СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме "Строение и жизнедеятельность бактерий"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок биологии в 5-м классе по теме "Строение и жизнедеятельность бактерий"

Цель урока: сформировать представление о бактериях; обратить внимание на особенности строения и жизнедеятельности бактерий.

Урок разработан по программе В.В.Пасечника (учебник Пасечник В.В. Биология. Бактерии, грибы, растения. М.:Дрофа, 2014.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока Строение и жизнедеятельность бактерий»

Урок биологии в 5-м классе

по теме "Строение и жизнедеятельность бактерий"


Цель урока: сформировать представление о бактериях; обратить внимание на особенности строения и жизнедеятельности бактерий.


Задачи:

Обучающая: познакомить обучающихся с особенностями строения и жизнедеятельности бактерий;

Развивающая: формировать умения и навыки работать с научной литературой, формулировать и решать проблемы;

Воспитательная: развивать творческие и коммуникативные способности обучающихся.


Ход урока

Вступительное слово учителя:

Около 5 млрд. лет назад на Земле было пустынно. Над пустынными просторами без конца и без края ползли низкие зеленые (от избытка хлора в воздухе) тучи и почти не переставая, лили горячие дожди. Неделями, месяцами, годами заливали они равнины, пологие холмы и дымившиеся сопки вулканов. Из края в край гулял по Земле ветер, встречая на своем пути только камень. В разводьях туч изредка появлялось мутное, зеленоватое солнце. Оно отражалось в мелких озерах-морях, которые можно было бы перейти вброд. Только некому было ни ходить, ни летать, ни ползать - ничего живого не было на Земле, опаленной, темной, с ядовито-кислой водой, с ядовитым воздухом. И долго еще планета была безжизненной и пустынной. Миллионы и миллионы лет прошли, прежде чем в раннем докембрии, около 3,5-3,8 млрд. лет назад, появились бактерии, а затем и сине-зеленые водоросли, производительницы свободного кислорода.


Итак, они появились… Бактерии господствовали на Земле около 2 миллионов лет прежде, чем появились другие организмы. Пройдя такой длинный эволюционный путь, они до сих пор являются процветающей группой организмов. В настоящее время их можно встретить практически везде. Даже там, где другие живые организмы выжить не могут. Их находят в струях гейзеров с температурой около 105° С, в вечной мерзлоте Арктики, где они пробыли 2-3 млн лет. В океане, на глубине 11 км; на высоте 41 км в атмосфере; в недрах земной коры на глубине в несколько километров.


Бактерии прекрасно себя чувствуют в воде, охлаждающей ядерные реакторы; остаются жизнеспособными, получив дозу радиации, в 10 тыс. раз превышающую смертельную для человека. Они выдерживали двухнедельное пребывание в глубоком вакууме; не погибали в открытом космосе, помещённые туда на 18 ч, под смертоносным воздействием солнечной радиации. Бактерии освоили все сферы жизни (водную, наземно-воздушную, почву, организмы других животных), и живут в организмах растений и животных.


I. Постановка познавательных задач:

Почему бактерии, являясь одними из древних на Земле, пройдя длинный эволюционный путь, широко распространены и существуют наряду с высокоорганизованными организмами?

Возможно ли существование современной биосферы и человека в ней без бактерий?


II. Решение познавательных задач.


Учитель: Как вы думаете, сколько живых организмов находится сейчас в нашем кабинете?

(Учащиеся считают друг друга, растения. Догадываются о микробах, которые тоже присутствуют в помещении.)


Учитель: Сколько бактерий находится в кабинете? Почему нельзя назвать их точное количество?

(Учащиеся объясняют, что бактерии являются невидимыми, в связи с тем, что имеют микроскопическое строение.)


  1. Познакомимся со строением бактерий.

Бактерии – это примитивные одноклеточные организмы, имеющие микроскопические размеры. Давайте познакомимся с их строением.

Величина бактерий измеряется в микрометрах (мкм). (1 мкм. равен 10-6м.). Средние размеры бактериальной клетки от 0,1 до 28 мкм.

Бактериальная клетка окружена плотной оболочкой, благодаря которой она сохраняет постоянную форму. Прочность оболочке придает муреин, который характерен только для бактерий и не встречается в растительных и животных клетках. В цитоплазме располагается ядерное вещество, так как оформленного ядра у бактерий нет.

Многие бактерии подвижны, и эта подвижность обусловлена наличием у них одного или нескольких жгутиков. Жгутик может вращаться со скоростью 3000 об/мин. Скорость высокая, если сравнивать со скоростью передвижения человека. Человек, передвигаясь с такой скоростью, проходил бы за час 20-30 км, а не 4-5.


(Задание в рабочих тетрадях №2. Подписать основные органоиды бактериальной клетки.)


  1. Беседа о многообразии формы бактериальных клеток.

