Образовательный портал «Мой университет» - www.moi-universitet.ru
Факультет образования взрослых - www.train2.ru
Рабочий семинар для методистов-модераторов по технологии АМО
Конспект АМО-урока (занятия).
Организационная информация
Авторы урока: Мойбенко Е.И.
Предмет: технология
Класс: 5 класс, обучение в подгруппе (11-13человек)
Продолжительность урока: 45 минут
Методическая информация
Тема урока: Путешествие из страны «Вспоминай-ка» в страну «Изучай-ка»
Автор учебника: Ю.В. Крупская, Н.И. Лебедева, Л.В. Литикова, В.Д. Симоненко
Тип урока: комбинированный урок (четвертый урок в теме: "Основы машиноведения" из 4 уроков, запланированных на изучение данной темы., базовая модель обучения, 70 ч в год, 2 ч в неделю).
Психолого – педагогическая характеристика особенностей класса:
Группа девочек 5 класса включает 11 человек. Из них по итогам года имеют оценки «отлично» - 3, «хорошо» - 8. Класс отмечается учителями школы как «средний». Учащиеся трудолюбивы, не всегда получается правильно выполнить задания, но это из-за недостаточности навыков, а не отсутствия желания (девочки первый год занимаются по предмету). В целом коллектив контактный, дисциплинированный, отзывчивый. Девочки активны и доброжелательны, откликаются на любые предложения, самостоятельны. Большинство - проявляют познавательный интерес, любят участвовать в различных мероприятиях.
Учащиеся 5 класса относятся к среднему школьному возрасту (11-12 лет) в это время происходит дальнейшее физическое и психофизическое развитие, активное развитие головного мозга, неустойчивость умственной работоспособности, повышенная утомляемость, нервно-психическая ранимость, неспособность к длительному сосредоточению, возбудимость, эмоциональность, развитие словесно-логического мышления, умения рассуждать. Познавательная деятельность по-прежнему является ведущей.
По темпераменту группа разноплановая, имеются как холерики, так и сангвиники, флегматики и меланхолики; по своему составу - однородная: имеются дети с высокой мотивацией к обучению – 3 девочки, со средней – 8.
Цели урока:
Установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания, определить типичные недостатки, выявить уровень знаний учащихся, повторить пройденный материал, устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях Создание условий для осознания и осмысления блока новой учебной информации, применения полученных знаний, умений и навыков в практической учебной ситуации (знакомой и новой), проверки уровня усвоения системы знаний и умений. Сформировать у учащихся представление о стачных швах.
Задачи урока:
- образовательные: ознакомить с понятием стачной шов и его видами; с технологией изготовления стачного шва.
- развивающие: создать условия для развития познавательных, речевых, интеллектуальных способностей учащихся; развивать познавательный интерес, логическое мышление, память, воображение.
- воспитательные: способствовать развитию социальной компетенции через воспитание интереса к предмету; воспитывать чувство ответственности за результаты своего труда, воспитывать потребность в практическом использовании знаний.
Формируемые УУД
Познавательные
- самостоятельное выделение и формирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации, применяя методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
- умение структурировать знания;
- умение действовать по образцу при выполнении упражнений и составлении собственных высказываний.
Коммуникативные
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели;
- постановка вопросов - принципиальное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценки действий партнера;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи.
Регулятивные
- целеполагание - постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё не известно;
- планирование - определять последовательность промежуточных целей, с учётом конечного результата;
- контроль – сличение результата действия с эталоном;
- коррекция – внесение необходимых дополнений и изменений в способ действия;
- оценка – осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоить.
Личностные
- сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
- готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
- формирование ценностных отношений друг к другу, к учению, к результатам обучения.
- оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, причины неудач;
- считаться с мнением другого.
Оборудование и наглядные средства обучения: Интерактивная доска, нетбуки, мультимедийная презентация по теме, презентация игры «Самый умный», доска, пазлы с картинками, плакаты с изображением дерева и разных слоев океана, музыкальное сопровождение.
Ход урока.
1. Организационный момент. (инициация). АМО «Подари улыбку»
1 минута.
Цель этапа: Создание положительного эмоционального настроя и мотивации к учению.
Технология проведения: Учитель просит детей улыбнуться соседу по парте.
2. Погружение в тему АМО «Пазл» 2 минуты.
Цель этапа: Обеспечение мотивации обучения и осмысленности процесса обучения .
