждая корзина имеет снаружи одно – или многорядную обертку, напоминающую чашечку. Обертка образована видоизмененными верхушечными листьями. Ось соцветия уплощена и расширена так, что образует плоское вогнутое или выпуклое, гладкое или ямчатое ложе корзинки. Ложе может быть голым или с пленками, щетинками или волосками, которые представляют собой видоизмененные прицветные листья [слайд 51-52].  Число цветков в корзинке варьирует от сотен и даже тысяч до нескольких. Околоцветник двойной, но типичной чашечки нет. Трубка чашечки вместе с основанием трубки венчика полностью приросла к завязи, а ее свободные лопасти обычно сильно видоизменены. Венчик сростнолепестный из пяти лепестков, четырех основных типов: трубчатый, язычковый, ложноязычковый и воронковидные. Тычинок пять, чередующихся с лепестками, приросших нитями к трубке венчика. Пыльники спаяны в трубку, внутрь которой они открываются продольной щелью. Через пыльниковую трубку проходит пестик. Пестик из двух плодолистиков. Завязь нижняя, одногнездная, с одним семязачатком.

Разнообразие строения и окраски корзинок, в которых компактно собрано множество цветков, обеспечивает привлечение насекомых – опылителей. Плод – семянка. Семена с прямым маслянистым зародышем, практически без эндосперма. Плоды часто снабжены летучкой-хохолком [слайд 53-54]. К данному семейству относится ряд хозяйственно ценных растений: пищевые и кормовые, лекарственные, технические, красильные и декоративные. Некоторые виды – злостные, трудноискореняемые сорняки [слайд 55-63].

Основной вывод: Семейства цветковых растений выделяют по совокупности многих признаков, важнейшими из которых являются особенности строения цветка и плода.

Сообщение учащихся: У1, Подсолнечник когда-то считался священным растением. Разве это не чудо! Солнце на востоке - и соцветия смотрят туда же, солнце на западе и соцветия на запад. Золотое изображение “солнечного цветка” носили на торжественных церемониях.

Когда завоеватели высадились на берегах юга Северной Америки, то на полях увидели необыкновенные желтые цветы. Казалось, что они из чистого золота, а их листья из серебра. Испанцы стали разгребать землю: они думали, что растения растут на золотых россыпях.

Первые семянки были привезены из Мексики в Европу испанцами в 1510 г. и высеяны в Мадридском ботаническом саду. В Россию подсолнечник попал при Петре I из Голландии и долгое время оставался огородным и декоративным растением. К подсолнечнику люди так привыкли, что кажется странным, что до 30-ых годов ХIХ века народ и понятия не имел о подсолнечном масле. В 1829 г. Бокарев - крепостной крестьянин графа Шереметева открыл новое свойство “солнечного цветка”. При помощи примитивного ручного пресса он извлек из семян подсолнечника золотистое вкусное масло. В России подсолнечник превратился из декоративного растения в масличную культуру. Поэтому Россию по праву считают второй родиной подсолнечника.

У2. Я хочу вам рассказать и показать декоративные растения с. Сложноцветные, которые всем хорошо знакомы. Я узнала о них много нового и интересного. Но сначала ответьте на вопроскакой цветок является символом Японии ? Хризантема. История появления хризантем очень длинная. Она насчитывает не одну тысячу лет. С магическим действием цветка связана легенда о происхождении Японии. В Древние времена в Китае правил жестокий император. Ему сообщили, что на одном из ближайших островов растет растение - хризантема, из которого можно приготовить жизненный эликсир. Но сорвать цветок может только человек с чистым сердцем. Император и его придворные были людьми грешными, поэтому на остров они отправили 300 юношей и девушек, которые не вернулись к жестокому императору. Оставшись на острове они основали новое государство. Хризантема - это символ Солнца и Японии. На каждой могиле японского кладбища обязательно стоит стакан из бамбука со свежей хризантемой.

У3.А в древности одуванчик применяли еще и таким образом: когда из глины формировали горшок, в нее добавляли семена одуванчиков. При обжиге семена выгорали и горшках образовывались мельчайшие поры. В таких горшках молоко долго хранилось, и всегда было холодным.

Проверим вашу таблицу.

Вам розданы гербарии различных растений, определите семейство этих растений.





С целью проверки и анализа усвоенных знаний мною был разработан и составлен тест, который был предложен учащимся. Задания данного теста имели следующий список вопросов [слайд 64-70].

1. Клубеньковые бактерии встречаются у растений семейства:

1) мотыльковых; 
2) розоцветных; 
3) сложноцветных; 
4) пасленовых.

2. Плод у одуванчика называется – 

1) зерновка;
2) семянка;
3) орешек;
4) костянка.

3. Цветок состоит из чашечки, образованной четырьмя чашелистиками, венчика, образованного четырьмя свободными лепестками, шести тычинокиз них две коротких и четыре длинные и один пестик. Растения, имеющие такое строение цветка, относятся к семейству:

1) розовых (розоцветных); 
2) паслёновых; 
3) мотыльковых (бобовых); 
4) капустных (крестоцветных). 4. Формулу цветка Ч(5)Л(5)Т(5)П1 имеют цветковые растения семейства: 

1) розовых (розоцветных); 
2) паслёновых; 
3) мотыльковых (бобовых); 
4) капустных (крестоцветных).

5. Чем образованы корневые клубни, и в каком из представленных семейств они встречаются:

1) главным корнем;                                             а) розовых (розоцветных); 
2) боковыми корнями;                                        б) паслёновых; 
3) придаточными корнями;                                в) мотыльковых (бобовых); 
4) подземным стеблем.                                       г) капустных (крестоцветных).



6. Признаки вегетативных органов: стебли часто травянистые лианы, листья перисто-сложные с крупными прилистниками, тройчатосложные; листья могут быть видоизменены в усики. К какому семейству относится растение?

1) розовые (розоцветные); 
2) мотыльковые (бобовые); 
3) мятликовые (злаковые); 
4) капустные (крестоцветные).

7. Соотнесите растение и образующий им плод.

1) Горох                                                  а) Сборный орешек
2) Белена                                                б) Боб
3) Капуста                                              в) Коробочка
4) Шиповник                                         г) Стручок
5) Подсолнечник                                   д) Семянка

8. Назовите семейство, для растений которого характерно только соцветие  кисть:

1) розовые (розоцветные); 
2) мотыльковые (бобовые); 
3) сложноцветные; 
4) капустные (крестоцветные).

9. В каком из названных семейств растений класса двудольных встречаются кормовые и пищевые, а также лекарственные, декоративные и сорные растения.

1) розовые (розоцветные); 
2) мотыльковые (бобовые); 
3) сложноцветные; 
4) капустные (крестоцветные).

10. Назовите растение, а также семейство, которое оно представляет по следующей характеристике: опушенный многолетник с желтыми цветками и многогнездным красным или желтым плодом ягода, широко культивируется как ценное овощное растение. Плоды содержат сахара, органические кислоты, большое количество калия, витаминов Р, С и группы В.

1) картофель;
2) томат;
3) табак;
4) белена.

11. Назовите изображенные соцветия, определите семейство, для которого они характерны, а также к обозначенным частям подбери соответствующие названия из списка: ось соцветия, прицветник, цветоножка, самый молодой и самый старый цветок.

Рисунок 1

Рисунок 2

12. Рассмотрите цветок и обозначьте основные его части. А также напишите формулу этого цветка и название семейства, для растений которого характерно строение такого цветка.

Рисунок 3

Домашнее задание: изучить §25, составить кроссворд