(Задание в рабочих тетрадях №1. Подписать название форм бактерий)


  1. Рассмотрим особенности жизнедеятельности бактерий.


Дыхание у бактерий осуществляется следующими способами: с использованием кислорода воздуха (аэробное) и с использованием кислорода, полученного посредством расщепления веществ (анаэробное) и которым кислород воздуха не нужен. Значит, бактерий по типу дыхания мы можем разделить бактерии на два типа: аэробы и анаэробы.


Способы питания бактерий столь же разнообразны, как и условия их жизни. Пожалуй, нет такого органического вещества, которое не подошло бы в пищу тем или иным бактериям. Большинство бактерий питаются готовыми органическими веществами. Лишь некоторые из них, такие как цианобактерии, или сине-зеленые водоросли могут питаться в процессе фотосинтеза (фототрофы). Некоторые бактерии питаются такими “малосъедобными” веществами, как аммиак, соединения железа, серы, сурьмы. Они получают необходимую энергию для процессов жизнедеятельности, окисляя неорганические вещества (хемотрофы). Бактерии, питающиеся готовыми органическими веществами можно поделить на две группы: сапротрофы, паразиты.

(Задание в рабочих тетрадях №5)


Размножаются бактерии простым делением надвое. Каждые 20 мин в благоприятных условиях количество некоторых бактерий может удваиваться. Если, например, в организм человека попала всего одна такая бактерия, то через 12 ч их может стать уже несколько миллиардов. При такой скорости размножения потомство от одной бактерии за 5 суток может образовать массу, которая может заполнить за 5 суток все моря и океаны. Но этого не происходит. Как вы думаете почему? Оказывается большинство бактерий погибает под действием солнечного света, высушивании, недостатке пищи, нагревании, под действием дезинфицирующих средств. На этом основаны и методы борьбы с бактериями.


В неблагоприятных условиях (при недостатке пищи, влаги, резких изменениях температуры) цитоплазма бактериальной клетки, сжимаясь, отходит от материнской оболочки, округляется и образует внутри нее на своей поверхности новую, более плотную оболочку. Такую бактериальную клетку называют спорой. Споры некоторых бактерий сохраняются очень долго в самых неблагоприятных условиях. Они выдерживают высушивание, жару и мороз, не сразу погибают даже в кипящей воде. Споры легко разносятся ветром, водой и т. д. Их много в воздухе и почве. В благоприятных условиях спора прорастает и становится жизнедеятельной бактерией. Споры бактерий – это приспособление к выживанию в неблагоприятных условиях. (Задание в рабочих тетрадях №6)




III. Формулирование выводов по уроку.

Учитель: А теперь давайте с вами вспомним вопросы, на которые мы попытались с вами дать сегодня ответы.

1. Почему бактерии широко распространены и существуют наряду с высокоорганизованными организмами?

Ответ:

а) большая скорость размножения в благоприятных условиях

б) образование спор как способ переживания неблагоприятных условий

2. Возможно ли существование современной биосферы и человека в ней без бактерий?

Ответ:

Жизнь без бактерий на Земле не возможна.

а) бактерии явились первыми земледельцами, сыграли ключевую роль в создании почвы и дали возможность растениям и животным освоить сушу.

б) бактерии разлагают органические вещества до минеральных, способствуя круговороту веществ.


IV. Закрепление выполнение заданий №3 и 4 в рабочих тетрадях.


V. Подведение итогов урока, выставление оценок.

Просмотр содержимого документа
«сам. работа по теме Строение и жизнедеятельность бактерий»

Самостоятельная работа по теме «Строение и жизнедеятельность бактерий»

Задание: выберите правильный вариант ответа.

1. Какая группа организмов самая древняя на нашей планете?

а) растения б) грибы в) лишайники г) бактерии.

2. Бактерии — это представители:

а) эукариотов б) прокариотов в) эфемероидов г) склерофитов.

3. Как называются бактерии, для жизни которых не нужен кислород?

а) анаэробы б) аэробы в) эфемероиды г) склерофиты.

4. Как называются бактерии, для жизни которых необходим кислород?

а) аэробы б) анаэробы в) ксерофиты г) суккуленты.

5. Как называются округлые бактерии?

а) бациллы б) кокки в) спириллы г) вибрионы.

6. Как называется дополнительный защитный слой слизи?

а) капсула б) оболочка в) слизь г) щетинки.

7. Как называются бактерии, живущие внутри другого организма и вызывающие заболевания?

а) цианобактерии б) сапрофиты в) симбионты г) паразиты.

8. Какая часть клетки бактерии придает ей форму, выполняет защитную опорную функции?

а) клеточная оболочка б) клеточная мембрана

в) клеточная стенка г) эпидерма.

9. Как называются бактерии, имеющие форму палочки?

а) бациллы б) вибрионы в) спириллы г) кокки.