Технология проведения: Детям предлагается собрать воедино пазл, на каждой части - буква.
Итог: Машина, руки, швы.
Учитель: Девочки, сейчас попробуйте собрать пазл и определить: о чем мы сегодня будем с вами говорить?
3. Определение ожиданий и опасений. АМО «Дерево ожиданий» 2 минуты.
Цель этапа: создание психологически комфортной обстановки, концентрация внимания.
Технология проведения. На доске размещается плакат с макетом дерева, учащимся раздаются шаблоны яблок, на которых они пишут свои ожидания от урока и прикрепляют к дереву. По мере выполнения ожиданий яблоки снимают как «созревшие» в корзинку.
Учитель - А сейчас на шаблонах яблок напишите, пожалуйста, о ваших эмоциях, опасениях и ожиданиях от урока.
4. Закрепление изученного материала. АМО Страна «Вспоминай-ка»
15 минут.
Цель этапа: Концентрация внимания учащихся. Попытка систематизировать имеющиеся знания по изученной на предыдущем уроке теме и дополнить новыми.
Технология проведения. Путешествие из страны «Вспоминай-ка» в страну «Изучай-ка». На пути встречаются три станции «Безопасная», «Умелые ручки», «Зингер». Презентация показывает продвижение паровоза с детьми от одной станции к другой. Чтобы попасть на другую станцию детям предлагается выполнить задание.
Итак, мы отправляемся в путешествие из страны «Вспоминай-ка» в страну «Изучай-ка», но чтобы попасть в страну «Изучай-ка» мы должны выполнить ряд заданий, которые найдем по пути следования нашего паровозика. Нам встретятся три станции «Безопасная», «Умелые ручки», «Зингер». Поехали. Первая станция «Безопасная».
Они обычно для шитья;
И у ежа их видел я;
Бывают на сосне, на елке,
А называются - ? (Иголки)
Первое задание: вспомните ТБ при работе с иглами.
Сосчитать количество иголок и булавок перед началом работы.
Класть все инструменты и приспособления в отведенное для них место.
Надевать наперсток на средний палец руки, чтобы не уколоться при работе.
Не вкалывать иглы и булавки в одежду или ткань, для этого необходимо иметь игольницу.
Не брать иглы и булавки в рот.
Сосчитать количество игл и булавок по окончанию работы. Недостающие найти.
Инструмент бывалый-
Не большой не малый.
У него полно забот,
Он и режет и стрежет. (Ножницы).
Второе задание: вспомните ТБ при работе с ножницами.
Инструменты должны лежать в определенном для них месте.
Ножницы класть справа от себя с замкнутыми кольцами.
Подавать ножницы кольцами вперед с закрытыми лезвиями.
Не резать ножницами на ходу.
Влез на стол он из-под лавки,
Осмотрелся на подставке,
Гибким хвостиком вильнул,
Складки с платьица слизнул. (Утюг).
Молодцы. Следующее задание, вспомните ТБ при работе с утюгом.
Перед работой утюгом следует проверить исправность шнура
Утюг включают и выключают сухими руками, берясь за корпус вилки, а не за шнур
Утюг во время работы ставят на подставку с бортами
Необходимо следить за тем, чтобы подошва утюга не касалась шнура
По окончании влажно-тепловой обработки ткани утюг следует выключить.
На поляне шерстяной
Пляшет тонконожка.
Из-под туфельки стальной
Выползает стежка. (Швейная машина)
Правильно.
И последнее задание: вспомните ТБ при работе на швейной машине.
Сидеть за машиной прямо, слегка наклонив корпус и голову
Проверить исправность машины
Стул должен стоять так, чтобы игла находилась прямо перед вами
Волосы, при работе на машине должны быть собраны на затылке или спрятаны под косынкой
Расстояние между машиной и работающим должно составлять 10-15 см
Все необходимые инструменты должны лежать в специальном ящике, но не платформе
Перед началом шитья на машине в изделии не должно находиться булавок или игл
8. Нельзя близко наклоняться к движущимся частям машинам.
Как вы видите правил много, а соблюдать мы должны их не только на уроке технологии, но и в повседневной жизни для того, чтобы не получить травмы при работе с разными видами инструментов. Я думаю, что вы будете помнить о них и отнесетесь к ним очень серьезно.
