Урок математики в 5 классе
Тема. Степень числа.
Цели:
Изучить новый способ записи произведения, в котором равны все множители.
Ввести понятие степени числа как пятого арифметического действия; названия компонентов степени.
Научить вычислять степень числа, выполнять порядок действий в выражении, содержащем степени.
Развивать вычислительные навыки, логическое мышление, внимание, память учащихся.
Воспитывать интерес к изучению математики.
Формируемые результаты:
Предметные - выполняют действие возведения в степень числа; решают выражения, содержащие степень
Личностные - проявляют интерес к способам решения новых учебных задач.
Метапредметные:
Регулятивные – формируют умение соотносить свои действия с планируемыми результатами.
Познавательные – делают предположения об информации, которая нужна для решения учебной задачи.
Коммуникативные – умеют оформлять мысли в устной и письменной речи с учетом речевых ситуаций.
Оборудование: карточки с примерами для устного счета.
Учебник: Математика: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С.Якир. – М.: Вентана-Граф, 2016.
Ход урока
Организационный момент.
Приветствие учащихся, запись в тетрадях даты и «Классной работы».
Актуализация знаний. Подготовка к восприятию нового материала.
Устный счет «Круговые примеры»
На столах у учащихся карточки с примерами, ответ первого примера является началом следующего.
- В каких выражениях можно одно действие заменить другим? Запишите эти выражения в тетрадь. (Записывают выражения в тетрадь, объясняют решение).
- А теперь попробуйте заменить другим действием следующие выражения:
4*4*4=
3*3*3*3=
(Учащиеся предлагают заменить произведениями 4*3 и 3*4, но после вычислений у них получаются разные ответы: 4*3=12, 4*4*4=64, 3*4=12, а 3*3*3*3=81. Возникает проблема, как записать произведение нескольких равных множителей).
Постановка цели и задач урока.
- Сегодня на уроке вы научитесь выполнять еще одну замену. Сформулируйте цели и задачи урока.
IV. Изучение нового материала.
4*4*4= 43
- Такие записи называют степенью числа и читают: «четыре в третьей степени» или «третья степень числа 4». При этом число 4 называют основанием степени, а число 3 – показателем степени.
Рассмотрим еще примеры:
3*3*3*3*3=35
5*5*5=53
10*10=102
- Запишем общую формулу:
ап, а – основание степени, п –показатель степени.
- Основание – это число, которое умножают несколько раз, а показатель – число, которое показывает, сколько раз нужно умножить а.
- Вторую степень числа называют квадратом числа, а третью степень – кубом числа.
(Учащиеся находят это правило в учебнике, отмечают).
- Показатель степени может быть равен единице, но его обычно не пишут, например,
21=2, 171=17.
- Возведение числа в степень – это пятое арифметическое действие.
Запомните! Если в числовое выражение входит степень, то сначала выполняют возведение в степень, а потом – остальные действия.(Находят в учебнике правило, отмечают).
-Записывают примеры в тетрадь:
5*22=5*4=20
422 : 14 – 42 * 6 =
V.Первичное закрепление материала.
1. Устно: № 548.
2. Письменно: № 550, 552(1,4)
VI. Обобщение по уроку.
VII. Рефлексия.
- На уроке я узнал…
- Мне было легко…
- Показалось трудным…
VIII. Домашнее задание.
§20, правила выучить, №551, 553.