10. Как называются бактерии, питающиеся готовыми органическими веществами?

а) гетеротрофы б) кокки в) автотрофы г) вибрионы.



Просмотр содержимого презентации
«Строение и жизнедеятельность бактерий»

сформировать представление о бактериях; обратить внимание на особенности строения и жизнедеятельности бактерий.

сформировать представление о бактериях; обратить внимание на особенности строения и жизнедеятельности бактерий.

Клетки бактерий очень малы.
  • Клетки бактерий очень малы.
Бактерии по способу дыхания  Аэробные  (в процессе дыхания используют кислород для окисления органических вещества)  Анаэробные (разлагают органические вещества без участия кислорода)

Бактерии по способу дыхания

Аэробные

(в процессе дыхания

используют кислород

для окисления органических вещества)

Анаэробные

(разлагают органические вещества без участия кислорода)

ГЕТЕРОТРОФЫ (питаются готовыми органическими веществами)  АВТОТРОФЫ (способны синтезировать органические вещества из неорганических)

ГЕТЕРОТРОФЫ

(питаются готовыми

органическими

веществами)

АВТОТРОФЫ

(способны

синтезировать

органические вещества

из

неорганических)

Гетеротрофы подразделяются на три группы САПРОФИТЫ бактерии, которые питаются органическими веществами отмерших организмов (молочно-кислые бактерии, бактерии гниения) ПАРАЗИТЫ бактерии, которые питаются органическими веществами живых организмов (менингококки, гонококки) СИМБИОНТЫ тесное сожительство бактерий с живыми  организмами, приносящее пользу друг другу (клубеньковые бактерии на корнях бобовых)

Гетеротрофы подразделяются на три группы

САПРОФИТЫ

бактерии, которые

питаются органическими

веществами отмерших

организмов

(молочно-кислые

бактерии,

бактерии гниения)

ПАРАЗИТЫ

бактерии, которые

питаются

органическими

веществами живых

организмов

(менингококки,

гонококки)

СИМБИОНТЫ

тесное сожительство

бактерий с живыми

организмами,

приносящее пользу

друг другу

(клубеньковые бактерии

на корнях бобовых)

Клетки бактерий при благоприятных условиях очень быстро размножаются, делясь надвое. Если клетка удваивается каждые пол часа, то за сутки она способна дать 281474976710656 потомков. А некоторые бактерии способны размножаться еще быстрее.

Клетки бактерий при благоприятных условиях очень быстро размножаются, делясь надвое. Если клетка удваивается каждые пол часа, то за сутки она способна дать 281474976710656 потомков. А некоторые бактерии способны размножаться еще быстрее.

Например, быстрое размножение молочнокислых бактерий в молоке приводит к тому, что оно скисает за считанные часы.

Например, быстрое размножение молочнокислых бактерий в молоке приводит к тому, что оно скисает за считанные часы.

Быстрое размножение паразитических бактерий в организме человека приводит к тому, что простудное заболевание развивается меньше, чем за день.

Быстрое размножение паразитических бактерий в организме человека приводит к тому, что простудное заболевание развивается меньше, чем за день.

При неблагоприятных условиях, например, при недостатке воды, многие бактерии переходят в состояние покоя. Клетка теряет воду, несколько сморщивается и остается в состоянии покоя до тех пор, пока снова не появится вода. Некоторые виды переживают периоды засухи, жары или холода в форме спор. Образование спор у бактерий - это не способ размножения, а приспособление к выживанию в неблагоприятных условиях.

При неблагоприятных условиях, например, при недостатке воды, многие бактерии переходят в состояние покоя. Клетка теряет воду, несколько сморщивается и остается в состоянии покоя до тех пор, пока снова не появится вода. Некоторые виды переживают периоды засухи, жары или холода в форме спор. Образование спор у бактерий - это не способ размножения, а приспособление к выживанию в неблагоприятных условиях.

Холерный вибрион до 2 дней Чумная палочка до 8 дней Палочка дифтерии до 30 дней Палочка тифа до 70 дней Туберкулезная палочка до 90 дней Палочка стафилококка до 90 дней
  • Холерный вибрион до 2 дней
  • Чумная палочка до 8 дней
  • Палочка дифтерии до 30 дней
  • Палочка тифа до 70 дней
  • Туберкулезная палочка до 90 дней
  • Палочка стафилококка до 90 дней
Почему бактерии широко распространены и существуют наряду с высокоорганизованными организмами? Возможно ли существование современной биосферы и человека в ней без бактерий?
  • Почему бактерии широко распространены и существуют наряду с высокоорганизованными организмами?
  • Возможно ли существование современной биосферы и человека в ней без бактерий?
Параграф 11 выучить особенности; Доделать задания в рабочей тетради
  • Параграф 11 выучить особенности;
  • Доделать задания в рабочей тетради