Тема:Возникновение земледелия и скотоводства
Цели: дать представление о возникновении земледелия и скотоводства, новых орудиях труда первобытных людей и новых коллективах; охарактеризовать последствия возникновения новых занятий для жизни первобытных людей;
Планируемые результаты:
предметные: овладевать целостными представлениями об историческом пути народов; работать с исторической картой, анализировать и обобщать ее данные; вычинить закономерности изменений в социально-хозяйственной жизни людей с появлением земледелия и скотоводства; расширять опыт оценочной деятельности;
метапредметные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответгствии с задачами и условиями коммуникации; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; давать определения понятий; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
личностные УУД: обрести мотивацию к изучению нового материала; осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений; осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения задач.
Оборудование: проектор; мультимедийная презентация.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Ход урока
Организационный момент
Мотивационно-целевой этап
Конец ледникового периода. Люди заселили Северную Европу, Америку и Австралию. Берингов пролив тогда представлял собой перешеек. По нему-то первобытные жители Сибири и проникли в Америку.
Преодолевая неширокие проливы между островами Индийского океана, пришельцы из Азии высаживались на австралийском берегу.
(Учитель сообщает о том, что 13 тыс. лет назад на Земле наступило значительное потепление, ледник таял и отступал на север.)
Но для начала проверим домашнее задание.
Проверка домашнего задания
Как и почему возникли религиозные верования?
Как и кем впервые была обнаружена пещерная живопись?
Что изображали первобытные художники?
Что им служило красками, и как изготавливали кисти?
Итак, эволюция человека — это процесс его развития. (в тетради)
Вспомните и назовите основные орудия труда древних людей. Объясните, в чем заключалась их эволюция.
А как эволюционировало общество древних людей? Попробуйте изобразить этот процесс графически.
(Составление схемы.)
Доска:
Родовая община
Человеческое стадо
40 тыс. лет назад
2 млн. лет назад
— Как вы считаете, остановится ли человек в своем развитии? Тема урока: «Возникновение земледелия и скотоводства». (Показывает презентацию.)
План урока
Мотыжное земледелие.
Приручение животных.
Родовые общины и племя.
Проблемные вопросы. Почему на определенном этапе развития человеческого общества возникли скотоводство и земледелие?
Работа по теме урока
Мотыжное земледелие
Представьте себе, что вы перенеслись на 10 тыс. лет назад и оказались в древнем родовом поселке. Дома здесь сделаны из глины, перемешанной с рубленой соломой диким ячменём и пшеницей. Поселение окружено каменной оградой. Рядом озеро, а вокруг деревья и кустарники.
Жители поселка охотились на диких козлов, свиней, оленей и ловили рыбу. Когда мужчины уходили на охоту, женщины занимались собирательством. Они срезали колосья дикого ячменя и пшеницы ножами, сделанными из мелких и острых кремневых пластинок, вставленных в кость или рог. Это были древнейшие серпы. Женщины приносили злаки в поселок и растирали на зернотерках, состоявших из двух плоских камней.
Представьте картину. Женщины возвращаются с поля, где они срезали колоски дикой пшеницы. Одна из них запнулась о лежащий камень и упала, рассыпав на землю собранные зерна. Встав, она собрала их, но часть не заметила. Вскоре прошел дождь, и зерно проросло.
Итак, они поняли, что зерно, брошенное в землю, прорастает, дает колос, срезав который можно получить много зерен. Так возникло земледелие. Постепенно люди овладели культурой возделывания земли.
Работая с текстом п. 1 § 4, опишите процесс выращивания урожая и дайте характеристику орудий труда, которые использовались в то время.
Как возникло земледелие?
Какое преимущество получили наши предки с его появлением?
(Ученики приходят к следующим выводам.)
Земледелие зародилось в Азии и возникло из собирательства.
Земледелие обеспечивало человека постоянной растительной пищей, в первую очередь зерновыми культурами.
(Составляется схема)
собирательство
земледелие
2) Приручение животных
Издавна рядом с поселками людей селились дикие животные, особенно часто можно было видеть собак. Они любили рыться в помойных ямах, питались отбросами, которые выкидывали люди, предупреждали лаем о приближении других хищников.
- Как вы думаете, какую пользу собака могла принести человеку?
Действительно, часто на охоте люди замечали, что вместе с ними раненого зверя преследуют дикие собаки. Иногда они раньше человека настигали обессиленное животное. Подбежавшие охотники его добивали, разделывали тушу, а выброшенные внутренности пожирали собаки. Так собака стала первым домашним животным.
Теперь, отправляясь на охоту, жители поселка брали с собой собак. Те могли найти логово дикой свиньи, охотники убивали зверя, а маленьких поросят приносили живыми в поселок. Благодаря луку и стрелам у людей стало больше мяса, поэтому не было необходимости съедать поросят сразу. Их стали держать за оградой. Также поступали с пойманными козлятами. Молодняк подрастал. Живя около людей, животные привыкали к ним. Постепенно человек приручил и одомашнил свинью, козу, овцу и корову. Так возникло скотоводство.
— Внимательно изучите предложенную схему и ответьте, почему именно в таком порядке происходило приручение животных.
кошка, осёл
свинья, коза
петух
овца
собака
корова
лошадь
2 тыс. лет назад
3 тыс. лет назад
4.5 тыс. лет назад
7 тыс. лет назад
8 тыс. лет назад
9 тыс. лет назад
10 тыс. лет назад
Таким образом, процесс приручения животных зависел от освоения человеком мест их обитания и целей, с которыми он использовал этих животных.
(Ученики приходят к следующим выводам.)
Выводы, сделанные учениками:
Скотоводство возникло из охоты.
Скотоводство обеспечивало постоянное воспроизводство животных в домашних условиях и стабильное потребление человеком животных продуктов: мяса, молока, шерсти и т. д.
(Составляется схема.)
скотоводство
охота
От хозяйства присваивающего наши предки перешли к хозяйству производящему. (в тетрадь)
При производящем хозяйстве человек сам производил все, что было необходимо ему для жизни. Сюда относятся земледелие и скотоводство.
Родовые общины и племя
Переход к земледелию и скотоводству позволил первобытным людям вести оседлый образ жизни, что привело к увеличению численности родовых общин. Ведь вести такое хозяйство было нелегко, требовалось немало: расчистить каменным топором поле для посева, разрыхлить землю деревянной мотыгой, убрать созревший урожай костяным серпом. Люди не могли справиться в одиночку, такой труд был под силу только большому коллективу. Родовые общины становились все более сплоченными.
Несколько родовых общин, живших в одной местности, составляли племя. (в тетради)
Подведение итогов.
Домашнее задание
§4 Раб. тетрадь зад. 13-14