СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме: "Возникновение земледелия и скотоводства"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока "Возникновение земледелия и скотоводства" дать представление о возникновении земледелия и скотоводства, новых орудиях труда первобытных людей и новых коллективах; охарактеризовать последствия возникновения новых занятий для жизни первобытных людей.

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме: "Возникновение земледелия и скотоводства"»

Тема:Возникновение земледелия и скотоводства

Цели: дать представление о возникновении земледелия и скотоводства, новых орудиях труда первобытных людей и новых коллективах; охарактеризовать последствия возникновения новых занятий для жизни первобытных людей;

Планируемые результаты:

предметные: овладевать целост­ными представлениями об историческом пути народов; работать с исторической картой, анализировать и обобщать ее данные; вы­чинить закономерности изменений в социально-хозяйственной жизни людей с появлением земледелия и скотоводства; расширять опыт оценочной деятельности;

метапредметные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; опре­делять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответгствии с задачами и условиями коммуникации; самостоятель­но обнаруживать и формулировать учебную проблему; выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; давать определения понятий; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

лич­ностные УУД: обрести мотивацию к изучению нового материала; осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений; осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения задач.

Оборудование: проектор; мультимедийная презентация.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Мотивационно-целевой этап

Конец ледникового периода. Люди заселили Северную Ев­ропу, Америку и Австралию. Берингов пролив тогда представлял собой перешеек. По нему-то первобытные жители Сибири и проникли в Америку.

Преодолевая неширокие проливы между островами Индий­ского океана, пришельцы из Азии высаживались на австралий­ском берегу.

(Учитель сообщает о том, что 13 тыс. лет назад на Земле насту­пило значительное потепление, ледник таял и отступал на север.)

  • Изменились ли наши предки? Что нового они научились делать? Обсудим эти вопросы на нашем уроке.

Но для начала проверим домашнее задание.

  1. Проверка домашнего задания

  • Как и почему возникли религиозные верования?

  • Как и кем впервые была обнаружена пещерная живопись?

  • Что изображали первобытные художники?

  • Что им служило красками, и как изготавливали кисти?

Итак, эволюция человека это процесс его развития. (в тетради)

  • Вспомните и назовите основные орудия труда древних лю­дей. Объясните, в чем заключалась их эволюция.

  • А как эволюционировало общество древних людей? Попро­буйте изобразить этот процесс графически.

(Составление схемы.)

Доска:

Родовая община

Человеческое стадо



40 тыс. лет назад

2 млн. лет назад





— Как вы считаете, остановится ли человек в своем развитии? Тема урока: «Возникновение земледелия и скотоводства». (Показывает презентацию.)

План урока

    1. Мотыжное земледелие.

    2. Приручение животных.

    3. Родовые общины и племя.

Проблемные вопросы. Почему на определенном этапе развития человеческого общества возникли скотоводство и земледелие?

  1. Работа по теме урока


  1. Мотыжное земледелие

Представьте себе, что вы перенеслись на 10 тыс. лет назад и оказались в древнем родовом поселке. Дома здесь сделаны из глины, перемешанной с рубленой соломой диким ячменём и пшеницей. Поселение окружено каменной оградой. Рядом озе­ро, а вокруг деревья и кустарники.

Жители поселка охотились на диких козлов, свиней, оленей и ловили рыбу. Когда мужчины уходили на охоту, женщины за­нимались собирательством. Они срезали колосья дикого ячменя и пшеницы ножами, сделанными из мелких и острых кремневых пластинок, вставленных в кость или рог. Это были древнейшие серпы. Женщины приносили злаки в поселок и растирали на зер­нотерках, состоявших из двух плоских камней.

Представьте картину. Женщины возвращаются с поля, где они срезали колоски дикой пшеницы. Одна из них запнулась о лежа­щий камень и упала, рассыпав на землю собранные зерна. Встав, она собрала их, но часть не заметила. Вскоре прошел дождь, и зер­но проросло.

  • Какой вывод могли сделать наши наблюдательные предки?

Итак, они поняли, что зерно, брошенное в землю, прорастает, дает колос, срезав который можно получить много зерен. Так возникло земледелие. Постепенно люди овладели культурой воз­делывания земли.

  • Работая с текстом п. 1 § 4, опишите процесс выращивания урожая и дайте характеристику орудий труда, которые ис­пользовались в то время.

  • Как возникло земледелие?

  • Какое преимущество получили наши предки с его появле­нием?

(Ученики приходят к следующим выводам.)

    1. Земледелие зародилось в Азии и возникло из собиратель­ства.

    2. Земледелие обеспечивало человека постоянной раститель­ной пищей, в первую очередь зерновыми культурами.

(Составляется схема)

собирательство

земледелие





2) Приручение животных

Издавна рядом с поселками людей селились дикие животные, особенно часто можно было видеть собак. Они любили рыться в помойных ямах, питались отбросами, которые выкидывали люди, предупреждали лаем о приближении других хищников.

- Как вы думаете, какую пользу собака могла принести чело­веку?

Действительно, часто на охоте люди замечали, что вместе с ними раненого зверя преследуют дикие собаки. Иногда они раньше человека настигали обессиленное животное. Подбежав­шие охотники его добивали, разделывали тушу, а выброшенные внутренности пожирали собаки. Так собака стала первым домаш­ним животным.

Теперь, отправляясь на охоту, жители поселка брали с со­бой собак. Те могли найти логово дикой свиньи, охотники уби­вали зверя, а маленьких поросят приносили живыми в поселок. Благодаря луку и стрелам у людей стало больше мяса, поэтому не было необходимости съедать поросят сразу. Их стали держать за оградой. Также поступали с пойманными козлятами. Молод­няк подрастал. Живя около людей, животные привыкали к ним. Постепенно человек приручил и одомашнил свинью, козу, овцу и корову. Так возникло скотоводство.

— Внимательно изучите предложенную схему и ответьте, почему именно в таком порядке происходило приручение животных.

кошка, осёл

свинья, коза

петух

овца

собака

корова

лошадь





2 тыс. лет назад



3 тыс. лет назад



4.5 тыс. лет назад



7 тыс. лет назад



8 тыс. лет назад



9 тыс. лет назад



10 тыс. лет назад










Таким образом, процесс приручения животных зависел от освоения человеком мест их обитания и целей, с которыми он использовал этих животных.

  • Как возникло скотоводство?

  • Какую роль оно сыграло в жизни людей?

(Ученики приходят к следующим выводам.)

Выводы, сделанные учениками:

    1. Скотоводство возникло из охоты.

    2. Скотоводство обеспечивало постоянное воспроизводство животных в домашних условиях и стабильное потребление чело­веком животных продуктов: мяса, молока, шерсти и т. д.

(Составляется схема.)

скотоводство

охота







От хозяйства присваивающего наши предки перешли к хозяй­ству производящему. (в тетрадь)

При производящем хозяйстве человек сам производил все, что было необходимо ему для жизни. Сюда относятся земледелие и скотоводство.

  1. Родовые общины и племя

Переход к земледелию и скотоводству позволил первобытным людям вести оседлый образ жизни, что привело к увеличению численности родовых общин. Ведь вести такое хозяйство было нелегко, требовалось немало: расчистить каменным топором поле для посева, разрыхлить землю деревянной мотыгой, убрать созревший урожай костяным серпом. Люди не могли справиться в одиночку, такой труд был под силу только большому коллективу. Родовые общины становились все более сплоченными.

Несколько родовых общин, живших в одной местности, составляли племя. (в тетради)

  1. Подведение итогов.

Домашнее задание

§4 Раб. тетрадь зад. 13-14