Теперь мы можем продолжать наш путь, жители станции «Безопасная» желают нам счастливого пути. Итак, мы прибываем к станции «Умелые ручки». Следующее задание: вспомните терминологию ручных работ. Какие виды ручных работ вы знаете? (сметать, наметать, приметать)
Правильно. А кто мне может объяснить, что обозначают эти слова. Приметать – значит соединить мелкую деталь с крупной, стежками временного назначения. Наметать – временно соединить две детали, наложенная одна на другую прямыми стежками. Сметать – временно соединить две или несколько деталей по намеченным линиям.
Правильно, вы хорошо справились с этим заданием. А теперь задание №2: вспомните терминологию утюжильных работ. Заутюжить, приутюжить, разутюжить, отутюжить. Совершенно верно, а кто мне объяснит значение этих странных слов. Заутюжить – отогнуть припуски на шов, складки в одну сторону и закрепить их в таком положении. Приутюжить – уменьшить толщину шва или края детали. Разутюжить – разложить припуски шва или складки в разные стороны. Отутюжить – удалить замины на готовом изделии.
Вы справились с подготовленными заданиями. Много слов звучало сегодня на нашем уроке, одни мы произносим часто, другие нет. Такие слова притачать, приметать, заутюжить, приутюжить и т.д. мы редко произносим в повседневной жизни. А как вы думаете, кто часто произносит эти слова? Правильно, это люди связанные с пошивом одежды. Действия, которые мы производим с иглой, утюгом, машиной много и для того, чтобы нам не озвучивать каждый раз само действие, существует термин, которым называется это действие, так и короче и понятнее.
Ну, нам пора в путь. Следующая станция «Зингер». Посмотрим, какие задания мы должны выполнить на этой станции. Первое задание: вспомните, кто был автором первой швейной машины, которая стала аналогом современной швейной машины? Правильно это Исаак Зингер.
Шить ручными стежками очень долго это сколько пройдет времени, прежде чем мы сошьем юбку, платье… даже трудно представить. Люди много веков шили ручными стежками и их никогда не оставляла мысль ускорить свою работу. Но только в 19 веке немец, портной по профессии, придумал швейную машину, которая является аналогом современной машины. Первая же машина была деревянной, и вместо иголки был крючок, но и она ускорила труд портных.
А теперь следующее задание: вспомните устройство швейной машины.
Платформа, стойка рукава, рукав, регулятор длины стежка, маховое колесо, ручка, катушечный стержень, нитенапрвитель №1, рычаг подъема лапки, компенсационная пружина, нитепритягиватель, нитенаправитель №2, нитенаправитель №3, игла, лапка.
Правильно, вы хорошо усвоили устройство швейной машины. А для чего нам необходимо знать устройство машины? Чтобы правильно подготовить швейную машину к работе, т.е. заправить.
Инпут (интерактивная лекция). АМО Страна «Изучай-ка» 12 минут.
Цель этапа: Обеспечить практическую деятельность учащихся при изучении основных понятий, связанных со швами, и умения применять знания в быту.
Технология проведения: Путешествие из страны «Вспоминай-ка» в страну «Изучай-ка» продолжается. В презентации показано поэтапное выполнение стачного шва
Но вот мы прибыли в новую для нас с вами страну «Изучай-ка». Что же здесь мы узнаем? А узнаем мы здесь много: познакомимся с одним из видов машинных швов, узнаем область его применения, а также познакомимся с технологией изготовления стачного шва.
А как вы думаете, зачем нам нужно уметь изготавливать швы? (Они очень важны при шитье. С их помощью можно сшить любые вещи или декоративные предметы быта).
На прошлом уроке мы с вами выполняли на швейной машине строчки на ткани.
А как вы думаете, девочки, строчка и шов это одинаковые понятия или нет? ( Нет, это разные вещи). Правильно, строчка машинная или ручная, еще не шов, вот если мы с помощью строчки соединим два куска ткани, то получится шов.
Строчка - это ряд повторяющихся стежков на ткани, а шов - это место соединения двух или нескольких слоев ткани одной строчкой.
А как вы думаете, какая строчка лучше машинная или ручная? (машинная - она прочнее, но обе они имеют свое назначение, и без существования одной не возможно существование другого).
Итак, сегодня мы с вами будем выполнять стачной шов. Что нам сегодня понадобится для работы? (Лоскуты ткани – 6 штук, ножницы, нитки, наперсток и, конечно же, швейная машина). Стачной шов бывает трех видов: стачной взаутюжку, стачной вразутюжку, стачной на ребро. Технология изготовления этих швов одинакова, отличаются они друг от друга только тем, какой прием работы ведется утюгом. Вот именно здесь нам пригодятся знания видов работ с утюгом (терминология ВТО).
Как же изготовить нам машинные швы? Возьмем в руки два лоскутка сложим их лицевыми сторонами внутрь. На одной из сторон на длинной ее части нанесем прямую линию на расстоянии 1 сантиметр от края. Сметаем по линии две детали. А как вы думаете, зачем нам необходимо вначале сметать детали, а лишь потом шить на швейной машине? (Для того, чтобы швы получились ровными и аккуратными и при работе на машине расположенная на ней ткань не скользила и не топорщилась). Правильно. После того как детали у нас сметаны, прострочим или как говорят швеи - стачаем кусочки ткани машинной строчкой. Нитки, используемые при этом, должны быть в тон ткани, чтобы в последующем применении и стирке, вещи не полиняли. Получается самый простой стачной шов. После стачивания шва наметочную нить удаляют: она же временная строчка. Затем нам понадобится утюг – второй помощник портной. Для того чтобы получить шов вразутюжку мы должны поставить носик утюга между двумя срезами шва. Для того, чтобы получить шов взаутюжку, мы должны заутюжить обе стороны шва в одном направлении (вправо), а для того чтобы получить шов на ребро необходимо заутюжить оба среза вначале влево, а затем вправо.
При изготовлении швов мы должны помнить, что швы, изготовленные нами должны быть крепкими и ровными, тогда наша работа будет выглядеть красиво и аккуратно.
6. Проработка содержания темы. АМО «Профессии» 10 минут.
Цель этапа: Структурирование материала, оживление внимания обучающихся. Развитие мотивации, интереса к предмету, коммуникативных, учебно - информационных и учебно - организационных умений.
Технология проведения: класс делится на 3 группы по три-четыре человека. Учитель раздает бейджики на которых указаны профессии. Дети выполняют работу согласно профессиям: швея – будет изготавливать швы на швейной машине; модельер - конструктор будет работать на бумаге, а инженер – технолог - будет работать на компьютере. Задания: первая группа должна выполнить шов на швейной машине, вторая - написать поэтапное изготовление стачного шва на листе бумаге, третья - определить поэтапное изготовление шва и приемы работы на компьютере игра-презентация «Самый умный». После выполнения всех работ группы должны защитить свои проекты. Учитель в конце работы определяет победителей.
Учитель: Все выполнили работу. При каждом правильном задании учащиеся получают жетоны. А теперь давайте посмотрим, у кого же получилось больше всего жетонов. Это группы….. Девочки, так как вы все хорошо работали на уроке, то для всех оценка 5, а у кого больше жетонов, тем жители станций «Безопасная», «Умелые ручки», «Зингер» подготовили подарки.
А теперь давайте вспомним, для чего нам необходим стачной шов?
Где можно встретить стачной шов? Домашнее задание. До свидания.
7. Эмоциональная разрядка. АМО «Радость общения» 2 минуты.
Цель этапа: Снятие напряжения и усталости.
Технология проведения: Учащиеся встают около своих парт. Не сходя с места, нужно дотронуться (рукой, предметом) до как можно большего количества своих соседей со словами «Я рад тебя видеть».
Учитель: Девочки, встаньте пожалуйста. Не сходя с места дотроньтесь (рукой, предметом) до как можно большего количества своих соседей со словами «Я рада тебя видеть».
8. Рефлексия. АМО «Океан знаний» 1 минута.
Цель этапа: Получение эмоциональной и содержательной оценки процесса и результатов обучения.
Технология проведения: Детям предлагается ответить на вопрос «В каком слое воды знаний вы видите себя после изучения данной темы?». Учащиеся размещают на плакате фигурки рыбок, имитирующих их в «океане знаний». Можно попросить ребят прокомментировать (по желанию) свой выбор.
(На доске висит плакат на котором нарисован «Океан знаний» (толщи воды с дном, чем выше, тем светлее должен быть слой воды). Дети для себя дома из цветной бумаги вырезают небольшую рыбку.)
До свидания. Спасибо за урок.
Литература:
Ю.В. Крупская, Н.И. Лебедева, Л.В. Литикова, В.Д. Симоненко — М.: Вентана-Граф, 2010
http://wsyachina.narod.ru/technology/sewing-machine.html
http://www.stihi.ru/2012/05/17/10589